Урок географии в 7 классе школы VIII вида на тему У каждого есть Родина своя

Цели:  1. Активизировать познавательную деятельность учащихся. 2. Разнообразить приемы обучения географии.3. Повысить интерес у учащихся к изучению географии и привить любовь к предмету Задачи:Образовательные: Закрепить знания о географическом положении России.Выработать умение работать с картой России.Ознакомить с географическим положением Якутии и этнокультурой народов республики.Развивающие:Развивать познавательный интерес к окружающему миру в рамках изучения географии. Воспитательные: Формир...
Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: У каждого есть Родина своя.

Цели:

1. Активизировать познавательную деятельность учащихся.

2. Разнообразить приемы обучения географии.

3. Повысить интерес у учащихся к изучению географии и привить любовь к предмету

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания о географическом положении России.

Выработать умение работать с картой России.

Ознакомить с географическим положением Якутии и этнокультурой народов республики.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к окружающему миру в рамках изучения географии.

Воспитательные:

Формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, коммуникативной культуры, толерантность.

Формировать у учащихся чувства патриотизма к своей стране, уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию, эмоционально-ценностного отношения к малой Родине.

Оборудование и материалы:

Физическая карта России, административная карта России, карта Якутии, флажки России 7 шт., презентация «Моя Россия», презентация «Моя Якутия», заготовки из цветной бумаги, белая бумага для «снежков», шапка.


Ход урока:

Сегодня на уроке мы повторим тему « Географическое положение России на карте», продолжим изучение географии нашей страны и познакомимся поближе с нашей республикой Якутией.

Но для начала небольшая разминка.

  1. Разминка. Географические загадки.

Ее берет с собой геолог,

Турист, водитель, археолог. ( Карта.)

На ноге стоит одной

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. ( Глобус.)

Под стеклом сижу,

На север и на юг гляжу. ( Компас.)

Горный огненный фонтан

Называется… (Вулкан.)

Все обходят это место,

Здесь земля, как будто тесто

Засосет и бегемота

Это топкое … (Болото.)

Здесь только желтые пески,

Здесь солнце полыхает,

Здесь от жары и от тоски

Все сразу засыхает. (Пустыня.)

Море, озеро и пруд

Словом как одним зовут? (Водоем.)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан. (Вода.)

Кругом вода, а с питьем беда.

Кто знает, где такое бывает? (На море.)


  1. Повторение темы « Географическое положение России на карте»

(слайды о России)

Как велика моя страна,

Как широки её просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы…

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом - снега и вьюга.

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час

Встаёт, встречая солнце.


  • Скажите, а о какой стране идёт речь в стихотворении? (о России)

  • Как называется наше государство? ( Российская Федерация)

(слайд «физическая карта России»)

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сетью меридианов,

Непобедима, широка, горда.


  • На каком материке расположена наша страна? (Евразия)

  • А сколько материков на Земле всего? (6)

  • Что можно сказать о величине территории России, какая она? (самая большая)

Показать на карте территорию России.

  • Какие океаны омывают территорию России? Какой не омывает?

Показать моря трёх океанов России.

  • В каких частях света располагается Россия? Как называются части России по частям света? Какими горами они разделяются?

Показать на карте.

(слайд «флаг России»)

  • Посмотрите на флаг нашей страны. Какие цвета он имеет?

Цветам российского флага приписывается множество символических значений. Я вам расскажу одно из них.

Белый, синий и красный цвета с древних времён на Руси означали:

белый цвет, цвет снега (традиционный для народов Урала) - чистота, благородство и откровенность;

синий цвет, цвет вечного неба (священный для тюркских и монгольских народов) - верность, честность, безупречность и целомудрие;

красный цвет (священный для славян) - мужество, смелость, великодушие и любовь.

Таким образом, бело-сине-красный флаг нашей страны можно назвать её своеобразной картой народов России.


  1. Физминутка . Народная игра «Поймай снежок шапкой».

(слайд «Снежные забавы»)


  1. Новый материал. «Географическое положение Якутии на карте».

(слайд Нерюнгри)

У каждого есть Родина своя,

У каждого есть маленькое солнце.

На Родине заботы не томят;

На Родине и радостней поётся.

У каждого есть Родина своя,

У каждого есть дом,

где он родился,

А где родился,

там и пригодился -

Вот так у нас в народе говорят.

У каждого есть Родина своя.


  • Назовите республику, где мы живём (Якутия, Республика Саха (Якутия).

  • Назовите столицу Республики (город Якутск).

(слайд «административная карта России»)

А называться так наша республика стала только с 27 сентября 1990 года. Раньше у неё было другое название: Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика (ЯАССР), которая была образована 27 апреля 1922 года.

Общая площадь территории Якутии составляет 3 103 200 км².

Якутия расположена в северо-восточной части Сибири, в азиатской части России. Почти половина территории Якутии находится за Северным полярным кругом. Протяжённость республики с севера на юг - 2500 км, с запада на восток - 2000 км. Общая протяжённость морской береговой линии превышает 4,5 тыс. км.

(слайд «физическая карта Якутии»)

Якутия интересна многообразием природы и природных ресурсов, что обусловлено положением её территории. Большую часть занимают горы и плоскогорья и лишь ⅓ расположена на низменности.

(слайд «богатства Якутии»)

В Якутии есть почти все полезные ископаемые.

  • А какие полезные ископаемые вы знаете?

(слайд «река»)

Якутия - один из наиболее речных (700 тыс. рек и речек) и озёрных (свыше 800 тыс.) регионов России. Общая протяжённость всех её рек составляет около 2 млн. км. Крупнейшие судоходные реки: Лена (длина - 4400 км), Вилюй, Оленёк , Алдан , Колыма, Индигирка, Олёкма, Анабар и Яна.

(слайд «река Лена»)

Самая крупная река- это река Лена.

(слайды природы Якутии)

Территория Якутии входит в пределы четырёх природных зон: таёжные леса (почти 80 % площади), тундра, лесотундра и арктическая пустыня. Обо всех этих природных зонах, об их природных особенностях мы будем говорить с вами на следующих уроках.

(слайды Якутии)

О, Якутия, дали бескрайние,

С птичьим гомоном белых ночей,

Край суровый, любовь моя давняя,

Ты - частица России моей.

(слайды «люди Якутии»)

Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.

Население Якутии составляет 958 300 чел. (2010). Плотность населения в Якутии является одной из самых низких среди субъектов Российской Федерации.

Люди разных национальностей живут в Якутии. И мы можем легко с вами это доказать.

Я - Ольга Юрьевна. Моя мама чувашка, отец русский. Я живу в Якутии.

  • (учащиеся называют свои национальности).

Я - якут, он- якутянин.

Русский он. Я россиянин.

И одни мы песни с ним поем.

Мы в одной республике живем.

Очень многонациональна наша Якутия, но коренное население - якуты, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи, ненцы и другие народы.

(слайд «народные промыслы»)

И у каждого народа, населяющего нашу землю, есть свои традиции, обычаи и своя культура. Сколько есть неизвестного и интересного, к чему мы привыкли и не замечаем только потому, что оно привычно. За всю свою многовековую историю народы Якутии создали уникальную культуру. Народы Севера бережно относятся к своим традициям, обычаям и культуре. Они передаются из поколения в поколение.

Мы с вами уже начали собирать копилку сказок и легенд народов России, сегодня я познакомлю ещё с одной. Это эвенкийская сказка.

(слайды «сказка про вечных людей»)

В прежнее время по краю нашей земли ходил один человек. Увидел большое болото, через которое зверь не переходил, птица не перелетала.

Человеку интересно знать - какая земля за болотом, какие птицы и звери водятся. Разбежался он и перескочил через болото.

За тем большим болотом человек увидел - стоят оседланные зайцы. Тут же из-под земли показались маленькие вечные люди, которые на этих зайцах ездят.

Вечные люди нашему человеку рассказали:

- Появился в нашей земле хищный зверь - соболь, поймал одного из вечных людей и перегрыз ему горло. Ты - охотник? Убей нам того соболя.

Человек пошел на охоту, убил хищного соболя и принес вечным людям. Вечные люди обрадовались:

- Ты сделал для нас доброе дело. Мы тебя отблагодарим - привезем тебе живой воды. Иди в свою землю и жди нас.

Охотник вернулся в свою долину и рассказал всем родственникам, что скоро к ним приедут в гости вечные люди и привезут всем для питья живой воды. Все люди будут вечными.

Стали ждать гостей. Видят - едут маленькие вечные люди на оседланных зайцах. Всем стало смешно, и они захохотали:

- Глядите, глядите, какие у них лошади смешные! Какие они сами малюсенькие!..

Вечные люди обиделись и решили не давать им живой воды. Они выплеснули ее на деревья - на кедр, ель и сосну. А сами уехали за большое болото, в свою землю.

С тех пор кедр, ель и сосна все время стоят зеленые. Это от вечной - живой - воды.


  1. Итог.

(слайд «флаги»)

На этом наш урок заканчивается.

  • Мы сегодня повторили особенности географического положения России.

  • Познакомились с географическим положением Якутии, её особенностями и населением.

  • Пополнили свою копилку легенд новой сказкой.

-

Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Мы не можем выбрать своих родителей. Мы не можем выбрать язык, на котором мама будет петь нам колыбельные песни. Мы не можем выбрать Родину. Но мы можем любить её, гордиться ей, изучать её.

Когда мы появляемся на свет мы ничего не знаем. Только потом узнаём, что наша Родина зовется Россия. Что она - самая большая страна в мире. Что Россия - страна с древней историей. Что на её территории живёт много разных уникальных народов.

Конечно, сбор легенд еще не завершен.

Мы с вами будем путешествовать по России и дальше, на следующих уроках. Будем знакомиться с её загадками.

Государственный флаг Республики Саха (Якутия) представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из четырех разновеликих горизонтальных полос соответственно голубого, белого, красного и зеленого цветов. На середине голубой полосы расположен круг белого цвета.

Голубой цвет - символ ясного, мирного северного неба, надежды и свободы.

Белоснежная полоска говорит о суровой красоте северного края, экстремальных условиях жизни людей, чистоте их нравов и помыслов.

Зеленая свидетельствует о коротком ярком лете, цвете таежных просторов, возрождении, дружбе и братстве. Зеленый цвет олицетворяет также тюркское происхождение народа Саха.

Красный - не только символ жизненных сил, но и красоты, верности родной земле, прогресса.

Белое солнце занимает большое место в якутской мифологии. Саха считают себя "детьми белого солнца".



© 2010-2022