- Преподавателю
- География
- Конспект по географии «Игра «Краеведческое метро»
Конспект по географии «Игра «Краеведческое метро»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Проняшина В.В. |
Дата | 20.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ИГРА «КРАЕВЕДЧЕСКОЕ МЕТРО:
ТИП: познавательная игра
ФОРМА: соревнование
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ:
Старшеклассники соревнуются в краеведческих знаниях по принципу командной эстафеты, организованной по правилам путешествия по станциям, и набрать по возможности большее количество баллов.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ:
Игра развивает познавательные интересы в литературе, истории, географии, биологии; расширяет знания учащихся в области природы родного края; приобщает к простейшим видам прогнозирования экологической ситуации и исследовательской работы.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
ДЛЯ КАКОГО ВОЗРАСТА: 9-10кл
КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ: 6-8человек
НАБОР РОЛЕЙ: ведущий, организаторы игры, участники команд.
ОСОБЕННОСТИ РЕКВИЗИТА, КОСТЮМОВ, ИГРОВОГО ТВОРЧЕСТВА:
- карточки для жеребьевки
- предметы старины и утвари
- краткое описание сказок, притч, мудростей разных народов
- полезные ископаемые, карты, компасы
- карточки лекарственных трав
- кроссворды
- награды победителям
- маршрутные листы
- карточки с заданиями
- указатели КП на местности
ПОЭТАПНОЕ ОПИСАНИЕ:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Участники готовят команду из 6-8 человек и готовят эмблему. Судейская коллегия проводит инструктаж участников игры, разметку трассы соревнований, оборудование «станций метро», подбор задач, оформление протоколов, жеребьевку команд, устанавливают указатели КП.
ИГРОВОЕ ДЕЙСТВИЕ:
Главный судья открывает соревнования, сообщает порядок проведения и результаты жеребьевки, объявляет старт. Каждые 10минут на старт выходит новая команда и, получив карту, отправляется на поиск КП-1. найдя КП, играющие делают отметку на своем маршрутном листе и приступают к выполнению задания на станции. Например, биологам рассказ о применении лекарственных растений; химикам - определяют загрязнителей; историки - рассказ о предметах старины и т.д.
На каждой станции «М» команда выполняет задание за определенное время, за его «перебор» устанавливается штраф. Судьи делают отметку в маршрутном листе о времени выполнения работы и качестве (в баллах). Подведение итогов соревнования - выявление и награждение победителей эстафеты.
КРАТКИЕ СОВЕТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ:
-
Игра рассчитана на школьников, в достаточной степени подготовленных в области краеведения, владеющих некоторыми исследовательскими умениями.
-
При разработке заданий для практической работы на станциях следует учитывать возможности природной среды: наличие леса, водоема и т.д.
-
Чтобы не затягивать эстафету, необходимо ввести временное ограничение на выполнение заданий. За «перебор» времени предусмотреть штраф.
-
Протяженность трассы не должна быть больше 4-5км, , чтобы не вызвать перегрузки играющих.
-
При оценке результатов следует сделать акцент на интеллектуальное начало игры, качество выполненных заданий.
-
В содержание игры можно внести элементы спортивно - туристического многоборья: разжигание костра, установка палатки, плавание и т.д.
ИСТОЧНИК: Опыт учителя географии Проняшиной Веры Викторовны
КТО, ГДЕ ИГРАЛ: учащиеся 10-11классов РЕМАГ г.о. Саранск на экологической школьной спартакиаде 2007-2008 уч. г.
ЛИТЕРАТУРА:
Захлебный А.И. Суровегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М. Просвещение,1984г.
Нога Г.С. наблюдения и опыты по зоологии - М: Просвещение,1979г.
Ф.Атянин Серебряное озеро - Саранск, Мордовское книжное изд. 1986
Шергин Б., Писахов С. Сказы и сказки. - М., Современник,1985
Мордовские народные песни - М., Государственное издательство художественной литературы, 1957
ДЕТЯМ:
Бианки В.В. Лесная газета - Клуб «Колумб» - М. Правда.1986
Справочная литература: детская энциклопедия, словари юного натуралиста, географа, географа - краеведа.
ХОД ИГРЫ:
СТАНЦИЯ МЕТРО «ЗЕМЛЯ»
А) Определи полезные ископаемые Мордовии (3 шт. за 4 мин. - по 1 баллу за правильный ответ)
1. фосфорит 5. известняк
2. мергель 6. доломит
3. торф 7. песчаник
4. песок
Б) «Лапша» по гидрографии:
1. Самая длинная река в пределах Мордовии (Мокша - 320 км Сура - 120 км)
2.Самое большое «Великое» озеро (Б.Большеберезниковский р-н, оз. Инерка, длина 3км, ширина - до 200м, максимальная глубина - 15м)
В) Река, на которой стоит г.о. Саранск
Г) Каково происхождение мордовских озер? (старицы, карстовые, провальные)
Д) Самый большой приток Суры (Алатырь с Инсаром)
Е) Назовите 5 крупных притоков Мокши (Исса, Вад, Сивинь, Парца, Выша, Цна)
СТАНЦИЯ МЕТРО «АПТЕКА»
Определите по трем картинам лекарственные травы:
(«Лапша» по флоре и фауне)
А) В какой природной зоне мы живем? (на грнице лесостепной и степной)
Б) назовите основные породы деревьев и кустарников таежной зоны, встречающиеся в Мордовии (ель, сосна, можжевельник обыкновенный, клюква, морошка)
В) Как называется заповедник в РМ, в каком году и в каком районе он организован? (1935г, Заповедник им. П.Г.Смидовича, Темниковский р-н)
Г) Назовите представителей редких видов фауны (не менее 5)
Д) Назовите 10 видов флоры, занесенных в Красную книгу
СТАНЦИЯ МЕТРО «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ»
Назовите 10 предприятий - загрязнителей Мордовии и источники загрязнения:
«Биохимик» - вода, воздух, почва, человек - грибковые заболевания и пестициды
«Лисма», «Светотехника»
«Цементный завод» пос. Алексеевка, Чамзинский район
ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ- 3,ТЭЦ-4
«Центролит»
РТК
Мясокомбинат
Консервный завод
СТАНЦИЯ МЕТРО «СТАРИНА»
Как называются эти предметы старины и для чего их использовали наши предки:
( Безмен - для взвешивания груза
Гребень - для чесания кудели, шерсти
Челнок - в ткацком станке
Рубель, утюжок - для глажения белья
Валек - для стирки белья )
СТАНЦИЯ МЕТРО «ФОЛЬКЛОР»
СИТУАЦИЯ 1: Деда Щукаря с полным правом можно отнести к стихийным экологам. Его попытка накормить колхозную бригаду супом из лягушатины наверняка являлась неосознанным протестом против энергетического расточительства в питании человечества. Но он не учел «пустячка» - какого?
(Лягушачье мясо - питательнее куриного; истребив лягушек - повлияем на количество цапель - появилась мошкара - изменилась растительность - изменился состав воздушной среды - почвы)
СИТУАЦИЯ 2:
Среди поля, широкого поля,
Дуб растет на камне, при дороге,
Дуб могучий с тремя суками,
И сидят на суках тех Боги…
Что случится, если вырубят в поле дубравы?
(Сухость ветра - уменьшение кислорода - исчезновение насекомых - птиц - зверей - почвы - воды /подземные/ - ближайший водоем)
СИТУАЦИЯ 3:
Стонет, плачет мир,
Горем скованный,
Плачет наш народ,
Обездоленный
Плачет наш народ
Дни и ноченьки
От едучего дыма
Нету моченьки
(Как называется процесс, описанный в стихотворении, объясните ситуацию его образования - /смог/ )
СТАНЦИЯ МЕТРО «КРОССВОРД»
(Решить кроссворд на тему «Краеведение» /форма разнообразна: сканворд, чайнворд, перфокарта.../ )
Чайнворд «Мой край родной»
Ключевая фраза «Береги природу»
Кроссворд «Край мой край»
1. Темников 2.Картофель 3.Инерка 4.Мордва 5.Нефедов
6. Древнемарийские 7. Инсар 8.Ям