Технологическая карта урока по географии на тему: Как люди открывали Землю 5 класс

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет

География

Учитель

Захарчук Светлана Николаевна

Класс

5

Тема урока

Как люди открывали Землю.

Цель урока

Сформировать у обучающихся представление об истории познания Земли, научить анализировать первые исторические карты и глобус, показать значение путешествий Васко да Гамы, Христофора Колумба, Магеллана.

Задачи урока

Образовательные: Закрепить знания о великих географических открытиях; об известных путешественниках, географах-исследователях и их вкладе в развитие. Активизировать знания курса истории по данным вопросам

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения.

УУД

Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.


Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать - древнегреческих ученых, а также известных путешественников и мореплавателей.

  • Уметь -работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника. Показывать по картам маршруты путешествий, систематизировать информацию о путешествиях и открытиях.

Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.


Основные понятия

Аристотель, Геродот, Эратосфен, Птолемей, Васко да Гама, Х.Колумб, Магеллан, Новый Свет, Старый Свет, Абел Тасман, Джеймс Кук, Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев, Ермак, Иван Москвитин, Семен Дежнев, Мировой океан.

Межпредметные связи

Биология, астрономия

Ресурсы урока

Учебник, атласы, глобус, компьютер, проектор, интернет, ЭОР.

Формы урока

Фронтальная, групповая.

Технологии

Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.





Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД


1) Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку.

Подготовка к уроку, приветствие учителя



Самоконтроль готовности к уроку (Р)

2) Мотивация учебной деятельности

Предлагает посмотреть фотографии путешественников и ученых и сформулировать тему и цели урока.


Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока.

Просмотр слайдов презентации


Формулирование темы и цели урока.

Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока (Р)

3) Изучение нового материала




1. Предлагает

определить (по тексту учебника):

- почему разные народы по разному представляли Землю?

- Как складывались представления о Земле в древности ?

Подводит к выводу: что в древности знания были ограничены, но уже античные ученые предположили шарообразность планеты и высчитали её размеры.



2.Когда и почему наступила эпоха «Великих географических открытий»


Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность.

Предлагают свои варианты представления древних народов о Земле





Читают текст учебника и принимают участие в диалоге с учителем

Заполнение таблицы:

ученый

Вклад в географию

Аристотель

Эратосфен

Птолемей

шарообразность

«географика»

Составил карту

Записать в тетради новые понятия





В к\к отмечают маршруты путешествий мореплавателей о которых прочитали в тексте

Сравнение различных представлений о Земле

Понимание значимости вклада древних ученых, поиск нужной информации.(П)

Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

4) Физкультминутка (здоровьесберегающий компонент)

«Игра на внимание»

Говорит утверждения:

1.Колумб открыл Старый Свет.

2.Магеллан совершил кругосветное путешествие.

3.Васко да Гама открыл Америку.

4.Магеллан назвал океан Громким.

5.Колумб плыл в Индию.

Слушают утверждения и если верное утверждение-руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой+хлопок.

Играют, демонстрируя свои знания по новой теме.

5) Закрепление нового материала: выполнение практической работы



Организует работу в рабочей тетради стр.7 задание 3 на основе текста.

Демонстрирует с помощью ЭОР изображение знаменитых ученых и путешественников.

Подводит к выводу: что эпоха Великих географических открытий начиналась с расширения знаний о материках и океанах. Была открыта Америка и на практике доказана шарообразность Земли

Вводит понятие мировой океан, Новый Свет, Старый Свет

Анализируют текст и выбирают необходимые сведения.

Смотрят ЭОР. Записывают в тетр. путешественников.

Обмениваются полученной информацией.

Записывают в тетради новые понятия.

Выполнить задание 3 в рабочей тетради.

Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Рассуждение (Л), поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей (П).

Формулирование ответов, применяя полученные знания (Р) Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

6) Закрепление новых знаний

Задает вопросы для беседы:

•Когда наступила эпоха Великих географических открытий?.

•Что способствовало её наступлению?

•Какое значение имела экспедиция Колумба?

•Какое значение имела экспедиция Магеллана?

Демонстрируют знания. Формулируют ответ, применяя полученные знания.

Использование приобретенных знаний и умений.

Устная речь (П). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

7) Рефлексия

Подводит итоги урока.

-Продолжите фразу на листочке:

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7.Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке 2 3 4 5

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.

Оценка достигнутых результатов (Р)

8) Домашнее задание

Параграф 2 (вопросы). Выполнить творческое задание в тренажере 7,8с.8

$ 3 прочитать параграф, выполнить задания 1-6 с.15

Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике

Самоконтроль и взаимоконтроль (К)



© 2010-2022