- Преподавателю
- География
- Конспект урока на тему: Полезные ископаемые (5 класс)
Конспект урока на тему: Полезные ископаемые (5 класс)
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зиновьева Е.М. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Предмет: География
Тема: Полезные ископаемые
Цели: продолжить формировать систему знаний учащихся о литосфере; сформировать у обучающихся умения по внешним признакам определять минералы и горные породы; познакомить с понятием «полезные ископаемые» и их классификацией.
Планируемые результаты (УУД):
Предметные: знать определения понятий и классификацию полезных ископаемых по происхождени, использованию, агрегатному состоянию.
Метапредметные: давать определения понятиям; осуществлять сравнение, классификацию; проводить наблюдение под руководством учителя.
Личностные: освоение социальных норм и правил поведения в коллективе (группе); формировать потребность в самовыражении и самореализации.
Средства обучения:
Тип урока: комбинированный.
этапы
время
действия учителя
действия обучающихся
Организационный этап
эмоциональный настрой
Организация класса. Объявление темы урока.
Проверка готовности к урок. Запись даты и темы в тетрадь.
Проверка выполнения домашнего задания
актуализация знаний
Прежде чем мы с вами приступим к изучению новой темы давайте вспомним изученный материал и ответим на вопросы.
1. Что такое минералы?
2. Что такое горные породы?
Мы с вами знаем, что горные породы и минералы делятся на группы по:
А) агрегатному состоянию
Б) происхождению
В) использованию.
Давайте вспомним их.
3. По агрегатному состоянию: …….
(пример).
4. По происхождению бывают: …….
5. И так на доске у нас с вами три группы горных пород и минералов по происхождению. На карточках примеры горных пород и минералов. Давайте распределим их по группам.
6. У нас с вами есть очень интересная группа - это метаморфические породы. Давайте вспомним, что такое метаморфизм?
Правильно! Превращение.
7. А какие горные породы получаются в результате этого процесса?
Вам предлагаются карточки, которые необходимо совместить из каких пород сформировались метаморфические породы.
Обучающиеся отвечают на вопросы. Обсуждают варианты ответов.
Мотивационно - целеполагающий этап
мотивация учебной деятельности
Вы уже знаете, что такое минералы и горные породы, что Земная кора в своих недрах содержит огромное их разнообразие. И наша с вами задача познакомиться, как их использует человек.
Деятельный этап (изучение нового материала)
постановка учебной задачи, целеполагания
Постановка цели урока: Так какая же цель сегодняшнего урока?
Обучающиеся формулируют цель урока - узнать, что такое полезные ископаемые, виды полезных ископаемых, где залегают полезные ископаемые.
сообщение нового материала
И так. Земная кора содержит огромное количество полезных для человека веществ, которые составляют минеральные ресурсы литосферы.
Как вы думаете: если бы сняли фильм о нашем Крыме, какие бы горные породы и минералы стали его главными героями? Какие из них можно считать полезными ископаемыми? Почему?
Сформулируем определение понятия «полезные ископаемые»:
Полезные ископаемые = горные породы и минеры + используются человеком в повседневной жизни и хозяйственной деятельности
Давайте запишем это понятие в тетрадь.
Обучающиеся отвечают.
Обучающие записывают понятие в тетрадь.
эмоциональная или физическая разгрузка
БЫСТРО все ребята встали
Руки БЫСТРО вверх подняли.
БЫСТРО хлопнули 5 раз.
А теперь морганье глаз:
БЫСТРО-БЫСТРО поморгали
И… ногами постучали.
БЫСТРО влево наклонились
И сейчас же распрямились!
Вправо-влево 10 раз -
Отдохнул уставший класс…
Как пингвины полетели
И за парты тихо сели!
Дети встали, руки на поясе поднять руки вверх 5 хлопков руками поморгать глазами 3-4 сек.
потопать ногами 3-4 сек. наклон влево
встать прямо
наклоны влево-вправо по 5 раз
в каждую сторону
бег на месте, махая руками
сесть за парты
продолжение изучения нового материала
Давайте познакомимся, на какие группы делятся полезные ископаемые по использованию и составим схему «Полезные ископаемые». Чаще всего выделяют три группы полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные.
Знание такой закономерности помогает геологам в поисках месторождений полезных ископаемых. Прежде, чем составить схему обратимся к учебнику (учебник стр.73, информация в жёлтой рамке).
Составляя схему называем группу, их свойства и особенности, приводим примеры, значки обозначения (топливные или горючие), рудные, нерудные (строительные (песок, глина, известняк, гранит, мрамор), химическое сырьё (каменная соль, сера, графит, фосфориты), минеральные воды и грязи, поделочные камни).
Сделаем вывод: стр. 73 в розовой рамке.
Россия занимает I место в мире по запасам полезных ископаемых.
Обучающие составляют схему в тетради
усвоение новых знаний
1. Сообщения обучающихся.
2. Отгадаем загадки и найдём угаданное полезное ископаемое.
3. По какому принципу классифицируют полезные ископаемые?
4. Рассмотрите предложенную классификацию, найдите ошибку и исправьте (топливные, рудные, строительные).
Обучающие слушают сообщения, отгадывают загадки, отвечают, ищут ошибку,
первичное закрепление
самопроверка
Работа со схемой. Обмен и проверка. Ответы на доске.
Взаимопроверка.
Оценочно - рефлексивный этап (подведение итогов урока)
рефлексия
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Что нового узнали на уроке и чему научились?
Называют тему и задачи урока, отмечают трудные и понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения. Отмечают успешные ответы.
оценка и самооценка деятельности обучающихся
Оценивание ответов.
Аргументация ответов и оценок
домашнее задание
§ 21 до конца, ответить на вопросы устно. Зад. №8 письменно, выучить обозначения полезных ископаемых (в атласе).
Запись в дневник.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Карточки ( выбрать гор. породы по происхождению)
МАГМАТИЧЕСКИЕ: гранит, базальт, вулканический туф, пемза, габбро.
ОСАДОЧНЫЕ: галька, песок, глина, уголь, мел, газ.
МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ: мрамор, гнейс, графит, кварцит.
2. Карточки (метаморфические породы)
мрамор (известняк), гнейс (гранит), графит (уголь), кварцит (песчаник)
3. Карточка
1. Полезные ……………......... - это минеры и ………………... …………………, которые человек использует в …..……… …………………………….. …………………………. .
2. Полезные ископаемые делятся на топливные, ………………… и нерудные.
3. Россия занимает ……. место в ……….. по запасам ……………. …………………… .
4. Сообщения
Каменный уголь.
Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым - добыча в карьере, и закрытым - добыча в шахтах.
Карьер - это открытый котлован.
Шахта - это глубокий колодец.
Уголь - одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.
Нефть.
Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда - то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.
Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.
Железная руда.
С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов - алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.
Песок.
Песок - это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.
Глина.
Глина - это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.
Известняк.
Известняк - залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске. Используют при строительстве домов.
Кремень
В древности осколки кремня́ использовались для высекания огня. Древним человеком кремень использовался для изготовления оружия и бытовых предметов (наконечники стрел, кремнёвые ножи и т. д.)
5. Загадки
А) Черен, как ворон, а греет, как солнце. (Уголь)
Б) Белый, как сахар, но не сладкий.
Пока руки им не испачкаешь,
Ума-разума не наберёшься. (Мел)
В) Что сперва в воде родится,
А потом воды боится? (Соль)
Г) Он очень прочен и упруг,
Строителям - надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)
Д) Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже. (Песок)
Е) Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают. (Нефть)
6. Это интересно
А) Вы каждый день употребляете в пищу поваренную соль. А знаете ли вы, что человеку в год необходимо употреблять 10 кг соли. Ещё в древности люди говорили, что «без соли стол кривой» поэтому Юлий Цезарь службу своих воинов частично оплачивал солью.
Б) В разных странах в разные времена гипс использовали по-разному. Для индейцев гипс являлся хорошим удобрением. Египтяне строили из него пирамиды. В настоящее время люди используют его в медицине при лечении переломов.