ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НАДОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ФГОС

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фазылова Ю.В. МБОУ СОШ №120 город Казань 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, и примерных программ по учебным предметам (География 5-9 классы. М.: Просвещение, 2014), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии (М.: Дрофа, 2014). Данная программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников. Она соответствует основным положениям системно-деятельностного подхода в обучении, конкретизирует содержание тем Федерального государственного образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса. Примерное распределение учебных часов по разделам программы и календарно-тематическое планирование учитывают методические рекомендации авторов учебно-методических комплексов. Планирование составлено достаточно подробно и указывает тип урока, вид контроля, содержит описание видов деятельности, ориентирующих учителя на формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий учащихся, а также указывает ведущие технологии, обеспечивающие эффективную деятельность учителя и ученика на уроке.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Наяальный курс. 5 класс» (М.: Дрофа, 2014).

Главная цель изучения предметной области «Общественно-научные предметы»

  • Формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

  • Понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, её социализации;

  • Владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;

  • Осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

  • Приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.

Общая характеристика предмета

«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию местности проживания, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем освоении курса географии.

Цели обучения

Курс «География. Начальный курс» призван систематизировать знания о природе и человеке, подготовить учащихся к изучению причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Целью данного курса является:

  • Формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты, о неоднородности различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей Родины, своей местности;

  • Знакомство с географической картой;

  • Пробуждение интереса к естественным наукам;

  • Формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Задачи обучения

  • Знакомство с географией, формирование интереса к предмету;

  • Формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Содержание программы

Мир, в котором мы живём. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Биология. География. Химия. Физика. Экология.

География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное плавание. Открытие Австралии европейцами. Открытие Антарктиды русскими.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих учёных о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран. Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звёзд. Солнце. Многообразие звёзд. Созвездия.

Уникальная планета - Земля. Земля - планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных учёных К. Э. Циолковского, С. П. Королёва, в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли Ю. А. Гагарин.

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звёздам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Как возникла Земля. Гипотезы Ж Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутренне строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движения земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва - особое природное тело. Почва, её состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Изучение географии в основной школе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих качеств:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорт е и на дорогах;

  • Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • Создавать тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т.д.);

  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие;

  • В дискуссии выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • Объяснять, для чего изучают географию;

  • Использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;

  • Анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;

  • По результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • Составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • Строить простые планы местности;

  • Моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;

  • Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • Создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

  • Описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;

  • Называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

  • Называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

  • Показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

  • Описывать представления древних людей о Вселенной;

  • Называть и показывать планеты Солнечной системы;

  • Приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

  • Описывать уникальные особенности Земли как планеты;

  • Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

  • Работать с компасом;

  • Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;

  • Называть и показывать по карте основные географические объекты;

  • Наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

  • Приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

  • Объяснять особенности строения рельефа суши;

  • Описывать погоду своей местности;

  • Объяснять значение ключевых понятий.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;

  • Сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

  • Адаптации к условиям проживания на определённой территории;

  • Самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Технологии.

Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровье сберегающие, проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникативные, развивающего обучения, проектные, дифференцированного обучения, составления алгоритма выполнения задания, развития навыков самопроверки и самоконтроля, конструирования (моделирования).

Формы контроля

Стартовый, промежуточный (2 раза в год), итоговый контроль в формате тестов, контрольных работ. Текущий контроль в формате самостоятельных, проверочных работ, тестов, опроса, работы с контурными картами.

Место предмета в базисном учебном плане

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год.

Тематическое планирование учебного материала надомного обучения

ГЕОГРАФИЯ - НАЧАЛЬНЫЙ КУРС 5 класс

п\п

§

Тема

Кол-во часов

Д\З

Дата

План

Фактически

Раздел I. Что изучает география (5 часов).

1

1

Мир, в котором мы живём

1

§1

2

2

Науки о природе

1

§2

3

3

География - наука о Земле

1

§3

4

4

Методы географических исследований

1

§4

5


Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география»

1


Раздел II. Как люди открывали Землю (5 часов).

6

5

Географические открытия древности и Средневековья

1

§5

7

6

Важнейшие географические открытия

1

§6

8-9

7

Открытия русских путешественников

2

§7

10


Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю»

1


Раздел III. Земля во Вселенной (9 часов).

11

8

Как древние люди представляли себе Вселенную

1

§8

12

9

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

1

§9

13

10

Соседи Солнца

1

§10

14

11

Планеты-гиганты и маленький Плутон

1

§11

15

12

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

1

§12

16

13

Мир звёзд.

1

§13

17

14

Уникальная планета Земля

1

§14

18

15

Современные исследования космоса

1

§15

19


Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной»

1


Раздел IV. Виды изображений поверхности Земли (4 часа).

20

16

Стороны горизонта

1

§16

21

17

Ориентирование

1

§17

22

18

План местности и географическая карта

1

§18

23


Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

1


Раздел V. Природа Земли (12 часов).

24

19

Как возникла Земля

1

§19

25

20

Внутреннее строение Земли

1

§20

26

21

Землетрясения и вулканы

1

§21

27

22

Путешествие по материкам

1

§22

28-29

23

Вода на земле

2

§23

30

24

Воздушная одежда Земли

1

§24

31

25

Живая оболочка Земли

1

§25

32

26

Почва - особенное природное тело

1

§26

33

27

Человек и природа

1

§27

34-35

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Природа Земли»

2


Всего

35



© 2010-2022