• Преподавателю
  • География
  • Педагогическая программа: Тема: Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии

Педагогическая программа: Тема: Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Под самостоятельностью познавательной деятельности понимается способность человека ориентироваться в новой ситуации, самому видеть и ставить проблемы, находить подход к их решению»

Г.А. Буткин

Тема: Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии.

Цель:

Повышение качества географической подготовки учащихся.

Задачи:

1. Обучить приемам познавательной самостоятельной деятельности.

2. Научить ставить задачи и находить возможные пути их решения,

извлекать знания из источников самостоятельно.

3. Развивать умения сосредотачиваться, концентрировать внимание,

отстаивать свои позиции.

Гипотеза: Только самостоятельная познавательная деятельность развивает интерес к изучаемому предмету, зная состав действий приема, ученик может самостоятельно применить его в решении новых задач, формирует прочные знания.

Обоснование:

Опыт работы показывает, что при изучении предмета у школьников формируются умения, но они не отличаются большой прочностью. Главный недостаток их в том, что учащиеся затрудняются применять умения в измененных, по сравнению с обучающимися, задачах, т.е. умения не становятся средством самостоятельного приобретения новых знаний. В результате у учащихся падает интерес к изучаемой науке. Учебное время на уроке используется нерационально. В отличие от этого процесс формирования умений и навыков на основе приемов учебной работы требует осознания учащимися действий, составляющих прием, закрепления ходе выполнения системы усложняющихся заданий и обучения переносу приема на новое содержание. Умение, сформированное на основе приема учебной работы, приобретает новое качество: учащийся, зная состав действий приема, может самостоятельно применить его в новых задачах.

В результате работы над данной программой должна сформироваться творческая личность, которая должна обладать следующими качествами:

- умение поставить творческую (достойную) цель и подчинить свою деятельность ее содержанию;

- умение планировать и самоконтролировать свою деятельность;

- высокая работоспособность;

- умение находить и решать проблемы, составляющие основу цели;

- умение защищать свои убеждения.

Содержание программы:

Познавательная самостоятельная деятельность у учащихся развивается тогда, когда их обучают самостоятельному добыванию знаний. Достичь этого можно с помощью целенаправленного формирования у них приемов учебной работы.

Группы приемов учебной работы:

  1. Учебно-организационные (планирование своей работы, режим, самоконтроль)

  2. Приемы учебной работы по источникам знаний:

- чтение, анализ и сопоставление географических карт;

- работа с текстом (учебник, дополнительная литература);

- использование различных иллюстраций;

- работа с Интернет ресурсами.

Для усвоения и самостоятельного приобретения знаний по физической географии учащимся проходится очень редко использовать источники знаний отдельно, чаще - в разных сочетаниях, в зависимости от поставленной задачи.

Каждый новый источник знаний должен быть сначала объектом изучения, и у учащихся вырабатывается прием «вычитывания» его географического содержания.

В содержании физической географии можно выделить три основные группы знаний:

Группы знаний

Приемы учебной работы

1

Картографо-топографические знания (карта - объект изучения)

- ориентирование

- картометрические знания

- пользование условными знаками

- характеристика карт

- сравнение картографических объектов, наложение карт

2

Знания о единичных объектах и явлениях

- составление описания или физико-географической характеристики объекта (территории) по плану

- оценка хозяйственного значения, определение путей охраны и рационального использования

- разностороннее изучение объекта (территории)

- изучение объектов и явлений в природе

- сравнение, обобщение, создание образа местности

3

Физико-географические понятия

- раскрытие содержания географических понятий;

-


Этапы формирования приемов учебной деятельности:

1 этап - введение приема. Учащиеся должны осознать состав приема т.е. систему действий, выполняемых в определенной последовательности. Четкое понимание значения приема. Учащиеся должны познакомиться со всеми источниками знаний приемами работы с ними. Состав приема учебной работы дается в форме правила, инструкции, плана-инструкции.

2 этап - закрепление приема путем выполнения заданий. На вторам этапе необходимо учить ученика быть самостоятельным, активным, уметь ориентироваться в новой ситуации. Данный этап предупреждает формальное заучивание, заставляет учащихся активизировать внимание и самостоятельно выполнить задание, используя карту и текст учебника. Задания должны быть посильными, рассчитаны на самостоятельность и творческий поход.

3 этап - заключительный. Усвоенные приемы используются самостоятельно на протяжении всего курса.

Уровни познавательной самостоятельности учащихся:

Первый уровень - учащиеся самостоятельно выполняют задание по образцу под руководством учителя. Самостоятельность учащихся проявляется в том, что они впервые выполняют действия в определенной последовательности, впервые обращаются к новому типу заданий.

Умственное напряжение, активность мышления и действий при этом проявляются в том, что учащийся должен активизировать знания о составе приема и применить его в действиях, требуемых условием задания. Обычно первый уровень самостоятельности соответствует закреплению приема учебной работы на первом этапе эго формирования.

Второй уровень - учащиеся самостоятельно осуществляют перенос приема на новую задачу. Мышление и действия учащихся на втором уровне самостоятельности активизируется благодаря тому, что возникает противоречие между тем, что знает и умеет учащийся, и новизной в условиях задания.

Третий уровень самостоятельности в познавательной деятельности учащихся характеризуется творческим походом к использованию ранее усвоенных приемов учебной работы. Получив задание, ученик начинает искать пути решения, конструируя новые примы. Деятельность учащихся на третьем уровне - полностью самостоятельно - поисковая.


Действия учителя:


  1. Изучение методической литературы учителем.

  2. Разработка системы заданий для каждого этапа.

  3. Создание условий оптимальной организации деятельности учащихся по усвоению приемов.

  4. Использование учителем при изучении нового материала разнообразных методов обучения.

Прогнозируемые результаты:


  1. У учащегося появляется уверенность в том, что он сможет самостоятельно приобрести знания, пользуясь различными источниками.

  2. Появляется стимул в изучении предмета.

  3. Развивается познавательный интерес к географии.

  4. Формируется мыслительные процессы (анализ, абстракция, обобщение и т.д.), ОУУН.

  5. Формируются прочные знания по предмету.

Примерные критерии оценки уровня развития познавательной самостоятельной деятельности учащихся

Неудовлетворительный

Испытывает затруднения при выполнении заданий, требуется постоянная помощь учителя.

Удовлетворительный

Испытывает частичные затруднения при выполнении заданий, требуется помощь учителя.

Хороший

Задания выполняет самостоятельно, иногда требуется помощь учителя.

Высокий

Задания выполняет самостоятельно. Ученик самостоятельно конструирует новые приемы.











Литература

1. Баринова И.И. «Развитие самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии», Москва «Просвещение» 2000.

2. Бухвалов В.А. «Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества.», Москва «Педагогический поиск», 2006.

3. Коринская В.А. «География материков и океанов» 7 класс, Москва «Дрофа 2008.

4. Крылова О.В. «Методическое пособие по географии материков и океанов», Москва «Просвещение» 1997.










© 2010-2022