РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии 9 класс

                                                                Пояснительная записка                               Данная рабочая программа составлена на основании:  * Федерального Государственного стандарта основного общего образования по географии (2004г.) *Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г                          *Учебного плана МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района   ...
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУЛЕШОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17 АЗОВСКОГО РАЙОНА




«Утверждаю»

Директор МБОУ Кулешовской СОШ №17

Азовского района

Приказ от ___________2014г. №_______

___________________ /Малиночка И.Н./




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии


Уровень общего образования (класс): Основное общее, 9 класс.

Количество часов: 68 ч

Учитель: Головань Наталья Викторовна

Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по географии


Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

* Федерального Государственного стандарта основного общего образования по географии (2004г.)

*Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г

*Учебного плана МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района

*Годового календарного графика на 2014-2015учебный

Рабочая программа реализуется при работе с УМК:

1.В.П. Дронов, В.Я.-Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа, 2009

2.В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику -В.Я.-Рома, В.П.-Дронова "География России. Население и хозяйство". 9 класс - М.: Дрофа, 2008.

3. В.И.-Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт "География России. Население и хозяйство". 9 класс - М.: Дрофа, 2008.

4.Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

Основные задачи курса:

-сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:

-сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

-показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России, и ее регионов;

-вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

-развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

-создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира

Общая характеристика учебного предмета

Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.

Главная цель данного курса - формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.

В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход - комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.

Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.

Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.

Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно - в конце 90-х гг. XX в.

Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6 - 9 класс / Сост. В. И. Сиротин. - 3-е изд.,- М.: Дрофа, 2000).

Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания: методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ. Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частичнопоискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения. Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 9кл.- 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю. В соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2014-2015г. учебный год: 9 «А» и 9 «Б» класс-68 часов.

Содержание

ОБЩАЯ ЧАСТЬ КУРСА (29 ч.)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

ТЕМА№1 ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ (3 ч.)

1. Российская Федерация. Географическое положение России.

2.Транспортно-географическое положение России

3.Политико-административное устройство России

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России

Практическая работа № 1 «Субъекты России».

ТЕМА №2 НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (6 ч.)

1.Исторические особенности заселения и освоения территории России.

2.Численность и естественный прирост населения

3.Национальный состав населения России

4.Миграция населения.

5.Городское и сельское население. Расселение населения

6.Итоговый урок по теме "Население России".

Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Городское и сельское население, роль крупнейших городов .Народы и основные религии. Россия - многонациональное государство. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы.

Практическая работа №2 «Сравнение основных демографических показателей, характерных для России
ТЕМА №3 ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (5 ч.)

1.Основные этапы развития хозяйства. Экономические системы

2.Структурные особенности экономики России.

3.Природно-ресурсный потенциал экономики.

4.Экономический курс и его географическое следствие

5.Коренные социально-экономические реформы.

ТЕМА №4 ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (14 ч)

1.Научный комплекс.

2.Машиностроительный комплекс

Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры

3.Топливно-энергетический комплекс.

4.Топливная (нефтяная, газовая, угольная) промышленность

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения

Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам

5.Электроэнергетика.

6.Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ.

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения

Металлургический комплекс. Чёрная металлургия

7.Цветная металлургия.

8.Химико-лесной комплекс.

9.Агропромышленный комплекс: земледелие и животноводство

10.АПК: пищевая и лёгкая промышленность.

Значение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль. Закон о земле. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности

11.Инфраструктурный комплекс

12.Транспорт и связь.

Сфера услуг, здравоохранение. Связь Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры

13.Обобщающий урок по теме "География межотраслевых комплексов".

Практическая работа №3 «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения»

Практическая работа №4 «Сравнительная характеристика Кузбасса и Канско-Ачинского угольных бассейнов».

Практическая работа №5 «Металлургические базы страны».

Практическая работа № 6 «Межотраслевые связи химической промышленности».

Практическая работа № 7 «Особенности развития с/х страны».

Практическая работа№ 8 «Характеристика транспортных магистралей страны».

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА (36 ч.)

1.Экономическое районирование

2.Проблемы и варианты районирования России.

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов - Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал.

ТЕМА№5 ЕВРОПЕЙСКАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ (5 ч.)

1.Общая характеристика Европейской России. Центральная Россия (состав), историческое изменение, природные условия, ресурсы.

2.Население и трудовые ресурсы.

3.Экономика и её территориальная структура

4.Узловые районы Центральной России. Москва и Московский регион.

5.Узловые районы Центральной России.

Практическая работа № 9 «Характеристика городов Центральной России».

ТЕМА №6 СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ РОССИЯ (1 ч.)

Практическая работа № 10 «Сравнение ЭГП г. Москвы и Санкт-Петербурга

ТЕМА №7 ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР (2 ч.)

1.Европейский Север: географическое положение и природные ресурсы; население.

Практическая работа №11 «Оценка природно-ресурсного потенциала Европейского Севера».

2.Хозяйство Европейского Севера.

Практическая работа № 12 «Особенности хозяйства Европейского Севера».

ТЕМА№8 ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ - СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ (2 ч.), Крым (1ч)

1.Географическое положение, природные ресурсы. Население

2.Хозяйство.

Практическая работа №13 «Изучение геополитического положения, природных условий и ресурсов Северного Кавказа».

Практическая работа №14 «Хозяйство Северного Кавказа и его проблемы

ТЕМА №9 ПОВОЛЖЬЕ (2 ч.)

1.Географическое положение, природные ресурсы. Население

2.Хозяйство.

Практическая работа №15 «Характеристика Самарского промышленного узла».

ТЕМА №10 УРАЛ (2 ч.)

1.Географическое положение, природные ресурсы. Население

2.Хозяйство.

Практическая работа № 16 «Проблемы Урала».

Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

ТЕМА №11 ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН - АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (5 ч.)

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

Практическая работа №17 «Характеристика отраслевого состава Западносибирского ТПК».

Практическая работа №18 Характеристика ТПК Восточной Сибири».

Практическая работа №19 «Выявление особенностей и проблем развития Дальнего Востока».

ТЕМА №12 ОСОБЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВА Ростовской ОБЛАСТИ (10 ч.)

ТЕМА №13 РОССИЯ И СТРАНЫ НОВОГО ЗАРУБЕЖЬЯ (5 ч.)

Учебно-тематический план

Тема раздела

Количество часов

Практические работы

1.

Введение

1

2.

Общая часть курса

3.

Политико-государственное устройство РФ. ГП. России

3

1

4.

Население РФ

6

1

5.

Экономика РФ

4

6.

Важнейшие Межотраслевые комплексы России и их география

14

6

7.

Региональная часть курса

8

Общественная география крупных регионов России. Территориальная организация и районирование России

1

9.

Западный макрорегион-Европейская Россия

1

10.

Центральная Россия

5

1

11.

Северо-Западная Россия

1

1

12.

Европейский Север

2

2

13.

Европейский Юг - Северный Кавказ. Крым.

3

2

14.

Поволжье

2

1

15.

Урал

2

1

16.

Восточный макрорегион-азиатская Россия

5

3

17.

Ростовская область

10

1

18.

Россия и страны Нового Зарубежья

5

19.

Итоговое занятие

1

Итого:

68

20

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Элементы обязательного минимума образования

§§

Практические работы

Дата по плану

Дата по факту

1

Что изучает экономическая география России?

1

Государственная территория России. Географическое положение России и его виды

Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы

2.09

2

Экономико-географическое положение России.

1

§2,3

4.09

3

Транспортно-географическое положение России.


11.09

4

Политико-административное устройство России.

1

§1

Практическая работа

№ 1«Субъекты России»

16.09

5

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

1

§4

18.09

6

Численность и естественный прирост населения.

1

Численность населения России. Особенности воспроизводства российского населения в 20-21 вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий

§5

Практическая работа №2 «Сравнение основных демографических показателей, характерных для России

.23.09

7

Национальный состав населения России.

1

Численность населения России. Особенности воспроизводства российского населения в20-21 вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий

§6

.26.09

8

Миграция населении.

1

Направления и типы миграции. Причины миграций и основные направления миграционных потоков

§7

30.09

9

Городское и сельское население. Расселение населения.

1

Географические особенности размещения населения. Основная полоса Расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль

§8

2.10

10

Итоговый урок по теме "Население России".

1

. 7.10

11

Основные этапы развития хозяйства. Экономические системы.

1

Основные этапы развития Российской экономики. Особенности отраслевой и функциональной структур экономики. Отличие добывающей промышленности от других промышленных отраслей. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов.

§9-11

9.10

12

Структурные особенности экономики России.

1

§13

.14.10

13

Природно-ресурсный потенциал экономики.

1

Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами

§14

.16.10

14

Экономический курс и его географическое следствие.

1

Место России в мировой экономике. Пути развития России. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

§15

21.10

15

Коренные социально-экономические реформы. Место России в мировой экономике. Пути развития России

1

§12

23.10

Тема №1 Межотраслевые комплексы России (13 часов)

16

Межотраслевые комплексы России. Научный комплекс.

1

Состав и география научного комплекса. Значение научного комплекса в экономике России. Влияние технополисов на географию науки.

§16

.28.10

17

Машиностроительный комплекс

1

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды

§17-20

30.10

18

Топливно-энергетический комплекс.

1

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения.

Роль нефти и газа во внешней торговле. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды

§21

.11.11

19

Топливная (нефтяная, газовая, угольная) промышленность.

1

Нефтяная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи нефти, систем нефтепроводов, нефтепереработки.

Газовая промышленность: география основных и перспективных районов добычи нефти, систем газопроводов.

Угольная промышленность: значение угля в хозяйстве России. Технико-экономические показатели добычи угля, его стоимость. География угольной промышленности.

§22

Практическая работа №3 «Сравнительная характеристика Кузбасса и Канско-Ачинского угольных бассейнов».

13.11

20

Электроэнергетика.

1

Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Проблемы электроэнергетики.

§23

18.11

21

Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ.

1

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения

§24

20.11

22

Металлургический комплекс. Чёрная металлургия

1

Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения предприятий. География металлургии черных металлов: основные районы и центры. Черная металлургия и охрана окружающей среды.

§25,26

Практическая работа №4 «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения»

Практическая работа №5 «Металлургические базы страны».

25.11

23

Цветная металлургия.

1

Факторы размещения предприятий. География металлургии легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры.

Цветная металлургия и охрана окружающей среды.

§27

27.11

24

Химико-лесной комплекс.

1

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды

§28-30

Практическая работа № 6 «Межотраслевые связи химической промышленности».

2.12

25

Агропромышленный комплекс: земледелие и животноводство.

1

Состав, место и значение агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в экономике. Отличия сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. География основных отраслей земледелия и животноводства.

§31,32

Практическая работа № 7 «Особенности развития с/х страны».

4.12

26

АПК: пищевая и лёгкая промышленность.

1

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Предприятия пищевой промышленности и охрана окружающей среды

§33

9.12

27

Инфраструктурный комплекс.

1

§34

11.12

28

Транспорт и связь.

1

Состав, место и значение в хозяйстве. Универсальные и специализированные виды транспорта. Транспортная система. Типы транспортных узлов. Оценивание работы транспорта. Влияние на географию населения и хозяйства, состояние окружающей среды.

§35-37

Практическая работа№ 8 «Характеристика транспортных магистралей страны».

16.12

29

Обобщающий урок по теме "География межотраслевых комплексов". Контрольная работа.

1

18.12

Тема№ 2.Западный макрорегион - Европейская Россия (17 часов)

30

Экономическое районирование.

1

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения.

§38

23..12

31

Проблемы и варианты районирования России. Западный макрорегион.

1

Проблемы экономического районирования Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов - Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического благополучия и неблагополучия.

§39

.25.12

32

Общая характеристика Европейской России. Центральная Россия (состав), историческое изменение, природные условия, ресурсы.

1

Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

§40,41

Практическая работа № 9 «Характеристика городов Центральной России».

13.01

33

Население и трудовые ресурсы.

1

Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в разное время. Столичное положение района

§42

.15.01

34

Экономика и её территориальная структура.

1

Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Качество жизни населения, демографические проблемы.

§43

20.01

35

Узловые районы Центральной России. Москва и Московский регион.

1

Моска - столица Российской Федерации. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва - крупнейший транспортный узел.

§44

22.01

36

Узловые районы Центральной России. Волго-вятский и Центрально-чернозёмный район.

1

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу.

Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства. Место и роль района в социально-экономическом пространстве.

§45

27.01

37

Северо-Западная Россия и Санкт-Петербургский узловой район.

1

§46

Практическая работа № 10 «Сравнение ЭГП г. Москвы и Санкт-Петербурга

.29.01

38

Европейский Север: географическое положение и природные ресурсы; население.

1

Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения,

формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

§47,48

Практическая работа №11 «Оценка природно-ресурсного потенциала Европейского Севера».

3.02

39

Хозяйство Европейского Севера.

1

§49

Практическая работа №12 «Оценка природно-ресурсного потенциала Европейского Севера».

5.02

40

Европейский Юг. Северный Кавказ. Географическое положение, природные ресурсы. Население.

1

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально - экономическом пространстве страны.

§50,51

Практическая работа №13 «Изучение геополитического положения, природных условий и ресурсов Северного Кавказа».

10.02

41

Хозяйство.

1

§52

Практическая работа №14 «Хозяйство Северного Кавказа и его проблемы

12.02

42

Крым.

Состав, особенности географического положения, Состав, особенности географического .положения.,

17.02

43

Поволжье. Географическое положение, природные ресурсы. Население.

1

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города.

§53,54

Практическая работа №15 «Характеристика Самарского промышленного узла».

44

Хозяйство.

1

География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально - экономическом пространстве страны

§55

19.02

45

Урал. Географическое положение, природные ресурсы. Население.

1

Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения,формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

§56,57

Практическая работа № 16 «Проблемы Урала».

26.02

46

Хозяйство.

1

География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально - экономическом пространстве страны

§58

3.03

Тема №3 Восточный макрорегион (5 часов)

47

Азиатская Россия - общая характеристика. Этапы и проблемы развития экономики региона.

1

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

§59,60

5.03

48

Концепция развития Восточного макрорегиона. Западная Сибирь.

1

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

§61

Практическая работа №17 «Характеристика отраслевого состава Западносибирского ТПК».

10.03

49

Восточная Сибирь.

1

Особенности ГП Природный и хозяйственный потенциал , влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.

§62

Практическая работа №18 Характеристика ТПК Восточной Сибири».

17.03

50

Дальний Восток.

1

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

§63

Практическая работа №19 «Выявление особенностей и проблем развития Дальнего Востока».

19.03

51

Обобщающий урок по теме "Экономические районы России"

1

2.04

Тема №4 Ростовская область (10 часов)

52

Экономико-географическое положение и природные ресурсы.

1

хозяйственный потенциал , влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.

7.04

53-54

Особенности населения.

2

§11-17

14.04

16.04

55-56

Хозяйство.

2

Оценка природных ресурсов и их использования.

§18-22

Практическая работа №20 «Выявление особенностей и проблем развития Ростовской области».

21.04

57-58

Регионы

2

§23

23.04

59-60

Место Ростовской области в экономике региона.

2

28.04

61

Обобщающий урок по теме: Ростовская область

1


Тема 5 Страны Зарубежья (5 часов)

62

Общая характеристика Европейского Запада (Прибалтика, Белоруссия) и Европейского Юго-запада (Молдова, Украина).

1

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

§64-66

5.05

63

Общая характеристика Закавказья и Азиатского Юго-востока.

1

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

§68-

69

12.05

64

Представление о Мировом хозяйстве и Мировом рынке. Экономические торговые группировки стран.

1

14.05

65-66

Россия в мировой торговле, участие в международном разделении труда.

2

19.05

67

Контрольная работа по теме : Россия и страны нового Зарубежья

1

21.05

68

Повторение за курс 9 класса

1

23.05







Требования к уровню подготовки

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Уметь:

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

географические районы, их территориальный состав;

отрасли местной промышленности.

Описывать:

природные ресурсы;

периоды формирования хозяйства России;

особенности отраслей;

традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

экономические связи районов;

состав и структуру отраслевых комплексов;

Объяснять:

различия в освоении территории;

влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

размещение главных центров производства;

сельскохозяйственную специализацию территории;

структуру ввоза и вывоза;

современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА

Уроки географии Кирилла и Мефодия. 9 класс: мультимедийное учебное пособие для школьников. - М. I NMG, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). (КиМ-9)

География России. Хозяйство и регионы. 9 класс / под ред. В. П. Дронова. - М. : 1C Мультимедиа, 2005. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная коллекция).

География. 6-10 классы. Библиотека наглядных пособий. - М.: 1C Мультимедиа, 2005.

География. 6-11 классы / А. Г. Стадник [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Методики. Материалы к урокам).

География. 9 класс. Редактор тестов. Тематические тесты / сост. М. В. Высоцкая. - Волгоград: Учитель, 2010.-1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Тестовый контроль).

Большая Энциклопедия России. География России. - ЗАО «Новый диск», 2006- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)

Интерактивные карты по географии +1С: Конструктор интерактивных карт. Россия. Зарубежная Европа. Физическая и экономическая география. 6-10 классы. - М. : 1C Мультимедиа, 2010. - 1 электрон, опт.диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная коллекция).

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

pogoda.ru

nationalgeographic.ru

geography.about.com

nature.com

krugosvet.ru

ocean.ru

Учебно - методическая литература:

Учебник В.П. Дронов; И.И. Баринова; В.Я. Ром; «География России»Дрофа,2009 год

В.П. Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я. Рома, В.П. Дронова "География России. Население и хозяйство". 9 класс - М.: Дрофа, 2008.

В.И. Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт "География России. Население и хозяйство". 9 класс - М.: Дрофа, 2010г..

Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Болысов С.И. Контрольные задания по географии / Болысов С.И., Гладкевич Г.И., ЗубаревичН.В.,ФетисовА.С.

Гладкий Ю.Н., Доброскок в.А., Семенов в.П. Экономическая география России. М.: Гардарика,

Колосовский Н.Н. Основы экономического районирования, М.: Госполитиздат, .

Леш А. Географическое размещение хозяйства. М.: Изд-во иностранной литературы, .

География: от урока к экзамену: Сборник задач: Книга для учителя / Под. ред. А.С. Наумова. - М.: Просвещение.

Задачи по географии: Учебно-методическое пособие / Под ред. А.С. Наумова. - М.: МИРОС, 1993. - 192 с.

Игнатьева Г.А., Фролова Н.В. Практические работы в курсе "География России": 8 - 9 кл. - М.: Просвещение

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей Обществоведческого цикла МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района

от ________________2014г. №______

____________________ /Н.В.Головань /

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________ /Л.В.Зёмина/

__________________________2014г.


© 2010-2022