Конспект урока: Государственная территория. Границы

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА УРОКА: Государственная территория. Границы.

Административно - территориальное устройство

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. сформировать представление о государственной территории, государственной границе России;

  2. активизировать знания учащихся из курса истории по освоению территории России;

  3. продолжить формирование навыков работы с картой.

Методы и формы обучения: эвристическая беседа с использованием опорных межпредметных связей с историей; составление краткого конспекта в ходе беседы.

Тип урока: изучение нового материала

Учебно-наглядный комплекс: физическая карта страны, политическая карта мира

Термины и понятия: государственная территория

На доске: государственная территория - воздушное пространство, территориальные воды, поверхность суши, недра под поверхностью суши, недра под территориальными водами.

ХОД УРОКА

  1. Проверка знаний учащихся по теме «Географическое положение»

Цель: проверить при помощи тестовых заданий качество усвоения материала.

Тест

  1. Какова площадь России?

а) 20 млн. кв. км б) 17,1 млн.кв. км

в) 22,4 млн. кв. км г) 15 млн. кв. км

2. Крайняя северная островная точка России.

а) м. Челюскин б) м. Флигели

в) м. Дежнева г) м. Нордкап

3. С какой страной Россия имеет только морскую границу?

а) США б) Китай

в) Норвегия г) Финляндия

4. С каким государством граница проходит по реке Уссури?

а) Монголия б) Китай

в) КНДР г) Казахстан

5. Самую длинную границу Россия имеет с государством

а) Монголия б) Финляндия

в) Украина г) Казахстан

6. Россия пересекается

а) экватором б) северным тропиком

в) северным полярным кругом г) нулевым меридианом

7. Морские границы России по сравнению с сухопутными имеют протяженность

а) большую б) равную

в) меньшую г) значительно меньшую

8. Наличие климатических областей внутри климатических поясов объясняется большой протяженностью России в направлении

а) с севера на юг б) с запада на восток

3.Изучение нового материала

Цель: сформировать представление о государственной границе и государственной территории, об изменчивости во времени.

- Что такое государственная территория?

- Прочитайте определение с. 22

- Как изменяется государственная территория с течением времени?

- В результате чего происходит изменение территории страны?

- Найдите на с.23 слова В. О. Ключевского об истории формирования государственной территории.

Чтение и составление конспекта по теме «Формирование и освоение государственной территории России».

9 - 12 века:

Верхняя Волга, междуречье Оки и Волги - восточные славяне.

Формирование княжеств - Суздальское. Рязанское. Тверское.

Формирование Московского княжества, возвышение его над другими княжествами в борьбе с монголо-татарами и выгодным географическим положением.

Движение русских на север, монастырская колонизация на островах Белого моря и побережье Северного Ледовитого океана.

Южная колонизация, освоение «Дикого поля»

Юго-восточная цивилизация, присоединение Поволжья

16 век:

Освоение Сибири, выход к Тихому океану.

17 век:

Западное направление, присоединение восточной Украины.

1703 год

Выход России к Балтийскому морю - строительство Санкт-Петербурга.

18 век:

Присоединение Предкавказья, Северного Казахстана, побережья Черного и Азовского морей

19 век:

Присоединение Финляндии, Кавказа, Казахстана, Средней Азии.

1861 год

Переселение в Сибирь, на Дальний Восток

20 век:

Выход их состава России Польши, Финляндии, стран Балтии

1922 год

Образование СССР

1991 год Распад СССР и образование России и новых независимых государств

3.Работа с картой

Цель: формировать навык работы с картой.

1) Работа с картами атласа 2 - 10

2) Анализ карты с 25

- Какое направление колонизации отражает присоединение Самары, Казани, Тюмени? ( Юго-восточное)

- В какой период истории государственная территория России была наибольшей? (В период существования СССР)

- Назовите самые старые города Сибири. (Тюмень, Тобольск, Магадан, Енисейск, Красноярск, Якутск, Охотск, Нижнеколымск)

- Какова причина изменения западных и северо-западных границ России? (После первой и второй мировых войн)

- Назовите самые древние города России. (Смоленск, Новгород, Владимир, Рязань, Тверь, Псков, Москва, Астрахань, Саратов, Самара, Казань, Уфа)

- С какими историческими процессами связано изменение государственной территории? (С освоением и присоединением новых земель, с окончанием войн, со сменой политического строя)

4. Домашнее задание

Цель: разъяснить содержание домашнего задания.

Прочитать параграф 5, письменно ответить на вопрос:

- Какие современные суверенные государства являлись с Россией единой государственной территорией?


© 2010-2022