Арктика - фасад России. конспект классного часа презентация прилагается

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд 1

Есть на Земле такое место, где нет времени.
Там в одну точку сплетены все часовые пояса.
Меридианы вморожены в лёд зерном семени.
На горизонте сияния северного горит полоса.
Там в году всего один день и одна только ночь.
Там живут лишь тюлени, пингвины и чайки.
Всем остальным такой климат не превозмочь,-
Холод Арктики- Северной снежной хозяйки.
Тема классного часа «Арктика - фасад России»

Слайд 2

В учебнике географии мы прочтем «Арктика - единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами».

Слайд 3

Мы попытаемся показать Арктику иной и предлагаем совершить заочное путешествие в Музей Арктики В Санкт-Петербурге и музее Ивана Дмитриевича Папанина в местечке Борок нашего района.

Слайд 4. Музей Арктики был открыт для посетителей 8 января 1937 г., однако решение о его создании было принято значительно раньше. Уже в 1920-х годах в связи с активным исследованием Арктики многие видные полярники и ученые выступали с предложениями об организации постоянно действующего полярного музея.

Слайд 5 (3)

Входим в первый зал «ПРИРОДА АРКТИКИ»

Центральное место в экспозиции отдела занимает макет "Арктика", который представляет собой часть глобуса с рельефной картой северного полушария до параллели 60° в масштабе 1:1 500 000. Макет создан на основе картографических материалов академика Ю.М. Шокальского в 1936 г.

Экскурсовод приводит интересные факты об Арктике:

- площадь Арктики внушительна - 27 млн кв км.!!! (площадь России - 17,1 млн кв км.);

- Самое первое письменное свидетельство об исследовании Арктики датируется IV в. до н.э., когда грек Пифей совершил плавание в страну Туле, которая, по всей вероятности, была расположена далеко за полярным кругом.

- между прочим на территорию Арктики претендуют 5 государств (ведь территория материка богата полезными ископаемыми: нефтью и газом),

- ну и конечно же здесь самое прекрасное и удивительное полярное сияние.

Слайд 6

Уникальными художественными произведениями являются диорамы "Птичий базар",

Слайд 7"Лежбище моржей", "

Слайд 8 (2)"Тундра летом",

Слайд 9 (2)"Ледник Шокальского на Новой Земле",

Слайд 10(3)"Пролив Маточкин Шар", выполненные в 1935-1936 гг. авторами Платуновым и Цыпалиным.

Слайд 11 В этом же зале - чучело огромного белого медведя под стеклом,

Слайд 12 (3)чучело волка,

Слайд 13 песца.

Слайд 14 Следующая экспозиция «ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОСВОЕНИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ»

Экспозиция отдела посвящена истории арктического мореплавания с XVI в. до настоящего времени, освоению Северного морского пути, а также научным исследованиям советских и российских ученых в Арктике.

Слайд 15 Открывает экспозицию фрагмент наружной обшивки и часть форштевня древнего коча, а также реконструированная одежда полярных мореходов XVI-XVII веков.

Слайд 16 (3) Диорама "Мангазея" рассказывает об одном из самых крупных торгово-ремесленных и промысловых центров на крайнем северо-востоке средневековой Руси. Морские походы в Мангазею занимают видное место в истории русской арктической культуры.

Слайд 17 (2)

Особое место в экспозиции отдела занимает штурвал и нактоуз (магнитный судовой компас) первого в мире арктического ледокола "Ермак", созданного в 1899 г. по чертежам вице-адмирала С. О. Макарова.

Слайд 18 (2)

Комплексное изучение и освоение Арктики началось в 1920-е-1930-е годы. В 1932 г. ледокольный пароход "А. Сибиряков" впервые прошел Северным морским путем за одну навигацию, показав тем самым возможность его коммерческой эксплуатации.

Слайд 19 (6)

Значительное место в экспозиции отведено Челюскинской эпопее 1933-1934 гг. Полярные летчики, принявшие участие в спасении челюскинцев со льдов Чукотского моря, стали первыми Героями Советского Союза.

Слайд 20 (2)

Первым экспонатом музея является настоящий самолет-амфибия "Ш-2" конструкции инженера В. Б. Шаврова, построенный в 1931 г. в Ленинграде и использовавшийся для ведения ледовой разведки в Арктике в 1930-1960-е гг.

Слайд 21

В 1937 году самолет, пилотируемый Михаилом Водопьяновым, приземлился на северном полюсе. Советские летчики изумили весь мир. Но изумление было еще больше, когда летчики улетели, а четыре человека остались.

Начальником экспедиции был назначен волевой и решительный человек Папанин Иван Дмитриевич. Под его руководством на льдине работали: геофизик Федоров Евгений Константинович, гидролог Ширшов Петр Петрович, радист Кренкель Эрнест Теодорович. Кстати, в группе был и пятый член команды, но пес по кличке Веселый отличался весьма независимым нравом.

Слайд 22. (2)

Готовясь к экспедиции, Папанин взялся за переделку оборудования и конструирования нового. Он писал: «Без освещения - никуда. Брать батарею тяжело. Мазут и бензин необходим. Нужен ветряк. Единственный минус - тяжел. 200кг. Ленинградские мастера поставили рекорд - создали ветряк весом 54 кг».

Слайд 23 (4)

Была разработана уникальная палатка, способная выдержать температуру - 50*. Алюминиевый каркас» одевался» парусиной, а затем чехлом из двух слоев гагачьего пуха. Сверху слой брезента и черного шелкового чехла. Высота «домика» 2 метра, ширина 2,5 м, длина - 3,7м. Весил домик 170 кг. Внутри помещался столик, рация и две двухъярусные кровати. Продукты для полярников были разработаны инженерами общественного питания. В наборы входили продукты быстрого приготовления (сублимированные) высококалорийные и витаминизированное.

Слайд 24 (2)

274 дня работая в самых суровых климатических условиях, папанинцы собрали богатейший научный материал и сделали ряд значимых открытий. Объем научных дневников составил 52 килограмма тетрадей!

Приполярные океанические глубины считались необитаемыми. Первая же сетка, поднятая с глубины 1000м, кишила молюсками, медузами, рачками, окрашенные в яркие цвета. Полярные области густо заселены разными животными. Зато, другая гипотеза о существовании в Ледовитом океане мощного атлантического течения, полностью подтвердилась.

Гидролог Ширшов впервые исследовал и изучил влияние этого теплого глубинного течения на климат Северного Ледовитого бассейна. Геофизик Федоров в свою очередь провел тысячи замеров метеорологического характера и развенчал теорию о существовании в Арктике постоянного антициклона.

Благодаря радиостанциям, собранным в Центральной радиолаборатории Ленинграда, радист Кренкель поддерживал постоянную, круглосуточную связь с Большой землей. Его подробные радиограммы ложились в основу статей и заметок, расходившихся из Москвы по всему миру. Радиосвязь Кренкеля помогла осуществить беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку самолетам В. П. Чкалова и М. М. Громова летом 1937-го года.

Слайд 25 (1)

За время дрейфа огромная (3 на 5 км.) льдина сократилась до критических размеров, и в середине февраля 1938-го года Папанин был вынужден просить помощи у Большой земли в эвакуации станции. Самолеты на расколотую и хрупкую льдину уже сесть не могли, и на помощь папанинцам были высланы ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман».

Слайд 26 (6)

На несколько минут перенесемся из Санкт- Петербурга в местечко Борок нашего района.

Приехав однажды в эти места, поохотится, здесь Иван Дмитриевич Папанин и остался. Построил дом. Его быт был скромным. Но благодаря его усилиям в Борке на базе биологической станции был создан институт биологии внутренних вод. Строились научные корпуса, жилые дома, центр культуры. Благодаря Ивана Дмитриевича Папанина, поселок Борок заселился образованными и культурными людьми. 2007 год был объявлен Международным полярным годом. Не были забыты первые, кто проводил исследования на дрейфующей станции. В 2007 году был открыт памятник И. Д. Папанину на центральной площади Борка.

Слайд 27

И вновь Санкт-Петербург, музей Арктики.

В экспозиции отдела представлены подлинные предметы дрейфующих станций - одежда, бытовые вещи полярников, научные приборы.

Слайд 28

Привлекают внимание модели первого в мире атомного ледокола "Ленин", созданного рабочими Адмиралтейского завода в Ленинграде в 1959 г., и атомного ледокола "Арктика", в 1977 г. впервые в истории совершившего плавание к точке географического Северного полюса.

Слайд 29

Большой интерес представляют экспонаты, относящиеся к первому в истории авиации трансарктическому перелету Москва-Северный полюс-Сиэтл на самолете АНТ-25, пилотируемом В. Чкаловым, Г. Байдуковым и А. Беляковым,

Слайд 30

и высокоширотному дрейфу ледокольного парохода "Г. Седов" (1938-1940 гг.). Летом 1937 года разнообразные гидрографические и океанографические исследования в море Лаптевых выполняли три ледокольных парохода - «Садко», «Г. Седов» и «Малыгин». Первая зимовка во льдах, прошла вполне благополучно. Наступила вторая зимовка среди дрейфующих льдов. Скоро для «Г. Седова» и седовцев наступили дни тяжких испытаний, дни напряженной борьбы с грозными разбушевавшимися силами полярной стихии.

26 сентября «Г. Седов» едва не стал жертвой ледового сжатия. Во второй половине дня, когда как будто ничто не предвещало бедствия, «Г. Седов», неподвижно стоявший среди окружающих его льдов, неожиданно вздрогнул и сильно накренился на правый борт. Отливное отверстие холодильника оказалось под водой, и через него внутрь судна хлынула вода. За одной аварией последовала другая. Мелькнула мысль - не начать ли перегрузку аварийного запаса на лед? Но бросить корабль - значило наверняка обречь его на гибель. И седовцы работали с еще большей энергией. Чтобы спасти корабль, механик С. Д. Токарев и машинист Н. С. Шарыпов решили спуститься за борт в ледяную воду и попробовать заделать отливное отверстие, которое ушло под воду метра на полтора. Спустив за борт резиновую шлюпку, они, по очереди ныряя в воду, старались забить отверстие паклей и тряпками. Люди быстро коченели, ноги и руки переставали их слушаться, но все же после 20 минут тяжелой работы приток воды уменьшился. Пользуясь ручной помпой, экипаж стал откачивать воду... А еще через несколько часов в одном из котлов были подняты пары, и заработала мощная паровая помпа; вода быстро пошла на убыль, судно стало постепенно выпрямляться. 12 ноября «Г. Седов» снова подвергся сильнейшему сжатию.

Всего за осенние месяцы 1938 года «Г. Седов» испытал 51 сжатие. Но несмотря на все трудности, седовцы не прекращали научной работы: В часы, когда льды не беспокоили их, седовцы устраивали «домашние» концерты или выполняли, как их шутя называли, «сверхпрограммные» дела - изобретали различные осветительные и отопительные приборы и т. п.

Слайд 31

Выставка «Культура Севера» посвящена хозяйству и культуре народов Крайнего Севера. На ней представлены национальные костюмы, традиционные предметы прикладного искусства, предметы быта, а также скульптура, живопись, акварель и графика художественной мастерской Института народов Севера. Символические скульптуры «Тайга молчит», «Тяга к знаниям»

В конце нашей экскурсии предлагаю посмотреть видео о музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге.



© 2010-2022