- Преподавателю
- География
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Родной край - Хакасия» для 5 - 8 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Родной край - Хакасия» для 5 - 8 классов
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бондарчук О.С. |
Дата | 31.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Бондарчук Ольги Сергеевны, учителя географии,
по курсу «Родной край - Хакасия»
для 5 - 8 классов
(ФГОС ООО)
Пояснительная записка
Рабочая программа по краеведению составлена на основе основной образовательной программы МБОУ «СОШ № 11».
Изучение предмета «Родной край - Хакасия» призвано отразить национальные и региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации. Будучи составной частью региональной политики субъекта РФ, курс предусматривает возможность введения содержания, связанного с историей, культурой, традициями полиэтнического и поликультурного населения региона и отвечает потребностям изучения природно-экологических, экономических и социокультурных особенностей жизнедеятельности РХ.
Введение предмета «Родной край - Хакасия» должно способствовать решению основных целей гуманитарного образования, которые определены, исходя из современных требований:
-
осуществление гражданско-патриотического, нравственного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе;
-
углубление и развитие знаний учащихся по истории Хакасии, географии, полученные в рамках начального образования;
-
оказание помощи в социализации учащихся, по формированию у них основ для реализации ключевых социальных, политических, коммуникативных компетенций.
Изучение предмета направлено на достижение следующих задач:
-
сформировать у учащихся целостный историко-географический и культурный образ своего края в его своеобразии и неповторимости;
-
овладетьзнаниями о важнейших событиях и процессах становления и развития региональной истории, культуры в их взаимосвязи;
-
применять знания и представления об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии.
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс является дополнением к курсу географии, истории и направлен на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание данного курса строится на основе вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность, что, в свою очередь, является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения.
В основу курса положено понимание краеведения как интегрированного учебного предмета, раскрывающего взаимодействие человека и окружающей среды, позволяющего обучающимся увидеть родной край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый регион.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебный план школы включен этнопедагогический курс «Родной край - Хакасия».
Программа курса "Родной край - Хакасия" рассчитана на 140 часов (1 раз в неделю, 4 года обучения).
Сроки реализации общеобразовательной программы: 4 года.
Основополагающими принципами построения программы «Родной край - Хакасия» является системно-деятельностный подход, который предполагает:
-
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
-
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
-
учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
-
обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
-
разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
-
гарантированность достижения планируемых результатов освоения учебного предмета «Родной край - Хакасия», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения краеведения в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты:
-
воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою малую Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
-
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-
развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения краеведения:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
смысловое чтение;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).
Важнейшие предметные результаты:
1) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
2) первичные представления о пространственно-географическомположении малой Родины;
3) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;
4) владение этнографическим компонентом своего региона;
5) начальные умения и навыки работы с топонимическим материалом своего региона;
6) общие представления об истории возникновения малой Родины.
Содержание учебного предмета
5 класс (35 часов)
Пространственно-географический.
1. Особенности местоположения Хакасии на карте России.
2. Символы Хакасии.
3. Административно-территориальные единицы Хакасии.
4. Город (село) в котором я живу.
5. Достопримечательности города, в котором я живу.
6. Абакан - столица Хакасии.
7. История возникновения города Абакана.
8. Численность населения республики.
Этнографический.
1. Путешественники и исследователи в Хакасии. Д.Г. Мессершмидт, Н.М. Мартьянов.
2. Этнография народов Хакасии: традиции.
3. Хакасский костюм, кухня.
4. Календарные праздники: хакасские, славянские, немецкие и другие.
5. Родословная.
Исторический.
1. Вещественные, письменные и устные источники изучения истории Хакасии.
2. Курганы, строения, утварь. Наскальные рисунки (Боярскаяписаница, Ташебинскийчаатас, памятники своей местности). Менгиры как культовые объекты.
3. Археологические источники. Археология - «наука лопаты». Археология и археологи.
4. Ученые-исследователи Я.И. Сунчугашев. Орудия труда археолога.
5. Периодизация истории народов, населявших Хакасию в древности (до VI в.).Палеолит. (Палеолитическая стоянка ок. д. Малая Сыя). Мезолит. Неолит.
6. Расселение первобытного человека по территории Хакасско-Минусинской котловины.
7. Каменный век. Изменения в природе в период каменного века. Человек в «эпоху камня». Орудия труда и занятия людей в древнейшее время. «Появление и расселение «человека разумного» на берегах Енисея и его притоках.
8. От камня к меди. Афанасьевская культура: вторая половина III -начало II тысячелетия до н.э.. Европеоиды.
9. Приенисейские земледельцы. Городище.
10. Окуневская культура: от меди к бронзе. Монголоиды. Скотоводство.
11. Бронзовый век. Андроновцы: скотоводы и земледельцы. Зарождение неравенства. Появление знати.
12. Карасукская культура. Отгонное скотоводство и верховая езда.
13. Железный век на берегах Енисея.
14. Хакасско-Минусинская котловина. Курганы тагарцев-динлинов.
15. Вновь европеоиды. Скотоводство и мотыжное земледелие.
16. Таштыкская культура: конец I тысячелетия до н.э. - начало I тысячелетия н.э. Искусство и памятники Таштыкской культуры.
17. Особенности железного века на берегах Ангары.
Топонимика.
1. Топонимика как дисциплина.
2. Происхождение и современное состояние топонимики Хакасии.
3. Работа с топонимическими терминами.
4. Сбор местного топонимического материала.
Итоговый урок по курсу «Родной край - Хакасия»
6 класс (35 часов)
Географическая карта Хакасии.
1. Площадь республики.
2. Географические координаты г. Абакана и других объектов (на усмотрение учителя).
Ученые-исследователи Хакасии.
1. История изучения Хакасско-Минусинского края.
2. И. Гмелин.
3. П.С. Паллас.
4. Н.Ф. Катанов.
5. Л.Р. Кызласов.
Природа Хакасии
1. Особенности рельефа. Кузнецкий Алатау. Западный Саян.
2. Особенности рельефа: Абаканский хребет. Чулымо-Енисейская котловина.
3. Полезные ископаемые: каменный уголь, золото, железная руда, мрамор.
4. Рельеф своей местности.
5. Климатическая карта Хакасии. Календарь погоды. «Роза ветров».
6. Годовой ход температуры своей местности. Максимальная и минимальная температура в Хакасии.
7. Особенности времен года своей местности.
8. Водные богатства: реки Енисей, Абакан.
9. Водохранилища: Красноярское и Саяно-Шушенское.
10. Озёра хакасии: Шира, Иткуль, Белё. Воды своей местности.
11. Природные комплексы Хакасии: степь.
12. Природные комплексы Хакасии лесостепь.
13. Природные комплексы Хакасии: лес.
14. Природные комплексы Хакасии: луга, гольцы.
15. Представители растительного мира Хакасии. Кедр, пихта, ель, сосна и др. Их приспособленность к различным условиям обитания.
16. Представители животного мира Хакасии. Медведь, снежный барс, рассомаха, суслик и др. Их приспособленность к различным условиям обитания.
Заповедные места Хакасии
1. Красная книга Хакасии.
2. Памятники природы Хакасии.
3. Памятник природы - заповедник Хакасский.
4. Памятник природы - заповедник Саяно-Шушенский.
Население Хакасии
1. Особенности жизни и быта, занятий населения в горах.
2. Особенности жизни и быта, занятий населения на равнинах.
3. Изменения в национальном составе республики на современном этапе.
Топонимика Хакасии
1. Природа в произведениях искусства древних и современных хакасов.
2. Легенды хакасского эпоса.
3. Мифы хакасского эпоса.
4. Священные места Хакасии, их топонимические названия.
Итоговый урок по курсу «Родной край - Хакасия».
7 класс (35 часов)
Сибирь глазами европейцев.
Древнехакасское государство.
1. Южная Сибирь и Великое переселение народов. Народы, государства, культуры в I - VI вв. Гунны (Хунну): из Азии в Европу. Гяньгуны. Взаимосвязь: природа - человек - образ жизни - культура.
2. Государство древних хакасов. Общественные отношения. К вопросу о терминах: енисейские кыргызы (киргизы), хакасы.
3. Занятия, быт, обычаи и культура древних хакасов.
Роль Монголия в истории Хакасии.
1.Монгольское государство Чингисхана: возникновение и развитие. Первые завоевания.
2.Занятия, быт, обычаи и культура древних монголов.
3. Чингисхан и его потомки. Порядки монгольских завоевателей на подвластных землях.
4. ХМК к XVII в. На обломках империи Чингисидов. Восточные государства и Приенисейский край. Цинская империя. Джунгария.
История освоения русскими Сибири, Хакасско-Минусинского края.
1. Народы Южной Сибири края накануне присоединения к России. Этнический состав. Хозяйственная деятельность. Быт и культура.
2. Основание Мангазеи (1600-1601 гг.) и Туруханска (1607 г.). Проникновение русских на средний Енисей: Енисейский острог (1619 г.), острог Красный Яр (1628 г.).
3.Вооруженная борьба с княжествами енисейских киргизов и Джунгарией (XVII-нач.XVIII вв.). «Ясачные люди».
4. Политическое и хозяйственное освоение ХМК в XVII в. Условия и этапы формирования постоянного русского населения края. Воеводское управление. Многоукладность социальных отношений и хозяйственной жизни.
5. Заселение Хакасско-Минусинского края. Развитие земледелия в XVII-XVIII вв. Появление крупных промышленных предприятий. Расширение торговых связей.
6. Культурное развитие в XVII-XVIII вв. Материальная культура. Формирование
адаптированного сибирского земледелия. Орудия труда и агротехника. Духовная культура. Роль православной церкви в жизни русских сибиряков. Старообрядцы.
7. Хозяйственное освоение русским населением нашей местности. Становление адаптированного земледелия и скотоводства. Формирование особенностей общинной жизни, семейно-родственных отношений, быта, культуры русских старожилов в нашей местности.
XVIII-XIX вв. в истории Хакасии.
1. Образование Енисейской губернии. М.М. Сперанский в Сибири. Первый губернатор Енисейской губернии А.П. Степанов. Енисейская губерния в первой четверти XIX в.
2. Промышленность и торговля в Хакасии. История развития золотодобычи. Техника золотодобычи. Быт и нравы на золотых приисках в XIX в. Купцы-предприниматели, благотворители.
3. Общественно-культурная жизнь во второй половине XIX в. Областники. Образование и школа.
4. Сибирское земледелие. Материальный мир крестьян. Типы жилищ. Интерьер сибирского дома. Подворье и хозяйственные постройки.
5. Культура крестьян-старожилов. Ценности и традиции хакасов. Семья и семейно-родственные отношения. Вера и верования крестьян-старожилов. Обычаи, ритуалы, обряды.
Хакасия в начале ХХ века.
1. Социально-экономическое развитие в конце XIX - начале XX в. Промышленный подъем. Столыпинское переселение крестьян и изменения в сельском хозяйстве губернии. Новые веяния в культурной жизни.
2. Волость, село, деревня в начале XX в. Русско-японская война, героизм офицеров и солдат Восточно-Сибирских дивизий в войне. Хакасия в годы революции 1905-1907 гг. Влияние политической ссылки на политическую ситуацию.
3. Хакасия в 1917 г. Первая мировая война и ее влияние на экономическое и социальное положение региона. Особенности развития политической ситуации в 1917 г. Приход к власти большевиков. Революционные события 1917- начала 1918 гг. в нашей местности.
Годы первых пятилеток в Хакасии.
1. Гражданская война в Хакасии. События гражданской войны в нашей местности. Положение народных масс. Партизанское движение. Взаимодействие партизан и частей Красной Армии.
2. Хакасия в годы НЭПа: развитие промышленности и сельского хозяйства. Образование Красноярского края. Рост уровня жизни сибиряков. Социально-экономическое развитие края в 1930-х годах. Индустриальное развитие и новые городские поселения в крае.
3. Сельское хозяйство в 1930-е годы. Коллективизация. Раскулачивание как трагедия сибирского крестьянства. Колхозы 1930-х годов в нашей местности. Сибирская деревня в довоенный период.
4. Политические процессы 1930-х годов, репрессии. Хакасия в системе ГУЛАГа: лагеря и лагпункты в крае. Положение заключенных. Быт населения, культура и образование.
Хакасия в Великой Отечественной войне.
1. Перестройка жизни в крае на военный лад. Эвакуированные предприятия. Город и деревня в годы войны. Эвакуированное население. Трудовой героизм. Помощь фронту. Сбор средств.
Социально-экономическое развитие после войны.
1. Хакасия в послевоенный период (1945-1956 гг.). Перестройка жизни на мирный лад. Промышленность и сельское хозяйство. Миграция населения в 1945-1956 гг. Подъем целинных земель.
2. Хакасская автономная область в условиях форсированного индустриального развития в середине 1950-х - 1980-х гг. (Абакан-Тайшет, Саяно-Шушенская ГЭС и т.д.)
3. Перестройка в СССР (1985-1991 гг.) Развитие Хакасии в конце 1980-х годов. Перестройка: вариант региональный реализации. Изменение административных границ: выход Хакасии из состава края. Экономические реформы.
4. Новая Хакасия (1991-2006-е гг.) Переход к рынку: первые итоги (пример реализации на региональном уровне). Динамика промышленного производства. Сельское хозяйство. Развитие политической системы (на примере региона). Социальная ситуация в республике. Образование, наука, культура.
Итоговый урок по курсу «Родной край - Хакасия»
8 класс (35 часов)
Геополитическое положение Хакасии
1.Геополитическое положение Хакасии и особенности экономико-географического положения.
2.Географические координаты крайних точек Хакасии.
Общественно-политическое развитие.
1. Образование Республики Хакасия: от автономной области к республике. Геральдика: герб и флаг Хакасии.
2. Административно-территориальное деление. Города и районы Хакасии.
3. Конституция Хакасии (1995 г.)
4. Органы власти: Законодательная (Верховный Совет) и исполнительная (Правительство) власть в Хакасии.
5. Персоналии. Глава муниципального образования.
6. Общественно-политические процессы в Хакасии. Партии.
Демографические процессы в республике.
1. Национальные движения, объединения: съезды хакасского народа, Видергебург, Полония и др.
2. Население Хакасии.
3. Численность населения городов и районов (своих населенных пунктов).
4. Особенности расселения, плотность. Национальный состав.
5. Языковые семьи и группы. Государственные языки Республики Хакасия.
Культурологический аспект развития республики.
1. Традиции, культура, религия, быт народов Хакасии.
2. Язык как средство общения. Социальные функции языков народов Хакасии (хакасского, русского и иных).
3. Литература: жанровое разнообразие, произведения. Проза и поэзия Хакасии (Н.Г. Доможаков, В. Майнашев, Л.П.Катаева, Н.М. Ахпашева, А.Д. Козловский).
4.Просвещение. Искусства: театры, музыка, живопись. Драматургия Хакасии (М.Е. Кильчичаков, Г.Г. Котожеков).
5.Театры Хакасии: Республиканский русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова, Хакасский национальный театр им. А.С. Топанова, Хакасский государственный театр малых форм «Читиген», Хакасский государственный театр кукол «Сказка». Детское творчество как возможность самореализации и профессиональной ориентации.
6. Известные деятели науки, литературы и искусства.
Природно-экологическое состояние.
1.Особенности природы Хакасии: аномальные явления в строении земной коры (Казановка, Туим).
2.Пещеры (Кошкулак, Бородинская, Ефремкинская). Хакасские степи (Уйбатская, Койбальская).
3. Синоптическая и агроклиматическая карты Хакасии. Погода своей местности.
4. Почвы и земельные ресурсы Хакасии.
5. Водные ресурсы: гидропотенциал рек.
6. Особенности экологической ситуации в районах Хакасии. Виды и проблемы рационального использования природных ресурсов.
7. Охраняемые территории: заказники - Июсский, Боградский (Дубовая роща), урочище Трехозерки, озеро Улугколь.
Экономическое развитие Республики Хакасия.
1. География хозяйства.
2. Горнодобывающая промышленность, топливная промышленность, электроэнергетика, цветная металлургия Хакасии.
3.Машиностроение, строительство, сфера услуг и современные коммуникации, легкая и пищевая промышленность Хакасии.
4. Зональная специализация сельского хозяйства (растениеводство, животноводство).
5. Торговля. Роль транспорта в развитии хозяйства республики.
6. Внешнеэкономические связи: партнеры, товарообмен. Национальные проекты.
Историко-культурное развитие Хакасии.
1. Памятники историко-культурного наследия Хакасии.
2. Поликультурное пространство современной Хакасии. Культурно-национальные объединения и центры.
Итоговый урок по курсу «Родной край - Хакасия»
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
В тематическом планировании разделы учебного предмета разбиты на темы, в которых программное содержание представлено более детально из расчета часов.
5 класс (35 часов)
№
Наименование раздела или темы
часы
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
дата
1
Пространственно-географический.
8
Определять местоположение Хакасии, границы, площадь.
Отличать элементы символики республики и города Абакана.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений о родном городе и столице.
Планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
-
Особенности местоположения Хакасии на карте России.
-
Символы Хакасии.
-
Административно-территориальные единицы Хакасии.
-
Город (село) в котором я живу.
-
Достопримечательности города, в котором я живу.
-
Абакан - столица Хакасии.
-
История возникновения города Абакана.
-
Численность населения республики.
1
1
1
1
1
1
1
1
2
Этнографический.
5
Строить суждения о путешественниках и исследователях Хакасии.
Работать с картографическим материалом.
Изучить и применять этнографический материал.
Знакомство с национальными праздниками и их классификацией.
Оценивать правильность выполнения своих действий
-
Путешественники и исследователи в Хакасии. Д.Г. Мессершмидт, Н.М. Мартьянов.
-
Этнография народов Хакасии: традиции.
-
Хакасский костюм, кухня.
-
Календарные праздники: хакасские, славянские, немецкие и другие.
-
Родословная.
1
1
1
1
1
3
Исторический.
17
Повторение и обобщение знаний по истории древнего мира в сравнительном освещении. Развитие мировых цивилизаций в сравнении с локальными культурами Приенисейского края.
Знать пятия: каменный век, палеолит, стоянка человека, рубило, копье, копьеметалка, родовая община, магия, «великий ледник», мезолит, неолит, род, племя, вождь, старейшины, составные орудия труда, гарпун, керамика, похоронный обряд.
-
Вещественные, письменные и устные источники изучения истории Хакасии.
-
Курганы, строения, утварь. Наскальные рисунки (Боярскаяписаница, Ташебинскийчаатас, памятники своей местности). Менгиры как культовые объекты.
-
Археологические источники. Археология - «наука лопаты». Археология и археологи.
-
Ученые-исследователи Я.И. Сунчугашев. Орудия труда археолога.
-
Периодизация истории народов, населявших Хакасию в древности (до VI в.).Палеолит. (Палеолитическая стоянка ок. д. Малая Сыя). Мезолит. Неолит.
-
Расселение первобытного человека по территории Хакасско-Минусинской котловины.
-
Каменный век. Изменения в природе в период каменного века. Человек в «эпоху камня». Орудия труда и занятия людей в древнейшее время. «Появление и расселение «человека разумного» на берегах Енисея и его притоках.
-
От камня к меди. Афанасьевская культура: вторая половина III -начало II тысячелетия до н.э.. Европеоиды.
-
Приенисейские земледельцы. Городище.
-
Окуневская культура: от меди к бронзе. Монголоиды. Скотоводство.
-
Бронзовый век. Андроновцы: скотоводы и земледельцы. Зарождение неравенства. Появление знати.
-
Карасукская культура. Отгонное скотоводство и верховая езда.
-
Железный век на берегах Енисея.
-
Хакасско-Минусинская котловина. Курганы тагарцев-динлинов.
-
Вновь европеоиды. Скотоводство и мотыжное земледелие.
-
Таштыкская культура: конец I тысячелетия до н.э. - начало I тысячелетия н.э. Искусство и памятники Таштыкской культуры.
-
Особенности железного века на берегах Ангары.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
Топонимика.
4
Знакомство с двумя словарями. «Топонимический словарь Хакасско - Минусинского края» В.Я.Бутанаева; «Словарь оронимов» Р.Д.Сунчугашева.
Работа с топонимическими терминами.
-
Топонимика как дисциплина.
-
Происхождение и современное состояние топонимики Хакасии.
-
Работа с топонимическими терминами.
-
Сбор местного топонимического материала.
1
1
1
1
5
Итоговый урок по курсу «Родной край - Хакасия»
1
6 класс (35 часов)
№
Наименование раздела или темы
часы
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
дата
1
Географическая карта Хакасии.
2
Определять местоположение Хакасии, границы, площадь.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений о родной республики.
Планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Определять географические координаты городов Хакасии.
-
Площадь республики.
-
Географические координаты г. Абакана и других объектов (на усмотрение учителя).
1
1
2
Ученые-исследователи Хакасии.
5
Изучение истории географических открытий Хакасско-Минусинской котловины.
Строить суждения о ученых-исследователях Хакасии.
Работать с картографическим материалом.
-
История изучения Хакасско-Минусинского края.
-
И. Гмелин.
-
П.С. Паллас.
-
Н.Ф. Катанов.
-
Л.Р. Кызласов.
1
1
1
1
1
3
Природа Хакасии
15
Показывать по карте местоположение гор РХ.
Определять и показывать по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы.
Обозначать и подписывать на контурной карте крупнейшие реки мира. Составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт.
Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр.
Знать месторождения полезных ископаемых Хакасии, уметь показывать.
В совершенстве пользоваться климатической картой Хакасии.
Находить на карте различные природные зоны.
Работа с флорой и фауной Хакасии.
Сравнивать растительный и животный мир природных комплексов, определять их зависимость от географического положения и климата.
-
Особенности рельефа. Кузнецкий Алатау. Западный Саян.
-
Особенности рельефа: Абаканский хребет. Чулымо-Енисейская котловина.
-
Полезные ископаемые: каменный уголь, золото, железная руда, мрамор.
-
Рельеф своей местности.
-
Климатическая карта Хакасии. Календарь погоды. «Роза ветров».
-
Годовой ход температуры своей местности. Максимальная и минимальная температура в Хакасии.
-
Особенности времен года своей местности.
-
Водные богатства: реки Енисей, Абакан.
-
Водохранилища: Красноярское и Саяно-Шушенское.
-
Озёрахакасии:Шира, Иткуль, Белё. Воды своей местности.
-
Природные комплексы Хакасии:степь.
-
Природные комплексы Хакасии лесостепь.
-
Природные комплексы Хакасии: лес.
-
Природные комплексы Хакасии: луга, гольцы.
-
Представители растительного мира Хакасии. Кедр, пихта, ель, сосна и др. Их приспособленность к различным условиям обитания.
-
Представители животного мира Хакасии. Медведь, снежный барс, рассомаха, суслик и др. Их приспособленность к различным условиям обитания.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
Заповедные места Хакасии
4
Узнать о животных и растениях Хакасии занесенных в красную книгу.
Объяснять значение терминов заповедник, заказник, национальный парк.
-
Красная книга Хакасии.
-
Памятники природы Хакасии.
-
Памятник природы - заповедник Хакасский.
-
Памятник природы - заповедник Саяно-Шушенский.
1
1
1
1
5
Население Хакасии
3
Анализировать диаграммы с целью получения данных о составе населения (региона, страны).
-
Особенности жизни и быта, занятий населения в горах.
-
Особенности жизни и быта, занятий населенияна равнинах.
-
Изменения в национальном составе республики на современном этапе.
1
1
1
6
Топонимика Хакасии
4
Объяснять топонимику географических объектов.
-
Природа в произведениях искусства древних и современных хакасов.
-
Легенды хакасского эпоса.
-
Мифы хакасского эпоса.
-
Священные места Хакасии, их топонимические названия.
1
1
1
1
7
Итоговый урок по курсу «Родной край - Хакасия»
1
7 класс (35 часов)
№
Наименование раздела или темы
часы
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
дата
1
2
Сибирь глазами европейцев.
1
Приводить примеры адаптации человека в ходе освоения новых территорий к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культурно-исторических особенностей народа.
Характеризовать с помощью карт и дополнительных источников географической информации основные этапы освоения территории Хакасии данного периода.
Планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Древнехакасское государство.
3
1. Южная Сибирь и Великое переселение народов. Народы, государства, культуры в I - VI вв. Гунны (Хунну): из Азии в Европу. Гяньгуны. Взаимосвязь: природа - человек - образ жизни - культура.
2. Государство древних хакасов. Общественные отношения. К вопросу о терминах: енисейские кыргызы (киргизы), хакасы.
3. Занятия, быт, обычаи и культура древних хакасов.
1
1
1
3
Роль Монголия в истории Хакасии.
4
Строить суждения о возникновении и развитии Монгольского государства Чингисхана.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для самостоятельного поиска географической информации об истории географического изучения и заселения территории Хакасии; для чтения карт различного содержания.
1.Монгольское государство Чингисхана: возникновение и развитие. Первые завоевания.
2.Занятия, быт, обычаи и культура древних монголов.
3. Чингисхан и его потомки. Порядки монгольских завоевателей на подвластных землях.
4. ХМК к XVII в. На обломках империи Чингисидов. Восточные государства и Приенисейский край. Цинская империя. Джунгария.
1
1
1
1
4
История освоения русскими Сибири, Хакасско-Минусинского края.
6
Знать понятия: тюрки (киргизы, бельтиры, сагайцы, качинцы и др.); кеты и кетоязычные племена;
острог, «государевы люди», «промышленные люди», ясак, качинцы, аринцы;
материальная культура, духовная культура, церковный раскол, старообрядцы (староверы), «путешественные записки».
Определять влияние истории заселения Хакасии на различия в хозяйственном освоении территории.
Планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Показывать по карте направления колонизации территории региона в данном историческом периоде.
1.Народы Южной Сибири края накануне присоединения к России. Этнический состав. Хозяйственная деятельность. Быт и культура.
2. Основание Мангазеи (1600-1601 гг.) и Туруханска (1607 г.). Проникновение русских на средний Енисей: Енисейский острог (1619 г.), острог Красный Яр (1628 г.).
3.Вооруженная борьба с княжествами енисейских киргизов и Джунгарией (XVII-нач.XVIII вв.). «Ясачные люди».
4. Политическое и хозяйственное освоение ХМК в XVII в. Условия и этапы формирования постоянного русского населения края. Воеводское управление. Многоукладность социальных отношений и хозяйственной жизни.
5. Заселение Хакасско-Минусинского края. Развитие земледелия в XVII-XVIII вв. Появление крупных промышленных предприятий. Расширение торговых связей.
6. Культурное развитие в XVII-XVIII вв. Материальная культура. Формирование
адаптированного сибирского земледелия. Орудия труда и агротехника. Духовная культура. Роль православной церкви в жизни русских сибиряков. Старообрядцы.
7. Хозяйственное освоение русским населением нашей местности. Становление адаптированного земледелия и скотоводства. Формирование особенностей общинной жизни, семейно-родственных отношений, быта, культуры русских старожилов в нашей местности.
5
XVIII-XIX вв. в истории Хакасии.
6
Знать понятия: ревизия Сибири, губерния, губернатор, губернская администрация.
Строить суждения о вере и веровании крестьян-старожил, обычаях, обрядах.
Характеризовать с помощью карт и дополнительных источников географической информации основные этапы освоения территории Хакасии данного периода.
Характеризовать территориальные изменения, происходившие в Хакасии в данный исторический период.
1. Образование Енисейской губернии. М.М. Сперанский в Сибири. Первый губернатор Енисейской губернии А.П. Степанов. Енисейская губерния в первой четверти XIX в.
2. Промышленность и торговля в Хакасии. История развития золотодобычи.
Техника золотодобычи. Быт и нравы на золотых приисках в XIX в. Купцы-предприниматели, благотворители.
3. Общественно-культурная жизнь во второй половине XIX в. Областники. Образование и школа.
4. Сибирское земледелие. Материальный мир крестьян. Типы жилищ. Интерьер сибирского дома. Подворье и хозяйственные постройки.
5. Культура крестьян-старожилов. Ценности и традиции хакасов. Семья и семейно-родственные отношения. Вера и верования крестьян-старожилов. Обычаи, ритуалы, обряды.
6
Хакасия в начале ХХ века.
3
Знать понятия: советы, ЕГСНХ, продразверстка;
колчаковщина, террор, партизаны, партизанская республика;
НЭП, денационализация, кооперация, коммуны, индустриализация, стройки первых пятилеток, «социалистическое соревнование», стахановцы, коммуналка.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для самостоятельного поиска географической информации об истории географического изучения и заселения территории Хакасии; для чтения карт различного содержания.
1. Социально-экономическое развитие в конце XIX - начале XX в. Промышленный подъем. Столыпинское переселение крестьян и изменения в сельском хозяйстве губернии. Новые веяния в культурной жизни.
2. Волость, село, деревня в начале XX в. Русско-японская война, героизм офицеров и солдат Восточно-Сибирских дивизий в войне. Хакасия в годы революции 1905-1907 гг. Влияние политической ссылки на политическую ситуацию.
3. Хакасия в 1917 г. Первая мировая война и ее влияние на экономическое и социальное положение региона. Особенности развития политической ситуации в 1917 г. Приход к власти большевиков. Революционные события 1917- начала 1918 гг. в нашей местности.
7
Годы первых пятилеток в Хакасии.
5
Знать понятия: НКВД, тройка, 58-я статья УК, «враг народа», ГУЛАГ, ссыльнопоселенец;
военно-промышленный комплекс, всеобщая трудовая повинность, эвакуация, карточная система, трудармия, депортация народов.
Строить суждения о политических процессах 1930-х годов, репрессии.
Приводить примеры адаптации человека в ходе освоения новых территорий к условиям окружающей среды.
Объяснять влияние истории заселения Хакасии на различия в хозяйственном освоении территории.
Характеризовать с помощью карт и дополнительных источников географической информации основные этапы освоения территории региона, направления колонизации территории Хакасии в данный исторический период.
1. Гражданская война в Хакасии. События гражданской войны в нашей местности. Положение народных масс. Партизанское движение. Взаимодействие партизан и частей Красной Армии.
2. Хакасия в годы НЭПа: развитие промышленности и сельского хозяйства. Образование Красноярского края. Рост уровня жизни сибиряков. Социально-экономическое развитие края в 1930-х годах. Индустриальное развитие и новые городские поселения в крае.
3. Сельское хозяйство в 1930-е годы. Коллективизация. Раскулачивание как трагедия сибирского крестьянства. Колхозы 1930-х годов в нашей местности. Сибирская деревня в довоенный период.
4. Политические процессы 1930-х годов, репрессии. Хакасия в системе ГУЛАГа: лагеря и лагпункты в крае. Положение заключенных. Быт населения, культура и образование.
8
Хакасия в Великой Отечественной войне.
1
Знать понятия: реэвакуация, конверсия, урбанизация, образ жизни, культ личности, реабилитация, целина.
1. Перестройка жизни в крае на военный лад. Эвакуированные предприятия. Город и деревня в годы войны. Эвакуированное население. Трудовой героизм. Помощь фронту. Сбор средств.
9
Социально-экономическое развитие после войны.
5
Знать понятия: коммунизм, ударник коммунистического труда, НТР, ТПК, «неперспективная деревня», номенклатура, стагнация;
перестройка, ускорение, «шоковая терапия», аренда, кооперация, приватизация, индивидуальные предприятия, рыночная экономика, альтернативные выборы, демографический кризис, уровень жизни, потребительская «корзина».
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для самостоятельного поиска географической информации об истории географического изучения и заселения территории Хакасии; для чтения карт различного содержания.
1. Хакасия в послевоенный период (1945-1956 гг.). Перестройка жизни на мирный лад. Промышленность и сельское хозяйство. Миграция населения в 1945-1956 гг. Подъем целинных земель.
2. Хакасская автономная область в условиях форсированного индустриального развития в середине 1950-х - 1980-х гг. (Абакан-Тайшет, Саяно-Шушенская ГЭС и т.д.)
3. Перестройка в СССР (1985-1991 гг.) Развитие Хакасии в конце 1980-х годов. Перестройка: вариант региональный реализации. Изменение административных границ: выход Хакасии из состава края. Экономические реформы.
4. Новая Хакасия (1991-2006-е гг.) Переход к рынку: первые итоги (пример реализации на региональном уровне). Динамика промышленного производства. Сельское хозяйство. Развитие политической системы (на примере региона). Социальная ситуация в республике. Образование, наука, культура.
10
Итоговый урок по курсу «Родной край - Хакасия»
1
8 класс (35 часов)
№
Наименование раздела или темы
часы
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
дата
1
Геополитическое положение Хакасии
2
Определять геополитическое положение Хакасии, экономико-географическое положение.
Уметь определять географические координаты крайних точек.
Планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
1.Геополитическое положение Хакасии и особенности экономико-географического положения.
2.Географические координаты крайних точек Хакасии.
1
1
2
Общественно-политическое развитие.
6
Строить суждения об образовании РХ.
Работать с картографическим материалом (уметь находить города и районные центры).
Изучить и применять Конституцию Хакасии.
Знать структуру органов власти Хакасии.
1. Образование Республики Хакасия: от автономной области к республике. Геральдика: герб и флаг Хакасии.
2. Административно-территориальное деление. Города и районы Хакасии.
3. Конституция Хакасии (1995 г.)
4. Органы власти: Законодательная (Верховный Совет) и исполнительная (Правительство) власть в Хакасии.
5. Персоналии. Глава муниципального образования.
6. Общественно-политические процессы в Хакасии. Партии.
1
1
1
1
1
3
Демографические процессы в республике
5
Знать основные показатели, характеризующие население Хакасии и его место в стране: общую численность населения, естественный прирост, соотношение мужчин и женщин, среднюю (прогнозируемую) продолжительность жизни, крупнейшие по численности народы, соотношение городского и сельского населения, среднюю плотность населения, уровень безработицы, долю человеческого капитала в национальном богатстве страны.
Называть: виды и функции городов; виды сельских поселений; виды внутренних и внешних миграций; основные языковые семьи и группы народов; основные социально-экономические и экологические проблемы городов и сельских поселений.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения карт различного содержания; проведения наблюдений за процессами, характеризующими особенности населения своего региона проживания.
1. Национальные движения, объединения: съезды хакасского народа, Видергебург, Полония и др.
2. Население Хакасии.
3. Численность населения городов и районов (своих населенных пунктов).
4. Особенности расселения, плотность. Национальный состав.
5. Языковые семьи и группы. Государственные языки Республики Хакасия.
1
1
1
1
1
4
Культурологический аспект развития республики.
6
Строить суждения о традициях, культуре и религии народов Хакасии.
Изучить и применять этнографический материал.
Владеть материалом о жанровом разнообразии литературы Хакасии.
Знать театральных деятелей Хакасии.
Знакомство с деятелями науки, литературы и искусства.
Оценивать правильность выполнения своих действий.
1. Традиции, культура, религия, быт народов Хакасии.
2. Язык как средство общения. Социальные функции языков народов Хакасии (хакасского, русского и иных).
3. Литература: жанровое разнообразие, произведения. Проза и поэзия Хакасии (Н.Г. Доможаков, В. Майнашев, Л.П.Катаева, Н.М. Ахпашева, А.Д. Козловский).
4.Просвещение. Искусства: театры, музыка, живопись. Драматургия Хакасии (М.Е. Кильчичаков, Г.Г. Котожеков).
5.Театры Хакасии: Республиканский русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова,Хакасский национальный театр им. А.С. Топанова, Хакасский государственный театр малых форм «Читиген», Хакасский государственный театр кукол «Сказка». Детское творчество как возможность самореализации и профессиональной ориентации.
6. Известные деятели науки, литературы и искусства.
1
1
1
1
1
1
5
Природно-экологическое состояние.
7
Знать общие особенностигеологического строения и рельефа Хакасии.Объяснять зависимость размещения крупных форм рельефа от строения земной коры.Знать внутренние и внешние рельефообразующие факторы.
Понимать и уметь объяснять главные особенности климата России. Знать и уметь показывать по карте климатические пояса и районы распространения различных типы климатов на территории Республики. Знать и уметь объяснять зависимость климатических условий территории от климатообразующих факторов; закономерности распределения температуры воздуха и атмосферных осадков по территории страны.
Знать состав внутренних вод на территории республики, приводить примеры различных водных объектов, уметь показывать их на карте. Знать главные особенности крупных рек и озёр Хакасии, их зависимость от рельефа и климата.
Приводить примеры неблагоприятных изменений почвенного покрова в результате хозяйственной деятельности человека, мероприятий по рациональному использованию почвенных ресурсов.
Владеть информацией об охраняемых территориях Хакасии.
1.Особенности природы Хакасии: аномальные явления в строении земной коры (Казановка, Туим).
2.Пещеры (Кошкулак, Бородинская, Ефремкинская). Хакасские степи (Уйбатская, Койбальская).
3. Синоптическая и агроклиматическая карты Хакасии. Погода своей местности.
4. Почвы и земельные ресурсы Хакасии.
5. Водные ресурсы: гидропотенциал рек.
6. Особенности экологической ситуации в районах Хакасии. Виды и проблемы рационального использования природных ресурсов.
7. Охраняемые территории: заказники - Июсский, Боградский (Дубовая роща), урочище Трехозерки, озеро Улугколь.
1
1
1
1
1
1
1
6
Экономическое развитие Республики Хакасия.
6
Приводить примеры отраслей хозяйства, относящихся к разным секторам экономики и входящих в состав разных межотраслевых комплексов.
Определять по картам: факторы и особенностями размещения предприятий разных отраслей хозяйства.Определять по статистическим материалам: показатели развития отдельных отраслей хозяйства, тенденции их развития.
Составлять краткую географическую характеристику баз топливной промышленности, металлургии, химико-лесного комплекса.
Владеть информацией о транспорте и торговле в Хакасии.
1. География хозяйства.
2. Горнодобывающая промышленность, топливная промышленность, электроэнергетика, цветная металлургия Хакасии.
3.Машиностроение, строительство, сфера услуг и современные коммуникации, легкая и пищевая промышленность Хакасии.
4. Зональная специализация сельского хозяйства (растениеводство, животноводство).
5. Торговля. Роль транспорта в развитии хозяйства республики.
6. Внешнеэкономические связи: партнеры, товарообмен. Национальные проекты.
7
Историко-культурное
развитие Хакасии.
2
Знать местоположение памятников историко-культурного наследия Хакасии.
1. Памятники историко-культурного наследия Хакасии.
2. Поликультурное пространство современной Хакасии. Культурно-национальные объединения и центры.
8
Итоговый урок по курсу «Родной край - Хакасия»
1
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Материально-техническая база образовательного учреждения приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации основной образовательной программы образовательного учреждения, необходимого учебно-материального оснащения образовательного процесса и созданию соответствующей образовательной и социальной среды.
Оснащенность учебного процесса
Библиотечный фонд
Технические средства обучения
-
Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):
-
персональный компьютер;
-
интерактивная доска;
-
мультимедийный проектор;
-
колонки;
-
DVD - комплекс
Список литературы для педагога
-
Абрамова З. А. Палеолит Енисея. Афонтовская культура. Новосибирск, 1979
-
Абрамова З. А. Палеолит Енисея. Кокоревская куль тура. Новосибирск, 1979
-
Безруких В.А., Кириллов М.В. Физическая география Красноярского Края и Республики Хакасия (хрестоматия). - Абакан, 1995.
-
Буров В. Ф. «Свои» и «чужие» Абакан, 1997
-
Буров В. Ф. Человек и древности. Абакан, 1991
-
Белокобыльский Ю. Г. Бронзовый и ранний железный век Южной Сибири. Новосибирск, 1986
-
Буров В.Ф. Живая старина. - Абакан, 1996.
-
Буров В.Ф. Культурная среда и ее обитатели. Минусинские древности в динамике культуры. - Абакан, 2005.
-
Бутанаев В.Я. Топонимический словарь Хакасско-Минусинского края. - Абакан, 1995.
-
Енисейский энциклопедический словарь. - Красноярск, 1998.
-
Вадецкая Э.Б. Древние идолы Енисея. - Л., 1967.
-
Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. - Л., 1986.
-
Готлиб А.И. Археология Хакасско-Минусинского края. - Абакан, 2003
-
Дэвлет М.А. Петроглифы на дне Саянского моря. - М., 1998.
-
История Сибири. Т. 1. - Л., 1968.
-
Кильчичаков А. Животный мир Хакасии. - Абакан, 1995.
-
Кириллов М.В. и др. ГеографияКрасноярскогокрая. - Абакан, 1964.
-
Кривошеев А.С. Лечение и отдых на озерах Красноярского края. - Абакан, 1991.
-
Кривошеев А.С., Хасанов А.П. Лечебные озера Красноярского края. - Абакан, 1990.
-
Кышпанаков В.А. Население и трудовые ресурсы. - Абакан, 1989.
-
Кышпанаков В.А., Кустов Ю.И. Экономическая и социальная география Хакасии: Учебное пособие для учащихся 8-9 кл. - Абакан, 1994.
-
Кышпанаков В.А. Население Хакасии: 1917 - 1990 гг. - Абакан, 1995.
-
Кышпанаков В.А. Экономическая и социальная география Хакасии. 8-9 кл. - Абакан, 1997.
-
Кызласов Л.Р. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. - М, 1993.
-
Ларичев В.Е. Дом из бивней мамонта. - Красноярск, 1981.
-
Лагунова Е.Г. Флора и растительность Хакасии. - Абакан, 2005.
-
Максимова Т.А. Зеленое ожерелье Хакасии. - Абакан, 2003.
-
Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. - Томск, 1992.
-
Султреков С.Н. Родная Хакасия (пособие по природоведению). 5 кл. - Абакан, 1995.
-
Торосов В.М. Абакан. - Абакан, 1994.
-
Торосов В.М. Региональная экономика. - Абакан, 2002.
-
Федорова Т.А. Теория и методика экологического образования детей. - Абакан, 2003.
-
Худяков Ю.С. Археология Южной Сибири. - Новосибирск, 1995.
-
Хакасия в ХХ веке: Хозяйственное и социальное развитие. - Абакан, 1995.
-
Электронное пособие «Гиперборея».
Список литературы для ученика
-
Кышпанаков В.А. Кустов Ю.И Экономическая и социальная география Хакасии.- Абакан, Хакасское книжное издательство.1994
-
Чебодаев П.И. История Хакасии (с древнейших времен до конца Х IX века) - учебник для 8-9 классов средней школы. - Абакан, Хакасское книжное издательство, 1992.
Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ
Выпускник научится:
-
показывать на географической карте территорию республики, город или село;
-
соотносить территорию республики с территорией России;
-
характеризовать (описывать) основные периоды древнейшей истории народов, населявших Хакасию, достижения археологических культур;
-
составлять родословную своей семьи, рода;
-
объяснять топонимику историко-географических объектов;
-
характеризовать основные периоды истории народов, населявших Хакасию; административное устройство Древнехакасского государства; систему управления в Хакасско-Минусинском крае до середины XIX в.; этапы присоединения Хакасии к России; культурное строительство в Хакасии в ХХ веке;
-
оценивать, исходя из внешних критериев на примере Хакасии последствия Монгольского завоевания; ход гражданской войны в ХХ в.;
-
сопоставлять положения Конституций Республики Хакасия и Российской Федерации;
-
характеризовать (описывать) отрасли хозяйства Хакасии, факторы их размещения; особенности состава и численность населения республики; основные направления экологической политики в условиях разнообразия природных зон Хакасии;
-
определять взаимозависимость развития политических, экономических и социальных процессов на российском и республиканском уровнях;
-
устанавливать причины изменения структуры хозяйства республики.
Выпускник получит возможность:
-
читать легенду карты Хакасии, определять географические координаты основных объектов;
-
соотносить размеры территории республики с территорией России;
-
вести наблюдения в природе и определять их значение в хозяйственной деятельности;
-
сравнивать растительный и животный мир природных комплексов, определять их зависимость от географического положения и климата;
-
объяснять значение терминов заповедник, заказник, национальный парк;
-
объяснять топонимику географических объектов;
-
описывать географическое положение и исторические границы государств, существовавших на территории Хакасско-Минусинского края до конца XVIII в.; «черезкаменный» и морской пути освоения Сибири;
-
сравнивать особенности послевоенного строительства в Хакасии и Советском Союзе; развитие экономических и социальных процессов на российском уровне и в Хакасии;
-
интерпретировать исторические события в контексте российской и мировой истории; диалог культур;
-
оценивать, исходя из внешних критериев на примере Хакасии: качество природной окружающей среды, эффективность экологически рационального использования природных ресурсов, основные направления экологической политики.