Урок по географии 9 класс. История и культура народов России. Сойоты

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: История и культура народов России. Сойоты

Учитель географии МБОУ

Кяхтинская СОШ№4

Доржиева Оюна Цырен-Дондоковна

Тип урока: изучение нового материала

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа по парам.

Применяемые технологии: элементы проблемно - диалоговая, исследовательская технологий, ИКТ - технология, здоровьесберегающая технология, технология деятельностного подхода.

Оборудование:

  • Географические настенные карты: « Республика Бурятия», Физическая карта России».

  • Используемы ЭОР: мультимедиа-презентация, видеофильм

«Народы России» интерактивная доска Activinspire, Microsoft Office Power Point 2010.

Основные понятия: сойоты, этнос, хонгодоры.

Цель: Сформировать представление о коренных и малочисленных народов России.

Цели: 1.Образовательные:

  • сформировать представление о сойотах;

  • ввести понятие "миграция", рассмотреть виды миграций;

  • выявить и способствовать усвоению учащимися содержания проблем, возникающих при активной миграции и наметить пути их решения.

2. Развивающие:

  • развивать умения и навыки работы с картами, статистическим материалом, приемы "сворачивания информации" и составления опорных схем.

3. Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения, воспитывать толерантное отношение к представителям различных национальностей и вероисповедания, любовь к родине.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие учеников. Настраивание на серьезную работу в доброжелательной обстановке.

Учитель: Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас на уроке.
Нет на земле ни одного государства, где жило бы столько разных народов, как в России. На многих десятках языках говорит население нашей великой Родины. На многих десятках различных языков учатся дети в школах, поются песни, печатаются книги. Миллионы дружных рук укрепляют день за днем силу, могущество и славу России, строят общее хозяйство, общую культуру.
В незапамятные времена с различных сторон пришли отдельные народы и племена к берегам морей и рек нашей Родины, расселились в лесах, тундрах, в песках горячего юга.

Показ Видео о народах России

Учитель: Ребята дайте определение, что такое этнос?

Федорова Лена участница школьной экспедици

сообщение ГП Окинского района

Окинский район Республики Бурятия граничит на севере и востоке с Иркутской областью, на северо-западе с Республикой Тыва, на западе и юго-западе с Монгольской Народной Республикой, а на юге примыкает к Тункинскому району Республики Бурятия. Площадь района 26 012 км². Значительная часть площади Окинского района покрыта лесом 1097,6 тыс. га, что составляет 43,8% его территории. Окинский район отличается чрезвычайно суровыми условиями, труднодоступностью и богатством недр. Имеет резко расчлененный рельеф с колебанием высот от 700 до 3400 метров над уровнем моря.

Учитель: Ребята обозначьте на контурной карте Бурятии маршрут экспедиции

Учитель: Статистические данные о сойтах

Численность населения по данным переписи 2010г. - 3 тыс. 608 человек.

Сойоты, самоназванный сойот (hойод) от древнего названия присаянских народов (соян).

Территория проживания - в основном на территории Окинского района Республики Бурятия, на территории Сорокской, Орликской, Саянской и Бурунгольской сельских администраций, также имеется локальная группа сойотов в западной части Тункинского района Республики Бурятия.

Национальный язык - сойотский.

Дымбренова Арюна учасница школьной экспедиции

сообщение о Стреле хонгодоров

Тотем - Птица-Лебедь - объединяет хонгодоров с другими бурятскими племенами: хоринцами и шошоолоками. На территории Горной Оки, в окрестностях села Саяны расположено место поклонения хонгодоров - деревянное изваяние в виде Птицы-Лебеди и родовые столбы (коновязи). Рядом с изваянием на двух столбах вертикально закреплена каменная плита. По верованиям хонгодоров, каждый, кто прикасается к ней, вступает в связь с космосом и получает его положительную энергию.

Учитель. Вспомните из истории кто такие хонгодоры?

Дети отвечают.

Протоплемя хонгодоров, как и все монголоязычные племена, образовалось во времена Хуннской державы, окончательно сформировавшись в эпоху Монгольской империи. До перехода в Саяно-Байкальский регион жили западнее на территории современной Монголии. По мнению некоторых учёных хонгодоры могут быть потомкамихонгирадов. В настоящее время потомки хонгодоров проживают в Тункинском, Окинском, Баргузинском, Закаменском районах Республики Бурятия, и в Аларском районе Иркутской области.

Численность хонгодоров около 30 тысяч человек. В районах Бурятии и Усть-Ордынского Бурятского округа, заселенными хонгодорами, поочередно проводятся встречи представителей этого племени, где обсуждаются насущные проблемы: пути сохранения и развития народных традиций, обычаев, своеобразного фольклора, древних напевов и танцев

Каташов Игорь участник школьной экспедиции сообщение о жилище сойот

Сойоты - полукочевые охотники-оленеводы жили в деревянных чумах "урса, уурс", имевших сходство с жилищами северных оленеводов-якутов, чукчей, ненцев и т.д. Высота чума составляла 2,5-3 м. Остов чума состоял из 3 массивных жердей с развилкой на конце, которые связывались на верху волосяной веревкой, а заостренные нижние концы втыкались в землю и 35-40 тонких жердей в зависимости от размеров чума, но обязательно нечетное их количество. Зимой жерди покрывались выделанными и продымленными шкурами, чтобы исключить промокание. Внутри чум также покрывался шкурами. Под вершиной чума устанавливали очаг, сооружали станок для подвешивания котлов и чайников. Сойоты жили в густом еловом или кедровом лесу, здесь было теплее и меньше снега. Выход из чума был направлен на восток, также как у якутских чумов, чтобы раньше встречать рассвет и восход солнца.

Тугульдурова Ольга участница школьной экспедиции сообщение о хозяйстве сойот.

Учитель: В долине р. Оки встречаются стада яков (по-монгольски "сарлык"), непривычных для нас крупных жвачных животных с длинной шерстью и большими рогами, характерных больше для Монголии и Тибета. Хозяйственное значение яка в том, что он, вполне заменяя по продуктивности крупный рогатый скот, разводится в высокогорных районах (2000-3000 м над уровнем моря), где обычный скот не содержится. Молоко яков употребляют в пищу. По качеству оно не уступает молоку коз и овец, верблюдов и коров, отличаясь большим содержанием жира. Преобладающая масть монгольского яка черная, часто встречаются бурые и серые. Крепкое телосложение и густой волосяной покров позволяют животному легко переносить суровые высокогорные условия. Взрослые быки 123-128 см высотой и весом - 400-450 кг. Стада яков перемещаются через таежную чащу, так что догнать их можно только на лошади.

Сойоты - это оленеводы и охотники, в хозяйственном отношении ими были задействованы лесная и предгольцовая зоны Саян, расположенные на юго-востоке района. Буряты вели скотоводческое хозяйство и занимали степные долины рек, альпийские луга, т. е. внутри района образовались две этно- территориальные области, в каждой из которой находился один из этносов. Сойоты редко забивали оленей на мясо, в основном старых и слабых животных. Питание местных жителей как сойотов, так и бурят в большей степени зависело от хозяйственного уклада. Основной рацион пищи бурят составляют продукты скотоводства - мясо и молоко. У части сойотов и тувинцев, главной отраслью хозяйства которых является оленеводство, в пищевом рационе преобладает оленина. Можно заметить сходство в способах ее приготовления и в названиях блюд. С увеличением контактов между бурятами сойоты начали переходить к скотоводству, что обусловило изменение их пищевого рациона в сторону увеличения потребления мяса и молока КРС. Оленеводство. В Саянах существует хозяйственно-культурный тип оленеводов таежного типа - вьючно-верховой тип оленеводства, получивший название саянский, который является остатком древнейшего оленеводства населения Саяно-Алтайского региона. Здесь разводили карагасскую породу северных оленей . Роль оленеводства была очень значимой в хозяйстве сойотов потому, что оно давало продовольствие, одежду. Использование оленей как транспорта позволяло осваивать большие промысловые угодья. В Окинском районе одному охотнику достаточно было иметь трех оленей - 2 рабочих быка и одну самку. Богатые оленеводы держали до 30 голов оленей. Оленеводство, основанное на экстенсивном использовании пастбищных угодий, требовало постоянных кочевок. Сойоты кочевали от 4 до 10 раз в год в зависимости от состояния кормов. Зимой оленеводы жили в долинах рек, осенью вели оленей в таежные просеки, летом поднимались к гольцам. Некоторые сойоты всю зиму живут на зимниках, у кого есть возможность - кочуют 2-3, редко 4 раза, число кочевок зависит от количества снега. Олени круглый год паслись на подножном корму. Основным их кормом служит олений мох-ягель, а также травы, грибы.

Смышляев Саша участник школьной экспедиции сообщение о вероисповедании сойот.

Когда сойот идет на охоту и для того, чтоб охота была наиболее удачной, он молится властелину зверей - Хан-Шаргаю-Ноен-Бабаю". Не помолившись этому богу, сойот рискует пасть в борьбе с неравным зверем, или просто проходит весь сезон без толку, ничего не убивши. Ружье его тогда стрелять не будет. Звери будут скрываться от него.

Для того, чтоб обеспечить свои стада кормовыми травами, нужно помолиться богу - властелину земли "Дэйдын-эжин-Дайбан-Саган-Бабаю" Не почитание этого бога грозит оставить луга и убуры без травы и уморить все стада голодной смертью. Наоборот, когда принесешь жертву этому богу, тогда все луга и убуры дадут много зеленой и сочной травы.

Если сойот задумал ехать в дальний путь, то нужно помолиться всем богам, всех-тех гор, через которые предстоит ему проехать. Нужно помолиться и богу воды и многим еще другим. Как и всякое почитание богов шаманской религии, почитание сойотских богов обходится не так дешево. Каждому богу нужно принести в жертву барана или быка иначе, он не примет молитвы и обидевшись обрушит на тебя многое множество бед.

Сойот суевер и фанатик до мозга костей. Вся его хозяйственнаяи бытовая деятельность связана с богами и. шаманом. Умер-ли, родился-ли, или задумал жениться, все надо спросить "Бурхана", заручиться его советом.

К умершему нужно призвать шамана, который посредством заклинания определяет место оставления трупа. Вывозить мертвеца нужно обязательно на лошади в седле или на волоках. Труп остается не зарытым. На месте оставления трупа колят барана и устраивают поминки. Иначе нельзя. Нужно угодить мертвецу во всем, для того, чтобы избавить себя от его посещений из потустороннего мира всегда несущих с собой несчастья для семьи и хозяйства. Родился ребенок опять нужно колоть овцу, призывать "Бурхана", для того, чтобы обеспечить будущему скотоводу и охотнику счастливую жизнь. Кругом "Бурханы" всех надо почитать, всем нужна кровь и мясо. О, какие кровожадные и немилостливые эти "Бурханы", сколько они губят бесполезно скота, какой материальный ущерб они приносят сойотам.

Суеверия сильны и с ними нужна борьба. Но этой борьбы с шаманством в Оке нет. Ничего не противопоставляется против Уанжей-шаманов. Если в западных аймаках можно утверждатъ, что почва из-под шаманизма выбита, основы его подорваны, то нельзя этого сказать по отношению Окинских сойот. Здесь устои шаманства еще крепки и почти не тронуты. Разумеется, что почвой для жизни шаманства является почти сплошная неграмотность сойот их чрезвычайно большая отсталость. Вот некоторые картинки быта этой некультурной отсталой сойотской народности. Вся дикость, нелепость и ханжество в быту сойота - покоится именно на культурной и хозяйственной отсталости. Несомненно, что все эти темные стороны сойотского быта будут отпадать и изживаться по мере перехода от кочевых форм хозяйства к более совершенным приемам, которые дадут возможность поднять и на известный культурный уровень сойотские массы.

Кое-какие проблески в этом отношении имеются уже и сейчас. Идет на убыль калым, более разумно начинает строиться по-новому быт сойотской молодежи, роды с когтями Летяги и шаманом начинают заменяться родами с акушеркой, появляются и сами носители будущего нового быта - комсомольцы, ширится общественность, но как все это мало и недостаточно. Надо этим новым росткам помочь скорее прирости путем насаждения различных очагов новой культуры и быта: красных юрт, уголков, школ, фельдшерских пунктов. Надо помочь и культурными кадрами.

Больше внимания отсталым народностям, больше культурной и хозяйственной помощи им и тогда не через долгое время ханжеству, невежеству и некультурности, будет положен конец.

Бадмаев Саша участнк школьной экспедиции

сообщение о национальной одежде сойот.

Традиционная одежда сойотов была замещена в XIX в. заимствованной бурятской одеждой.

Под влиянием бурятской кухни пища сойотов пополнилась новыми блюдами. В основном в ней превалировали мясомолочные продукты, меньшее значение имела растительная и рыбная пища. Мясная пища, первоначально включавшая блюда и снедь из оленины и дикого мяса, обогатилась рецептами кушаний, приготовленных из других сортов мяса (говядины, баранины, конины). Готовили мясные супы, отварное мясо, колбасы, субпродукты. При обработке мясных продуктов и приготовлении из них блюд использовались термическая обработка (поджаривание, кипячение, копчение) и способы длительного хранения (вяление, сушение). Деликатесами считались вареный или жареный олений язык и губы. Из оленьего молока делали мягкие сыры. Зерновые продукты, соль, чай обычно выменивали на пушнину у аларских бурят.

Ринчинова Ирина учасница школьной экспедиции

Сообщение «Будущее сойот»

  • Окинские сойоты, как этнографическая группа утратили себя. Сотни лет совместной жизни с более сильной нацией - бурятами, поставили сойот на путь ассимиляции, заставив их воспринять хозяйственный уклад: язык и культуру бурятские. Этот процесс ассимиляции будет несомненно продолжаться и дальше и в конце приведет к полной ликвидации сойот как таковых. Начавшееся смешение крови через брачные отношения будет давать ростки будущего потомства уже не сойотского.

  • Несмотря на это, сойоты получили свое административное самоопределение образовав Родовой Сойотский Совет. Это мероприятие необходимо для того, чтоб подтянуть быстрее сойот до соответствующего культурного и хозяйственного уровня. Самоопределение консолидирует сойот, разумеется не для того, чтоб вернуть утраченное (этому не бывать «теперь»), а для того чтоб особо уделить внимание на них по линии хозяйственной и культурной и для того, чтобы мобилизовать сами сойотские массы на подтягивание себя, для того, чтоб пробудить потенциальные силы сойот.

Закрепление

  1. Кто такие сойоты?

  2. Где проживают?

  3. Чем занимаются?

  4. Что исповедуют?

  5. Как раньше жили?

  6. Какое будущее сойот?



© 2010-2022