- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по элективному курсу Города мира для учащихся 8-9 классов
Рабочая программа по элективному курсу Города мира для учащихся 8-9 классов
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Серышева С.Н. |
Дата | 26.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТУЛУНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изегольская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
МОУ «Изегольская ООШ
___________(Щербакова Т.В.)
Протокол № ___ от ___._____.2014 г.
ПРОГРАММА
Города мира
(Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 8 - 9 классов)
Разработал:
Серышева С.Н.
Учитель истории, географии,
первой квалификационной категории
Изегол 2014
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………………………………..3-5
Содержание курса……………………………………………………………………………6-8
Учебно - тематический план…………………………………………………………………9
Календарно - тематическое планирование……………………………………………….10- 14
Ресурсное обеспечение………………………………………………………………………15
Приложение ……………………………………………………………………………….....16
Пояснительная записка
Столицы и крупные города мира играют огромную роль в жизни страны. В них сосредоточена большая часть населения страны. Города - это экономические, культурные и туристические центры страны. Они выполняют различные функции. Одна из них - это встречи туристов и представление ценностей своей страны - достопримечательностей природных и созданных руками человека. Представить природные и культурные достопримечательности, которые являются ценностью для страны, может человек грамотный, знающий географию и историю, культурные традиции своей страны, а также умеющий правильно и грамотно излагать свои мысли.
Развитию выше названных умений, расширению географического кругозора и формированию всесторонне образованной личности помогает изучение элективного курса «Города мира». Курс способствует удовлетворению познавательного интереса учащихся и развивает умения и навыки, приобретенные ими на уроках географии. Занятия данного курса влияют на осознанный выбор социально - экономического профиля обучения, на выбор в дальнейшем профессии, связанной с ветвью географии - туризмом и сервисом и его направлениями.
Содержание данного курса позволяет познакомить учащихся с крупными городами и их ролью в современном мире, достопримечательностями не только своей страны, но и мира в целом.
Рассматривая особенности истории возникновения, географического положения, функций городов, а также основные этапы их роста учащиеся получают первоначальные знания по географии мировой урбанистики.
Курс «Города мира» представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по экономической, политической и социальной географии и может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и рекомендован для изучения учащимися разных профилей. Важная особенность предложенного курса заключается в том, что его можно рассматривать как своего рода универсальный курс, который может быть предложен слушателям разных профилей.
Новизна данного курса в том, что он не изучается в школьной программе.
Содержание программы соответствует целям предпрофильной подготовки учащихся. Учебный материал позволяет развить у учащихся самостоятельность и способность к самоорганизации, готовность к сотрудничеству, умение вести диалог. Программа элективного курса «Города мира» предназначена для учащихся 8 - 9 классов.
Цели курса:
знать:
-страны и столицы;
- формирование политической карты мира;
-типы государств;
-типы городов;
-историю возникновения крупнейших городов России и мира;
-роль городов в жизни страны;
-функции городов.
- виды достопримечательностей;
-примеры достопримечательностей под эгидой ЮНЕСКО.
уметь:
-работать с различными источниками информации;
-разбираться в вопросах определения достопримечательностей;
-работать на компьютере;
-ориентироваться по карте;
-свободно рассказывать о достопримечательностях мира.
иметь представление:
-о многообразии государств и стран мира;
-об уровне жизни в различных государствах;
-о традициях и обычаях населения стран мира;
-о ценностях культуры данной страны;
- различных видах достопримечательностей;
-о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях данной
области;
иметь опыт:
-сотрудничества, взаимопомощи;
-самостоятельного выбора будущей профессии;
-общения в процессе учебной деятельности.
Задачи курса:
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к людям другой нации, к особенностям их жизни;
- способствовать развитию творческих способностей, умения работать в группе, вести диалог, отстаивать свою точку зрения;
- через использование современных информационных технологий и различных методов и форм вызвать интерес к предмету и желание изучать данную тему, тем самым способствовать в дальнейшем выбору обучения по данному профилю.
Программа построена на основе межпредметной интеграции с образовательными предметами: география, история, биология, искусство, литература.
Особенностью данного курса является то, что содержание курса построено на учебном и дополнительном материале: с использованием новейших телекоммуникационных технологий, энциклопедий, научной литературы. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика.
Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся.
Изучение теоретической части предусматривает выделение практических работ. Практический блок предполагает обработку информации, оформление результатов работы в виде создания презентации, работа с картами, составление конспекта и т.д. Количество практических работ в 8 классе составляет 16ч, в 9 классе 19 часов.
Курс состоит из двух блоков. Первый блок предназначен для учащихся 8 класса. Этот курс является начальным, так как он знакомит с этапами формирования современной политической карты мира, типами государств, современными государствами, историей возникновения и развития городов и подготавливает учащихся к изучению второго блока.
Второй блок предназначен для изучения учащимися 9 класса. Он знакомит с современными городами России и мира, а также достопримечательностями мира.
Каждый из блоков рассчитан на 34 часа, всего 68 часов.
Срок реализации программы - 2 года.
Курс является безотметочным.
Формами контроля являются: тестирование, работа с картами, практическая работа.
Динамика интереса к данному курсу будет отслеживаться:
-желанием учеников работать в группе, преодолевая межличностные конфликты;
-находить как можно больше информации по выбранным темам;
-обрабатывать и анализировать её;
-опыт публичного выступления и защита проектов.
Успешность прохождения курса помогут определить следующие критерии:
-создание положительной мотивации (измеряется с помощью текущей рефлексии),
-посещаемость занятий,
-качество выполнения предлагаемых заданий, степень активности и результативности выполняемых задач по выбранным направлениям исследовательской деятельности. Результатом успешного прохождения программы также может служить участие в иллюстрированной викторине, экскурсия по достопримечательностям в роли гида.
По окончании курса учащиеся представляют образовательный продукт - в виде творческих проектов: реферат, презентация, информационный буклет, викторина) по выбору учащихся.
Ожидаемые результаты
По окончании курса учащийся должен обладать следующими качествами:
1. Владеть знаниями о городах мира, культурных и природных
достопримечательностях своей страны и других стран мира.
2. Самостоятельно уметь работать с различными источниками
информации, анализировать, обобщать, делать выводы, применять
знания и умения на практике.
3. Быть коммуникабельным в разных социальных условиях,
самостоятельно трудиться над развитием собственного нравственного и
культурного уровня и повышением интеллекта.
4. Быть творческой личностью, уметь сотрудничать.
5. Быть патриотом своей Родины, любить свой народ.
6. Быть толерантным к культуре и традициям других народов.
Содержание курса
8класс
Введение
Знакомство с курсом и источниками информации для изучения курса.
Политическая карта мира и основные этапы ее формирования
Что такое политическая карта. Основные этапы ее формирования. Количественные и качественные изменения на политической карте.
Практическая работа: «Заполнение таблицы «Изменения на политической карте мира в разное время».
Современная политическая карта мира
Политическая карта мира.
Практические работы: «Описание страны по плану»;
Обозначение на карте крупнейших государств мира и их столиц по разным критериям: размеры территории, численность населения, степень развитости хозяйства.
Государства мира
Что такое государство, государственная территория, государственные границы. Типы государств современного мира. Многообразие стран современного мира.
Многообразие и многоликость стран современного мира.
Практическая работа: Составление классификаций стран мира по разным
основаниям.
Международные организации
Международные организации: значение, функции. Политические и политико-экономические. Межправительственные и неправительственные. Глобальные и региональные. Международные организации и их роль в современном мире.
Практические работы: Подготовка сообщения о международной организации; Составление «визитной карточки» международной организации; Подготовка тестов по теме «Международные организации.
От города до мегалополиса
Город. Типы городов. Что такое город. Типы городов. Классификации городов.
Практическая работа: Обозначение на карте крупнейших городов мира и мегаполисов; Составление характеристики одной из агломераций мира
Основные исторические типы городов
Города Древнего мира: города Востока, античный город, римский город.
Средневековые города Западной Европы и Востока.
Практические работы: Подготовка сообщения «Город Древнего Востока;
Составление конспекта «Отличительные черты античного города;
Подготовка сообщения «Улицы Средневекового города;
Города Нового времени. Города Древней Руси и России (с древнейших времен до начала
XX века).
Города XX века. Современные города.
Города: история и современность. Город - центр своего окружения.
Практическая работа: Современный город мира (создание презентации, составление конспекта, информационный буклет);
Города в территориальной структуре хозяйства
Города - опорный каркас расселения.
Города мира: история и современность.
Практическая работа: Создание презентации на тему «История одного
города».
Итоговые занятия
Викторина «Город: история и современность».
Представление и защита творческих проектов.
9класс
Города России
Города России. История возникновения городов Древней Руси.
История городов России эпохи Средневековья. Современные города России.
Города маршрута «Золотое кольцо России».
Практические работы: Подготовка сообщений о городах Древней Руси;
Подготовка сообщений «Город эпохи Средневековья»;
Подготовка сообщений «Города - миллионеры России».
Города мира
Города мира. Города Европы: Лондон, Париж, Рим, Афины, Мадрид, Вена. Города Америки: Вашингтон, Лос - Анжелес, Нью-Йорк. Мехико.
Сидней - богатство Австралии. Города Индии. Города Китая. Города Японии.
Практические работы: «Визитная карточка» европейского города (по выбору);
«Визитная карточка» американского города;
Подготовка сообщения «Дели - столица Индии»;
«Символы китайского города» (создание презентации, информационный буклет, опорный конспект);
«Небоскребы Токио»; Создание презентации «Город, в котором я хочу побывать»; Составление тестов, кроссворда на тему «Города мира»;
Заполнение таблицы «Площади городов мира».
Достопримечательности мира
Комитет ООН - ЮНЕСКО. Объекты природные, культурные, заповедные, внесенные в список ЮНЕСКО. Охраняемые территории. Природные и культурные достопримечательности мира - Объекты Всемирного Наследия по странам мира. Списки Объектов по странам мира. Выделение наиболее интересных и привлекательных для туристов достопримечательностей.
Великое Наследие и достопримечательности Зарубежной Европы. Столицы Зарубежной Европы. Экскурсия по достопримечательностям: Елисейские поля, Эйфелева башня, Марсово поле, Сорбонна, Музей Тюссо, Букингемский дворец, Биг - Бэн, аукцион тюльпанов, Трептов - парк, Собор Святого Петра, оперный театр Ла - Скала, Пизанская башня, Колизей, Венеция, Дворец Дождя, долина Роз, ледяной отель в Кирунаваре, ветряные мельницы в Нидерландах.
Великое Наследие и достопримечательности Зарубежной Азии и Австралии. Столицы Зарубежной Азии. Экскурсия по достопримечательностям: мечети, палаточные города Кувейта, оригинальные достопримечательности Омана, ОАЭ; Катманду - памятник культуры, Тадж - Махал, Храм золотого Будды, Храм изумрудного Будды, парк Камней в Японии, гора Фудзияма, Китайская стена, Храм Неба, усыпальница первого императора, оперный театр в Сиднее.
Америка с севера на юг. Экскурсия по достопримечательностям: Канада - памятник в память терактам в США, Ниагарский водопад, телебашня «Си - Эн - Тауэр» индейские тотемы. США - Статуя Свободы, мост «Золотые ворота», Долина Монументов. Мексика - пирамида Чичен - Ица, Бразилия - водопад Игуасу, Храм Тернового Венца, Статуя Свободы. Эквадор - памятный знак, посвященный экватору.
Африка - встреча с прекрасным. Марокко - знаменитые мечети. Вади Сахары - историческая справка. По памятным местам Давида Ливингстона. Водопад Виктория. Пирамиды Гизе. Танзания - национальный парк в Серенгети. Деревня пигмеев.
Практические работы: Составление списка объектов ЮНЕСКО;
Подготовка сообщения, создание презентации «Замки и дворцы
Европы»; Подготовка иллюстрированного сообщения «Достопримечательности Азии»; Подготовка иллюстрированного сообщения «Достопримечательности Северной Америки»;
Подготовка иллюстрированного сообщения «Достопримечательности Южной Америки»; Природные и культурные объекты Африки;
Создание виртуальной экскурсии по достопримечательностям мира;
Викторина «Достопримечательности».
Объекты Всемирного Наследия в России: исторический центр Санкт - Петербурга и его окрестности, Кижи, Кремль и Красная площадь в Москве, исторические памятники Новгорода и его окрестностей, Соловецкие острова, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Троице - Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде, церковь Вознесения в Коломенском, девственные леса Карелии, озеро Байкал, вулканы Камчатки, исторический центр Ярославля и его окрестности - Объекты Всемирного Наследия.
Практическая работа: Создание презентации «Объекты Всемирного наследия в России».
Итоговые занятия
Викторина «По городам и странам».
Представление и защита творческих проектов.
Учебно - тематический план
8класс
№
п/п
Тема
Всего часов
Практических
работ
1.
Введение
1
2.
Политическая карта мира и основные этапы ее формирования
5
1
3.
Современная политическая карта мира
4
2
4.
Государства мира
5
2
5.
Международные организации
4
3
6.
От города до мегаполиса
3
3
7.
Основные исторические типы городов
4
4
8.
Города в территориальной структуре хозяйства
2
1
10
Современные города России и мира
4
11.
Итоговые занятия
2
ИТОГО
34
16
9класс
№
п/п
Тема
Всего часов
Практических работ
1.
Города России
8
3
2.
Города мира
11
8
4.
Достопримечательности мира
13
8
5.
Итоговые занятия
2
ИТОГО
34
18
Календарно-тематическое планирование
8класс
№
п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
План.
Дата
Факт.
Вид деятельности учащихся
1
Введение
Знакомство с курсом и источниками информации для изучения курса.
1
1
06.09
лекция
2
Политическая карта мира и этапы её формирования.
Политическая карта мира. Основные этапы её формирования.
5
1
13.09
фронт.
беседа
3
Политическая карта мира. Основные этапы её формирования.
1
20.09
тест
4
Политическая карта мира. Основные этапы её формирования.
1
27.09
тест,
работа с картой
5
Количественные и качественные изменения на политической карте в разное историческое время.
1
04.10
работа с картой
6
Практическая работа № 1 «Заполнение таблицы «Изменения на политической карте мира в разное время»
1
11.10
заполнение
таблицы
7
Современная политическая карта мира
Современная политическая карта мира.
4
1
18.10
лекция
работа с картой
8
Современная политическая карта мира.
1
25.10
тест
9
Практическая работа № 2 «Описание страны по плану».
1
01.11
практическая
работа
10
Практическая работа № 3 «Обозначение на карте крупнейших государств мира и их столиц»
1
15.11
работа с картой
11
Государства мира.
Что такое государство, государственная территория, государственные границы.
4
1
22.11
лекция
12
Типы государств современного мира. Многообразие стран современного мира.
1
29.11
лекция
13
Практическая работа № 4 «Составление классификаций стран мира по разным критериям»
1
06.12
заполнение
таблицы
14
Современные страны мира. Практическая работа №5 «Составление визитной карточки страны»
1
13.12
практическая
работа
15
Международные организации.
Международные организации. Практическая работа № 6 «Подготовка сообщения о международной организации»
4
1
20.12
подготовка
сообщения
16
Межправительственные и неправительственные международные организации. Глобальные и региональные.
1
27.12
лекция
17
Практическая работа № 7 Составление «Визитной карточки» международной организации
1
17.01
практическая
работа
18
Международные организации и их роль в современном мире. Практическая работа №8 «Подготовка тестов по теме «Международные организации»
1
24.01
тест
19
От города до мегалополиса
Город. Типы городов. Практическая работа № 9 «Составление схемы «Типы городов»
5
1
31.01
составление
схемы
20
Классификации городов.
1
07.02
тест
21
Городская агломерация, мегалополис - как формы расселения.
1
14.02
работа с картой
22
Городская агломерация, мегалополис - как формы расселения. Практическая работа №10 «Обозначение на карте крупнейших агломераций мира и мегаполисов»
1
21.02
работа с картой
23
Практическая работа № 11 «Составление характеристики одной из агломераций мира»
1
28.02
заполнение
таблицы
24
Основные исторические типы городов
Города Древнего мира: города Востока. Практическая работа № 12 «Подготовка сообщения «Город Древнего Востока»
7
2
07.03
подготовка сообщения
25
Античный город. Римский город. Практическая работа № 13 «Составление конспекта «Отличительные черты античного города»
1
14.03
составление
конспекта
26
Средневековые города Европы и Азии Практическая работа № 14 «Подготовка сообщения «Улицы Средневекового города»
1
21.03
подготовка сообщения
27
Города Нового времени.
1
04.04
работа с картой
28
Города Древней Руси и России (с древнейших времен до начала XX века).
1
11.04
работа с картой
29
Города XX века. Современные города. Практическая работа № 15 «Создание презентации Современный город мира»
1
18.04
создание презентации
30
Города: история и современность. Город - центр своего окружения.
1
25.04
лекция
31
Города в территориальной структуре хозяйства
Города - опорный каркас расселения.
2
1
02.05
мини-тест
32
Города мира: история и современность.
Практическая работа № 16 «Создание презентации на тему История одного города»
1
16.05
создание
презентации
33
Итоговые занятия
Викторина «Города. История и современность».
2
1
23.05
викторина
34
Представление и защита творческих проектов.
1
30.05
защита проекта
9класс
№
п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
План.
Дата
Факт.
Вид деятельности учащихся
1
Города России
Возникновение городов в Древней Руси.
8
1
06.09
фронт.
беседа
2
Города Древней Руси.
Практическая работа №1 «Сообщение о городе Древней Руси»
1
13.09
подготовка сообщения
3
Города России эпохи Средневековья.
Практическая работа № 2 «Сообщение о городах России, возникших в эпоху средневековья»
1
20.09
подготовка сообщения
4
Современные города России.
1
27.09
тест
5
Москва - столица России. Санкт- Петербург.
1
04.10
тест
6
Города - миллионеры России. Практическая работа № 3 «Заполнение таблицы «Города - миллионеры России»
1
11.10
работа с картой,
заполнение таблицы
7
«Золотое кольцо России». Сергиев Посад, Переславль - Залесский, Ростов.
1
18.10
тест
8
«Золотое кольцо России». Ярославль. Кострома, Суздаль, Владимир.
1
25.10
лекция
9
Города мира
Города Европы. Лондон. Париж. Рим. Практическая работа № 4 «Визитная карточка европейского города»
9
1
01.11
практическая
работа
(групповая
форма)
10
Города Европы. Афины. Мадрид. Вена.
1
15.11
тест
11
Города Америки: Вашингтон,
Лос - Анжелес, Нью - Йорк. Практическая работа № 5 «Визитная карточка американского города»
1
22.11
практическая
работа
(групповая
форма)
12
Мехико-столица Мексики.
Сидней - богатство Австралии.
1
29.11
лекция
13
Города Индии. Практическая работа
№ 6 «Подготовка сообщения «Дели - столица Индии»
1
06.12
подготовка сообщения
14
Города Китая. Практическая работа № 7 «Символы китайского города»
1
13.12
создание
презентации, подготовка сообщения
(по выбору)
15
Города Японии. Практическая работа
№ 8 «Небоскребы Токио»
1
20.12
подготовка сообщения, создание презентации
(по выбору)
16
Практическая работа № 9 «Создание презентации «Город, в котором я хочу побывать»
1
27.12
создание
презентации
17
Практическая работа № 10 «Заполнение таблицы «Площади городов мира»
1
17.01
заполнение
таблицы
18
Практическая работа № 11 «Географический диктант «Города мира»
1
24.01
географ.
диктант
19
Викторина «Города мира»
1
31.01
викторина
20
Достопримечательности мира
ЮНЕСКО. Объекты Всемирного Наследия по странам мира.
13
1
07.02
составление
списка
21
Достопримечательности Зарубежной Европы. Столицы Зарубежной Европы.
1
14.02
тест
22
Экскурсия по достопримечательностям Зарубежной Европы. Практическая работа №12 Подготовка сообщения, создание презентации «Замки и дворцы Европы»
1
21.02
подготовка сообщения,
создание
презентации
(по выбору)
23
Достопримечательности Зарубежной Азии и Австралии. Практическая работа № 13 «Подготовка иллюстрированного сообщения «Достопримечательности Азии»
1
28.02
подготовка сообщения
24
Экскурсия по достопримечательностям Канады, США, Мексики. Практическая работа № 14 «Подготовка иллюстрированного сообщения «Достопримечательности Северной Америки»
1
07.03
подготовка сообщения
25
Достопримечательности Южной Америки. Практическая работа № 15 «Подготовка иллюстрированного сообщения «Достопримечательности Южной Америки»
1
14.03
подготовка сообщения,
создание
презентации
26
Африка - встреча с прекрасным. Практическая работа № 16 «Природные и культурные объекты Африки»
1
21.03
подготовка сообщения,
создание
презентации
(по выбору)
27
Практическая работа № 17 «Создание виртуальной экскурсии по достопримечательностям мира»
1
04.04
создание
презентации
28
29
Викторина «Достопримечательности мира»
2
11.04
1804
викторина
30
31
Объекты Всемирного Наследия в России.
2
25.04
02.05
тест
32
Практическая работа № 18 Создание виртуальной экскурсии «Объекты Всемирного наследия в России»
1
16.05
создание
презентации
33
Итоговые занятия
Викторина «По городам и странам»
2
1
23.05
викторина
34
Представление и защита творческих проектов.
1
30.05
защита проекта
Ресурсное обеспечение:
1. Геральдика России/И.В. Борисов, Е.Н. Козина.- М.:АСТ: Астрель, 2006;
2. Города мира/ред. группа: Л. Садовская, Т. Евсеева, А. Мартынова.-М.: Мир
энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010;
3.Замки. Дворцы/отв. ред. С. Шокарев. -М.: Мир энциклопедий Аванта+,
Астрель, 2011;
4.Страны мира. Современный справочник. - М.: ООО «Дом славянской книги», 2007;
5. Большая иллюстрированная энциклопедия географии.-М.: «Махаон»,2007;
6. Золотое кольцо России. Серия «Памятные места СССР». Комплект из 18 открыток;
7. Географические атласы;
8. Политическая карта мира (настенная).
Интернет - ресурсы:
1.countries.ru/
Информация по всем странам
2. geograf-ru.narod.ru/
Краткие сведения о странах мира
3. geosite.com.ru/
GEOSITE. Все о географии. Страны. Удивительные места.
4. georus.by.ru/
География России. Энциклопедические данные о каждом субъекте РФ.
5. geo-tur.narod.ru/
Гео - Тур: география стран мира
6. geo.historic.ru/
Географический справочник.
7. bibliotekar.ru
Города и столицы
8. mojgorod.ru
Мой Город: Народная энциклопедия городов и регионов России.
Приложение
Приложение 1.
Проверочные тесты по теме: Современная политическая карта мира
1.Перечислите не менее пяти микрогосударств, площадь которых менее 1 тыс. км2.
2.Определите, к какой группе по особенностям географического положения относятся указанные страны:
1.Афганистан. 2. Ирландия. 3.Киргизия. 4.Корея. 5.Куба.
6.Малайзия. 7. Мали. 8.Мадагаскар. 8. Монголия. 9.Новая Зеландия.
10.Норвегия. 11.Португалия. 12.Сомали. 13.Чад. 14. Шри-Ланка.
А) внутриконтинентальные;
Б) островные;
В) расположенные на полуостровах.
3. Распределите указанные страны по отношению к морским бассейнам:
-
Великобритания. 2.Вьетнам 3.Доминика. 4.Италия.
5.Латвия. 6.Ливия. 7.Мозамбик. 8.Польша. 9.Уругвай. 10.Франция.
10.Чили. 11.Швеция. 12.Ямайка.
А) Тихоокеанские;
Б) Атлантические;
В) Средиземноморские;
Г) Балтийские;
Д) Карибские;
Е) Индийского океана.
Приложение 2.
1. Подберите пару: аббревиатура - международные организации.
-
Организация стран - экспортеров нефти.
-
Международный банк реконструкции и развития.
-
Североамериканское соглашение о свободной торговле.
-
Всемирная организация здравоохранения.
-
Программа ООН по окружающей среде.
-
Организация Объединенных наций.
-
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии.
-
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН.
-
Международный валютный фонд.
-
Организация Североатлантического договора.
-
Международное агентство по атомной энергии.
-
Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры.
А) АСЕАН; Б) ВОЗ; В) МАГАТЭ; Г) МВФ; Д) МБРР;
Е) НАТО; Ж) НАФТА; З) ООН; И) ОПЕК; К) ФАО;
Л) НЕП; М) ЮНЕСКО.
2. Найдите соответствие между определением и понятием.
-
Форма правления, при которой власть передается по наследству.
-
Линия, определяющая пределы суверенитета государства.
-
Страна, лишенная политической и экономической самостоятельности.
-
Единственный орган ООН, чьи решения являются обязательными для всех членов ООН.
-
Государство, имеющее в своем составе самоуправляющиеся образования.
-
Наука, изучающая внешнюю политику государства.
-
Форма объединения государств для достижения определенных целей.
-
Страна, где глава государства и церкви - одно лицо.
-
Осуществление власти в государстве недемократическими методами.
-
Форма управления, при которой высшие органы государственной власти избираются.
А) геополитика; Б) граница; В) диктатура; Г) колония;
Д) конфедерация; Е) монархия; Ж) республика; З) Совет безопасности; К) теократия; Л) федерация.
6. Выберите правильный ответ.
-
К количественным изменениям политической карты относятся:
А) объединение государств; Б) приобретение страной суверенитета;
В) отвоевание суши у моря; Г) введение новых форм государственного устройства.
7. Россия является членом:
А) ОПЕК; Б) МАГАТЭ; В) НАФТА; Г) ЕС.
Приложение 3.
Тесты по теме «Население и страны мира»
-
Найдите соответствие между понятиями определениями.
-
Уменьшение численности населения.
-
Переезд части населения (обеспеченного) в пригороды.
-
Выезд населения в другую страну.
-
Скопление городов.
-
Часть населения, реально занятая трудовой деятельностью.
-
Рост городов и городско населения, усиление их роли, распространение городского образа жизни.
-
Резкое увеличение прироста населения во второй половине XX века.
-
Выезд населения из страны.
-
Соотношение между трудоспособной и неработающей частями населения.
-
Перемещение населения между странами или внутри страны.
-
Резкое увеличение числа городов в развивающихся странах.
-
Огромное скопление городов и агломераций.
-
Система государственных мер, осуществляемых с целью воздействия на естественное движение население.
А) «демографический взрыв»; Б) «городской взрыв»;
В) демографическая нагрузка; Г) демографическая политика;
Д) агломерация; Е) депопуляция; Ж) иммиграция;
З) мегаполис; И) миграции; К) урбанизация;
Л) урбанизация; М) эмиграция; Н) экономически активное население.
2. Назовите десять самых многонаселенных стран мира.
3. Назовите десять (пять) самых малонаселенных стран мира.
4. Назовите страны с самым высоким естественным приростом населения.
5. Назовите страны с самым низким естественным приростом населения.
6. Перечислите известные вам страны, в которых средняя продолжительность жизни наиболее высокая.
8. Выберите города, которые относятся к числу 10 самых многонаселенных в мире. Лишние - вычеркните: Бомбей, (Мумбаи), Вашингтон, Дели, Джакарта, Калькутта, Лондон, Лагос, Лос-Анджелес, Мехико, Москва, Нью-Йорк, Париж, Пекин, Сан-Франциско, Сан-Паулу, София, Токио, Тяньцзинь. Чикаго, Шанхай.
Приложение 4.
Географический диктант «Города мира»
Назвать отличительную черту следующих городов:
-
Нью-Йорк.
-
Токио.
-
Лондон.
-
Шанхай.
-
Лагос.
-
Бомбей (Мумбаи).
-
Москва.
-
Джакарта.
-
Париж.
-
Сан-Паулу.
-
Каир.
-
Мехико.
-
Берлин.
-
Варшава.
Приложение 5.
Тест «Страны мира»
1.В «первую десятку» самых многонаселенных стран мира входит:
А) Нигерия;
Б) ЮАР;
В) Кения;
Г) Алжир.
2.К однонациональным странам относятся:
А) Индонезия;
Б) Польша;
В) ФРГ;
Г) Нигерия.
3.Самой многонациональной страной мира является:
А) Нигерия;
Б) Бразилия;
В) Индонезия;
Г) Россия.
4.Самый распространенный язык в мире:
А) английский;
Б) китайский;
В) французский;
Г) русский.
5.Больше всего людей в мире исповедуют:
А) ислам:
Б) синтоизм;
В) буддизм;
Г) христианство.
Приложение 6.
«Города мира»
1. Подберите пару из городов одной страны: столица - экономический центр.
-
Абуджа.
-
Анкара.
-
Астана.
-
Бразилиа.
-
Дели.
-
Исламабад.
-
Канберра.
-
Оттава.
-
Рабат.
-
Рим.
А) Алматы;
Б) Калькутта;
В) Карачи;
Г) Касабланка;
Д) Лагос;
Е) Милан;
Ж) Монреаль;
З) Сан-Паулу;
И) Сидней;
К) Стамбул.
2. Подберите пару: город - соответствующее определение.
-
Вашингтон.
-
Детройт.
-
Лас-Вегас.
-
Лос-Анджелес.
-
Майями.
-
Нью-Йорк.
-
Сан-Франциско.
-
Филадельфия.
-
Чикаго.
А) город, где принята Декларация независимости;
Б) самый большой курорт США;
В) самый красивый курорт США;
Г) всемирная столица развлечений;
Д) столица Среднего Запада;
Е) единственный крупный город без небоскребов;
Ж) самый «одноэтажный» из городов США;
З) автомобильная столица страны;
И) город - «большое яблоко».