• Преподавателю
  • География
  • Описание опыта использования средств ИКТ в работе учителя географии МБОУ Сидоровская СОШ Левковой Л. В

Описание опыта использования средств ИКТ в работе учителя географии МБОУ Сидоровская СОШ Левковой Л. В

Раздел География
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Описание опыта использования средств ИКТ в работе учителя географии МБОУ «Сидоровская СОШ» Левковой Л.В.


Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. Оно не в полной мере готовит молодое поколение к успешной, качественной жизни. А ведь именно такой результат образования является свидетельством эффективности работы школы как социального института.

«Образование на всю жизнь» - вот девиз сегодняшнего дня. Сегодня важным фактором, преобразующим нашу жизнь, является информация. Ежегодно происходит удвоение знаний. Такие темпы обеспечены развитием и широким внедрением во все сферы жизни информационно-коммуникационных технологий.

Образовательная модель 21 века на первое место выдвигает принцип самостоятельного, личностно-развивающего, опережающего обучения. Реализация современной цели педагогического процесса требует от учителя поиска новых способов представления знаний, путей решения проблемных ситуаций. Педагогические технологии являются одним из ведущих средств педагогического процесса. Одной из прогрессивных форм обучения является модульная система, которая характеризуется:

  1. Гибкостью - подача учебного материала для проработки его учениками делится определенными порциями, в которых в краткой, емкой форме заключено содержание всей темы. При этом ученик работает в «своем ритме» т.е. оно адаптировано к индивидуальным способностям учащихся.

  2. Динамичностью - обучение видам и способам деятельности.

  3. Мобильностью - взаимосвязь, взаимозаменяемость и подвижность модулей внутри темы.

  4. Возможностью проводить модульные уроки на разных этапах учебного процесса.

  5. Изменением формы общения учителя с учениками. Общение осуществляется как посредством модулей, так и непосредственно индивидуально.

Модульное обучение позволяет перевести обучение на субъект - субъективную основу обучения.

Я попыталась соединить в своей педагогической деятельности ИКТ и технологию модульного обучения. Это позволило мне, не только облегчает усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся. А именно:
- повысить мотивацию учащихся к обучению;
- активизировать познавательную деятельность;
- развивать мышление и творческие способности учащихся;
- формировать активную жизненную позицию,
- индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
- развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно, а не списывая с доски;
- повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации,
фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики и т. д.);
- реализовать межпредметные связи географии с другими учебными предметами.

Использование информационных технологий существенно повышает качество образования, так как обеспечивает:
1) внедрение новых форм представления информации. Непосредственная, живая, или записанная предварительно мультимедийная информация, включающая не только текст, но и графические изображения, анимацию, звук и видеофрагменты;
2) расширение возможности школьной библиотеки. Возрастает объем и достижимость интеллектуальных ресурсов. Internet в сочетании с электронными каталогами библиотек обеспечивает доступ к гигантским собраниям информации, которая открыта вне зависимости от времени и расстояния;
3) применение новых форм учебных занятий. Использование компьютерных учебников повышает мотивацию учения школьников, выводит учителя на новый, современный уровень преподавания.

Информационно - коммуникативные технологии, применяемые на уроках географии, призваны направить внимание учащихся не на изучение разрозненных географических фактов, объектов и явлений, а на овладение способами работы с географической информацией, на формирование собственной аргументированной позиции, а также способствует созданию обстановки психологического комфорта.

Основные формы работы с ИКТ, применяемые мною на уроках географии:

  • Организации самостоятельной работы учащихся по географии.

  • Применение информационных технологий для расширения кругозора.

В своей деятельности я использую следующие виды ИКТ: учебные; тренажеры; контролирующие; демонстрационные; имитационные; справочно-информационные.

В своей работе я использую образовательные ресурсы на компакт-дисках:

1. Электронная версия учебника «Начальный курс географии» Н.Н. Петровой. Он включает в себя текст учебника (сопровождается большим количеством слайдов); практикум, тесты, словарь, анимация, видеофрагменты. В содержании курса представлено 8 тем:

  • Земля - планета Солнечной системы

  • Литосфера

  • Гидросфера

  • Атмосфера

  • Биосфера

  • Земля - планета людей

  • Развитие географических знаний о Земле

  • План и карта

Образовательная коллекция. Начальный курс географии, 6 кл. Адрес страницы продукта в Интернете: obr.1c.ru/product.jsp?id=36


2. Электронное пособие из серии «Уроки Кирилла и Мефодия». «Уроки географии. 6 класс». Диск создан с опорой на «Начальный курс географии» и учебник Т.П. Герасимовой традиционной линии. Диск содержит: 61 урок по курсу, более 780 рисунков, фотографий и трехмерных моделей, около 200 карт, около 100 анимаций 29 видеофрагментов, 54 интерактивных тренажеров, более 500 тестов, более 150 проверочных заданий, более 560 терминов и понятий в справочнике. Также в диске предусмотрено тестирование по курсу, тестирование по темам и урокам, дневник успеваемости, копирование и печать энциклопедических статей и иллюстраций. Издательство: «Кирилл и Мефодий»

3. Электронное пособие «Библиотека электронных наглядных пособий. География 6-10класс». Содержит тексты (биографии, словарь), визуальные образы (рисунки, фотографии, видео). Все ресурсы электронного приложения скомпонованы в соответствии с логикой построения курса в целом и каждого урока в отдельности. Выход на медиаобъекты осуществляется через активные зоны экрана, отображающего разворот учебника, что позволяет осуществить их подбор по теме урока.
4. Мультимедийный учебник по географии И.В. Душиной, А.А. Летягина, В.Б. Пятунина «География. Наш дом-Земля. Материки, океаны, народы и страны». На диске представлено мультимедиа описание по темам «Мир», «Материки», «Океаны», «Страны». Он включает 4 раздела, текстовый учебный материал, 1500слайдов и 25 видеофрагментов. Издательство «Республиканский мультмедиа центр».

5. Электронное пособие «География 9-10 класс». Содержит основополагающие знания по школьному курсу географии, словарь терминов, интерактивные тренажеры. Издательство «Учитель».

6. Электронное пособие из серии «Уроки Кирилла и Мефодия». «Уроки географии. 8 класс». Диск содержит: 50 уроков по курсу, более 570 медиаиллюстраций, более 130 карт, около 20 анимаций, 27 видеофрагментов, 39 интерактивных тренажеров, более 250 тестов и проверочных заданий, более 550 терминов и понятий в справочнике. Также в диске предусмотрено тестирование по курсу, тестирование по темам и урокам, дневник успеваемости, копирование и печать энциклопедических статей и иллюстраций. Издательство: «Кирилл и Мефодий».

7. Электронное пособие «Экономическая и социальная география мира 10 класс». Содержит основополагающие знания по школьному курсу географии,факультативные матералы по курсу: энциклопедические статьи, словарь терминов, интерактивные тренажеры. Предназначен для подготовки к урокам, контрольным занятиям, экзамену. Издательство «Учитель».

Для подготовки к урокам я использую материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

Адрес страницы продукта в Интернете: prosv.ru/book.aspx?ob_no=209&d_no=22861&ltype=21829&subject=20684

1. «География. Планета Земля». 6 класс

Адрес страницы продукта в Интернете для бесплатного скачивания: school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d2317e71-1650-4a58-a439-b2f53331e47b/106075/?

Данные учебные материалы разработаны в рамках конкурса НФПК «Разработка Инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК) для системы общего образования» и являются комплектом цифровых образовательных ресурсов.

2. .Образовательная коллекция. Начальный курс географии, 6 кл. Адрес страницы продукта в Интернете: obr.1c.ru/product.jsp?id=36

3. «Природа Земли и человек».

Адрес страницы продукта в Интернете для бесплатного скачивания: school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000009d8-a000-4ddd-fb6d-170047fe04d3/111961/?interface=pupil&class[]=48&class[]=49&class[]=50&class[]=51&class[]=53&subject=28

Географические ресурсы в сети Интернет:

Важным аспектом изучения природных процессов, явлений и объектов на какой-либо территории является использование изображений Земли из космоса (космоснимков). Одним из наиболее доступных источников космоснимков является геоинформационная система Google «Планета Земля». Изображения Земли из космоса могут служить как иллюстративным материалом, так и неотъемлемой частью вопросов и заданий. Возможность масштабирования изображения наглядно показывает насколько детально можно рассмотреть поверхность Земли, насколько точно можно определить координаты какой-либо точки.

На уроках географии стало возможным благодаря Интернету использовать мультимедийные картографические наглядные пособия издательства "Дрофа"

  • физическая карта полушарий,

  • карта океанов,

  • политическая карта мира,

  • природные зоны мира,

  • физическая карта России.

Конечно же, опытные педагоги могут добиваться серьезных успехов в обучении и воспитании у детей географического, экологического мышления, используя традиционные методы и приемы, опираясь на своё умение владеть вниманием аудитории вербально. Но никто не будет отрицать следующего - современный человек должен не только хорошо ориентироваться в мировом информационном пространстве, но и быть активным участником его разнообразных процессов. А воспитание такого человека невозможно одними традиционными методами и приемами без всестороннего использования информационно - коммуникационных технологии.



© 2010-2022