- Преподавателю
- География
- Рабочая программа факультатива Природное наследие Орловщины
Рабочая программа факультатива Природное наследие Орловщины
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ишутина С.Ю. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность факультатива "Природа нашего края"
-
по содержанию является эколого - краеведческой,
-
по функциональному предназначению - учебно-познавательной,
-
по форме организации - факультативной, общедоступной, массовой,
-
по времени реализации - одногодичной.
Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся, воспитанников школы-интерната.
Отличительной особенностью данной программы является - новизна.
Новизна программы состоит в том, что конкретизирован материал по изучению и познанию природы родного края, а также экологической обстановки малой Родины. Данная программа дополняет, расширяет, углубляет знания обучающихся получаемых на уроках "Биологии", «Географии».
При реализации программы обучающимся предлагается ознакомиться с конкретными видами растительного и животного мира, обитающими на территории Болхова и Орловской области, они знакомятся с экологическими проблемами города, а также с деятельностью человека по охране окружающей среды.
Актуальность программы обусловлена тем, что программ, предназначенных для обучающихся школы-интерната по краеведению практически нет, да и в курсе «Биологии» и «Географии 8 класса» отсутствуют темы по изучению природы родного края.
К числу наиболее актуальных проблем относится:
-
охрана растительного мира и животного мира;
-
экологическое состояние родного края.
Программа факультатива «Природа родного края» направлена на:
• создание условий для развития ребёнка;
• развитие мотивации к познанию и творчеству;
• профилактику асоциального поведения;
• создание условий для творческой самореализации личности обучающихся;
• интеллектуальное и духовное развитие;
• взаимодействие педагога с ребенком.
Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
-
принципах обучения (индивидуальность, доступность, результативность)
-
формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии, походы и т.д.)
-
методах контроля и управления образовательным процессом (тестирования, анализ результатов конкурсов)
-
средствах обучения (таблицы, коллекции насекомых, гербарии, чучела животных и птиц, видеозаписи о природе родного края, фотографии, теле- и видеоаппаратура, фонотека).
Цели программы:
-
изучить природу родного края и её ресурсов;
-
воспитать экологически грамотное поведение в природе.
Задачи:
-
расширить знания обучающихся об окружающем мире;
-
формировать простейшие экологические понятия и навыки у обучающихся;
-
формировать положительную мотивацию в общественно-полезной деятельности обучающихся по сохранению природы родного края;
-
формировать навыки правильного поведения в природе;
-
обучать постановке опытов и обработке полученных результатов.
В структуру программы входят 6 тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу.
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта.
В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию гербария, этомологических коллекций, уголка живой природы, а также работе на пришкольном участке по сохранению и приумножению растений на пришкольном участке.
Практические занятия по программе связаны с использованием технических средств обучения, наглядных пособий, наблюдением за отдельными представителями животного и растительного мира, деятельностью человека по сохранению природы родного края.
На занятиях обучающиеся знакомятся с представителями растительного и животного мира Болхова и Орловской области, с исчезающими видами растений и животных, с охраняемыми территориями.
На занятиях обучающиеся знакомятся с экологической обстановкой города, природными зонами Орловской области, с природными ресурсами, последствиями техногенных аварий.
Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному» - придают объемность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы
14-15 лет.
В этом возрасте обучающиеся уже понимают практическую ценность природы для жизни людей, но еще не осознают ее эстетическое, санитарно-гигиеническое, научно-познавательное значение, также недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения среды под его воздействием.
Срок реализации программы 1 год.
Основные формы занятий:
-
по количеству детей (коллективная, групповая, индивидуальная);
-
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей ( аналитическая и эвристическая беседа, практикум, экскурсии, работа с наглядными пособиями, дополнительной литературы);
-
по дидактической цели (вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий).
По окончанию первого года обучения,
- воспитанник будет знать:- наиболее распространенные объекты растительного и животного мира Орловской области;
- воспитанник будет уметь:- описывать объекты природы, вести простейшие наблюдения в природе,- ставить опыты, эксперименты и обрабатывать полученные результаты,- самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- изготавливать гербарии;
- создавать энтомологические коллекции;
- осуществлять практическую деятельность по уходу за растениями и животными живого уголка.
Воспитанник будет знать:
- основные среды жизни;
- природные ресурсы Орловской области и пути их преодоления;
- причины техногенных аварий.
Воспитанник будет уметь:
- составлять пищевые связи живого мира;
- использовать полученные знания из других образовательных областей, для изучения охраны природы родного края.
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно осуществлять озеленение территории;
- выполнять экологические правила в природе.
Способы проверки результатов освоения программы включают в себя: тестирование, викторины, конкурсы, олимпиады, выставки творческих работ обучающихся, фотовыставки, презентации.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Раздел 1.
Растительный мир.
Растения Орловской области.
№ п/п
Название темы
Количество часов, теория
Количество часов, практика
Всего часов
1.1
- Вводное занятие: Что такое экология? Правила техники безопасности.
1
1
1.2.
- Растительный мир. (Общие понятия. Травы, кустарники, деревья: сходство, отличие. Части растений). Растения Орловской области.
1
1
2
1.3.
- Экскурсия «Где растут деревья?» (виды деревьев, места распространений)
1
1
1.4.
- Осенние краски природы (смена окраски листьев, листопад). Сбор и создание гербариев.
1
1
1.5.
- Кустарники. Их роль для человека.
1
1
1.6.
- Травы. Лекарственные растения: сбор и оформление гербариев (или на основе собранного материала).
1
1
2
1.7.
- Растения - сорняки и вредители здоровья человека.
1
1
1.8.
- Зеленый мир вокруг нас (викторина).
1
1
1.9.
- Комнатные растения. Разведение. Уход.
1
1
1.10.
- Осенний бал (праздник).
1
1
Итого
5
7
12
Раздел 2.
Мир насекомых. Насекомые Орловской области.
№ п/п
Название темы
Количество часов, теория
Количество часов, практика
Всего часов
2.1
- Насекомые. (виды, места обитания).
1
1
2.2.
- «Мал золотник - да дорог». (какую пользу приносят насекомые).
1
1
2.3.
- Насекомые вредители.
1
1
2.4.
- Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесенных насекомыми.
1
1
2
2.5.
- Где и как зимуют насекомые.
1
1
2.6.
- Насекомые, обитатели Орловской области. Работа с энтомологической коллекцией.
1
1
2
2.7.
- Экскурсия в краеведческий музей.
1
1
2.8.
- Охрана полезных насекомых, борьба с вредителями.
1
1
2.9.
- «Кто важнее?» ( викторина-игра «спор насекомых»).
1
1
Итого
7
4
11
Раздел 3.
Обитатели вод. Рыбы, обитающие в реках Болхова и Орловской области.
№ п/п
Название темы
Количество часов, теория
Количество часов, практика
Всего часов
3.1
- Рыбы. Общие признаки позвоночных животных.
1
1
3.2.
- Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Наблюдение за поведением рыб.
1
1
3.3.
- Промысловые рыбы. Рациональное их использование.
1
1
3.4.
- Рыбы, обитающие в реках Орловской области.
1
1
2
3.5.
- Экскурсия в музей.
1
1
3.6.
- Прудовые хозяйства Орловской области.
1
1
3.7.
- Аквариумное рыбоводство. Разведение рыб в аквариумах.
1
1
2
3.8.
- Охрана рыбных богатств.
1
1
3.9.
- Викторина «золотая рыбка».
1
1
Итого
7
4
11
Раздел 4.
Обитатели воздушного пространства.
Птицы Орловской области.
№ п/п
Название темы
Количество часов, теория
Количество часов, практика
Всего часов
4.1
- Обитатели воздушного пространства (виды и места обитания)
1
1
4.2.
- Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы?
1
1
4.3.
- Птицы кочующие, оседлые, перелетные. Составление портрета птиц.
1
1
2
4.4.
- Птицы обитатели Орловской области.
1
1
4.5.
- Водоплавающие птицы.
- Хищники.
1
1
4.6.
- Птицы леса
- Птицы открытых воздушных пространств.
1
1
4.7.
- Птицы Орловской области, занесенные в Красную книгу.
1
1
4.8.
- заочная экскурсия в национальный парк Орловское Полесье
1
1
4.9.
- «Птичка-невеличка» (викторина)
1
1
4.10
- Охрана и привлечение птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек.
1
1
2
4.11
- Игра «Птичий час».
1
1
Итого
8
5
12
Раздел 5.
Животный мир.
Звери, обитающие на территории Орловской области.
№ п/п
Название темы
Количество часов, теория
Количество часов, практика
Всего часов
5.1
- Животный мир. (Общее понятие: рыбы, птицы, звери, насекомые)
1
1
5.2.
- Дикие и домашние животные. Составление портрета животного.
1
1
2
5.3.
- Как готовятся к зиме дикие и домашние животные.
1
1
5.4.
- «Мой друг» (праздник домашних животных)
2
2
5.5.
- Враги моего жилья (крысы, мыши). Борьба с грызунами.
1
1
5.6.
- Звери, обитающие на территории Орловской области.
1
1
2
5.7.
- «В мире животных» (викторина)
1
1
5.8.
- Экскурсия в краеведческий музей.
1
1
5.9.
- Героизм животных. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека.
1
1
Итого
6
6
12
Раздел 6.
Охрана природы родного края.
№ п/п
Название темы
Количество часов, теория
Количество часов, практика
Всего часов
6.1
- Вводное занятие. Охраняемые территории.
2
2
6.2.
- Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России.
2
4
6
6.3.
- Ознакомление с растительным и животным миром Орловского Полесья
2
2
6.4.
- Ознакомление с природой ближайшего окружения
2
2
Итого
6
8
14
Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание разделов, краткую характеристику форм занятий, описание методического обеспечения.
Раздел 1. Растительный мир. Растения Орловской области.
Содержание:
Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений, Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения Орловской области. Лекарственные растения. Охрана растений. Краснокнижные растения.
Формы занятий:
Аналитическая и эвристическая беседа, практикум, экскурсии, работа с наглядными пособиями и дополнительной литературой, создание гербариев.
Методическое обеспечение:
Гербарии растений, фотографии, тексты из научно-популярной литературы с описанием растений, альбомы, тесты, викторины, загадки, конкурсы.
Раздел 2. Мир насекомых. Насекомые Орловской области.
Содержание:
Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охраны полезных насекомых. Насекомые Орловской области.
Формы занятий:
Аналитическая и эвристическая беседа, практикум, выполнение творческих заданий, работа с наглядными материалами и литературой, наблюдения в природе, экскурсии, работа с энтомологическими коллекциями.
Методическое обеспечение:
Энтомологические коллекции, фотографии, научно-популярная литература, видеозаписи о жизни насекомых, альбомы, тесты, викторины, загадки, конкурсы.
Раздел 3.
Обитатели воды. Рыбы, обитающие в реках Орловской области.
Содержание:
Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках Орловской области. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы?
Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Прудовые хозяйства Орловской области.
Аквариумное рыболовство, разведение рыб. Охрана рыбных хозяйств.
Формы занятий:
Аналитическая и эвристическая беседа, выполнение творческих заданий, работа с наглядными пособиями, экскурсии, познавательные игры.
Методическое обеспечение:
Аквариумные рыбки, фотографии, тексты из научно-популярной литературы с описанием рыб, альбомы, тесты, викторины, загадки, видеофильмы о рыбах, слайды.
Раздел 4.
Обитатели воздушного пространства. Птицы Орловской области.
Содержание:
Птицы. Птицы Орловской области. Кочующие, оседлые, перелетные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы? Охрана и привлечение птиц.
Формы занятий:
Аналитическая и эвристическая беседа, работа с наглядным материалом и литературой, выполнение творческих заданий, экскурсии, наблюдения в природе и в уголке живой природы.
Методическое обеспечение:
Чучела птиц, фотографии, кассеты с голосами птиц, видеозаписи о птицах, слайды, тексты из научно-популярной литературы с описанием птиц, тесты, викторины, загадки, конкурсы.
Раздел 5.
Животный мир. Звери, обитающие на территории Орловской области.
Содержание:
Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории Орловской области. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Героизм животных. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Краснокнижные виды.
Формы занятий:
Аналитическая и эвристическая беседа, выполнение творческих заданий, работа с литературой, познавательные и интеллектуальные игры, наблюдения в уголке живой природы, экскурсии.
Методические обеспечения:
Чучела животных, тексты из научно-популярной литературы с описанием животных, фотографии, слайды, видеофильмы, кассеты с голосами животных.
Раздел 6.
Охрана природы родного края.
Содержание:
Закон об охране природы в России. Красная книга России и Орловской области. Охраняемые территории Орловской области.
Формы занятий:
Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, экскурсии.
Методическое обеспечение:
Фотографии, видеофильмы о деятельности Grenpees. Красная книга, слайды с изображением исчезающих видов растений и животных.
Информационное обеспечение программы.
Основная литература:
1. Акимушкин И.И Занимательная биология.
М.: Молодая Гвардия., 1967 г.
2. Благосклонов К.Н. Охрана природы.
Изд. 2-е переруб. И допол. М.: Колос, 1984 г.
Дополнительная литература:
1. Акимушкин И.И. Мир животных. Москва. Мысль, 1998 г.
2. Бутурлин С.А. Что и как наблюдать из жизни птиц.
М.: Учпедгиз, 1948.
3. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями.
М.: Художественная литература, 1995 г.
4. Верзилин Н.М. Лечебница в лесу.
Л: Детская литература, 1951 г.
5. Все обо всем. Энциклопедия для детей.
М.: Слово АСТ, 1998 г. Т. 5.
6. Грехова Л.И. В союзе с природой.
ИГЛ. Сервисшкола. Москва-Ставрополь, 2003 г.
7. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии.
М.: Просвещение, 1969 г.
8. Сладков Н.И. Азбука леса.
Л: детская литература, 1986 г.
9. Красная книга. Редкие и охраняемые растения и животные Орловской области.
10. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?
Изд-во ГНОМиД. Москва, 2000 г.
~ 14 ~