• Преподавателю
  • География
  • Разработка урока по географии на тему: Распределение температуры воздуха на территории Казахстана

Разработка урока по географии на тему: Распределение температуры воздуха на территории Казахстана

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Проверено» _________________ «2.» декабря 201 5 г

Урок №

25

Класс 8

дата 02.12/01.12 2015

Тема урока:

Распределение температуры

Цель:

Сформировать знания о закономерностях распределения температуры воздуха в Казахстане;

Учебно-воспитательные задачи:

Развивать умение составлять графики температуры; умение вычислять амплидуду, среднесуточные и среднегодовые показатели. Развивать аналитические способности, логическое мышление, память, речь, продолжать формирование умения и навыки работы с различными географическими картами.

Развивать критическое мышление, коммуникативную культуру.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью в холодное время года

Тип урока

Комбинированный

Формы

Фронтальная, коллективная. Индивидуально-обособленная

Методы

Словесный, наглядный, репродуктивный

Модули

Новые подходы, РКМ, ИКТ, ОдО, РОиТ, ЛУ, ВО

Оборудование и

наглядные

пособия:

Физическая карта, климатическая карта

Ожидаемый результат

Будут знать основные закономерности распределение температуры на территории Казахстана, уметь выявлять причины сезонной смены температуры, вычислять амплитуду, среднегодовые и среднесуточные показатель хода температуры

Работа с терминами и понятиями

Температурная инверсия, амплитуда,

Географические объекты:

Петропавловск, Шымкент, Атбасар, Алматы, Астана, Дарбаз, Горельник, Медеу, БАО


Ход урока

  1. Организация оптимальных условий для успешной деятельности

Наш класс - единая команда, единая цепь, скрепленная знаниями. Каждый ученик - звено одной цепи. Прочность цепи - это прочность ваших знаний. Но насколько прочно скреплены звенья нашей цепи, мы сейчас выясним. Нет ли среди вас слабого звена? А кто является самым сильным звеном в классе? Это мы сейчас узнаем в ходе нашей игры «Слабое звено». Я буду задавать вопросы по пройденной на прошлом уроке теме «Давление воздуха и ветры», а так же по темам, пройденным ранее, а вы будете отвечать.

  1. Проверка степени усвоения ранее изученного материала

Все ученики стоят взявшись за руки по кругу, отвечают по очереди, не ответивший разрывает цепь. За каждый разрыв, снижается бал

  1. Как называется многолетний режим погоды, наблюдаемый в данной местности? (Климат)

  2. Как называется сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы? (Атмосферное давление)

  3. Как называется движение воздуха в горизонтальном направлении? (Ветер)

  4. В каких единицах измеряется атмосферное давление? (В миллибарах, в миллиметрах ртутного столба)

  5. Где в Казахстане будет самое низкое давление, если учитывать рельеф местности? ( На пике Хан-Тенгри)

  6. Где в Казахстане будет самое высокое давление? ( Впадина Карагие)

  7. Как называется полоса высокого давления вдоль 50 градуса северной широты, в обе стороны от которой давление постепенно понижается? (Ось Воейкова)

  8. Сколько дней в году может дуть ветер эби? (70 - 100 дней)

  9. С какой скоростью может дуть курдайский ветер? (144 км/ч)

  10. Из какой области атмосферного давления будет дуть ветер (Из области высокого давления в область низкого давления)

  11. Как называется линия на карте, соединяющая линии с одинаковым давлением? (Изобара)

  12. Как называется горно-долинный ветер в долине реки Или? (Чилик)

  13. В каком направлении ветер чилик дует ночью? (С юго-востока на северо-запад)

  14. Кто впервые описал ветер эби? (Ш. Уалиханов)

  15. Как можно использовать постоянные ветры Казахстана? (В ветродвигателях и для выработки электроэнергии)

  16. Какая связь между температурой воздуха и давлением? (Чем выше температура воздуха, тем ниже давление)

  17. Как называется величина, характеризующая отражательную способность какого-либо тела или поверхности? (Альбедо)

  18. Чему равна протяженность Казахстана с запада на восток? (3000 км)

  19. Какая платформа относится к числу молодых платформ? (Туранская)

  20. Когда Казахстан объявлен независимым государством? (16 декабря 1991 году)


  1. Актуализация знаний

«От Волги до Алтая раскинулся Казахстан. Это и Европа и Азия. Это «пестрые горы» и «желтые воды», это знойные пустыни и ледяные вершины…Богата и разнообразна природа нашей необъятной Родины».

Объясните, какой тип погоды
А) Мороз и солнце, день чудесный!...
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (антициклон)
А.С.Пушкин


В)Осень! Летит по дорогам
Осени стужа и стон!
Каркает около стога
Стая озябших ворон.
Скользкой неровной тропою
В зарослях пасмурных ив
Лошадь идет с водопоя,
Голову вниз опустив.
Мелкий, дремотный, без меры,
Словно из множества сит,
Дождик знобящий и серый
Все моросит, моросит. (циклон)
Н.Рубцов

С)Полдневный час. Жара гнетет дыханье;
Глядишь, прищурясь - блеск глаза слезит,
И над землею воздух в колебаньи
Мигает быстро, будто бы кипит. (антициклон)
К.Случевский

Какое элемент погоды наиболее ярко описан в последнем четверостишье?

Что вам известно о температуре воздуха

Заполняют таблицу ЗХУ


  1. Изучение нового материала


  1. -Что влияет на температурный режим Казахстана? (Положение страны в умеренных широтах, количество поглощенной и отраженной радиации; атмосферная циркуляция и рельеф)

  2. -Какой тип климата в Казахстане? (Резко континентальный)

  3. -В чём проявляется резкая континентальность климата? (В больших суточных и годовых амплитудах)

Работа с учебником. Рассмотрите карты январских и июльских температур воздуха в учебниках: как изменяется температура по направлению с севера на юг? В горной местности? Можно с помощью изотерм января и июля определить: будет ли среднегодовая температура выше нуля на севере Казахстана или ниже? (Ученики с помощью карты приходят к выводу, что даже на севере республики среднегодовая температура положительная)

Да, действительно, на всей равнинно-низкогорной части Казахстана среднегодовая температура положительная. На севере + 0,4ºC, а на юге +13º C. Посмотрите по карте, какая среднемесячная температура на севере страны? (- 19 ºC). На юге? (- 1,5 ºC). Найдите на карте в атласе город Атбасар Акмолинской области - в окрестностях этого города отмечен температурный минимум: -57ºC.

  1. С юго-запада на территорию республики проникают тёплые воздушные массы. Что можно наблюдать в это время? (Оттепели)

Зимой господствует сухой континентальный арктический умеренный воздух и сибирский антициклон.

  1. В горах действуют свои закономерности. Что происходит при подъеме в горы с температурой воздуха? (Ученики дружно говорят, что при подъеме в горы температура воздуха понижается)

Дело в том, что летом, чем выше поднимаешься в горы, тем прохладнее становится, а вот зимой все происходит наоборот.

  1. Проблемный вопрос: Почему это происходит? Внизу, в котловинах и долинах температура воздуха ниже, чем в горах на склонах. Выше 1500 метров температура снова понижается. Это явление называется температурной инверсией

  2. Как работать с климатической диаграммой

  3. Определение амплитуды и среднемесячных температур


  1. Закрепление

Игра «Кто быстрее?» Как можно быстрее закончить предложения


1)Среднемесячная температура января в Усть-Каменогорске…
2)Среднемесячная температура июля в Уральске…
3)Воздушные массы, свободно проникающие в Казахстан с севера…
4)Линии равных температур на карте называются…
5)Возрастание температуры с высотой называется…
6)Явление, наблюдаемое при замерзании подтаявшего снега называется…

Работа по тетрадям

VI. Домашнее задание.

Параграф № 23. На контурную карту Казахстана нанести январские (синим цветом) и июльские (красным) изотермы. В тетради построить температурный график города Тараза и определить амплитуду.

VII. Рефлексия. Заполнение таблицы ЗХУ, комментирование оценок за урок



Знаю

Узнал

Хочу узнать






© 2010-2022