Конспект урока Осенняя экскурсия

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географии в 6 классе

Разработала учитель географии МОБУ СОШ д.Новотазларово Бураевского района РБ Хайруллина Ф.В.

Тема урока: Осенняя экскурсия

Цель осенней экскурсии: накопление фактических знаний об особенностях рельефа своей местности, о слагающих ее породах, о внутренних водах и взаимосвязи между рельефом и водами.

Задачи урока: сформировать простейшие представления о характере рельефа своей местности, речной долине, питании и режиме рек, о речном бассейне; познакомить учащихся с приемами определения высоты холма с помощью школьного нивелира и на глаз, определять ширину и глубину реки, направление и характер , скорость течения реки; учить учащихся оставлять описание вод по типовому плану, используя материалы экскурсии; рассмотреть, как используются горные породы, водоемы, долина реки в хозяйственной деятельности человека; определить значение этих объектов для населения этого населенного пункта.

Снаряжение экскурсии групповое: нивелир школьный, компас, рулетка, коробки для горных пород, маленькая лопатка, поплавок, веревка с грузом, колышки, фотоаппарат, почвенный нож, секундомер;

Индивидуальное снаряжение: планшет, карандаш, листы для записи, компас;

I этап: учитель (до экскурсии) выбирает объекты изучения и намечает остановки: 1) на коренном берегу реки или ручейка

2) у холма или у геологического разреза (или карьера)

3)на долине реки

Ход экскурсии: 1. а) Работа на первой остановке начинается с определения сторон горизонта, и с обозначения точки стояния на плане. Выполнение нескольких заданий по установке компаса и определению азимута на объекты. б) ориентирование плана по компасу и по местным объектам;

2) Остановка на коренном берегу реки; А)Ориентирование по компасу, обозначение на чертеже своего точки стояния, объекта (реки). Выполнение краткого описания реки: Б)название, определение направления течения, правого и левого берегов, определение по сторонам горизонта направления реки (откуда куда течет. В)Практическая часть: определение ширины и глубины, скорости течения реки. Г) Краткое описание: об использовании реки и ее долины человеком;

Описание практической части: 1. Учащиеся определяют направление течения реки с помощью поплавков, определяют правый и левый берега, на глаз определяют ширину реки; глубину реки можно определить двумя способами: с моста тонким шестом, или шнура с грузом.

2. Если ручей небольшой, глубину можно определить с помощью шнура с грузом, необходимо произвести несколько измерений.

3. Ширину реки можно определить шнуром или веревкой, рулеткой, если есть мост. Можно определить ширину реки шагами (рисунок 1)

4. Определение скорости течения реки. Сначала ставим створы, расстояние между створами должно быть не менее трехкратной ширины реки. Выбираем наблюдателей, которые занимают места у верхнего и нижнего створов каждого участка (выполняют на нескольких участках). Взмахом руки учащиеся фиксируют время прохождения каждого поплавка через створ. Один учащийся отмечает с помощью секундомера время прохождения верхнего и нижнего створов каждым поплавком в заранее сделанной таблице ( табл1)

№ поплавка

Расстояние между створами

Время прохождения поплавка через створ

Продолжительность хода поплавка, в секундах

Скорость движения поплавка, в м/с

Скорость течения реки, в м/с

Верхний створ

Нижний створ




2. Остановка у холма. 1) ориентирование на местности по плану и по компасу 2. Практическая работа: нивелирование холма, определение высоты холма.

3. Остановка у геологического разреза. 1. Определение высоты разреза, крутизны разреза 2. Определение горных пород. 3. Определение мощности пластов: осадочный, песчаник, глина, песчаник, красная глина, фотографирование разреза; (описание разреза выполняется на следующем уроке в классе)

4. Остановка на долине реки: краткое описание долины реки, болот, о мелиорации, о примере осушения болот в нашей местности в 70-е годы, об использовании вод, долины реки в хозяйственных целях, об изменении характера рельефа из-за вод, об оврагах и их причинах образования.

5. Итог к экскурсии подводится на следующем уроке при выполнении практической работы по итогам экскурсии.





© 2010-2022