Календарно-тематическое планирование по географии автор Лобжанидзе 6 кл

Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (5-9 клас­сы) для основной школы составлена на основе Федерального го­сударственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Программы для образовательных учреждений, Примерной программы по географии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспит...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Западное управление министерства образования и науки Самарской области


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №26 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области



Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей

естественно-математического цикла

Протокол №1

от « » ____________2014 г.


Согласовано

Заместитель директора по УВР

_________ Н.А.Шалютина

Утверждено

Приказом № от

« »______________ 2014 г.

Директор ГБОУ СОШ №26

г. Сызрани

____________ Т.С.Стягова



Рабочая программа


по географии

(наименование учебного предмета / курса)

6 класс

(класс)

2014-2015 уч. год

(срок реализации программы)



Составлена на основе программы


География. Рабочие программы.

Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева.

М.:Просвещение, 2011 г.

(наименование программы, автор программы)


Барышева О.В.

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

г. Сызрань, 2014 год


Пояснительная записка

Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (5-9 классы) для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Программы для образовательных учреждений, Примерной программы по географии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

География - единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно-научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии.
Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических,
социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и
на рациональном уровне.
В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит
уроки регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих уроков в рабочую программу связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Вклад географии в достижение целей основного общего образования.

Основная цель географии в системе общего образования - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Изучение географии в 5- 6 классах на основе материала учебника «География. Планета Земля» призвано обеспечить:

-формирование основополагающих физико-географических знаний о природе Земли как целостной системе, составные части которой находятся в непрерывном развитии, о географической зональности, единства человека и природы, о необходимости сохранения природной среды как условия существования человечества;

- овладение основами картографической грамотности, элементарными практическими умениями применения простых приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы, учета фенологических изменений в природе своей местности, проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями и их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

- приобретение представлений о месте географии в системе научных знаний и её роли в освоении человеком планеты, о результатах выдающихся путешествий и географических открытий;

- формирование экологического взгляда на географическую информацию, способности ее рассмотрения через призму сохранения устойчивого развития географической оболочки как единой социоприродной среды и решения проблем экологической безопасности;

- формирование умений описывать и объяснять разнообразные физико-географические явления, навыков применения приобретенных географических знаний в повседневной жизни для оценки последствий своих действий по отношению к окружающей среде, уровня безопасности окружающей среды и адаптации к условиям проживания на конкретной территории.

Содержание начального курса географии в основной школе позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Изучение географии в основной школе должно обеспечить:

• формирование посредством географических знаний мировоззренческой ценностно-смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности;

  • формирование целостной картины мира через познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального);

  • понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора формирования общества и личности;

  • понимание взаимосвязи между природными и социально-экономическими явлениями, их влияния на жизнь человека, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание своей роли в целостном, многообразном и быстроизменяющемся глобальном мире;

  • приобретение знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём;

  • формирование умений использования приборов и инструментов, технических и информационно коммуникационных технологий и средств обучения для получения и адекватной оценки полученных результатов. Содержание курса географии в основной школе позволяет формировать и использовать разнообразный спектр видов деятельности и соответственно учебных действий, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Учитывая положение ФГОС о том, что предметом оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, эти планируемые результаты обучения географии находят отражение в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий, которыми учащиеся овладевают в процессе освоения предметного содержания.


МЕСТО ГЕОГРАФИИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа линии УМК «Сферы. География» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения - 280, из них по 34 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые географические сведения. Данная рабочая программа учитывает, что по отношению к курсу географии курс «Окружающий мир» является пропедевтическим.

В основу серии УМК «Сферы» положена идея организации учебно-воспитательного процесса в информационно-образовательной среде, которая представляет собой систему взаимосвязанных компонентов учебно-методического комплекта на бумажных и электронных носителях и включает следующие типы учебно-методических изданий: Учебник, Электронное приложение к учебнику, Тетрадь-тренажёр, Тетрадь-практикум, Тетрадь-экзаменатор, Учебный атлас, Контурные карты с заданиями. В связи с этим в поурочном тематическом планировании к каждому уроку приводятся ссылки на все ресурсы УМК, отвечающие соответствующей теме. Однако это не означает, что все указанные ресурсы должны быть использованы учителем в обязательном порядке при проведении урока на соответствующую тему. Учитель имеет право выстраивать собственную модель проведения урока. При этом он может использовать те или иные ресурсы по своему усмотрению и в том порядке и объёме, которые он считает рациональными и приемлемыми, сообразуясь с собственным опытом, подготовленностью и познавательной активностью учащихся.

Это относится в том числе и к проведению практических работ.

Предлагаемые авторами УМК разработки практических работ в Тетради-практикуме совмещают несколько видов последовательно выстроенных учебных действий. Эти учебные действия сформулированы в поурочном тематическом планировании в графе «Характеристика основных видов деятельности ученика» (на основе учебных действий). В связи с этим учитель может не полностью выполнять практическую работу, а выбрать из неё какой-либо фрагмент или отрабатывать соответствующие учебные действия на ином материале. Практическая работа может выполняться также на итоговом уроке по той или иной теме в качестве контрольного мероприятия.

Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе.

Цели и задачи курса:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;

- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

- начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;

- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Содержание учебного предмета


Тематический план

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

В т.ч. на практические занятия

1.

Введение.

1

-

2.

Раздел Природа Земли и человек.

29

4

2.1.

Тема 1 Гидросфера - водная оболочка Земли

9

2

2.2.

Тема 2. Атмосфера - воздушная оболочка Земли

9

2

Тема 3. Биосфера - оболочка жизни

4

-

Тема 4. Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс Земли

7

-

Перечень обязательных практических работ:

Практическая работа №1 «Описание по картам вод Мирового океана» (урок 5/3)

Практическая работа №2 «Описание реки своей местности» (урок 10/8)

Практическая работа №3 «Наблюдения за погодой и ведение дневника погоды. (урок 13/2)

Практическая работа №4 «Вычерчивание розы ветров». (урок 17/5)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ГЕОГРАФИИ

(УМК «СФЕРА») ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ, 5 КЛАСС

на 2013-2014 учебный год


п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Содержание

Виды деятельности

Планируемые результаты

Оборудование

Технологии

Домашнее задание

Примечание

Предметные

УУД

Личностные

Введение (2 ч)

1

1

География: древняя и современная

Урок ознакомления с новым материалом

Зарождение науки о Земле. Система географических наук.

Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями УМК.

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текстов учебника и иллюстраций.

Определять понятие «география»

первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;

Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Регулятивные самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Учебник. стр. 5-9;

атлас, контурные карты,

тетрадь тренажер, с.3,4 (№1), с.12 (№1);

тетрадь практикум, с.3;

тетрадь экзаменатор, с.3;

электронное

приложение к учебнику

Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков, «критического» мышления, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения, проблемного обучения

§1

2

2

География в современном мире

Урок формирования и применения знаний, умений и навыков

Географические объекты, явления, процессы.

Изучение Земли современной географией.

Зачем человеку нужна география.

Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты.

Различать природные и антропогенные объекты.

основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;

Познавательные строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Регулятивные работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Учебник. стр. 10-11;

атлас, с. 2, 22, 28, 32 тетрадь тренажер, с. 4 (№2), с. 7 (№1, 2); электронное

приложение к учебнику

Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков

§2. Подготовка к входной административной контрольной работе

4

Входная административная контрольная работа

Развитие географических знаний о Земле (7 часов)

5

1

География в древности

Комбинированный урок

Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и Древняя Индия.

Показывать по картам территории древних государств Востока.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в древних государствах Востока

первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;

Познавательные производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность

Регулятивные самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта

Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования ;уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

Учебник, с. 14-15, атлас, с. 12-13; электронное

приложение к учебнику

Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков

§3

6

2

Географические знания в древней Европе

Комбинированный урок

Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме.

Показывать по картам территории древних государств Европы.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о

накопленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме

первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;

Познавательные преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст)

Регулятивные работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Учебник, с. 16-17; атлас, с. 12-13; тетрадь-тренажёр, с. 4-5 (№ 3, 4), с. 15 (№ 6); электронное приложение к учебнику

Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков

7

3

География в эпоху Средневековья: Азия, Европа

Комбинированный урок

Арабский Восток. Путешествия арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А. Никитина. Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко Поло. Португальские мореплаватели.

Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, Афанасия Никитина, викингов, Марко Поло.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение открытий А. Никитина, путешествий Марко Поло и его книги

первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;

Познавательные преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст)

Регулятивные умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

Учебник, с. 18-21; атлас, с. 12-13; тетрадь-тренажёр, с. 5 (№ 5), с. 16 (№ 1); электронное приложение к учебнику

Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков

§5

8

4

Открытие Нового Света. Эпоха Великих географических открытий

Комбинированный урок

Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х.Колумба, значение открытия Нового Света.

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий Х. Колумба

Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации о последних открытиях Америки для её народов

первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;

Познавательные преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст)

Регулятивные работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

Учебник, с. 22-23; атлас, с. 12-13; тетрадь-тренажёр, с. 5 (№ 7, 9, 10), с. 8 (№ 4), 10-11 (№ 2), с. 11 (№ 3), с. 17 (№ 5); электронное приложение к учебнику

Здоровьесбережения, парной и групповой деятельности, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков

§6

9

5

Эпоха Великих географических открытий

Практическая работа №1 Составление презентации по теме «Великие русские путешественники»

Урок практикум

Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветные путешествия (Ф.Магеллан, Ф. Дрейк). Значение Великих географических открытий.

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах

Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации по заданной теме

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий.

Обсуждать значение открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий

первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;

Познавательные преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст)

Регулятивные работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Коммуникативные умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Тетрадь-практикум, практическая работа по составлению презентации по теме «Великие русские путешественники»; сайт spheres.ru Атлас, с. 12-13; Электронное приложение к учебнику

Здоровьесбережения, парной и групповой деятельности, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков, индивидуального проектирования, информационно-коммуникационные

§7

10

6

Открытие Австралии и Антарктиды

Комбинированный урок

Открытие и исследования Австралии (А. Тасман, Дж. Кук). Открытие и исследования Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев). Первое русское кругосветное путешествие. Вклад в географию И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.

Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф Лисянского.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания

первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;

Познавательные

преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст)

Регулятивные работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Учебник, с. 26-27; атлас, с. 12-13; тетрадь-тренажёр, с. 9 (№ 6, 7), с. 14 (№ 4), с. 16 (№ 3), тетрадь-практикум, с. 4-5;

электронное приложение к учебнику

Здоровьесбережения, парной и групповой деятельности, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков

§8

11

7

Современные географические исследования.

Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле»

Урок проверки, оценки, и коррекции знаний

Исследования полярных областей Земли. Исследования океанов, труднодоступных территорий суши, верхних слоев атмосферы.

Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) Описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты. Предлагается несколько вариантов проведения обобщения по теме «Развитие географических знаний о Земле» (по выбору учителя);

подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги»,

Учебник, с. 30;

выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в тетради-экзаменаторе,

с. 4-13

представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений

Регулятивные работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона)

Учебник, с. 28-30; атлас, с. 12-13, 2-3, 22-23, 28-29, 32-35; тетрадь-тренажёр, с. 6 (№ 11, 15), с. 10 (№ 1), с. 11 (№ 3, 4), с. 12 (№ 4); с. 10 (№4);

тетрадь-экзаменатор, с. 4-13;

электронное приложение к учебнику

Здоровьесбережения, парной и групповой деятельности, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков

§9

Изображения земной поверхности и их использование (11ч)

12

1

Изображения земной поверхности

Практическая работа №2 «Построение профиля рельефа»

Урок практикум

Наука о создании карт. Глобус как объёмная модель Земли.

План и карта.

Атласы.

Аэрокосмические снимки.

Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок.

Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты. Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике

умение работать с разными источниками географической информации

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Регулятивные

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта)

Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Учебник, с. 32-33; атлас;

тетрадь-тренажёр, с. 18 (№ 1-2), с. 9 (№ 1), с. 28 (№ 1);

электронное приложение к учебнику

Здоровьесбережения, парной и групповой деятельности, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков

§10

13

2

Масштаб

Урок формирования и применения знаний, умений и навыков

Что показывает масштаб. Виды записи масштаба (численный, именованный, линейный). Линейный масштаб и его использование. Определение с помощью линейного масштаба расстояний, детальности изображения местности от масштаба.

Определять по топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот

умение работать с разными источниками географической информации; картографическая грамотность

Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений

Регулятивные составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта)

Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Учебник, с. 34-35; атлас с. 2-3; контурные карты, с. 3 (№ 1); тетрадь-тренажёр, с. 18 (№ 3), с. 21 (№ 1),

с. 25 (№ 6 частично);

с. 26 (№7 частично);

с. 32-33 (№3-9);электронное приложение к учебнику

Здоровьесбережения, парной и групповой деятельности, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков

§11

14

3

Условные знаки. Способы изображения неровностей земной поверхности.

Урок формирования и применения знаний, умений и навыков

Что такое условные знаки и легенда.

Виды условных знаков: площадные,

точечные, линейные. Пояснительные

подписи.

Абсолютная и относительная высота. Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах.

Шкала высот и глубин.

Распознавать условные знаки планов местности и карт, высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин. Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи.

Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты. Описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков.

Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа, на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины.

Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины. Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга

умение работать с разными источниками географической информации; картографическая грамотность

Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений

Регулятивные составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта)

Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Учебник, с. 36-39

атлас, с. 2-3; 6-7, 10-11; контурные карты, с. 3 (№ 2-5); тетрадь-тренажёр, с. 18 (№ 4); 18-19 (№ 5-7), с. 32 (№ 1, 2);

электронное приложение к учебнику.

Здоровьесбережения, парной и групповой деятельности, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков

§12,13. Подготовка к промежуточной административной контрольной работе

15

Промежуточная административная контрольная работа

16

4

Стороны горизонта. Ориентирование

Урок формирования и применения знаний, умений и навыков

Основные и промежуточные стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас и стороны горизонта. Ориентирование компаса. Определение направлений по компасу. Понятие «азимут». Измерение углов с помощью транспортира.

Определять по компасу направления на стороны горизонта.

Определять углы с помощью транспортира

умение работать с разными источниками географической информации; картографическая грамотность

Познавательные

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений

Регулятивные составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта)

Коммуникативные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Учебник, с. 40-41; тетрадь-тренажёр, с. 19 (№ 9); с. 21 (№ 2); с. 29 (№5); электронное приложение к учебнику

Здоровьесбережения, парной и групповой деятельности, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков

§14

17

5

Съёмка местности.

Практическая работа №3

«Определение на местности направлений и расстояний»

Урок практикум

Глазомерная съёмка. Определение расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на плане.

Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Ориентироваться по плану местности.

Определять азимуты по компасу на местности и на плане (топографической карте).

Определять стороны горизонта на плане

владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

картографическая грамотность

Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений

Регулятивные: умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действий

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях

Учебник, с. 42-43; атлас, с. 2-3; тетрадь-тренажёр, с. 19 (№ 8), с. 22 (№ 4), с. 23 (№ 1);

тетрадь-практикум, с. 8-9; электронное приложение к учебнику

Здоровьесбережения, парной и групповой деятельности, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков, личностно-ориентированного обучения

§15

18

6

Составление плана местности. Практическая работа № 4

«Полярная съёмка местности»,

Практическая работа № 5

«Построение схемы маршрута на основе картографических Интернет-ресурсов»

Урок практикум

Составление простейшего плана местности

Использовать оборудование для глазомерной съёмки. Составлять простейший план небольшого участка местности

владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

картографическая грамотность

Познавательные

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений

Регулятивные умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Коммуникативные: управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия),

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях

Учебник, с. 44-45; тетрадь-практикум, с. 10-11, 14-15;

Здоровьесбережения, парной и групповой деятельности, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков, личностно-ориентированного обучения

§16

19

7

Географические карты

Урок формирования и применения знаний, умений и навыков

Отличия карты от плана. Виды карт. Способы изображений на картах. Искажения на картах.

Читать карты различных видов на основе анализа легенды. Определять зависимость подробности карты от её масштаба. Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территорий. Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений в изображении объектов

умение работать с разными источниками географической информации

Познавательные строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Регулятивные способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью

Коммуникативные управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия),

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Учебник, с. 46-47;

атлас, с. 6-9, 12-13, 26-27, 29, 33, 44-45; тетрадь-тренажёр, с. 19 (№ 10-11), с. 23 (№ 5); с. 28 (№3), с. 29 (№6), с. 30 (№7), с. 31 (№9);

электронное приложение к учебнику

Здоровьесбережения, парной и групповой деятельности, развития исследовательских навыков, личностно-ориентированного обучения

§17

20

8

Параллели и меридианы

Урок формирования и применения знаний, умений и навыков

Понятия «параллели» и «меридианы». Экватор и начальный меридиан. Использование параллелей и меридианов для определения координат точек.

Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.

Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы.

Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначение сетки параллелей и меридианов

умение работать с разными источниками географической информации; картографическая грамотность

Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений

Регулятивные способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью

Коммуникативные управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия),

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Учебник, с. 48-49; атлас, с. 6-7, 10-11; контурные карты, с. 4-5 (№ 1-3); тетрадь-тренажёр, с. 20 (№ 12-14), с. 21 (№ 3), с. 23 (№ 2), с. 24-26 (№ 3-7), с. 28 (№ 2), с. 29 (№ 4); с. 30 (№8); электронное приложение к учебнику

Здоровьесбережения, парной и групповой деятельности, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков, личностно-ориентированного обучения

§18

21

9

Географические координаты.

Градусная сетка.

Урок формирования и применения знаний, умений и навыков

Географическая широта и географическая долгота, способы их определения. Измерение расстояний с помощью градусной сетки.

Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.

Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами.

Определять расстояния с помощью градусной сетки

умение работать с разными источниками географической информации; картографическая грамотность

Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений

Регулятивные способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью

Коммуникативные управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия),

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Учебник, с. 50-51; атлас, с. 6-7, 10-11; контурные карты, с. 4-5 (№ 1, 4-5);

тетрадь-тренажёр, с. 20 (№15-17), с. 26-27 (№ 8-12),

с. 33(№ 10);

электронное приложение к учебнику

Здоровьесбережения, парной и групповой деятельности, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков, личностно-ориентированного обучения

§19

22

10

Географические информационные системы

Картографический метод географии

Урок формирования и применения знаний, умений и навыков

Понятие о ГИС. Возможности современных ГИС и их практическое применение.

Умение работать с разными источниками географической информации

умение работать с разными источниками географической информации; картографическая грамотность

Познавательные строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Регулятивные способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью

Коммуникативные управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия),

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Учебник, с. 52-53; тетрадь-тренажёр, с. 20 (№ 18);

Здоровьесбережения, парной и групповой деятельности, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков, личностно-ориентированного обучения

§20

23

11

Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование»

Практическая работа № 6

«Составление маршрута путешествия»

Урок практикум

Все основные понятия темы

Предлагается несколько вариантов проведения обобщающего урока (по выбору учителя): -подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 56; - выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 4-11; - выполнение практической работы «Составление маршрута воображаемой экспедиции», предлагаемой в Тетради-практикуме

умение работать с разными источниками географической информации; картографическая грамотность

Познавательные строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Регулятивные умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Коммуникативные управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия),

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях

Учебник, с. 54; атлас;

тетрадь-экзаменатор, с. 14-29;

тетрадь-практикум, с. 12-13;

Электронное приложение к учебнику

Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков, личностно-ориентированного обучения

Записи в тетади

Земля - планета Солнечной системы (5 ч)

24

1

Земля в Солнечной системе

Земля - планета Солнечной системы. Форма и размеры Земли, их географические следствия

Урок изучения нового

Состав Солнечной системы. Система «Земля - Луна». Географические следствия формы и размеров Земли. Уникальность планеты Земля.

Анализировать иллюстративно-справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам.

Составлять «космический адрес» планеты Земля.

Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли».

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и подготавливать сообщение на тему «Представления о форме и размерах Земли в древности»

умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

умение работать с разными источниками географической информации

Познавательные строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Регулятивные

способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью

Коммуникативные управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия),

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Учебник, с. 56-57; атлас, с. 14-15; тетрадь-тренажёр, с. 34 (№ 1-5), с. 36 (№ 1, 2), с. 40-42 (№ 1-6), с. 43 (№ 9), с. 4 (№ 2);

электронное приложение к учебнику

Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков, личностно-ориентированного обучения

§21

25

2

Осевое вращение Земли

Движения Земли, их географические следствия

Комбинированный урок

Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия осевого вращения. Сутки и часовые пояса.

Анализировать иллюстративно-справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам.

Составлять «космический адрес» планеты Земля.

Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли».

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и подготавливать сообщение на тему «Представления о форме и размерах Земли в древности»

умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории

Познавательные осуществлять сравнение, сериацию и классификацию

Регулятивные способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью

Коммуникативные управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия),

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Учебник, с. 58-59; атлас, с. 14-17; контурные карты, с. 8-9; тетрадь-тренажёр, с. 34 (№ 6-10), с. 36 (№ 3), с. 38-39 (№ 1-3), с.44 (№ 1), с. 45 (№ 3, 4); электронное приложение к учебнику

Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков, личностно-ориентированного обучения

§22

26

3

Орбитальное движение Земли

Комбинированный урок

Движение Земли по орбите и смена времён года. Тропики и Полярные круги. Пояса освещённости.

Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности движения Земли по орбите. Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времён года. Показывать на схемах и картах тропики, Полярные круги, пояса освещённости

умение работать с разными источниками географической информации;

- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

Познавательные

Регулятивные способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью

Коммуникативные управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия)

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Учебник, с. 60-61; атлас, с. 14-15; тетрадь-тренажёр, с. 35 (№ 11-13), с. 37-38 (№ 4-7), с. 39-40 (№ 7, 8), с. 245(№ 5, 6);

электронное приложение к учебнику

Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков, личностно-ориентированного обучения

§23

27

4

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Комбинированный урок

Солнечная активность и жизнь людей. Метеоры и метеориты. Кометы, их особенности.

Составлять описания происшествий на Земле, обусловленных космическими процессами и явлениями. Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства

умение работать с разными источниками географической информации;

- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

Познавательные осуществлять сравнение, сериацию и классификацию; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность

Регулятивные способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью

Коммуникативные управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия),

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Учебник, с. 62-63; атлас, с. 14-15; тетрадь-тренажёр, с. 35 (№14), с. 36 (№ 15), с. 38 (№8); электронное приложение к учебнику

Здоровьесбережения, парной педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков, личностно-ориентированного обучения

§24

28

5

Обобщающий урок по теме «Земля - планета Солнечной системы»

Урок проверки, оценки и коррекции знаний

Подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 64; - выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в тетради-экзаменаторе, с. 30-37

умение работать с разными источниками географической информации;

- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

Познавательные уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность

Регулятивные умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Коммуникативные управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия),

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Учебник, с. 64; атлас, с. 14-17; тетрадь-экзаменатор, с. 30-37;

электронное приложение к учебнику

Здоровьесбережения, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения, проблемного обучения

Записи в тетради

Литосфера - каменная оболочка Земли (4 ч)

29

1

Строение Земли. Горные

породы

Практическая работа № 7

«Определение горных пород и их свойств»

Урок практикум

Оболочечное строение планеты: ядро,

мантия, земная кора. Главный метод

изучения глубин Земли. Классифика_

ция горных пород по происхождению.

Образование магматических, осадочных

и метаморфических пород, их свойства.

Полезные ископаемые.

Описывать модель строения Земли.

Выявлять особенности внутренних

оболочек Земли на основе анализа

иллюстраций, сравнивать оболочки

между собой.

Сравнивать свойства горных пород

различного происхождения.

Овладевать простейшими навыками

определения горных пород (в том

числе полезных ископаемых) по их

свойствам.

Анализировать схему преобразова_

ния горных пород

умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия; умение работать с разными источниками географической информации; умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений

Познавательные осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания)

Регулятивные умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Коммуникативные управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия),

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях

Ресурсы урока: Учебник, с. 66-67; Ат_

лас, с. 20-21, 24-25; Тетрадь_трена_

жёр, с. 34 (№ 1-2); Тетрадь_практикум,

практическая работа «Определение гор_

ных пород и их свойств»; Электронное

приложение к учебнику

Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков, «критического» мышления, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения, проблемного обучения

§25

30

2

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли.

Урок формирования и применения знаний, умений и навыков

Строение континентальной и океани_

ческой земной коры. Литосфера, её со_

отношение с земной корой. Литосфер_

ные плиты и их взаимодействие. Понятие о рельефе. Планетарные фор_

мы рельефа. Равнины и горы матери_

ков, их различия по высоте. Рельеф

дна океанов. Определение по картам

крупных форм рельефа.

Анализировать схемы (модели)

строения земной коры и литосфе_

ры.

Сравнивать типы земной коры.

Устанавливать по иллюстрациям

и картам границы столкновения

и расхождения литосферных плит,

выявлять процессы, сопровождаю_

щие взаимодействие литосферных

плит

умение работать с разными источниками географической информации; умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- картографическая грамотность

Познавательные создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта

Регулятивные способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью

Коммуникативные управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия),

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Учебник, с. 68-71; Ат_

лас, с. 20-21, с. 6-9, 18-21, 26-27; Контурные

карты, с. 10-11 (№ 1-3, 5);Тетрадь_тренажёр, с. 34

(№ 3), с. 36 (№ 1); с. 35 (№ 5-8), с. 37 (№ 1,

4-5), с. 38 (№ 2-3), с. 40 (№ 1), с. 41

(№ 3), с. 44 (№ 3); Электронное прило_

жение к учебнику

Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков, «критического» мышления, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения, проблемного обучения

§26, 27

31

3

Внутренние силы Земли. Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа.

Урок формирования и применения знаний, умений и навыков

Образование гор. Вулканизм и земле_

трясения, их последствия. Выветривание, его зависимость от ус_

ловий природной среды. Разрушитель_

ная и созидательная деятельность те_

кучих вод, ледников, ветра, подземных

вод. Деятельность человека и рельеф.

Выявлять при сопоставлении геогра_

фических карт закономерности рас_

пространения землетрясений и вул_

канизма.

Устанавливать с помощью географи_

ческих карт главные пояса земле_

трясений и вулканизма Земли.

Наносить на контурную карту вул_

каны, пояса землетрясений

Составлять и анализировать схему,

демонстрирующую соотношение

внешних сил и формирующихся под

их воздействием форм рельефа.

Описывать облик создаваемых внеш_

ними силами форм рельефа.

Сравнивать антропогенные и при_

родные формы рельефа по размерам

и внешнему виду.

Находить дополнительную информа_

цию (в Интернете, других источни_

ках) о влиянии оврагов на хозяй_

ственную деятельность людей,

способах борьбы с их образованием

умение работать с разными источниками географической информации; умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

картографическая грамотность; владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды

Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений

Регулятивные способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью

Коммуникативные управлять своим поведением (самоконтроль, самокоррекция, оценка своего действия),

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Учебник, с. 72-77;

Атлас, с. 8-9, 20-23; Контурные карты,

с. 10-11 (№ 4), с. 24-25 (№ 3); Тетрадь_

тренажёр, с. 35 (№ 9-10), с. 36 (№ 2),

с. 39 (№ 7-8), с. 40 (№ 9-10), с. 42

(№ 5-6); с. 36

(№ 11), с. 37 (№ 3);Электронное приложение к

учебнику

Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков, «критического» мышления, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения, проблемного обучения, поэтапного формирования умственных действий

§28,29

32

4

Человек и мир камня. Обобщение по теме «Литосфера - каменная

оболочка Земли»

Урок проверки, оценки и коррекции знаний

Строительные материалы. Драгоценные

и поделочные камни. Полезные ископа_

емые. Охрана литосферы.

Подготовленное обсуждение проб_

лем, предлагаемых в рубрике «Под_

ведём итоги», Учебник, с. 80;

умение работать с разными источниками географической информации; умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

картографическая грамотность; умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории

Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений

Регулятивные умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Коммуникативные умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Учебник, с. 74-77; Ат_

лас, с. 8-9; Тетрадь_тренажёр, с. 36

(№ 11), с. 37 (№ 3); Электронное при_

ложение к учебнику

Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков, «критического» мышления, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения, проблемного обучения

§30, подготовка к итоговой административной контрольной работе

33

Итоговая административная контрольная работа

34

1

Подведение итогов за год.

Урок проверки, оценки и коррекции знаний

Основные понятия курса География. Планета Земля.

Мобилизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении курса География. Планета Земля.

Учебник, записи в тетради

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  3. формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  1. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  2. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  3. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  4. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  5. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  6. формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования:

  7. осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

  8. развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  1. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  3. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  5. умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  7. смысловое чтение;

  8. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  9. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  10. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:


  1. формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  2. формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

  1. формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры
    и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  2. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

  3. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  4. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  5. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  6. формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Рекомендуемая номенклатура

Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 - го класса:
Тема " Географические модели Земли "
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема "Земная кора"
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
Тема "Атмосфера"
Климатические пояса: Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный, субарктический (субантарктический), арктический (антарктический).
Тема "Гидросфера"
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема "Биосфера"
Природные зоны: Арктические и антарктические пустыни, тундры и лесотундры, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни, саванны и редколесья, жестколистные и вечнозеленые леса и кустарники (средиземноморский), переменно-влажные (в том числе муссонные) леса, области высотной поясности.

Учебно-методический комплекс по предмету

Основной УМК:

1. Учебник. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" Лобжанидзе Александр Александрович.

2. Электронное приложение к учебнику

3. Тетрадь-тренажёр. Часть 1. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" Лобжанидзе Александр Александрович.

4. Тетрадь-практикум. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" Котляр Ольга Геннадьевна.

5. Тетрадь-экзаменатор. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы". Барабанов Вадим Владимирович.

6. Иллюстрированный атлас. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" Савельева Л. Е., Котляр О. Г, Григорьева М. А.

7. Контурные карты. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" Котляр Ольга Геннадьевна.

8. Поурочное тематическое планирование. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы"

Дополнительная литература:

1. Жижина Е.А. Контрольно-измерительные материалы. География: 6 класс. М.:ВАКО, 2011. - 112с.

2. Кугут И.А., Елисеева Л.И. Методическое посо¬бие с электронным приложением / - М.: Глобус, 2010.

3. Интернет-ресурсы

4. Николина В.В. География 6 класс. Методические рекомендации к учебно-методическим комплектам линии «Полярная звезда».

М.: Просвещение, 2007.

5. Крылова О.В. Физическая география. 6 класс- М.Просвещение.

6. Максимов Н.А. За страницами учебника географии. М.Просвещение.

7. Понурова. Г.А.Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М. Просвещение.

8. Бахчиева О.А. Начальный курс географии. 6кл.: Методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой. - М.: Дрофа, 2004. - 192с.

9. Элькина Г.Н. Физическая география. 6 класс: Методическое пособие. - СПб.: «Паритет», 2001. - 160с.

10. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. - М.: «ВАКО», 2004. - 288с.

11. Нагорная Н.И. География. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой. - Волгоград; Учитель, 2005. - 169с.

12 .Элькин Г.Н. Физическая география. 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам. - СПб.: «Паритет», 2003. - 160с.

13. Чичерина О.В. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии: 6класс. - И.: ТЦ «Сфера», 2000. - 88с.

14. .Ладилова Н.Н. Дидактические материалы по физической географии: 6 класс: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1998. - 142с

15. Ковалев В.В. География. 6 класс. 44 диагностических варианта. М.: Национальное образование, 2012. - 96с.

16. Якушева А.А. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009. - 186с.

Интернет-ресурсы:

1. ege.edu.ru. − Портал ЕГЭ.

2. fipi.ru. − Федеральный институт педагогических измерений.

3. geo.metodist.ru. − Методическая лаборатория географии.

4. geo2000.nm.ru. - Географический портал.

5. geotest.nm.ru. - Сборник тестов по географии.

6. rgo.ru. - География сети.

7.Вокруг света kinderino.ru/vokrug/
8. География.Планета Земля geo.web.ru
9. Мир карт: интерактивные карты стран и городов mirkart.ru

Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

- образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения программы являются:

- понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

- представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

- умение работать с разными источниками географической информации;

- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- картографическая грамотность;

- владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

- умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать:

- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

уметь:

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов:

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления:

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой

основе эмпирические зависимости;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Характеристика контрольно-измерительных материалов


№ урока

дата

вид контроля

тема

11


Контрольная работа

«Гидросфера - водная оболочка Земли»

21


Контрольная работа

«Атмосфера - воздушная оболочка Земли»

25


Контрольная работа

«Биосфера -оболочка жизни»

33


Контрольная работа

"Географическая оболочка - самый

крупный природный комплекс»

Для проведения контроля уровня обучения используется контрольно-измерительный материал, представленный в Тетради - экзаменаторе. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы". Барабанов Вадим Владимирович.


© 2010-2022