Мастер-класс «География здоровья»

Одним из основополагающих принципов новых образовательных стандартов является принцип здоровьесбережения. Конспект освещает способы внедрения здоровьесбережения на уроках географии через использование элементов технологии Активных Методов Обучения. география является не только источником знаний о здоровье человека, но и способствует формированию навыков ЗОЖ. АМО обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего урока. Образовательная активность входящих в эту систему методов, строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечение в процесс всех органов чувств, деятельностном походе к обучению, движении и рефлексии.
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс «География здоровья»


Васько Ольга Васильевна, учитель географии МБОУ «Бабкинская СОШ» Частинского муниципального района, Пермского края


Одним из основополагающих принципов новых образовательных стандартов является принцип здоровьесбережения. Репродуктивное обучение, определяющее унылое запоминание и воспроизведение малоинтересной информации, длительное нахождение ребёнка в неудобной вынужденной позе, резкое ограничение подвижности, потребностей творить, высказывать своё мнение, общаться с товарищами - эти и другие факторы мало содействуют формированию и укреплению здоровья подрастающего поколения. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Понятие «здоровьесберегающая технология» можно отнести ко многим современным образовательным технологиям, так как они учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизируют негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

На своих уроках эффективно решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную систему ребенка, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье учащихся, мне помогает использование элементов технологии активных методов обучения (АМО), которые я использую.

АМО обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.

Образовательная активность входящих в эту систему методов, строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечение в процесс всех органов чувств, деятельностном походе к обучению, движении и рефлексии.

В процессе здоровьесбережения особенно велика роль учителя-предметника. Основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя, остаётся урок.

Цель моего выступления - показать здоровьесберегающий потенциал уроков географии через использование элементов технологии АМО.

На уроках географии многие изучаемые темы являются не только источником знаний о здоровье, но и могут способствовать полноценной реализации принципа здоровьесбережения, формированию правильного отношения учеников к своему здоровью.

Чтобы увидеть и оценить, проанализировать и лучше понять внешнюю сторону активных методов обучения, предлагаю ближе познакомимся с некоторыми из них в рамках мастер-класса «География здоровья».

К непосредственному погружению в содержание урока относится определение и уяснение цели. Уяснение цели урока позволяет обучающемуся понять, каких результатов он должен достигнуть к моменту завершения урока, сосредоточиться на той деятельности, которая приводит к запланированным результатам, эффективно начать погружение в изучаемый материал.

АМ определения целей «Инструментальный пазл».

Цель: Определение цели и содержания занятия самими обучающимися посредством составления пазла из разрозненных предметов.

Подготовка: Заранее приготовленные и разложенные на столе предметы, картинки

На общем столе в произвольном порядке выкладываются следующие картинки о погодных явлениях, здоровье. Предлагается связать эти картинки воедино и ответить на вопрос: «Что их связывает?». Выслушиваются предположения. Задаётся вопрос: «Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать, каковы цели нашего урока? Какое значение для каждого из вас имеет значение данная тема?».

Тема урока «Погода и наше здоровье».

Цель урока - выяснить, как погода влияет на наше здоровье.

Метод позволяет в игровой форме начать в погружение в тему, опираясь на имеющиеся знания обучающихся. Самостоятельное определение темы и целей урока, привлечение имеющихся у ребят знаний, визуальная практическая ценность предстоящего обучения мотивирует их на более глубокое знакомство с темой.

Вариантов проведения метода множество - для каждой темы можно предложить не только заготовленные картинки, но и набор реальных предметов.

Следующий этап урока - это презентация нового материала.

Ориентиром и основой для дальнейшей совместной работы обучающихся над темой урока может стать АМ - инпут - непродолжительное сообщение учителем новой информации в виде монолога, полилога, который «разбавляется» демонстрационным материалом. Инпут (англ. - input), т.е., «ввод информации», «исходные данные», «интерактивная лекция». Исходные данные для освоения темы урока.

В сохранении здоровья людей и лечении различных заболеваний важная роль принадлежит климатическим условиям той или иной местности. Весьма благоприятен для здоровья климат средней и южной частей европейской территории, юга Западной Сибири, Северного Кавказа. По мнению учёных самыми благоприятными для жизни и здоровья человека являются следующие климатические условия: температура зимой −8° С, летом +23° С, скорость ветра зимой до 0,15 м/с, летом до 0,2 - 0,4 м/с, относительная влажность воздуха составляет соответственно 40-60%. Территории России с таким климатом издавна освоены и имеют высокую плотность населения.

Однако в нашей стране есть много мест с малоблагоприятными и, даже, экстремальными условиями для жизни человека. Коренное население хорошо приспособлено к жизни в таких местах. А что надо знать тем, кто приезжает жить в эти места? Какой существует риск для их здоровья?

Инпут закончен. Такая форма представления нового материала привлекает внимание ребят, вызывает необходимость найти отгадку, активизирует мыслительную деятельность обучающихся.

Работа над темой продолжается. Далее переходим к самостоятельной проработке темы. Для этого предлагаю использовать АМ «Матрица». Заполните матрицу здоровья. Познакомьтесь с особенностями климата территорий с неблагоприятными условиями для жизни и рисками для здоровья в этих условиях. Определите код риска для каждой территории и внесите его в среднюю строку.

Матрица здоровья

Север России

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток

Холодный климат. Сильные ураганные ветры. Зима продолжительная (8-9 месяцев) и холодная (до −50° С со средними температурами января). Лето короткое и довольно холодное (средняя температура июля около 12° С). Зимой несколько недель длится полярная ночь. Ультрафиолетовый "голод"

Тёплое, даже знойное лето (средние температуры июля +15…+26° С). Зима сухая, морозная (средние температуры января −15…−25° С),

Скудные осадки (менее 400 мм в год). Большие и резкие перепады температур. Малоснежная и суровая зима. Здесь находятся «полюса холода» Северного полушария - Верхоянск и Оймякон с абсолютным минимумом температур: −71° С и −68° С соответственно. Средние температуры января −25…−45° С. Лето жаркое со средними температурами июля +16…+20° С

Очень влажный климат. Осадки - 600-800 мм в год, преимущественно выпадают летом в виде ливневых дождей. Средние температуры января −15…−30° С, в июле +10…+20° С.

Воздух летом настолько влажен, что за ночь отсыревает одежда

Сильные ветры наблюдаются зимой (средняя скорость ветра достигает более 15м/с)


Риски заболеваний

1. Дефицит солнечного света вызывает недостаток витамина Д, что сопровождается слабостью мышечной системы, ломкостью костей, нарушениями процесса окостенения, вызывает заболевания цингой, рахитом, скалиозом, способствует развитию близорукости.

2. Из-за большого температурного перепада организм человека изнашивается быстрее, резко увеличивается нагрузка на сердечно-сосудистую систему. При сильном похолодании повышается артериальное давление, могут возникнуть сосудистые гипертонические кризы, мозговой инсульт.

3. Воздействие на человека повышенной влажности может сопровождаться снижением настроения, апатией, болями в конечностях, сердцебиениями, одышкой. Высокая влажность в теплое время года является дополнительным фактором, способствующим развитию микроорганизмов, в том числе вредных

4. Скорость ветра, превышающая 6 м/с, вредна для здоровья, т.к. оказывает раздражающее действие - перевозбуждает нервную систему.

5. При сильном холоде атмосферное давление резко повышается, в этих случаях человек может ощущать головную боль, боль в области сердца и других органах, повышается артериальное давление, возникают сосудистые кризы и внутренние кровоизлияния. Резкие колебания атмосферного давления вызывают обострения радикулита и заболеваний седалищного нерва, появляется шум в ушах. Возможны приступы мигрени разной степени.

Важно не только обеспечивать высокий уровень вовлечённости ребят в процесс познания, но и следить за их физическим, психологическим, эмоциональным состоянием. Нужна разрядка, поэтому необходимо дать организму возможность встряхнуться, поработать мышцами, чтобы кровь наполнилась кислородом и активнее побежала по сосудам, наполняя ткани и мозг энергией. То есть, устраивать физкультминутки. Правда, порой педагоги неохотно идут на это. Не хочется прерывать насыщенный сложным материалом урок, отвлекаться. Но и здесь на помощь придут АМО. Здорово, когда удаётся подобрать разминку в тему урока.

Разминка «Земля, воздух, огонь и вода».

Представьте, что мы дышим чистым и лечебным горным воздухом Кавказа. Сделайте глубокий вдох - наше тело словно большая губка, жадно впитывает кислород - выдох. Вдох - выдох. Почувствуйте как свежий, прохладный воздух наполняет грудь, плечи, руки до самых кончиков пальцев; струится в область головы, в лицо, в ноги. Можно зевнуть.(Зевота - естественный способ компенсировать недостаток кислорода)

А теперь мы у лечебного источника курорта Пермского края «Ключи». Здесь и грязь лечебная. Давайте ощутим грязь ногами, помесим её. Чувствуете, как уверенность и стабильность возвращается к вам?

А теперь растянемся на горячем песочке морского побережья. Повернём солнцу то один бок, то другой. Ощутим прилив тепла и энергии в своём теле.

И, наконец-то, нырнём в парную воду Чёрного моря. Поплывём, рассекая волну…

Такие запланированные активные паузы позволяют эффективно управлять процессом, не сбивая настрой и мотивацию обучающихся.

Таким образом, АМО, за счёт высокомотивированной самостоятельной разнообразной деятельности обучающихся в процессе урока, обеспечивают 80-90% эффективность освоения материала, повышают качество обучения, формирования всех видов УУД, воспитательного процесса, комплексно содействует полной реализации принципа здоровьесбереженья.

© 2010-2022