Урок по теме Её величество-вода. docx

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок учителя биологии и географии Игнатьевой Елены Николаевны, МБОУ «Шихазанская СОШ им. М. Сеспеля»

Урок «Ее величество - Вода»

Цель: обобщение знания учащихся о том, что вода - это уникальное природное соединение.

Задачи:

1)расширить знания учащихся о широком распространении воды в природе, ее свойствах, значении и охране воды;

2) активировать познавательную деятельность, развитие умений и навыков, необходимых для групповой работы, умения анализировать ответы учащихся, выделять главное, самостоятельно работать на уроке; сделать урок сотворчеством учителя и ученика;

3)активизировать эмоциональную сферу личности учащихся; развитие познавательного интереса к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, физическая карта полушарий.

I . Активизация познавательной деятельности

Учитель: Здравствуйте, ребята! Любите ли вы отгадывать загадки? Предлагаю вам отгадать загадки:

На дворе горой, а в избе водой (снег).

Рассыпался горох на семьдесят дорог.

Никто его не подбирает: ни царь, ни царица, ни красна девица (град).

Седой дедушка у ворот всем глаза заволок (туман).

Я вода, да по воде и плаваю (льдина).

Кто сильнее всех на свете, что в руках не удержать? Что в решете не унесешь? Что в гору не выкатить? (вода).

- О каком веществе шла речь в загадках?

- О чем будет наш сегодняшний урок, как вы думаете?

Сегодня наш урок посвящен воде и называется «Ее величество -Вода»

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами попробуем больше узнать о воде, познакомимся с ее свойствами, открываем тетради, в которых записываем дату и тему урока «Ее величество - вода».

Эпиграф урока:

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое...».

(французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери)

Вода - чудо природы. Ведь чудо - это явление, непонятное человеческому разуму. Между тем о природе воды наука знает сейчас достаточно. Но говорим же мы «чудо искусств», «чудо техника»! эти чудеса созданы руками человека. Вода - чудо, созданное природой, а весь облик нашей планеты - чудо, созданное водой, так как наша Земля дочь Солнца и Воды. Я сказала, что наука знает о воде достаточно. А что знают о ней люди не причастные к науке?

Докажите, что вода действительно «Чудо природы». Скажите о ней несколько необычных слов, примеры народной мудрости.

Сообщение учеников из каждой группы

Где кончается вода, там кончается и земля.

Символ жизни на Земле - вода!

Была бы водица, жизнь - зародиться

«Вода - кровь земли».

Учитель: действительно, некоторые люди называют воду «кровью земли». Именно из-за воды не раз проливалась настоящая кровь. В дореволюционной Армении жители одного селения перехватили воду горного ручья и отвели ее на свои поля. Когда крестьяне соседнего села обнаружили, что у них исчезла вода, то пошли с кольями и вилами в руках на тех, кто отвел ручей.

В годы Великой Отечественной войны наши моряки - десантники заняли небольшой клочок земли на Керченском полуострове в Крыму. А колодец с пресной водой находился между советскими моряками и фашистскими захватчиками. Стоял зной. Людей мучила жажда. Среди краснофлотцев было много раненых. И тогда отважная девушка-моряк Катюша Михайлова встала во весь рост и, взяв ведро, на виду у противника направилась к колодцу. И ни одного выстрела не раздалось с той стороны, пока девушка-воин, набрав ведро воды, тихо шла к своим, боясь расплескать хотя бы каплю драгоценной влаги. Ее подвиг удивил даже врагов.

«Распространение воды в природе».

Учитель: каким образом с помощью диаграмм показать количество воды на поверхности земного шара, в теле человека, в растениях?

Составление диаграмм в группах Диаграммы вывешиваются на доске. Обсуждаются результаты работ. Консультант выдает жетоны.

1 группа Вода занимает 3/4 поверхности земного шара.

2 группа Тело человека почти на 2/3 состоит из воды.

3 группа Вода составляет 4/5 растения.

Учитель: воды на Земле больше чем достаточно - как пресной, так и тем более соленой. Однако, пресная воды распределена на суше неравномерно. Это ошибка природы. Но не будем упрекать природу: она сделала свое дело - создала воду, нам остается сделать свое - распределить воду по своему усмотрению. Словом, Земля представляет собой шар, окутанный водяными парами и обладающий оболочкой, обильно смоченной и пропитанной водой.

Гидросфера (составление кластера)

«Состав воды»

Что же такое вода? ( Химическое вещество, которое имеет свои свойства)

Состоит из 2-х химических элементов: 2 водород + кислород = вода

Это какое вещество: химическое или физическое?

«Свойства воды» Давайте обратимся к словам Антуан де Сент-Экзюпери

Так что же такое вода? (Вода - это химическое вещество, которое имеет свои свойства), В тетрадях записываем: Свойства воды.

Давайте обратимся к словам Антуана де Сент - Экзюпери: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать...Тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни,ты сама жизнь...Ты самое большое богатство в мире».

- О каких свойствах воды здесь идет речь?

Свойства воды; .

прозрачна;

• бесцветна;

• без вкуса и без запаха;

текуча;

• может находиться в трех агрегатных состояниях;

Свойства океанической воды:

  1. Соленость (в промилле) 1л (1000г) - 35г различных веществ

  2. Температура .

Учитель: Морская вода горька, солона.

Ею напиться нельзя никогда.

В детстве мучит всех вопрос:

А кто же соль в моря принес? Ответы учащихся (из разломов земной коры, вулканы)

Учитель: Соленость разную имеет вода,

Постоянной она остается у дна.

А там, где в океан впадает река,

Почему соленость меньше всегда?

Ответы учащихся ( Реки несут пресные воды).

Загадка:

Гидросферу изучаем,

На вопросы отвечаем.

Вода - минерал, вода - аш два о,

Вода во Вселенной превыше всего.

Позвольте вас спросить тогда:

В каких состояниях бывает вода?

Ответ учащихся (В жидком, твердом, газообразном).

Состояние воды

Жидкое твердое газообразное

  1. Что такое испарение?

  2. Когда быстрее высохнет белье: ветреную или безветренную погоду? (ветреную)

  3. Как влияет температура и ветер на испарение воды?

Учитель: Вода в гидросфере подвижна-

То жидкость она, то лед.

Может в пар она превратиться,

Или в глубины земли просочиться.

Так что же такое круговорот?

Работа с учебником. Ответ учащихся (Мировой круговорот воды - это непрерывный процесс перемещения воды из Океана на сушу и с суши в Океан) - стр. 69 учебника

«Использование воды человеком»

Каждый человек использует воду для приготовления пищи и других бытовых нужд, для промышленных предприятий, для выращивания растений и животных

Учитель раздает каждой группе карточки с тестом. Ученики работают в группах

К чему относятся следующие слова Ответы

  1. Стиральная машина 1 Бытовая техника

  2. Посевы 2. Транспортировка грузов

  3. Плотина 3. Получение электрического тока

  4. Баржа 4. Промышленность

  5. Бумажный комбинат 5. Сельское хозяйство.

Вывод: использование воды (составление кластера ): в быту, промышленность, с/х, Э/э, транспорт, спорт

Игра «Водный словарик»

Учитель: на предыдущем уроке вам было дано домашнее задание, используя словари найти слова, начинающиеся с «гидро». Подведем итоги. Кто знает больше таких слов?

(Представители групп соревнуются, называя слова, начинающиеся с «гидро» и кратко комментируют их.)

Водный словарик

1. Гидростанция 2. Гидромонитор. 3. Гидросамолет. 4. Гидропоилка. 5. Гидродомкрат.

6. Гидропровод. 7. Гидропривод. 8. Гидропресс. 9. Гидронасос. 10. Гидрогеолог. 11 .Гидротехник.

Учитель: не все свойства воды пока изучены. И наверняка понадобятся новые странички для нашего словаря, чтобы занести туда новые слова с тем же самым началом.

«Охрана воды»

Учитель: почему воду называют - символ жизни на земле? Надо ли говорить об этом. И так ясно, что вода имеет... Продолжите мою мысль! ( Учащиеся: большое значение.)

Велика роль воды в жизни на Земле. Ни одно живое существо не может обходиться без воды. При потере 4% воды у человека повышается температура, учащается сердцебиение, головная боль. Потерявший 10% воды от веса тела человек ничего не понимает, не способен передвигаться. А если потеря воды 12% - погибает.

Способность воды расширяться при замерзании спасает планету от обледенения. Если бы лед был тяжелее воды и опускался на дно - жизнь бы в водоемах была бы невозможна.

Дополнительные задания.

Карточка №1

Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с оставшимся мусором?

а) выбросите в реку;

б) оставите на берегу;

в) поступите как-то иначе.

Карточка №2

После весеннего разлива рек в понижениях остается много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:

а) ничего не стану делать - пусть природа сама разберется;

б) наловлю и сварю уху;

в) наловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.

Карточка №3

Если вам представится возможность построить домик на речном берегу, заросшим лесом, что вы сделаете:

а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья;

б) выберите полянку, находящуюся на расстоянии и около 300м. от воды, но без красивого вида на речку.

в) поступите как-то иначе.

Инсценирование сказки «Золотая рыбка»

Автор: Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Старик ловил неводом рыбу. Раз закинул он в море невод, пришел невод с пластиковой бутылкой. Другой раз закинул он невод, пришел невод с рваным ботинком. Третий раз закинул он невод. Пришел невод с золотою рыбкой. Как взмолится золотая рыбка, голосом молвит человечьим: «Не отпускай ты, старче, меня в море. Лучше пусти в аквариум с чистой водою…» . Грустная сказка.

Не забывайте, что вода - это жизнь. В экологическом календаре появилась ещё одна дата. 22 марта - Всемирный день воды. Это не очередной праздник, не юбилейная дата, это напоминание нам о том, что пора задуматься. Но мы должны задумываться над своими поступками не только один раз в году, а делать это каждый день, чтобы обеспечить существование себе и нашей планете, чтобы не превратить её в безжизненную пустыню.

Итак, какой же мы можем сделать вывод о значении воды?

Вода - это жизнь! Нет воды - нет жизни!

Заключительное слово учителя

Урок хотелось бы закончить словами

Антуана де Сент - Экзюпери: Мы начинили урок с девиза (зачитывает).

Я хочу продолжить слова французского писателя о воде.

Вода, нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете!

© 2010-2022