- Преподавателю
- География
- Урок по теме Её величество-вода. docx
Урок по теме Её величество-вода. docx
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Игнатьева Е.Н. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок учителя биологии и географии Игнатьевой Елены Николаевны, МБОУ «Шихазанская СОШ им. М. Сеспеля»
Урок «Ее величество - Вода»
Цель: обобщение знания учащихся о том, что вода - это уникальное природное соединение.
Задачи:
1)расширить знания учащихся о широком распространении воды в природе, ее свойствах, значении и охране воды;
2) активировать познавательную деятельность, развитие умений и навыков, необходимых для групповой работы, умения анализировать ответы учащихся, выделять главное, самостоятельно работать на уроке; сделать урок сотворчеством учителя и ученика;
3)активизировать эмоциональную сферу личности учащихся; развитие познавательного интереса к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор, физическая карта полушарий.
I . Активизация познавательной деятельности
Учитель: Здравствуйте, ребята! Любите ли вы отгадывать загадки? Предлагаю вам отгадать загадки:
На дворе горой, а в избе водой (снег).
Рассыпался горох на семьдесят дорог.
Никто его не подбирает: ни царь, ни царица, ни красна девица (град).
Седой дедушка у ворот всем глаза заволок (туман).
Я вода, да по воде и плаваю (льдина).
Кто сильнее всех на свете, что в руках не удержать? Что в решете не унесешь? Что в гору не выкатить? (вода).
- О каком веществе шла речь в загадках?
- О чем будет наш сегодняшний урок, как вы думаете?
Сегодня наш урок посвящен воде и называется «Ее величество -Вода»
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами попробуем больше узнать о воде, познакомимся с ее свойствами, открываем тетради, в которых записываем дату и тему урока «Ее величество - вода».
Эпиграф урока:
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое...».
(французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери)
Вода - чудо природы. Ведь чудо - это явление, непонятное человеческому разуму. Между тем о природе воды наука знает сейчас достаточно. Но говорим же мы «чудо искусств», «чудо техника»! эти чудеса созданы руками человека. Вода - чудо, созданное природой, а весь облик нашей планеты - чудо, созданное водой, так как наша Земля дочь Солнца и Воды. Я сказала, что наука знает о воде достаточно. А что знают о ней люди не причастные к науке?
Докажите, что вода действительно «Чудо природы». Скажите о ней несколько необычных слов, примеры народной мудрости.
Сообщение учеников из каждой группы
Где кончается вода, там кончается и земля.
Символ жизни на Земле - вода!
Была бы водица, жизнь - зародиться
«Вода - кровь земли».
Учитель: действительно, некоторые люди называют воду «кровью земли». Именно из-за воды не раз проливалась настоящая кровь. В дореволюционной Армении жители одного селения перехватили воду горного ручья и отвели ее на свои поля. Когда крестьяне соседнего села обнаружили, что у них исчезла вода, то пошли с кольями и вилами в руках на тех, кто отвел ручей.
В годы Великой Отечественной войны наши моряки - десантники заняли небольшой клочок земли на Керченском полуострове в Крыму. А колодец с пресной водой находился между советскими моряками и фашистскими захватчиками. Стоял зной. Людей мучила жажда. Среди краснофлотцев было много раненых. И тогда отважная девушка-моряк Катюша Михайлова встала во весь рост и, взяв ведро, на виду у противника направилась к колодцу. И ни одного выстрела не раздалось с той стороны, пока девушка-воин, набрав ведро воды, тихо шла к своим, боясь расплескать хотя бы каплю драгоценной влаги. Ее подвиг удивил даже врагов.
«Распространение воды в природе».
Учитель: каким образом с помощью диаграмм показать количество воды на поверхности земного шара, в теле человека, в растениях?
Составление диаграмм в группах Диаграммы вывешиваются на доске. Обсуждаются результаты работ. Консультант выдает жетоны.
1 группа Вода занимает 3/4 поверхности земного шара.
2 группа Тело человека почти на 2/3 состоит из воды.
3 группа Вода составляет 4/5 растения.
Учитель: воды на Земле больше чем достаточно - как пресной, так и тем более соленой. Однако, пресная воды распределена на суше неравномерно. Это ошибка природы. Но не будем упрекать природу: она сделала свое дело - создала воду, нам остается сделать свое - распределить воду по своему усмотрению. Словом, Земля представляет собой шар, окутанный водяными парами и обладающий оболочкой, обильно смоченной и пропитанной водой.
Гидросфера (составление кластера)
«Состав воды»
Что же такое вода? ( Химическое вещество, которое имеет свои свойства)
Состоит из 2-х химических элементов: 2 водород + кислород = вода
Это какое вещество: химическое или физическое?
«Свойства воды» Давайте обратимся к словам Антуан де Сент-Экзюпери
Так что же такое вода? (Вода - это химическое вещество, которое имеет свои свойства), В тетрадях записываем: Свойства воды.
Давайте обратимся к словам Антуана де Сент - Экзюпери: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать...Тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни,ты сама жизнь...Ты самое большое богатство в мире».
- О каких свойствах воды здесь идет речь?
Свойства воды; .
прозрачна;
• бесцветна;
• без вкуса и без запаха;
текуча;
• может находиться в трех агрегатных состояниях;
Свойства океанической воды:
-
Соленость (в промилле) 1л (1000г) - 35г различных веществ
-
Температура .
Учитель: Морская вода горька, солона.
Ею напиться нельзя никогда.
В детстве мучит всех вопрос:
А кто же соль в моря принес? Ответы учащихся (из разломов земной коры, вулканы)
Учитель: Соленость разную имеет вода,
Постоянной она остается у дна.
А там, где в океан впадает река,
Почему соленость меньше всегда?
Ответы учащихся ( Реки несут пресные воды).
Загадка:
Гидросферу изучаем,
На вопросы отвечаем.
Вода - минерал, вода - аш два о,
Вода во Вселенной превыше всего.
Позвольте вас спросить тогда:
В каких состояниях бывает вода?
Ответ учащихся (В жидком, твердом, газообразном).
Состояние воды
Жидкое твердое газообразное
-
Что такое испарение?
-
Когда быстрее высохнет белье: ветреную или безветренную погоду? (ветреную)
-
Как влияет температура и ветер на испарение воды?
Учитель: Вода в гидросфере подвижна-
То жидкость она, то лед.
Может в пар она превратиться,
Или в глубины земли просочиться.
Так что же такое круговорот?
Работа с учебником. Ответ учащихся (Мировой круговорот воды - это непрерывный процесс перемещения воды из Океана на сушу и с суши в Океан) - стр. 69 учебника
«Использование воды человеком»
Каждый человек использует воду для приготовления пищи и других бытовых нужд, для промышленных предприятий, для выращивания растений и животных
Учитель раздает каждой группе карточки с тестом. Ученики работают в группах
К чему относятся следующие слова Ответы
-
Стиральная машина 1 Бытовая техника
-
Посевы 2. Транспортировка грузов
-
Плотина 3. Получение электрического тока
-
Баржа 4. Промышленность
-
Бумажный комбинат 5. Сельское хозяйство.
Вывод: использование воды (составление кластера ): в быту, промышленность, с/х, Э/э, транспорт, спорт
Игра «Водный словарик»
Учитель: на предыдущем уроке вам было дано домашнее задание, используя словари найти слова, начинающиеся с «гидро». Подведем итоги. Кто знает больше таких слов?
(Представители групп соревнуются, называя слова, начинающиеся с «гидро» и кратко комментируют их.)
Водный словарик
1. Гидростанция 2. Гидромонитор. 3. Гидросамолет. 4. Гидропоилка. 5. Гидродомкрат.
6. Гидропровод. 7. Гидропривод. 8. Гидропресс. 9. Гидронасос. 10. Гидрогеолог. 11 .Гидротехник.
Учитель: не все свойства воды пока изучены. И наверняка понадобятся новые странички для нашего словаря, чтобы занести туда новые слова с тем же самым началом.
«Охрана воды»
Учитель: почему воду называют - символ жизни на земле? Надо ли говорить об этом. И так ясно, что вода имеет... Продолжите мою мысль! ( Учащиеся: большое значение.)
Велика роль воды в жизни на Земле. Ни одно живое существо не может обходиться без воды. При потере 4% воды у человека повышается температура, учащается сердцебиение, головная боль. Потерявший 10% воды от веса тела человек ничего не понимает, не способен передвигаться. А если потеря воды 12% - погибает.
Способность воды расширяться при замерзании спасает планету от обледенения. Если бы лед был тяжелее воды и опускался на дно - жизнь бы в водоемах была бы невозможна.
Дополнительные задания.
Карточка №1
Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с оставшимся мусором?
а) выбросите в реку;
б) оставите на берегу;
в) поступите как-то иначе.
Карточка №2
После весеннего разлива рек в понижениях остается много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:
а) ничего не стану делать - пусть природа сама разберется;
б) наловлю и сварю уху;
в) наловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.
Карточка №3
Если вам представится возможность построить домик на речном берегу, заросшим лесом, что вы сделаете:
а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья;
б) выберите полянку, находящуюся на расстоянии и около 300м. от воды, но без красивого вида на речку.
в) поступите как-то иначе.
Инсценирование сказки «Золотая рыбка»
Автор: Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Старик ловил неводом рыбу. Раз закинул он в море невод, пришел невод с пластиковой бутылкой. Другой раз закинул он невод, пришел невод с рваным ботинком. Третий раз закинул он невод. Пришел невод с золотою рыбкой. Как взмолится золотая рыбка, голосом молвит человечьим: «Не отпускай ты, старче, меня в море. Лучше пусти в аквариум с чистой водою…» . Грустная сказка.
Не забывайте, что вода - это жизнь. В экологическом календаре появилась ещё одна дата. 22 марта - Всемирный день воды. Это не очередной праздник, не юбилейная дата, это напоминание нам о том, что пора задуматься. Но мы должны задумываться над своими поступками не только один раз в году, а делать это каждый день, чтобы обеспечить существование себе и нашей планете, чтобы не превратить её в безжизненную пустыню.
Итак, какой же мы можем сделать вывод о значении воды?
Вода - это жизнь! Нет воды - нет жизни!
Заключительное слово учителя
Урок хотелось бы закончить словами
Антуана де Сент - Экзюпери: Мы начинили урок с девиза (зачитывает).
Я хочу продолжить слова французского писателя о воде.
Вода, нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете!