- Преподавателю
- География
- Методический комментарий с использованием видеофрагментов уроков «Особенности применения элементов технологии развития критического мышления на уроках географии»
Методический комментарий с использованием видеофрагментов уроков «Особенности применения элементов технологии развития критического мышления на уроках географии»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Айткулова И.Л. |
Дата | 27.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методический комментарий с использованием видеофрагментов уроков «Особенности применения элементов технологии развития критического мышления на уроках географии».
На своих уроках географии я применяю элементы технологии развития критического мышления.
Замечу, структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют трём фазам: вызов, осмысление, рефлексия (размышление). На всех источниками информации, в процессе которой информация понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом и, в конце концов, на её основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.
В своём методическом комментарии мне хотелось показать и прокомментировать примеры, приемов с которым я работаю на уроках.
На стадии вызова можно работать различными приёмами.
Например, «поясните цитату…», «как вы объясните…», «верите ли вы, что…», «знаю - хочу узнать - узнал, что это…» и ряд других приёмов.
Все эти приёмы направлены на побуждение к работе с новой информацией, вызов на «поверхности» имеющихся знаний по теме, где происходит бесконфликтный обмен мнениями.
Показ фрагмента 1
На начальной стадии я применила технику вызова ассоциации по данной теме, при этом я пользуюсь приёмом межпредметной интеграции. Использую на уроках, и вы это видели, с целью стимулирования познавательного интереса учащихся, поэтический материал. Синтез поэзии и географии позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставить логически мыслить, пробудить желание думать, работать, повышает интерес к изучаемой теме, делает уроки живыми и запоминающимися.
Особенно эффективно использование стихотворений при изучении нового материала. Они служат целевыми установками. Предваряя содержание темы, «эпиграф» урока нацеливает класс на восприятие и усвоение нового материала.
На второй стадии идёт осмысление материала. Приёмов технологии много - это и «зиг-заг», «бортовой журнал», «инсерт», «тонкие и толстые вопросы», «мое - мнение», «фишбоуны», «Что? Где? Когда?», «мудрые сов», «сводная таблица», «уникальное - общее».
В своей работе мне нравится пользоваться приёмами «инсерт», «сводная таблица».
«Инсерт» - маркировка текста значками по мере его чтения. Вовремя чтения текста, учащиеся карандашом делают на полях пометки, а после этого заполняют таблицу.
Тезисно заносят сведения из текста в таблицу. Заполняя таблицу, снова возвращаемся к тексту, тем самым мы обеспечиваем вдумчивое и внимательное чтение.
Технологический приём «инсерт» и «сводная таблица» делают зримым процесс накопления информации, путём перехода от старых знаний к новым.
Показ фрагмента 2
Важным этапом, и мы это увидели из фрагмента, стало обсуждение записей, внесённых в таблицу. Графическая форма помогает систематизировать уже имеющиеся знания.
На третьем этапе, на стадии рефлексии, тоже существуют различные приёмы: это и написать эссе, рефлексивный экран вопросов - «что нового вы узнали на уроке», «мое мнение», сформулируйте три вопроса по сегодняшней теме, синквейн.
Самый частотный для меня на стадии рефлексии приём - синквейн, быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Он даёт возможность резюмировать информации в нескольких словах.
Он позволяет описывать суть понятия на основе полученных знаний.
Показ фрагмента 3
Могу заметить из практики, удачно этот приём идёт на уроках в 7-х классах, особенно когда предметно идёт обсуждение одной страны. На этой стадии рефлексии считаю удачным приёмом технологии «общее - уникальное».
Этот приём, способствует развитию важного метапредметного умения - способности выделять и кратко представлять общие и особенные черты.
Показ фрагмента 4
Используя данный приём, мы способствуем развитию аналитических способностей, работаем на уровне и синтеза, и сравнительной оценки.
Работа с этим приёмом на стадии рефлексии может быть индивидуальной, парной, групповой. Вы увидели, что работа была сначала индивидуальной, а потом парной.
И самый последний этап в данной работе это оценивание ученика в активной дискуссии. Есть различные методы: самооценка, выборочная оценка, совокупная оценка. Я применяю карту оценивания.
В заключении:
Использование хочу сказать, что печатать, стратегий и приёмов в технологии критического мышления предполагает сотрудничество учителя и учащихся, деятельное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение.
Работая по технологии критического мышления, учащиеся реализуют потребности и возможности учиться, решать свои проблемы самостоятельно, а также обучаются способам собственной деятельности.