- Преподавателю
- География
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии 9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии 9 класс
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Головань Н.В. |
Дата | 06.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУЛЕШОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17 АЗОВСКОГО РАЙОНА
«Утверждаю»
Директор МБОУ Кулешовской СОШ №17
Азовского района
Приказ от ___________2014г. №_______
___________________ /Малиночка И.Н./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
Уровень общего образования (класс): Основное общее, 9 класс.
Количество часов: 68 ч
Учитель: Головань Наталья Викторовна
Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по географии
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
* Федерального Государственного стандарта основного общего образования по географии (2004г.)
*Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г
*Учебного плана МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района
*Годового календарного графика на 2014-2015учебный
Рабочая программа реализуется при работе с УМК:
1.В.П. Дронов, В.Я.-Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа, 2009
2.В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику -В.Я.-Рома, В.П.-Дронова "География России. Население и хозяйство". 9 класс - М.: Дрофа, 2008.
3. В.И.-Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт "География России. Население и хозяйство". 9 класс - М.: Дрофа, 2008.
4.Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
Основные задачи курса:
-сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
-сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
-показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России, и ее регионов;
-вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
-развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
-создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.
Главная цель данного курса - формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.
В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход - комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.
Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.
Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.
Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно - в конце 90-х гг. XX в.
Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6 - 9 класс / Сост. В. И. Сиротин. - 3-е изд.,- М.: Дрофа, 2000).
Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания: методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ. Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частичнопоискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения. Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 9кл.- 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю. В соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2014-2015г. учебный год: 9 «А» и 9 «Б» класс-68 часов.
Содержание
ОБЩАЯ ЧАСТЬ КУРСА (29 ч.)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
ТЕМА№1 ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ (3 ч.)
1. Российская Федерация. Географическое положение России.
2.Транспортно-географическое положение России
3.Политико-административное устройство России
География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России
Практическая работа № 1 «Субъекты России».
ТЕМА №2 НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (6 ч.)
1.Исторические особенности заселения и освоения территории России.
2.Численность и естественный прирост населения
3.Национальный состав населения России
4.Миграция населения.
5.Городское и сельское население. Расселение населения
6.Итоговый урок по теме "Население России".
Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Городское и сельское население, роль крупнейших городов .Народы и основные религии. Россия - многонациональное государство. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы.
Практическая работа №2 «Сравнение основных демографических показателей, характерных для России
ТЕМА №3 ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (5 ч.)
1.Основные этапы развития хозяйства. Экономические системы
2.Структурные особенности экономики России.
3.Природно-ресурсный потенциал экономики.
4.Экономический курс и его географическое следствие
5.Коренные социально-экономические реформы.
ТЕМА №4 ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (14 ч)
1.Научный комплекс.
2.Машиностроительный комплекс
Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры
3.Топливно-энергетический комплекс.
4.Топливная (нефтяная, газовая, угольная) промышленность
Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения
Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам
5.Электроэнергетика.
6.Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ.
Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения
Металлургический комплекс. Чёрная металлургия
7.Цветная металлургия.
8.Химико-лесной комплекс.
9.Агропромышленный комплекс: земледелие и животноводство
10.АПК: пищевая и лёгкая промышленность.
Значение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль. Закон о земле. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности
11.Инфраструктурный комплекс
12.Транспорт и связь.
Сфера услуг, здравоохранение. Связь Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры
13.Обобщающий урок по теме "География межотраслевых комплексов".
Практическая работа №3 «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения»
Практическая работа №4 «Сравнительная характеристика Кузбасса и Канско-Ачинского угольных бассейнов».
Практическая работа №5 «Металлургические базы страны».
Практическая работа № 6 «Межотраслевые связи химической промышленности».
Практическая работа № 7 «Особенности развития с/х страны».
Практическая работа№ 8 «Характеристика транспортных магистралей страны».
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА (36 ч.)
1.Экономическое районирование
2.Проблемы и варианты районирования России.
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов - Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал.
ТЕМА№5 ЕВРОПЕЙСКАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ (5 ч.)
1.Общая характеристика Европейской России. Центральная Россия (состав), историческое изменение, природные условия, ресурсы.
2.Население и трудовые ресурсы.
3.Экономика и её территориальная структура
4.Узловые районы Центральной России. Москва и Московский регион.
5.Узловые районы Центральной России.
Практическая работа № 9 «Характеристика городов Центральной России».
ТЕМА №6 СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ РОССИЯ (1 ч.)
Практическая работа № 10 «Сравнение ЭГП г. Москвы и Санкт-Петербурга
ТЕМА №7 ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР (2 ч.)
1.Европейский Север: географическое положение и природные ресурсы; население.
Практическая работа №11 «Оценка природно-ресурсного потенциала Европейского Севера».
2.Хозяйство Европейского Севера.
Практическая работа № 12 «Особенности хозяйства Европейского Севера».
ТЕМА№8 ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ - СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ (2 ч.), Крым (1ч)
1.Географическое положение, природные ресурсы. Население
2.Хозяйство.
Практическая работа №13 «Изучение геополитического положения, природных условий и ресурсов Северного Кавказа».
Практическая работа №14 «Хозяйство Северного Кавказа и его проблемы
ТЕМА №9 ПОВОЛЖЬЕ (2 ч.)
1.Географическое положение, природные ресурсы. Население
2.Хозяйство.
Практическая работа №15 «Характеристика Самарского промышленного узла».
ТЕМА №10 УРАЛ (2 ч.)
1.Географическое положение, природные ресурсы. Население
2.Хозяйство.
Практическая работа № 16 «Проблемы Урала».
Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика
ТЕМА №11 ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН - АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (5 ч.)
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика
Практическая работа №17 «Характеристика отраслевого состава Западносибирского ТПК».
Практическая работа №18 Характеристика ТПК Восточной Сибири».
Практическая работа №19 «Выявление особенностей и проблем развития Дальнего Востока».
ТЕМА №12 ОСОБЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВА Ростовской ОБЛАСТИ (10 ч.)
ТЕМА №13 РОССИЯ И СТРАНЫ НОВОГО ЗАРУБЕЖЬЯ (5 ч.)
Учебно-тематический план
№
Тема раздела
Количество часов
Практические работы
1.
Введение
1
2.
Общая часть курса
3.
Политико-государственное устройство РФ. ГП. России
3
1
4.
Население РФ
6
1
5.
Экономика РФ
4
6.
Важнейшие Межотраслевые комплексы России и их география
14
6
7.
Региональная часть курса
8
Общественная география крупных регионов России. Территориальная организация и районирование России
1
9.
Западный макрорегион-Европейская Россия
1
10.
Центральная Россия
5
1
11.
Северо-Западная Россия
1
1
12.
Европейский Север
2
2
13.
Европейский Юг - Северный Кавказ. Крым.
3
2
14.
Поволжье
2
1
15.
Урал
2
1
16.
Восточный макрорегион-азиатская Россия
5
3
17.
Ростовская область
10
1
18.
Россия и страны Нового Зарубежья
5
19.
Итоговое занятие
1
Итого:
68
20
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Элементы обязательного минимума образования
§§
Практические работы
Дата по плану
Дата по факту
1
Что изучает экономическая география России?
1
Государственная территория России. Географическое положение России и его виды
Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы
2.09
2
Экономико-географическое положение России.
1
§2,3
4.09
3
Транспортно-географическое положение России.
11.09
4
Политико-административное устройство России.
1
§1
Практическая работа
№ 1«Субъекты России»
16.09
5
Исторические особенности заселения и освоения территории России.
1
§4
18.09
6
Численность и естественный прирост населения.
1
Численность населения России. Особенности воспроизводства российского населения в 20-21 вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий
§5
Практическая работа №2 «Сравнение основных демографических показателей, характерных для России
.23.09
7
Национальный состав населения России.
1
Численность населения России. Особенности воспроизводства российского населения в20-21 вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий
§6
.26.09
8
Миграция населении.
1
Направления и типы миграции. Причины миграций и основные направления миграционных потоков
§7
30.09
9
Городское и сельское население. Расселение населения.
1
Географические особенности размещения населения. Основная полоса Расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль
§8
2.10
10
Итоговый урок по теме "Население России".
1
. 7.10
11
Основные этапы развития хозяйства. Экономические системы.
1
Основные этапы развития Российской экономики. Особенности отраслевой и функциональной структур экономики. Отличие добывающей промышленности от других промышленных отраслей. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов.
§9-11
9.10
12
Структурные особенности экономики России.
1
§13
.14.10
13
Природно-ресурсный потенциал экономики.
1
Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами
§14
.16.10
14
Экономический курс и его географическое следствие.
1
Место России в мировой экономике. Пути развития России. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
§15
21.10
15
Коренные социально-экономические реформы. Место России в мировой экономике. Пути развития России
1
§12
23.10
Тема №1 Межотраслевые комплексы России (13 часов)
16
Межотраслевые комплексы России. Научный комплекс.
1
Состав и география научного комплекса. Значение научного комплекса в экономике России. Влияние технополисов на географию науки.
§16
.28.10
17
Машиностроительный комплекс
1
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды
§17-20
30.10
18
Топливно-энергетический комплекс.
1
Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения.
Роль нефти и газа во внешней торговле. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды
§21
.11.11
19
Топливная (нефтяная, газовая, угольная) промышленность.
1
Нефтяная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи нефти, систем нефтепроводов, нефтепереработки.
Газовая промышленность: география основных и перспективных районов добычи нефти, систем газопроводов.
Угольная промышленность: значение угля в хозяйстве России. Технико-экономические показатели добычи угля, его стоимость. География угольной промышленности.
§22
Практическая работа №3 «Сравнительная характеристика Кузбасса и Канско-Ачинского угольных бассейнов».
13.11
20
Электроэнергетика.
1
Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Проблемы электроэнергетики.
§23
18.11
21
Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ.
1
Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения
§24
20.11
22
Металлургический комплекс. Чёрная металлургия
1
Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения предприятий. География металлургии черных металлов: основные районы и центры. Черная металлургия и охрана окружающей среды.
§25,26
Практическая работа №4 «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения»
Практическая работа №5 «Металлургические базы страны».
25.11
23
Цветная металлургия.
1
Факторы размещения предприятий. География металлургии легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры.
Цветная металлургия и охрана окружающей среды.
§27
27.11
24
Химико-лесной комплекс.
1
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды
§28-30
Практическая работа № 6 «Межотраслевые связи химической промышленности».
2.12
25
Агропромышленный комплекс: земледелие и животноводство.
1
Состав, место и значение агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в экономике. Отличия сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. География основных отраслей земледелия и животноводства.
§31,32
Практическая работа № 7 «Особенности развития с/х страны».
4.12
26
АПК: пищевая и лёгкая промышленность.
1
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Предприятия пищевой промышленности и охрана окружающей среды
§33
9.12
27
Инфраструктурный комплекс.
1
§34
11.12
28
Транспорт и связь.
1
Состав, место и значение в хозяйстве. Универсальные и специализированные виды транспорта. Транспортная система. Типы транспортных узлов. Оценивание работы транспорта. Влияние на географию населения и хозяйства, состояние окружающей среды.
§35-37
Практическая работа№ 8 «Характеристика транспортных магистралей страны».
16.12
29
Обобщающий урок по теме "География межотраслевых комплексов". Контрольная работа.
1
18.12
Тема№ 2.Западный макрорегион - Европейская Россия (17 часов)
30
Экономическое районирование.
1
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения.
§38
23..12
31
Проблемы и варианты районирования России. Западный макрорегион.
1
Проблемы экономического районирования Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов - Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического благополучия и неблагополучия.
§39
.25.12
32
Общая характеристика Европейской России. Центральная Россия (состав), историческое изменение, природные условия, ресурсы.
1
Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика
§40,41
Практическая работа № 9 «Характеристика городов Центральной России».
13.01
33
Население и трудовые ресурсы.
1
Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в разное время. Столичное положение района
§42
.15.01
34
Экономика и её территориальная структура.
1
Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Качество жизни населения, демографические проблемы.
§43
20.01
35
Узловые районы Центральной России. Москва и Московский регион.
1
Моска - столица Российской Федерации. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва - крупнейший транспортный узел.
§44
22.01
36
Узловые районы Центральной России. Волго-вятский и Центрально-чернозёмный район.
1
Состав, особенности географического положения, его влияние на природу.
Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства. Место и роль района в социально-экономическом пространстве.
§45
27.01
37
Северо-Западная Россия и Санкт-Петербургский узловой район.
1
§46
Практическая работа № 10 «Сравнение ЭГП г. Москвы и Санкт-Петербурга
.29.01
38
Европейский Север: географическое положение и природные ресурсы; население.
1
Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения,
формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика
§47,48
Практическая работа №11 «Оценка природно-ресурсного потенциала Европейского Севера».
3.02
39
Хозяйство Европейского Севера.
1
§49
Практическая работа №12 «Оценка природно-ресурсного потенциала Европейского Севера».
5.02
40
Европейский Юг. Северный Кавказ. Географическое положение, природные ресурсы. Население.
1
Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально - экономическом пространстве страны.
§50,51
Практическая работа №13 «Изучение геополитического положения, природных условий и ресурсов Северного Кавказа».
10.02
41
Хозяйство.
1
§52
Практическая работа №14 «Хозяйство Северного Кавказа и его проблемы
12.02
42
Крым.
Состав, особенности географического положения, Состав, особенности географического .положения.,
17.02
43
Поволжье. Географическое положение, природные ресурсы. Население.
1
Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города.
§53,54
Практическая работа №15 «Характеристика Самарского промышленного узла».
44
Хозяйство.
1
География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально - экономическом пространстве страны
§55
19.02
45
Урал. Географическое положение, природные ресурсы. Население.
1
Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения,формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика
§56,57
Практическая работа № 16 «Проблемы Урала».
26.02
46
Хозяйство.
1
География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально - экономическом пространстве страны
§58
3.03
Тема №3 Восточный макрорегион (5 часов)
47
Азиатская Россия - общая характеристика. Этапы и проблемы развития экономики региона.
1
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика
§59,60
5.03
48
Концепция развития Восточного макрорегиона. Западная Сибирь.
1
Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика
§61
Практическая работа №17 «Характеристика отраслевого состава Западносибирского ТПК».
10.03
49
Восточная Сибирь.
1
Особенности ГП Природный и хозяйственный потенциал , влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.
§62
Практическая работа №18 Характеристика ТПК Восточной Сибири».
17.03
50
Дальний Восток.
1
Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика
§63
Практическая работа №19 «Выявление особенностей и проблем развития Дальнего Востока».
19.03
51
Обобщающий урок по теме "Экономические районы России"
1
2.04
Тема №4 Ростовская область (10 часов)
52
Экономико-географическое положение и природные ресурсы.
1
хозяйственный потенциал , влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.
7.04
53-54
Особенности населения.
2
§11-17
14.04
16.04
55-56
Хозяйство.
2
Оценка природных ресурсов и их использования.
§18-22
Практическая работа №20 «Выявление особенностей и проблем развития Ростовской области».
21.04
57-58
Регионы
2
§23
23.04
59-60
Место Ростовской области в экономике региона.
2
28.04
61
Обобщающий урок по теме: Ростовская область
1
Тема 5 Страны Зарубежья (5 часов)
62
Общая характеристика Европейского Запада (Прибалтика, Белоруссия) и Европейского Юго-запада (Молдова, Украина).
1
Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика
§64-66
5.05
63
Общая характеристика Закавказья и Азиатского Юго-востока.
1
Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика
§68-
69
12.05
64
Представление о Мировом хозяйстве и Мировом рынке. Экономические торговые группировки стран.
1
14.05
65-66
Россия в мировой торговле, участие в международном разделении труда.
2
19.05
67
Контрольная работа по теме : Россия и страны нового Зарубежья
1
21.05
68
Повторение за курс 9 класса
1
23.05
Требования к уровню подготовки
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
Уроки географии Кирилла и Мефодия. 9 класс: мультимедийное учебное пособие для школьников. - М. I NMG, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). (КиМ-9)
География России. Хозяйство и регионы. 9 класс / под ред. В. П. Дронова. - М. : 1C Мультимедиа, 2005. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная коллекция).
География. 6-10 классы. Библиотека наглядных пособий. - М.: 1C Мультимедиа, 2005.
География. 6-11 классы / А. Г. Стадник [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Методики. Материалы к урокам).
География. 9 класс. Редактор тестов. Тематические тесты / сост. М. В. Высоцкая. - Волгоград: Учитель, 2010.-1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Тестовый контроль).
Большая Энциклопедия России. География России. - ЗАО «Новый диск», 2006- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)
Интерактивные карты по географии +1С: Конструктор интерактивных карт. Россия. Зарубежная Европа. Физическая и экономическая география. 6-10 классы. - М. : 1C Мультимедиа, 2010. - 1 электрон, опт.диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная коллекция).
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
pogoda.ru
nationalgeographic.ru
geography.about.com
nature.com
krugosvet.ru
ocean.ru
Учебно - методическая литература:
Учебник В.П. Дронов; И.И. Баринова; В.Я. Ром; «География России»Дрофа,2009 год
В.П. Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я. Рома, В.П. Дронова "География России. Население и хозяйство". 9 класс - М.: Дрофа, 2008.
В.И. Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт "География России. Население и хозяйство". 9 класс - М.: Дрофа, 2010г..
Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Болысов С.И. Контрольные задания по географии / Болысов С.И., Гладкевич Г.И., ЗубаревичН.В.,ФетисовА.С.
Гладкий Ю.Н., Доброскок в.А., Семенов в.П. Экономическая география России. М.: Гардарика,
Колосовский Н.Н. Основы экономического районирования, М.: Госполитиздат, .
Леш А. Географическое размещение хозяйства. М.: Изд-во иностранной литературы, .
География: от урока к экзамену: Сборник задач: Книга для учителя / Под. ред. А.С. Наумова. - М.: Просвещение.
Задачи по географии: Учебно-методическое пособие / Под ред. А.С. Наумова. - М.: МИРОС, 1993. - 192 с.
Игнатьева Г.А., Фролова Н.В. Практические работы в курсе "География России": 8 - 9 кл. - М.: Просвещение
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей Обществоведческого цикла МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района
от ________________2014г. №______
____________________ /Н.В.Головань /
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________ /Л.В.Зёмина/
__________________________2014г.