Программа кружка Мой край родной

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Новгородская СОШ им. В.Н. Лесина















Компилятивная программа


«Мой край родной»




Мащенок Т.И.

Учитель географии и биологии



















Новгородка 2015г



Программа « Мой край родной»

Пояснительная записка

«Любовь к родным местам… начинается еще у детей в форме любви к своему двору, к тихой речке, к веселым рощам- местам игр и таинственных происшествий. Она вырастает в любовь к родному селу, к родному краю, ко всей нашей прекрасной Родине….»

К.Г. Паустовский.

Каждо­му человеку и каждому народу надо осознавать себя и свое место в мире при­роды, других людей и других народов, а это невозможно без знания истории, культуры и обычаев своей Родины. Каждый человек тесно связан с настоя­щим, будущим и прошлым Родины. От близкого, знакомого, родного ребенок продвигается к неизведанному новому, которому еще предстоит стать близким, родным. Дети должны хорошо знать свои истоки, прошлое, историю, культуру, природу, экологию своей малой родины.

Программа курса рассчитана на 1год 5 класс 68 часов. Программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у школьников умений самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Актуальность курса в том, что историко-краеведческий компонент является важнейшим средством формирования духовно-нравственной сферы школьника. Знание своих национальных культур­ных корней необходимо, прежде всего, потому, что оно позволяет по-насто­ящему уважать и ценить общечелове­ческие этические и эстетические нор­мы. Изучение культуры предков фор­мирует в подрастающем поколении национальное самосознание, гордость за свой край, стремле­ние стать патриотом России Воспита­ние национальной памяти предполага­ет формирование у детей интереса к духовной культуре своего народа, ува­жения к его историческому прошлому.

Новизна: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.

цель:

- воспитывать гражданское само­сознание через ознакомление с истори­ей своей семьи , природой и культурой родного края

Задачи:

- создать условия для духовно-цен­ностной и практической ориентации ребенка в окружающем мире;

-воспитывать экологически грамотного поведения в природе -формировать интерес к проблеме « диалога культур», развивающихся как в историческом времени, так и межрегиональном пространстве.

-расширить представление о жизненной системе ценностей

Мониторинг освоения курса предполагает следующие формы контроля: творческие задания, тестирования, викторины, конкурсы, олимпиады, проектные работы, исследовательские работы, творческие работы.

Виды деятельности: познавательная, ценностно- ориентационная, коммуникативная, трудовая природоохранительная, художественно-эстетическая.

Методы: метод проектов, исследовательский метод, аналитическая и эвристическая беседа, наблюдения в природе, экскурсия, экологические сказки, интеллектуальные игры, учебные спектакли, целевые прогулки. ИКТ (видеофильмы, CD-диски, Ин­тернет содержит огромное количество иллюстративного материала - фото­графий, схем, карт, рисунков )

Ожидаемые результаты:

- расширение историко- краеведческого кругозора - повышение интереса к родному краю

- развитие способностей учеников

-знание форм охраны природы

Весь материал разбит на темы , с определенными задачами. Отбор мате­риала по темам произведен с учетом возрастных и психологических особен­ностей детей. Отбирался тот материал, который помогает ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окруже­ние, близок ребенку и личностно зна­чим для него.

Объекты изучения:

История: история своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее поселка, края; происхождение названий насе­ленных пунктов и географических объектов.

Природа: типичные и редкие виды представителей животного и расти­тельного мира края; природные ресур­сы края; охраняемые территории; па­мятники природы.

Экология: важность охраны при­родной среды от загрязнения, разру­шения и истощения, жизненная необ­ходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Программа составлена на 68 часов, на основе курса «Краеведение»

Н.Г. Павлюк , БГПИ ,2008 г

«Мои корни»

Учебный план 1 полугодие

№ п/п

Наименование темы

Количество часов всего теория практика

Введение

1

1

-

1

Моя родословная

3

1

2

2

« Имя русское, простое, как яичко золотое»

3

2

1

3

Моя семья

10

3

7

4

Мой дом

6

2

4

5

Мой поселок

5

2

3

6

Твои люди село

5

1

4

7

Заключение

1


1

Итого:

34

12

22

«Природа и экология родного края» 2 полугодие

Учебный план

№ п/п

Наименование темы

Количество часов всего теория практика

Введение

1

1

-

1

Растительный мир нашего края

8

3

5

2

Птицы родного края

4

1

3

3

Рыбы, обитающие в реках области

2

1

1

4

Мир насекомых области

2

1

1

5

Звери, обитающие на территории области

4

2

2

6

Охрана природы родного края. Заповедники, заказники.

2

1

1

7

Уникальность области

4

2

2

8

Экологическое состояние окружающей среды области

5

2

3

9

Экологическая тропа

2


2

Итого:

34

14

20

1 полугодие

«Мои корни»

Учебно-тематический план

■ '

Название темы

Количество часов

Всего часов

тема

теория

практика

Вводное занятие. Экскурсия к памятнику

1

1

Моя родословная. Генеалогия. «Кто я? Где живу?»

1

2

3

« Имя русское, простое, как яичко золотое» Я и мое имя.

1

1

2

Что могут рассказать имена, отчества и фамилии?

1

1

Моя семья. Мои родители, бабушки и дедушки и т.д. Кто, кому и кем в семье доводится.

1

1

2

Проект «Профессии моих родителей»

2

2

Любимые занятия бабушек и дедушек. Оформление выставки «Ба­бушкина кукла».

1

1

2

Проект « Моя любимая игрушка»

2

2

Праздник « Мой род - моя крепость»

1

1

« Дом держат крепкие венцы» Дом, в котором я живу.

1

1

2

Проект « Какие бывают дома"

3

3

Дом, в котором я учусь; традиции школы

1

1

Моё село Новгородка

1

1

«Улицы рассказывают»;

Путешествие по плану-схеме. Игра «Где эта улица? Где этот дом?»

1

1

Путешествие по памят­ным местам

Памятники защитникам Отечества

2

2

Населенные пункты Свободненского района;

Соседи нашего района.

1

1

Боевые и трудовые подвиги в годы ВОВ.

След войны в моей семье.

Книга Памяти.

1

2

3

Экскурсия в краеведческий музей. «Письма с фронта»

1

1

Выставка «Ими гордится район»

1

1

Праздник « Для меня же Россия - это ты

Моё село»

1

1

Итого:

12

22

34



2 полугодие

«Природа и экология родного края»

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Всего часов

теория

практика

Вводное занятие: Природа и мы..

Правила поведния в природе.

1

-

1

Растительный мир нашего края) Растения нашей области

Травы. Лекарственные растения: сбор и оформление гербариев на осно­ве собранного материала)

1

2

3

Леса родного края.

Акция « Посади дерево» (озеленение, уход за парками)

1

1

2

Комнатные растения; Разведение. Уход за ними. Проект « Комнатные растения»

1

2

3

Птицы родного края.

Зимующие птицы: подкормка, и наблюдение. Изготовление кормушек, скворечников.

Проект «Перелетные птицы»

1

3

4

Рыбы, обитающие в реках области. Экскурсия к реке . Акция «Чистый берег»

1

1

2

Мир насекомых области. Энтомологическая коллекция

1

1

2

Звери, обитающие на территории области.

1

1

2

Роль животных в жизни человека. Все о домашних животных.

Викторина « Знаешь ли ты животных?»

1

1

2

Охрана природы родного края. Охраняемые природные территории(заповедники, заказники(Архаринский, Зейский)

1

1

2

Охраняемые растения нашей местности.

Эндемики.

Информационный проект.

2

2

4

Сбор информации об экологическом состоянии окружающей среды области.

Влияние человека на окр. среду

1

1

2

Ознакомление с природой ближайшего окружения.

- ■ '

Название темы

Количество часов

Дата

теория

практика

1гр 2гр

1

-


2 сентябрь 3

Коренное население земли Иркутской.

1


9 сен. 10

Рождение Иркутской области.

Герб и флаг.

1


16 сен. 17

Топонимика.

Путешествие по карте Иркутской области.

2

2

23, 30 сен 24 сен.1

7,14 окт. 8,15 окт

Культура и искусство Народные промыслы .

Иркутские художники

1

1

21. 28 22,29

Окт.

Легенды, сказки, танцы, пес­ни местного населения

Экскурсия в краеведческий музей «Лейся песня народная»

1

2

11,18,25 12,19,26

Ноябрь

Памятники истории Приангарья

Музей часов в Ангарске и др.

1

2 декабрь 3

Сибирские писатели детям.

Детский журнал «Сибирячок».

1

2

16,23 д 17,24 д.

13 янв. 14 янв

Наш земляк - Валентин Распутин

Экскурсия в музей « Край Распутина белых берез»

1

2

20,27.ян 14,21 ян

3 фев 4 фев.

Творчество иркутского сказочника В.П.Стародумова

1

10 фев. 11 фев.

Проект

«Поэты родного края.

1

1

17,24.фев 18,25фев

Немного экономики. Чем богат наш край.

1

-

3 март 4 март

Иркутск- современный центр области.

1

1

10,17 март 11,18

Заочное путешествие по музеям г.Иркутска.

Фотовыставка

1

1

1 ,7 апрель 1,8

Откройте для себя прекрасный мир путешествий. Иркутск.

2

14,21 апрель 15,22

Байкал-объект Всемирного наследия

Озеро Байкал в легендах и былях. Проект «Байкал»

2

2

28, 5,12,19 май

29,6 ,13,20 май

Заключение Праздник « Мой край родной»

1

27 май 28май

Итого:

17

17

34

Эколого-валеологическое исследование условий местности своей школы.

1

2

3

Экологическая тропа.

2

2

Итого:

14

20

34









Содержание программы

1 полугодие «Мои корни»

Введение

1. Моя родословная

Понятия «генеалогия», «родословная», «род», «родствен­ники», «поколение», «потомки», «предок», «ономастика». 2. « Имя русское, простое, как яичко золотое»

Что означают наши имена. Что такое отчество и фамилия. История возникновения имен и фамилий. Имя и Ангел -Хранитель. Именины 3. Моя семья Степени родства в семье. Семейные традиции, праздники. Мир семейных увлечений. Семейные ре­ликвии. Фамильный герб, девиз семьи.

Профессии родителей. Любимые занятия бабушек и дедушек

4. Мой дом

Человек и его жилище. Русская изба. Внутреннее убранство русской избы.

Современные жилые дома. Дом, в котором я учусь. Школа ее традиции.

5. Моё село

Понятие село. В каком селе, районе, стране ты живешь? Соседи нашего района. Название улиц рассказывают о прошлом. Путешествие по памятным местам нашего села и района.

6. Твои люди, село.

След войны в моей семье. Книга Памяти.

Ими гордится район.

7. Заключение

Праздник « Нет на свете Родины милее, чем моя родная сторона»





Содержание программы

2 полугодие

«Природа и экология родного края»

1 Растительный мир нашего края

Растительный мир ( общее понятие»). Растения области. Видовой состав растений. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений.

2 Птицы родного края

Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. Красная книга.

3 Рыбы, обитающие в реках области.

Рыбы. Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Охрана рыбных хозяйств.

4 Мир насекомых области.

Насекомые: виды, места обитания. Охрана полезных насекомых.

5 Звери, обитающие на территории области.

Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга)

6 Охрана природы родного края. Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы. Работа «Зеленого патруля».

7Охраняемые территории.

Флора и фауна. Эндемики. Постановления , законы об охране .

8 Экологическое состояние окружающей среды области

Загрязнение атмосферного воздуха. Вредное влияние на все живое и на здоровье человека. Эколого-валеологическое исследование условий местности своей школы.

9 Экологическая тропа

Методические рекомендации

Программа будет успешно реализована, если: - будут учитываться возрастные и личностные особенности учащихся

- будут проведены все теоретические и практические занятия

- будут осуществляться внешние связи: тес­ный контакт с библиотеками, встречи с ветеранами ВОВ и труда.

-будет использована проектная и исследовательская деятельность.

Список литературы

1 Ашурков В.Г.. «Историческое краеве­дение». -М., 1980.

2 Атлас Амурская область Благовещенск, 2000

3 Акимушкин И.И. Мир животных

4 Павлюк Н.Г. Памятники природы. Благовещенск 1983

5 Все обо всем. Энциклопедия для детей. Москва Слово АСТ1998

6 Галазий ГИ. Экологическое образование и воспитание в начальной школе.- М.. 2003

7 Шульман Н.К. Происхождение географических названий Амурской области.

8 Сладков Н.А. Азбука леса.- Детская литература 1986

9 Савинов В.П. Звери и птицы Детская литература 1975

10 Смирнов В.М. Звери в природе.- М 1991

11 Краеведческий материал по Свободненскому району.

12 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008

13 Материалы исследовательских работ обучающихся Новгородской СОШ


© 2010-2022