Урок Минералы и горные породы

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

№ 10 СЕЛА НОВОЕ СЕЛО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН









Урок географии в 6 классе

«Минералы и горные породы»





Автор учитель географии

Гладких Светлана Николаевна







Тема урока: Минералы и горные породы

Цели урока: Познакомить с разнообразием горных пород и минералов, их использованием и происхождением. Развивать умения учащихся определять горные породы. Продолжать развивать формы речевой деятельности учащихся. Формировать навык сжатого изложения информации. Способствовать развитию познавательной активности школьников и интереса к изучаемому предмету. Развитие практических умений учащихся. Расширять кругозор учащихся. Воспитывать умения работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, воспитывать бережное отношение к природе и к её красоте минерального мира.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: презентационная лекция с элементами практической работы.

Методы обучения:

• по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные (беседа), практические (выполнение заданий);

• по степени самостоятельности мышления учащихся: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Технологии: Разноуровневое обучение, игровое обучение, информационно-коммуникативное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, уровневой дифференциации, здоровьесберегающее.

Форма проведения: групповая, индивидуальная

Ход урока

1. Организационный момент.

И прежде чем начать урок хочу сказать:"Вас видеть рада я. Глядеть в смышленые глаза ведь для меня награда"

Когда наскучит суета,

Дела, людские лица,

Я знаю выход - я могу

В кристалле раствориться.

В его прозрачной глубине

- Незыблемая вечность

В нём есть и радость, и покой,

И мира бесконечность

2. Изучение нового материала.

Учитель. Тема нашего сегодняшнего урока «Минералы и горные породы». Сегодня мы с вами побываем в царстве камня, исследуем различные минералы и горные породы - долгожителей нашей планеты. Ведь эти камни значительно старше растений, животных и человека.Они рождаются, живут и умирают, как живые существа.

3. Актуализация знаний

Ребята, чтобы совершить путешествие в мир удивительных камней нам нужно вспомнить

• Какие горные породы вы знаете? (слайд № 2)

• Какие минералы вы знаете? (слайд № 2)

• Чем минералы отличаются от горных пород? (слайд № 2, 3)

• Горные породы и минералы имеют свои признаки и отличаются (слайд № 4)

• Откуда вы это знаете?

Демонстрация горных пород и минералов

Каждая горная порода состоит из определённых минералов, а расположение горных пород в земной коре имеет закономерности.

ДЕТИ ВЫДВИГАЮТ ГИПОТЕЗУ

Как вы думаете, почему горные породы имеют разные свойства?

(Свойства горных пород зависит от того, где, в каких условиях они образовались.)

Горные породы по происхождению делятся на три группы (слайд № 5)

магматические, осадочные и метаморфические

( слайд № 6)

Магматические горные породы рождаются в пламени. Их прародительница - раскаленная магма, которая находится в глубинах нашей планеты.

Основные магматические очаги находятся в верхней мантии, на глубинах около 60 км. Ученые предполагают, что в земной коре возникают трещины, достигающие мантии, из-за резкого уменьшения давления вещество мантии становится жидким и по трещинам проникает к поверхности Земли. Поднимаясь к поверхности, магма медленно остывает и может затвердеть на глубине.

Что же такое магма? Это расплав огромного количества различных веществ.

Магму, излившуюся на поверхность Земли, называют лавой. При ее застывании на поверхности образуются излившиеся магматические породы, например, гранит, базальт, пемза, руды металлов (слайды № 7, 8, 9)

слайд № 10 На Земле постоянно происходит разрушение скал под воздействием воды, ветра, колебаний температуры, различных организмов и хозяйственной деятельности человека. Обломки горных пород и минералов уносятся текучими водами в разные водоёмы, осаждаются на дне и образуются осадочные горные породы

Давайте обратимся к в учебнику на с106-107, какие бывают виды осадочных пород.

Вы каждый день употребляете в пишу поваренную соль. А знаете ли вы, что человеку в год необходимо употреблять 10 кг соли. Еще в древности люди говорили, что "без соли стол кривой". Поэтому Юлий Цезарь службу своих воинов частично оплачивал солью.

Опыт: как образуются осадочные горные породы.

Цель: увидеть, каким образом образуются осадочные горные породы.

Материалы: два ломтика хлеба, масло, варенье, столовый нож, тарелка.

Выполнение: Внимание! Проводить этот опыт перед завтраком. Положить ломтик хлеба на тарелку. Ножом намажем масло на хлеб. Поверх масла намазать варенье. Положить сверху второй ломтик хлеба. Съешьте бутерброд! Осторожно! Никогда не пробуйте ничего на вкус в лаборатории, пока не будете уверены в том, что находящиеся перед тобой вещества безвредны. Наш эксперимент безвреден.

Результат: мы приготовили слоистый бутерброд.

Объяснение: с течение времени слои спрессовываются вместе, образуя монолитную горную породу.

РАБОТА СО СХЕМОЙ У ДОСКИ. Горные породы с поверхности Земли могут быть перемещены в результате тектонических движений на глубину. Под воздействием давления, высоких температур эти породы приобретают новые свойства. Так образуются метаморфические горные породы (слайды № 17, 18, 19)

Итак, мы с вами познакомились с группами горных пород по происхождению, рассмотрели их свойства.

А теперь, вопросы для повторения (слайды № 20, 21), которые помогут вам выполнить практическую работу.

Практическая работа. Описать по плану любую горную породу.

Класс делится на 4 группы. На партах у школьников разложены образцы горных пород. Используя определитель горных пород и минералов, текст учебника, учащиеся изучают свойства горных пород, определяют их названия, записывая результаты в таблицу. (звучит классическая музыка)

План

Плотная, рыхлая, сыпучая

Вес (тяжёлый, средней тяжести, лёгкий)

Цвет

Прозрачность (прозрачный, непрозрачный, малопрозрачный)

Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый-без блеска)

Твердый или мягкий

Структура (зернистая, землистая, плотная)

Происхождение

Есть ли органическая: следы (на бумаге, руках)

Затем представители от каждой группы озвучивают результаты своей работы.

Физкульминутка

А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок

Вопрос классу. А кто из вас знает, как человек использует горные породы и минералы в своей хозяйственной деятельности? (ответы уч-ся)

Издавна интересовались русские люди красотой и силой камня. Любой мастер камнерез должен уметь познать его скрытые свойства. Камни - немые свидетели прошлого, они могут рассказать о многом, нужно только суметь изучить и понять их "молчаливый язык".

О том, как используют люди горные породы в жизни, о поделках из горных пород (соль, графит, гранит, мел, торф, пемза, глина, медь, золото, олово) (слайды № 22 - 32)

4. Обобщение и закрепление знаний.

Тест на компьютере (индивидуально для сильных учеников-2)

А теперь мы немного поиграем (средний и низкий уровень знаний) и отправимся к хозяйке "Медной горы", она нам приготовила вопросы. А кто такая хозяйка медной горы?

Игра "Догадайся, о какой горной породе идёт речь" (слайды № 33, 34, 35, 36)

? Камень для грамотеев. Из него делают грифель для карандашей. Графит.

? Болотное богатство. Его используют как горючий материал и для удобрения почвы. Торф.

? Люблю тебя, Петра творение,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное течение, Береговой её ………………..Гранит.

? Из неё изготавливают рубли. Медь.

? Незаменимая "рубашка" для консервов. Олово.

? Из него делают колечки для Тани, серёжки для Сары. Золото.

? Она делает наши пяточки гладкими. Пемза.

? Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу - она понадобится сразу. (Глина)

? Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл.

Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?. (Нефть)

? Она варились долго в доменной печи, На славу получились ножницы, ключи… (Руда)

? Кто сперва в воде родится, а потом воды боится? (Соль)

? Белый, как сахар, но не сладкий,

Пока руки им не испачкаешь,

Ума- разума, не наберешься. (Мел)

? Росли на болоте растения - стали топливом и удобрением. (Торф)

Продолжим наше путешествие.

А слышали ли вы о так называемых "Камнях месяца рождения"?

У каждого человека есть свой камень, приносящий ему счастье. Например, у человека, родившегося в декабре - бирюза. Если вы знаете свой камень, назовите. А кто не знает, мы определим их камни по числу и месяцу рождения (слайды № 37 - 44)

Январь - гранат

Февраль - аметист

Март - аквамарин

Апрель - алмаз

Май - изумруд

Июнь - жемчуг

Июль - рубин

Август - хризолит

Сентябрь - сапфир

Октябрь - опал

Ноябрь - топаз

Декабрь - бирюза

Особое место среди камней занимают драгоценные камни.

Приглашаю Вас посмотреть самоцветы (демонстрация слайдов).

Многие русские классики "воспевали" самоцветы (демонстрация книг Бажова, Куприна)

Куприн говорил: о сапфире: "Он зелен, чист, весел и нежен, как трава весенняя, если поглядишь на него с утра, то весь день будет для тебя лёгкий";

об изумруде: "Одни из них похожи на васильки в пшенице, другие - на осеннее небо, иные на море в ясную погоду. Это камень девственности - холодный и чистый";

об алмазе: " Это свет солнца, сгустившийся в земле и отражённый временем. Он играет цветами радуги, но сам остаётся прозрачным, словно капля…".

На этом наше путешествие закончилось. Надеюсь, что вы много узнали нового и интересного. (слайд № 45)

5. Подведение итогов урока. Закончить урок я хочу словами А.Твардовского:

В природе шагу не ступить,

Чтоб тотчас, так ли сяк,

Ей чем-нибудь не заплатить

За этот самый шаг...

Почти все горные породы являются минеральными богатствами. Наша страна богата полезными ископаемыми. Но добывая их, человек не должен забывать о том, что все в природе необходимо привести в порядок. То есть нужно засыпать шахты, превращать карьеры в цветущие сады или пруды. Иначе природа начинает "мстить" человеку. Тогда на него начинают обрушиваться страшные смерчи, наводнения и т. п. Они как бы напоминают, что человек тоже является частью природы, а не ее хозяином.

Рефлексия. Закончите мысль: сегодня на уроке:

 Я узнал

 Я был удивлён

 Я открыл для себя

 Я пришёл к выводу

 Я всё же не понял

6. Домашнее задание. § 21. Дифференцированное.

Составить 3 проблемных вопроса, начинающихся со слов «Почему», «Вследствие чего», «Чем объяснить».

Написать сочинение - размышление «Зачем человеку камни?».

7. Оценки за урок с комментарием при просмотре результатов таблицы



© 2010-2022