Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения в Республике Казахстан

Исследования, проведенные в результате обучения населения, с целью развития потребности защиты окружающей среды, показали, что люди, получившие экологические знания в процессе неформального или формального образования, более информированы и восприимчивы к окружающей среде.[4]Главной целью, преследуемой вузами в процессе организации экологического образования, является создание условий для систематической и последовательной работы по изучению студентами экологических знаний, а также воспитание сп...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жанадилов Амангельды Юртаевич

Государственный университет имени Шакарима города Семей

Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения в Республике Казахстан

Сегодня особенно актуальна роль экологического образования и воспитания, как основы новой нравственности и опоры, для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.[3].

В Государственном университете имени Шакарима на кафедре «Экологии и защиты окружающей среды» реализуются все эти формы. Определяя систему экологической подготовки учителя, мы ставим конечной целью формирование специалиста, способного к деятельности, удовлетворяющей потребности общества в оптимизации природной среды.[1]. В структуре деятельности учителя по отношению к природе, на наш взгляд, правильны три варианта функционирования системы «учитель - природная среда». 1. Учитель взаимодействует с природой непосредственно. Деятельность учителя: использование природы в целях укрепления здоровья, удовлетворения духовных и материальных потребностей (природопользование); охрана и улучшение природной среды. 2. Учитель взаимодействует с природной средой посредством учеников. Преобладающая деятельность учителя - экологическое образование и воспитание школьников. 3. Учитель взаимодействует с природой через других (кроме учеников) лиц, родителей, общественные группы. Преобладающая деятельность - экологическое просвещение населения.

В целом следует считать, что в Казахстане созданы базовые законодательные условия, но на практике многие из запланированных мероприятий пока не реализованы. Одной из причин этой проблемы, является то, что вопросам экологического образования и воспитания, не отдается должного приоритета, в рамках общей системы образования.[2] С другой стороны, в сфере экологического образования, отсутствуют единые концептуальные научно-методологические подходы, существует разная трактовка его сущности, содержания, что приводит к фрагментарности, эпизодичности, оторванности экологического образования, от общей системы подготовки специалистов. Согласно данной концепции приоритетным направлением модернизации экологического образования является формирование нового мировоззрения, современного мышления, ориентированных на организацию научно-обоснованной системы действий по гармонизации взаимоотношений общества и окружающей среды. [3]

В соответствии с этим содержание экологического образования должно обеспечить следующие ступени:

  • первой ступени (семейное и дошкольное воспитание) - формирование первоначальных навыков поведения в природе, умение видеть красоту природы и элементарные знания о ней, вести здоровый образ жизни, экологическую культуру и т.д.;

  • второй ступени (экологическое образование в общеобразовательной школе, начальных и средних профессиональных учебных заведениях) - формирование знаний о целостной организации жизни на планете Земля; усвоение, накопление и умение, использование первичных экологических знаний; ответственное отношение к окружающей среде; система интеллектуальных способностей.

  • ступени высшего образования (направление общей экологической подготовки в вузах) - подготовка эрудированных специалистов с высоким потенциалом, имеющих знания об устройстве мира, об основах устойчивого развития, владеющих умениями и навыками практических действий.

  • ступени высшего профессионального экологического образования - организация процесса обучения, обеспечивающего профессиональную компетентность в области экологии, охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Исследования, проведенные в результате обучения населения, с целью развития потребности защиты окружающей среды, показали, что люди, получившие экологические знания в процессе неформального или формального образования, более информированы и восприимчивы к окружающей среде.[4] Главной целью, преследуемой вузами в процессе организации экологического образования, является создание условий для систематической и последовательной работы по изучению студентами экологических знаний, а также воспитание специалистов в области природоохранной деятельности. Построение системы экологического образования осуществляется с учетом экологического, социально-экономического, культурного принципов.

Литература.

1. Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года №212. «Казахстанская правда» от 23 января 2007г. №12 (25257)

2.Информационно - аналитический Центр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан. Алматы, 2010.

3.Национальная стратегия план действий по устойчивому развитию Казахстана, ЦАГИ,2011.

4.Назаренко В.М. Будущее экологического образования: некоторые предположения // Экология и жизнь - 1997 - 2-3.- С. 22-29.

© 2010-2022