Рабочая программа факультатива Природное наследие Орловщины

Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Направленность факультатива "Природа нашего края"

  • по содержанию является эколого - краеведческой,

  • по функциональному предназначению - учебно-познавательной,

  • по форме организации - факультативной, общедоступной, массовой,

  • по времени реализации - одногодичной.

Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся, воспитанников школы-интерната.

Отличительной особенностью данной программы является - новизна.

Новизна программы состоит в том, что конкретизирован материал по изучению и познанию природы родного края, а также экологической обстановки малой Родины. Данная программа дополняет, расширяет, углубляет знания обучающихся получаемых на уроках "Биологии", «Географии».

При реализации программы обучающимся предлагается ознакомиться с конкретными видами растительного и животного мира, обитающими на территории Болхова и Орловской области, они знакомятся с экологическими проблемами города, а также с деятельностью человека по охране окружающей среды.

Актуальность программы обусловлена тем, что программ, предназначенных для обучающихся школы-интерната по краеведению практически нет, да и в курсе «Биологии» и «Географии 8 класса» отсутствуют темы по изучению природы родного края.

К числу наиболее актуальных проблем относится:

  • охрана растительного мира и животного мира;

  • экологическое состояние родного края.

Программа факультатива «Природа родного края» направлена на:

• создание условий для развития ребёнка;

• развитие мотивации к познанию и творчеству;

• профилактику асоциального поведения;

• создание условий для творческой самореализации личности обучающихся;

• интеллектуальное и духовное развитие;

• взаимодействие педагога с ребенком.

Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

  • принципах обучения (индивидуальность, доступность, результативность)

  • формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии, походы и т.д.)

  • методах контроля и управления образовательным процессом (тестирования, анализ результатов конкурсов)

  • средствах обучения (таблицы, коллекции насекомых, гербарии, чучела животных и птиц, видеозаписи о природе родного края, фотографии, теле- и видеоаппаратура, фонотека).

Цели программы:

  • изучить природу родного края и её ресурсов;

  • воспитать экологически грамотное поведение в природе.

Задачи:

  • расширить знания обучающихся об окружающем мире;

  • формировать простейшие экологические понятия и навыки у обучающихся;

  • формировать положительную мотивацию в общественно-полезной деятельности обучающихся по сохранению природы родного края;

  • формировать навыки правильного поведения в природе;

  • обучать постановке опытов и обработке полученных результатов.

В структуру программы входят 6 тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу.

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта.

В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию гербария, этомологических коллекций, уголка живой природы, а также работе на пришкольном участке по сохранению и приумножению растений на пришкольном участке.

Практические занятия по программе связаны с использованием технических средств обучения, наглядных пособий, наблюдением за отдельными представителями животного и растительного мира, деятельностью человека по сохранению природы родного края.

На занятиях обучающиеся знакомятся с представителями растительного и животного мира Болхова и Орловской области, с исчезающими видами растений и животных, с охраняемыми территориями.

На занятиях обучающиеся знакомятся с экологической обстановкой города, природными зонами Орловской области, с природными ресурсами, последствиями техногенных аварий.

Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному» - придают объемность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы

14-15 лет.

В этом возрасте обучающиеся уже понимают практическую ценность природы для жизни людей, но еще не осознают ее эстетическое, санитарно-гигиеническое, научно-познавательное значение, также недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения среды под его воздействием.

Срок реализации программы 1 год.

Основные формы занятий:

  • по количеству детей (коллективная, групповая, индивидуальная);

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей ( аналитическая и эвристическая беседа, практикум, экскурсии, работа с наглядными пособиями, дополнительной литературы);

  • по дидактической цели (вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий).

По окончанию первого года обучения,

- воспитанник будет знать:- наиболее распространенные объекты растительного и животного мира Орловской области;

- воспитанник будет уметь:- описывать объекты природы, вести простейшие наблюдения в природе,- ставить опыты, эксперименты и обрабатывать полученные результаты,- самостоятельно работать с дополнительной литературой.

Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- изготавливать гербарии;

- создавать энтомологические коллекции;

- осуществлять практическую деятельность по уходу за растениями и животными живого уголка.

Воспитанник будет знать:

- основные среды жизни;

- природные ресурсы Орловской области и пути их преодоления;

- причины техногенных аварий.

Воспитанник будет уметь:

- составлять пищевые связи живого мира;

- использовать полученные знания из других образовательных областей, для изучения охраны природы родного края.

Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- самостоятельно осуществлять озеленение территории;

- выполнять экологические правила в природе.

Способы проверки результатов освоения программы включают в себя: тестирование, викторины, конкурсы, олимпиады, выставки творческих работ обучающихся, фотовыставки, презентации.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Раздел 1.

Растительный мир.

Растения Орловской области.

№ п/п

Название темы

Количество часов, теория

Количество часов, практика

Всего часов

1.1

- Вводное занятие: Что такое экология? Правила техники безопасности.





1










1

1.2.

- Растительный мир. (Общие понятия. Травы, кустарники, деревья: сходство, отличие. Части растений). Растения Орловской области.





1





1





2

1.3.

- Экскурсия «Где растут деревья?» (виды деревьев, места распространений)




1



1

1.4.

- Осенние краски природы (смена окраски листьев, листопад). Сбор и создание гербариев.






1





1

1.5.

- Кустарники. Их роль для человека.



1






1

1.6.

- Травы. Лекарственные растения: сбор и оформление гербариев (или на основе собранного материала).





1





1





2

1.7.

- Растения - сорняки и вредители здоровья человека.



1




1

1.8.

- Зеленый мир вокруг нас (викторина).






1



1

1.9.

- Комнатные растения. Разведение. Уход.




1



1

1.10.

- Осенний бал (праздник).






1



1


Итого

5

7

12

Раздел 2.

Мир насекомых. Насекомые Орловской области.

№ п/п

Название темы

Количество часов, теория

Количество часов, практика

Всего часов

2.1

- Насекомые. (виды, места обитания).



1









1


2.2.

- «Мал золотник - да дорог». (какую пользу приносят насекомые).



1









1


2.3.

- Насекомые вредители.



1






1

2.4.

- Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесенных насекомыми.



1



1



2


2.5.

- Где и как зимуют насекомые.



1






1

2.6.

- Насекомые, обитатели Орловской области. Работа с энтомологической коллекцией.





1





1





2

2.7.

- Экскурсия в краеведческий музей.






1



1

2.8.

- Охрана полезных насекомых, борьба с вредителями.



1






1

2.9.

- «Кто важнее?» ( викторина-игра «спор насекомых»).




1



1


Итого

7

4

11

Раздел 3.

Обитатели вод. Рыбы, обитающие в реках Болхова и Орловской области.

№ п/п

Название темы

Количество часов, теория

Количество часов, практика

Всего часов

3.1

- Рыбы. Общие признаки позвоночных животных.



1









1


3.2.

- Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Наблюдение за поведением рыб.





1











1


3.3.

- Промысловые рыбы. Рациональное их использование.



1






1

3.4.

- Рыбы, обитающие в реках Орловской области.



1



1



2


3.5.

- Экскурсия в музей.




1



1

3.6.

- Прудовые хозяйства Орловской области.

1








1

3.7.

- Аквариумное рыбоводство. Разведение рыб в аквариумах.



1



1



2

3.8.

- Охрана рыбных богатств.

1





1


3.9.

- Викторина «золотая рыбка».


1


1



Итого

7

4

11

Раздел 4.

Обитатели воздушного пространства.

Птицы Орловской области.

№ п/п

Название темы

Количество часов, теория

Количество часов, практика

Всего часов

4.1

- Обитатели воздушного пространства (виды и места обитания)



1









1


4.2.

- Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы?





1











1


4.3.

- Птицы кочующие, оседлые, перелетные. Составление портрета птиц.



1



1



2

4.4.

- Птицы обитатели Орловской области.



1






1


4.5.

- Водоплавающие птицы.

- Хищники.



1




1

4.6.

- Птицы леса

- Птицы открытых воздушных пространств.

1








1

4.7.

- Птицы Орловской области, занесенные в Красную книгу.



1






1

4.8.

- заочная экскурсия в национальный парк Орловское Полесье




1


1


4.9.

- «Птичка-невеличка» (викторина)


1


1


4.10

- Охрана и привлечение птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек.



1



1



2

4.11

- Игра «Птичий час».




1


1



Итого

8

5


12


Раздел 5.

Животный мир.

Звери, обитающие на территории Орловской области.

№ п/п

Название темы

Количество часов, теория

Количество часов, практика

Всего часов

5.1

- Животный мир. (Общее понятие: рыбы, птицы, звери, насекомые)



1









1


5.2.

- Дикие и домашние животные. Составление портрета животного.





1






1





2


5.3.

- Как готовятся к зиме дикие и домашние животные.



1






1

5.4.

- «Мой друг» (праздник домашних животных)






2



2


5.5.

- Враги моего жилья (крысы, мыши). Борьба с грызунами.



1




1

5.6.

- Звери, обитающие на территории Орловской области.

1



1




2

5.7.

- «В мире животных» (викторина)






1



1

5.8.

- Экскурсия в краеведческий музей.






1




1


5.9.

- Героизм животных. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека.



1






1



Итого

6

6


12


Раздел 6.

Охрана природы родного края.

№ п/п

Название темы

Количество часов, теория

Количество часов, практика

Всего часов

6.1

- Вводное занятие. Охраняемые территории.



2









2


6.2.

- Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России.





2






4





6


6.3.

- Ознакомление с растительным и животным миром Орловского Полесья



2






2

6.4.

- Ознакомление с природой ближайшего окружения






2



2



Итого

6


8


14


Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание разделов, краткую характеристику форм занятий, описание методического обеспечения.

Раздел 1. Растительный мир. Растения Орловской области.

Содержание:

Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений, Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения Орловской области. Лекарственные растения. Охрана растений. Краснокнижные растения.

Формы занятий:

Аналитическая и эвристическая беседа, практикум, экскурсии, работа с наглядными пособиями и дополнительной литературой, создание гербариев.

Методическое обеспечение:

Гербарии растений, фотографии, тексты из научно-популярной литературы с описанием растений, альбомы, тесты, викторины, загадки, конкурсы.

Раздел 2. Мир насекомых. Насекомые Орловской области.

Содержание:

Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охраны полезных насекомых. Насекомые Орловской области.

Формы занятий:

Аналитическая и эвристическая беседа, практикум, выполнение творческих заданий, работа с наглядными материалами и литературой, наблюдения в природе, экскурсии, работа с энтомологическими коллекциями.

Методическое обеспечение:

Энтомологические коллекции, фотографии, научно-популярная литература, видеозаписи о жизни насекомых, альбомы, тесты, викторины, загадки, конкурсы.

Раздел 3.

Обитатели воды. Рыбы, обитающие в реках Орловской области.

Содержание:

Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках Орловской области. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы?

Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Прудовые хозяйства Орловской области.

Аквариумное рыболовство, разведение рыб. Охрана рыбных хозяйств.

Формы занятий:

Аналитическая и эвристическая беседа, выполнение творческих заданий, работа с наглядными пособиями, экскурсии, познавательные игры.

Методическое обеспечение:

Аквариумные рыбки, фотографии, тексты из научно-популярной литературы с описанием рыб, альбомы, тесты, викторины, загадки, видеофильмы о рыбах, слайды.

Раздел 4.

Обитатели воздушного пространства. Птицы Орловской области.

Содержание:

Птицы. Птицы Орловской области. Кочующие, оседлые, перелетные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы? Охрана и привлечение птиц.

Формы занятий:

Аналитическая и эвристическая беседа, работа с наглядным материалом и литературой, выполнение творческих заданий, экскурсии, наблюдения в природе и в уголке живой природы.

Методическое обеспечение:
Чучела птиц, фотографии, кассеты с голосами птиц, видеозаписи о птицах, слайды, тексты из научно-популярной литературы с описанием птиц, тесты, викторины, загадки, конкурсы.

Раздел 5.

Животный мир. Звери, обитающие на территории Орловской области.

Содержание:

Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории Орловской области. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Героизм животных. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Краснокнижные виды.

Формы занятий:

Аналитическая и эвристическая беседа, выполнение творческих заданий, работа с литературой, познавательные и интеллектуальные игры, наблюдения в уголке живой природы, экскурсии.

Методические обеспечения:

Чучела животных, тексты из научно-популярной литературы с описанием животных, фотографии, слайды, видеофильмы, кассеты с голосами животных.

Раздел 6.

Охрана природы родного края.

Содержание:

Закон об охране природы в России. Красная книга России и Орловской области. Охраняемые территории Орловской области.

Формы занятий:

Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, экскурсии.

Методическое обеспечение:
Фотографии, видеофильмы о деятельности Grenpees. Красная книга, слайды с изображением исчезающих видов растений и животных.

Информационное обеспечение программы.

Основная литература:

1. Акимушкин И.И Занимательная биология.

М.: Молодая Гвардия., 1967 г.

2. Благосклонов К.Н. Охрана природы.

Изд. 2-е переруб. И допол. М.: Колос, 1984 г.

Дополнительная литература:

1. Акимушкин И.И. Мир животных. Москва. Мысль, 1998 г.

2. Бутурлин С.А. Что и как наблюдать из жизни птиц.

М.: Учпедгиз, 1948.

3. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями.

М.: Художественная литература, 1995 г.

4. Верзилин Н.М. Лечебница в лесу.

Л: Детская литература, 1951 г.

5. Все обо всем. Энциклопедия для детей.

М.: Слово АСТ, 1998 г. Т. 5.

6. Грехова Л.И. В союзе с природой.

ИГЛ. Сервисшкола. Москва-Ставрополь, 2003 г.

7. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии.

М.: Просвещение, 1969 г.

8. Сладков Н.И. Азбука леса.

Л: детская литература, 1986 г.

9. Красная книга. Редкие и охраняемые растения и животные Орловской области.

10. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?

Изд-во ГНОМиД. Москва, 2000 г.

~ 14 ~


© 2010-2022