Статья Работа с одаренными детьми на уроках и во внеклассной работе по географии (6-11 класс)

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с одаренными детьми на уроках и во внеклассной работе по географии

Дранишникова Галина Леонидовна

учитель географии МБОУ «СОШ №5» г. Абакана

«Одаренность - есть проявление творческого потенциала человека»

А.М. Матюшкин

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Чтобы повысить интерес к географии активизировать школьников перед собой я ставлю следующие задачи:

  1. Выявить одаренных детей, обладающих высокой мотивацией к обучению в географии.

  2. Спланировать индивидуальную работу с одаренными, которые проявляют повышенный интерес к предмету.

Но единой общепринятой концепции одаренности нет. Одаренные дети - дети опережающие сверстников в развитии. Я выявляю одаренных обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности применяю следующие методы и формы работы такие как: Наблюдения

  1. Диалог

  2. Беседы

  3. Тестирование

  4. Консультации

Так как одаренность ребенка не бывает дана от природы в готовом виде, а в большей степени зависит от окружающей среды и от характера его деятельности, поэтому я провожу целенаправленную работу, начиная с 6-ого класса, по выявлению к развитию различных видов детской одаренности по следующим направлениям:

  1. Вовлекаю школьников в деятельность по интересам;

  2. Организую олимпиады, соревнования, конкурсы;

  3. Самастоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;

  4. Обучаю творческим методам работы;

  5. Обучаю пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;

  6. Поощряю высокие, нестандартные и содержащие новые идеи резальтатов.

Для работы с одаренными детьми у меня есть перспективная программа, где широко отражена самостоятельная работа, запланированы индивидуальные занятия (работа с картой, учебником, энциклопедиями, со справочниками, с дополнительной литературой разных видов, консультации, подготовка к ЕГЭ, олимпиадам, конкурсам, НОУ).

Основным направлением работы с одаренными является воспитание социально-активной личности, способной к продолжению самообразованию, ориентирующейся в обширном потоке информации. География, на мой взгляд,- это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания всех предметов школьного курса.

Школьники не одинаковы, способности их различаются. Учитывая это, я не работаю на среднего школьника, так как знаю, что это приведет к снижению знаний, будет затормаживать способности детей и приведет к угасанию интереса к предмету. На уроках и во внеурочной деятельности, создаю психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности.

В МОУ «СОШ №5» изучают географию 177 школьников, из них на «4» и «5» учатся 103 школьника. Обучающиеся имеют в основном второй уровень обучемости и лишь 32 школьника учатся на «5».

При обучении географии использую определенные педагогические технологии один из них метод традиционного обучения (объяснительно-иллюстративный).

Прошли такие уроки как 7 кл. КВН, 8-9 кл. Экскурсии в Вершино-Тейский краеведческий музей, 10-11 кл. на телестудию г. Абакана, СШГЭС.

Посетили выставки «100 лучших товаров России», «Птицы и рыбы мира».

Встречи с интересными людьми (с Южной геологической экспедиции, со строителем БАМА).

Такая как информационная технология помогает собрать информацию ознакомиться, сделать анализ и обобщить факты. Так итогом данной работы явился Информационный проект «Снежный покров микрорайона Полярный».

Это тема заинтересовала школьников старшего и среднего звена. После выбранной темы начался сбор информацию о снеге (о снежинках, сбор загадок, сказок, песен, замер снега и о значении снежного покрова). Группа одаренных школьников с этой темой выступала не только на уроках в 6-х - 11-х классах, но и школьном и городском НОУ, на Кызласовских чтениях, где стали победителями. Из наблюдений я выявила, что информационная технология ориентирует не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых знаний.

Применяю такую технологию как проблемное обучение. Она развивает творческое мышление, интеллектуальные способности через решение проблем школьники ориентируются на углубление излагаемого материала.

Например, 9 кл. Тема: «Нефтяная промышленность».

Проблема.

№1. Как оценить уменьшение добычи нефти в России?

а) отрицательно - Россия теряет свои позиции крупного экспортера, лишается значительной части вамоты;

б) положительно - экономится ценный невозобновимый ресурс?

Необходимо решить проблему:

№2. Российский металл - очень дорогой. Его цены выше мировых на 20-40%. Как решить проблему?

Проблемное обучение предполагает создание проблемной ситуации на уроках. Формирую проблему, школьники анализируют условия, выдвигают гипотезы, определяют план решения, анализируют результаты. Учитель оказывает помощь в анализе проблем, помогает избежать ошибок и найти способы самоконтроля.

Вызывает интерес у школьников. Технология Исследовательский проект, где например, 9 кл. тема: «Железные дороги Сибири».

Класс разделился на группы во главе каждой группы одаренный школьник (т.е. лидер группы). Эта технология ориентирована на творческую самореализацию. Ставим цели:

  1. Показать значение ж.д. в Сибири, в том числе и в Хакасии.

  2. Выявить с какими трудностями встречались строители железных дорог.

  3. Какие перспективы в будущем этих ж. д..

Учитель подсказывает источники информации, направляет школьников для самостоятельного поиска. Лидеры в группах вместе с членами группы начинают собирать материал и пишут рефераты, научные статьи. Чтобы вызвать интерс к данной теме с обучающимися посетили ж. д. музей, встретились со строителями БАМА, провели анкетирование с жителями микрорайона, посетили музей в Кошурникова. Каждая группа защищала свой проект. Использовала возможности мультимедиа. Приготовили слайдовую презентацию и выявили новые проблемы, значение и перспективы развития ж. д. Сибири. Лидер-победитель одной из групп подключил к сбору информации не только однокассников в группе, но и родителей и соседей. Он стал победителем в этом проекте на уроке, победителем школьной, городской краеведческой научно-практической конференции. Это результат кропотливой работы в течение длительного периода.

Я провела такой Реферативно-описательный проект в 7 классе. Атлантический океан. Использовала социальные проекты, бизнес-план, предпринимательство. Школьники, когда выбирают тему независимо от типа проекта, работают по этапам: (возглавляют одаренные школьники)

  1. Выбор темы

  2. Выделение подтем в теме проекта

  3. Формирование творческих групп

  4. Подготовка материалов к исследованию (задание для команд, отбор литературы)

  5. Оформление результатов

  6. Презентация

Для того чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, школьник должен научиться принимать самостоятельные и осмысленные решения. Для этого подходит технология критического мышления. Покажу на примере 8 класса тема: «Вода, самый ценный минерал на Земле».

Педагогические условия, в которых реализуется:

  1. Активная позиция одаренных школьников.

  2. Учитель-дирижер и участник образовательного процесса.

Какие задачи решает данный урок:

  1. Развитие у одаренных школьников умения выделять главное в прочитанном материале, проводить сравнения, анализировать ответы одноклассников;

  2. Развитие способностей коммуникативного общения, работы в парах, группах;

  3. Развитие умения слушать и слышать то, о чем идет речь на уроке;

  4. Развитие эстетического и нравственного отношения к воде.

  5. Развитие конструктивного, рационального мышления одаренных обучающихся.

Для реализации замысла урока помогает мне технология критического мышления, основу которой составляет базовая модель трех стадий:

Вызов - осмысления - рефлексия

На стадии вызова в сознании одаренных происходит процесс активизации имеющихся знаний и представлений о воде (в 6-7-х классах).

Использовала такой прием как мозговая атака и стратегия решения проблем о воде заранее давала опережающее задание. Роль воды в природе и жизни человека. Как вода может меняться по составу и почему. Какую воду мы пьем, что влияет на качество воды?

Показать многообразие внутренних вод, об их тесной связи с другими компонентами природы стихийные явления, связанные с водой на этой стадии я рекомендовала использовать материал СМИ, анализ воды «Водоканала» работа с учебником, картами, материал интернета.

На стадии осмысления школьники вступают в контакт сновой информацией, систематизирует сведения, соотносят их с собственными знаниями.

Стадия рефлексия - размышление. Характеризуется целостным осмыслением присвоения и обобщением полученной информации, выработкой собственного отношения к воде, что состав воды во многом зависит от самого человека. Большое значение имеет подборка картин, загадок песен, музыкальное сопровождение, все это способствует развитию эстетического, экологического нравственного отношения к природе осознанию себя частью природы.

Урок строится на основе профилактики утомления, исключения перегрузки, отрицательно влияющей на их здоровье. В связи с этим на уроке часто меняю виды деятельности.

Лидер-победитель выступал на школьном городском НОУ, на Кызласовских и Катановских чтениях был победителем.

Такая технология позволяет развивать интеллектуальные способности, готовит их к предметным олимпиадам, на НОУ, решает проблемные ситуации.

Школьники свои знания по географии применяют в экологическом отряде, который работает летом в пришкольном лагере. Ежегодно проводим акцию «Чистый берег».

Прививаю устойчивый интерес к географии через использование игровых технологий. Игра ценна личной самореализацией.

Познание + увлечение + самовыражение + общение+ развлечение = интеллект

6-8 классы это веселые и познавательные конкурсы: «Правда, не правда», «меткий Робин Гуд» и др.

9 класс: «Следствие ведут эрудиты».

10-11 классы: «Мозаика стран», «Мозговорот». Полиглот. Занимательная география. «Мелькают города и страны», «Знаешь ли ты, что…». Теоретические туры, практические «Выставка личных достижений». Именно игра позволяет мне увидеть заинтересованного ребенка и стимулировать его развитие, в дальнйшем помогая максимально проявиться его возможностям.

Так как в современных условиях процес обучения должен быть ориентирован на поиск путей творческой самореализации личности, то актуальной является технология личностно ориентированного обучения.

В ее основу положены идеи раскрытия возможности максимального развития одаренного школьника. Технология личностно-ориентированного обучения предполагает, что любое новое знание опирается на субъективный опыт каждого ученика, на его интересы, склонности, индивидуально значимые ценности. Ученик как носитель субъективного личностно-значимого для него опыта должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать все, что сообщает учитель. Педагог в ходе занятия выслушивает любое высказывание учеников, обсуждаются все детские версии в равноправном диалоге. Каждый ребенок должен быть услышан. В результате коллективного обсуждения учитель согласовывает опыт ученика с научным содержанием задаваемых знаний. Поощряется стремление находить свой способ деятельности, анализировать способы работы других учащихся и выделять наиболее рациональные из них.

Привожу примеры.

Слайдовая презентация.

Итак, наиболее адекватная форма воспитания одаренных детей - обращаться с ними как с таковыми и в то же время учитель усиливает в них стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений. Важно, чтобы развитие и воспитание оживляло и поддерживало чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.


Литература

1. Сборник нормативных документов. География / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007. - 100, [1] с.

2. Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства: моногр. / М. И. Ситникова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 320 с.

3. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя/ А. В. Хуторской. - М.:ВЛАДОС, 2000. - 320с.

4. it-n.ru/communities

- периодическая печать:

5. Афанасьева Т. Нестандартные дети/ Т. Афанасьева// Воспитание школьников 2001. - №8. - С.4-10

6. Бабаева Ю.Д. Одаренность детей и подростков в области новых информационных технологий / Ю. Д. Бабаева //Одаренный ребенок.-2013. - С. 4-23


© 2010-2022