Конспект урока на тему: Полезные ископаемые (5 класс)

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Предмет: География

Тема: Полезные ископаемые

Цели: продолжить формировать систему знаний учащихся о литосфере; сформировать у обучающихся умения по внешним признакам определять минералы и горные породы; познакомить с понятием «полезные ископаемые» и их классификацией.

Планируемые результаты (УУД):

Предметные: знать определения понятий и классификацию полезных ископаемых по происхождени, использованию, агрегатному состоянию.

Метапредметные: давать определения понятиям; осуществлять сравнение, классификацию; проводить наблюдение под руководством учителя.

Личностные: освоение социальных норм и правил поведения в коллективе (группе); формировать потребность в самовыражении и самореализации.

Средства обучения:

Тип урока: комбинированный.

этапы

время

действия учителя

действия обучающихся

Организационный этап

эмоциональный настрой


Организация класса. Объявление темы урока.

Проверка готовности к урок. Запись даты и темы в тетрадь.

Проверка выполнения домашнего задания

актуализация знаний

Прежде чем мы с вами приступим к изучению новой темы давайте вспомним изученный материал и ответим на вопросы.

1. Что такое минералы?

2. Что такое горные породы?

Мы с вами знаем, что горные породы и минералы делятся на группы по:

А) агрегатному состоянию

Б) происхождению

В) использованию.

Давайте вспомним их.

3. По агрегатному состоянию: …….

(пример).

4. По происхождению бывают: …….

5. И так на доске у нас с вами три группы горных пород и минералов по происхождению. На карточках примеры горных пород и минералов. Давайте распределим их по группам.

6. У нас с вами есть очень интересная группа - это метаморфические породы. Давайте вспомним, что такое метаморфизм?

Правильно! Превращение.

7. А какие горные породы получаются в результате этого процесса?

Вам предлагаются карточки, которые необходимо совместить из каких пород сформировались метаморфические породы.

Обучающиеся отвечают на вопросы. Обсуждают варианты ответов.

Мотивационно - целеполагающий этап

мотивация учебной деятельности

Вы уже знаете, что такое минералы и горные породы, что Земная кора в своих недрах содержит огромное их разнообразие. И наша с вами задача познакомиться, как их использует человек.

Деятельный этап (изучение нового материала)

постановка учебной задачи, целеполагания

Постановка цели урока: Так какая же цель сегодняшнего урока?

Обучающиеся формулируют цель урока - узнать, что такое полезные ископаемые, виды полезных ископаемых, где залегают полезные ископаемые.

сообщение нового материала

И так. Земная кора содержит огромное количество полезных для человека веществ, которые составляют минеральные ресурсы литосферы.

Как вы думаете: если бы сняли фильм о нашем Крыме, какие бы горные породы и минералы стали его главными героями? Какие из них можно считать полезными ископаемыми? Почему?

Сформулируем определение понятия «полезные ископаемые»:

Полезные ископаемые = горные породы и минеры + используются человеком в повседневной жизни и хозяйственной деятельности

Давайте запишем это понятие в тетрадь.


Обучающиеся отвечают.


Обучающие записывают понятие в тетрадь.

эмоциональная или физическая разгрузка

БЫСТРО все ребята встали
Руки БЫСТРО вверх подняли.
БЫСТРО хлопнули 5 раз.
А теперь морганье глаз:
БЫСТРО-БЫСТРО поморгали
И… ногами постучали.
БЫСТРО влево наклонились
И сейчас же распрямились!
Вправо-влево 10 раз -
Отдохнул уставший класс…
Как пингвины полетели
И за парты тихо сели!

Дети встали, руки на поясе поднять руки вверх 5 хлопков руками поморгать глазами 3-4 сек.
потопать ногами 3-4 сек. наклон влево
встать прямо
наклоны влево-вправо по 5 раз
в каждую сторону
бег на месте, махая руками
сесть за парты

продолжение изучения нового материала

Давайте познакомимся, на какие группы делятся полезные ископаемые по использованию и составим схему «Полезные ископаемые». Чаще всего выделяют три группы полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные.

Знание такой закономерности помогает геологам в поисках месторождений полезных ископаемых. Прежде, чем составить схему обратимся к учебнику (учебник стр.73, информация в жёлтой рамке).

Составляя схему называем группу, их свойства и особенности, приводим примеры, значки обозначения (топливные или горючие), рудные, нерудные (строительные (песок, глина, известняк, гранит, мрамор), химическое сырьё (каменная соль, сера, графит, фосфориты), минеральные воды и грязи, поделочные камни).

Сделаем вывод: стр. 73 в розовой рамке.

Россия занимает I место в мире по запасам полезных ископаемых.



Обучающие составляют схему в тетради

усвоение новых знаний

1. Сообщения обучающихся.

2. Отгадаем загадки и найдём угаданное полезное ископаемое.

3. По какому принципу классифицируют полезные ископаемые?

4. Рассмотрите предложенную классификацию, найдите ошибку и исправьте (топливные, рудные, строительные).

Обучающие слушают сообщения, отгадывают загадки, отвечают, ищут ошибку,

первичное закрепление

самопроверка

Работа со схемой. Обмен и проверка. Ответы на доске.

Взаимопроверка.

Оценочно - рефлексивный этап (подведение итогов урока)

рефлексия

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Что нового узнали на уроке и чему научились?

Называют тему и задачи урока, отмечают трудные и понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения. Отмечают успешные ответы.

оценка и самооценка деятельности обучающихся

Оценивание ответов.

Аргументация ответов и оценок

домашнее задание

§ 21 до конца, ответить на вопросы устно. Зад. №8 письменно, выучить обозначения полезных ископаемых (в атласе).

Запись в дневник.

















ПРИЛОЖЕНИЕ


1. Карточки ( выбрать гор. породы по происхождению)

МАГМАТИЧЕСКИЕ: гранит, базальт, вулканический туф, пемза, габбро.

ОСАДОЧНЫЕ: галька, песок, глина, уголь, мел, газ.

МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ: мрамор, гнейс, графит, кварцит.

2. Карточки (метаморфические породы)

мрамор (известняк), гнейс (гранит), графит (уголь), кварцит (песчаник)

3. Карточка

1. Полезные ……………......... - это минеры и ………………... …………………, которые человек использует в …..……… …………………………….. …………………………. .

2. Полезные ископаемые делятся на топливные, ………………… и нерудные.

3. Россия занимает ……. место в ……….. по запасам ……………. …………………… .

4. Сообщения

Каменный уголь.

Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым - добыча в карьере, и закрытым - добыча в шахтах.

Карьер - это открытый котлован.

Шахта - это глубокий колодец.

Уголь - одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.

Нефть.

Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда - то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.

Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Железная руда.

С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов - алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.

Песок.

Песок - это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.

Глина.

Глина - это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.

Известняк.

Известняк - залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске. Используют при строительстве домов.

Кремень

В древности осколки кремня́ использовались для высекания огня. Древним человеком кремень использовался для изготовления оружия и бытовых предметов (наконечники стрел, кремнёвые ножи и т. д.)

5. Загадки

А) Черен, как ворон, а греет, как солнце. (Уголь)

Б) Белый, как сахар, но не сладкий.

Пока руки им не испачкаешь,

Ума-разума не наберёшься. (Мел)

В) Что сперва в воде родится,

А потом воды боится? (Соль)

Г) Он очень прочен и упруг,
Строителям - надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)

Д) Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже

И в стекле расплавлен даже. (Песок)

Е) Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают. (Нефть)

6. Это интересно

А) Вы каждый день употребляете в пищу поваренную соль. А знаете ли вы, что человеку в год необходимо употреблять 10 кг соли. Ещё в древности люди говорили, что «без соли стол кривой» поэтому Юлий Цезарь службу своих воинов частично оплачивал солью.

Б) В разных странах в разные времена гипс использовали по-разному. Для индейцев гипс являлся хорошим удобрением. Египтяне строили из него пирамиды. В настоящее время люди используют его в медицине при лечении переломов.


© 2010-2022