Внеклассное занятие по краеведению по теме «Путешествие по родному краю»

Конспект внеклассного занятия с учащимися 5-7 классов по краеведению. Занятие проводится в форме заочного путешествия по родному краю.(Ростовская область0Учащиеся проходят по следующим станциям: исторической, географической, биологической, литературной. На каждой  станции отвечают на различные вопросы ведущего - символы Ростовской области и их значение, история образования, о  представителях растительного и животного мира родного края.В конце занятия  проходит конкурс «Лучший исполнитель стихов ...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Тацинский район

МБОУ Верхнеобливская оош



«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ КРАЮ»

(внеклассное занятие)





Мороз Светлана Анатольевна

Учитель географии





















"Путешествие по родному краю».

(внеклассное занятие, посвященное родному краю)

Участники: 5-6 классы.

Цели: развитие познавательного интереса школьников к истории и культуре родного края.

Образовательные:

  1. познакомить детей с историей, природой родного края

Развивающие:

  1. развивать интерес к истории родного края, желание узнать больше;

  2. развивать коммуникативные навыки;

Воспитывающие:

  1. воспитывать любовь и уважение к своей «большой» и «малой» Родине;

  2. воспитывать уважительное отношение к традициям народов нашего края;

  3. воспитывать бережное отношение к историческому прошлому родного края;

  4. формировать общую и эстетическую культуру.

Оформление:

  • название станций,

  • герб, флаг и карта Ростовской,

  • презентация « Этюд о красоте донской степи».

  • Медаль « Знаток донского края».

  • музыкальное сопровождение .

Знакомство с родными местами позволит детям

сознательно отнестись к географии всей страны,

а, кроме того, сделать их любовь к Родине более

живой и непосредственной.

М. И. Калинин

Ход мероприятия.

Ведущий. Добрый день уважаемые участники и гости.

Мы рады приветствовать вас на игре « Путешествие по родному краю».

Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие по родному донскому краю. Мы совершим виртуальное путешествие по родному краю, вспомним историю нашей области, побываем в донских степях, на конкурсе чтецов стихов о своей малой родине, конкурсе знатоков родно края. А совершить это путешествие нам поможет устный журнал. Но чтобы переходить с одной страницы на другую, вы должны будете мне помогать: отвечать правильно на мои вопросы, угадывать загадки. За каждый правильный ответ вы будете получать маленькую звезду. Участнику, набравшему наибольшее количество звезд, будет присвоено почетное звание « Знаток донского края».

Итак, отправляемся. Наша первая станция « Дон - исторический».

Ведущий: Прошлое нашего края составляет неотъемлемую часть прошлого России и связано со многими страницами всемирной истории. В Российской Федерации Ростовская область образована в результате раздела Азово-Черноморского края.

1.Вопрос.

Назовите дату образования Ростовской области.

Ведущий:

Символика Ростовской области.

Символы государства, территории, поселения выражают определённые общественные отношения. Отражая социальное лицо своей эпохи, символы в нашей стране в последние годы обрели четкое триединство: герб, флаг и гимн.

С незапамятных времён применялись символические знаки, которые вырезались на перстнях и рисовались на оружии, знамёнах, доспехах.

Слово «герб» - славянского происхождения и буквально означает «наследство».

На Дону первым гербом стал герб Войска Донского и города Черкесска - на древке в виде хоругви, пожалованной 12 октября 1803 г.

Донская же символика начиналась с печатей. Первая печать донских казаков - «елень пронзён стрелою» - описывается А.И. Ригельманом в « Повествовании о донских казаках». Эта печать стала позднее основой герба Донской земли.

Демонстрация «Символы Ростовской области».

Внеклассное занятие по краеведению по теме «Путешествие по родному краю»Внеклассное занятие по краеведению по теме «Путешествие по родному краю»Внеклассное занятие по краеведению по теме «Путешествие по родному краю»

2 вопрос

Что символизирует синий цвет на флаге Ростовской области?

3вопрос

Что символизирует желтый цвет на флаге Ростовской области?

4.вопрос.

Что символизирует алый цвет на флаге Ростовской области?

5.вопрос.

Что символизирует белый цвет на флаге Ростовской области?

6.вопрос.

Объясните значение символов власти на гербе Ростовской области -

бунчук, пернач, булава, насека.

7.вопрос.

Земля эта издревле называлась Диким Полем. Ему посвящено множество рассказов, повестей, романов и стихотворений. Это его воспел Максимилиан Волошин в своём «Диком поле»:

Голубые просторы, туманы,

Ковыли, да полынь, да бурьяны…

Ширь земли да небесная лепь!

Разлилось, развернулось на воле

Припонтийское Дикое Поле,

Темная Киммерийская степь.

Как наш край называли древние греки и римляне?


8.вопрос. Как в старину называли русские ?

9.вопрос. Почему станицу Старочеркасскую именуют «Донской Венецией»?

10.вопрос .В каком городе нашей области Петр 1 предполагал основать столицу государства Российского?

11.вопрос. Откуда взялось название «Ростов-на-Дону?

12вопрос . Назовите самый древний из существующих ныне городов Донского края?

13.вопрос .Какая битва произошла недалеко от географического центра нашей области? Когда?

Станция «Географическая».

Ведущий. Площадь Ростовской области 100,8 тыс. км2. Население составляет 4 279179 тыс. человек, городское 66,7 %. 42 района, 16 городских районов, 15 городов областного подчинения, 7 городов районного подчинения, 37 рабочих поселков.

Административный центр - Ростов-на-Дону. Другие крупные города: Шахты, Волгодонск, Таганрог, Новочеркасск, Каменск-Шахтинский, Новошахтинск. Входит в состав Южного федерального округа.

1.На каком материке находится территория Ростовской области?

2.В состав какого государства входит Ростовская область ?

3.По каким географическим объектам проходит граница между Европой и Азией на территории Ростовской области?

4.Используя карту, назовите объекты, по которым проходит водная граница области, субъекты РФ и зарубежные страны, с которыми проходит сухопутная граница области

5.Назовите и покажите на карте географический центр Ростовской области.

6.Какие реки протекают по территории Ростовской области?

7.Всем известны строки поэмы А.С.Пушкина « Руслан и Людмила»: «У Лукоморья - дуб зеленый, златая степь на дубе том…»

А знаете ли вы, где находится это «лукоморье»?

8.Почему Азовское море так названо? Какие еще названия носило оно в прошлом?

Станция «Ботаническая».

Ведущий.Флора, изумительная богиня цветов и весны. В Ростовской области этой прекрасной богине принадлежит огромное богатство. В нашей местности произрастают различные виды растений, имеющих кормовое, техническое, пищевое, лекарственное и декоративное значение.

Просмотр презентации «Донская степь»

1.Какие лекарственные растения растут в нашей местности?

2.Какое растение в народе называют «шелковой» травой?


Узнайте лекарственные растения. Отгадайте загадки.

1.

Путник часто ранит ноги -

Вот и лекарь у дороги.

Внеклассное занятие по краеведению по теме «Путешествие по родному краю»

2.

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый

Потом померк, потух

И превратился в пух

Внеклассное занятие по краеведению по теме «Путешествие по родному краю»

Не перец, а горчит.

Не лекарство, а лечит.

Горькая травка,

И животу - поправка,

В переводе с латинского «трава здоровья».

Внеклассное занятие по краеведению по теме «Путешествие по родному краю»

4.

У желтенького солнышка

Лучи не горячи

У желтенького солнышка

Белы лучи.

Внеклассное занятие по краеведению по теме «Путешествие по родному краю»

5.

Мне зеленый кипяток

Ноги голые обжег

У забора он бывает

Никогда не остывает.

Внеклассное занятие по краеведению по теме «Путешествие по родному краю»

6.

Вышли в поле пастушки

За спиной у них мешки;

А мешки - котомочки -

На тугой тесемочке.

Внеклассное занятие по краеведению по теме «Путешествие по родному краю»

7.

Не врач, а больных лечит.

Не кулинар, а острыми блюдами угощает.

От большой любви людей страдает,

А они его богородской травой величают.

Внеклассное занятие по краеведению по теме «Путешествие по родному краю»

8.

Он в названии своем

Спрятал нашу реку Дон.

Летом возвышается в степи,

До двух метров может дорасти.

Вот ведь не боится засухи!

Он и белый, он и желтый,

Он пахучий медонос.

Кто прочел, тот догадался,

Это __________весь вопрос.

Внеклассное занятие по краеведению по теме «Путешествие по родному краю»

Станция « Зоологическая».

1.Каждое лето в положенный срок улетает из воды рыбий обед. Что это за обед?

2.Какое самое прожорливое животное? Это не волк, не тигр. Что за животное, которое прожорливее волка, тигра?

3. Самые крупные грызуны нашей степи, живут семьями, имеют рыжеватый мех. В теплый солнечный день сторожат свою нору как солдаты, занесены в Красную книгу.

4.Самая крупная птица степей, занесённая в Красную книгу?

5.Жвачное животное, обитающее в нашем районе, из семейства оленей.

6.Обитатель насаженного леса Ростовской области, питается кореньями, желудями, мелкими грызунами.

Станция «Культура края»

1.Наш край богат поэтами и писателями. Каких донских писателей и поэтов вы знаете?

2.Имена каких выдающихся деятелей русской культуры связаны с Доном?

3.На этой станции для вас будут показаны памятники, знаменитые места Ростовской области. Назовите, что изображено на слайдах.

1.Внеклассное занятие по краеведению по теме «Путешествие по родному краю»Внеклассное занятие по краеведению по теме «Путешествие по родному краю»Внеклассное занятие по краеведению по теме «Путешествие по родному краю»

Внеклассное занятие по краеведению по теме «Путешествие по родному краю» Внеклассное занятие по краеведению по теме «Путешествие по родному краю»Внеклассное занятие по краеведению по теме «Путешествие по родному краю»

Станция «Литературная».

Ведущий. Сегодня у нас проходит конкурс чтецов, который называется «Край ты мой любимый, край ты мой родной».

Учащиеся представляют стихи донских поэтов, посвящённых родному краю. А жюри и зрители, внимательно выслушав всех участников конкурса, выберут самого лучшего чтеца.

Прекрасен Донской край. Это о нём так страстно и взволновано написал наш земляк Михаил Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, ковыльный простор с затровевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою прекрасную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая, степь!».

Поклонимся и мы ей, донской земле.

Итак, мы начинаем наш конкурс и приглашаем первого участника нашего конкурса.

«Мой край родной!.. Там воздух чистый.
Бежит шумящим ветерком.
По ниве зрелой, золотистой,
С манящим синим васильком.

Там утром степь с росой серебристой.
И бесконечна. И вольна.
Лежит, как бы ковёр пушистый,
Травы душистой вся полна.

И в ней поёт с трелью тонкой
Весной в небесной глубине
Родной наш жаворонок звонкий,
Скользя в прохладной синеве.

Там хоры певчих насекомых.
Звенят с зари и до зари.
В полях цветущих и зелёных,
А в небесах парят орлы.

Там девы блещут красотою,
Одна другой стройней, милей,
Седою славой боевою -
Сыны родных донских степей».

Дети читают стихи о родном крае.

Ведущий: А теперь настало время подвести итоги игры, и я передаю слово нашему жюри. Слово жюри.

Награждение победителей и участников игры.

Ведущий: Наше путешествие подошло к концу, и закончить его мне хотелось бы следующими стихами Бориса Куликова «Донщина». Спасибо за игру. До новых встреч.


© 2010-2022