Проект: «Обобщение педагогического опыта»

"Описание материала: "Данная работа показывает определенные достижения и результаты моей педагогической деятельности. "Тема педагогического опыта выбрана не случайно, потому что отвечает требованиям времени. В связи с переходом на ФГОС 2 поколения, данный опыт работы будет востребован учителями географии, которые работают по УМК Е.М. Домогацкого в 6-10 классах. Учителя географии в настоящее время испытывают большие затруднения в выборе подходящего УМК, но я хочу сказать, что страхи эти беспочвен...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема опыта:

« Поисково- творческий характер познавательной деятельности учащихся на уроках географии»



Выполнила: учитель географии

МКОУ СОШ №17 п.Подкумок


Айсанова Инга Галиевна



Сведения об опыте

1. Актуальность опыта.

Урок основная форма работы в школе, так пошло еще от Яна Амоса Каменского. Провести урок на современном этапе стало намного сложнее и труднее.

Перед педагогами стоит вопрос как сделать, чтобы учебный труд был бы непринужденным,чтобы он диктовался внутренними потребностями и желаниями учащихся в приобретении знаний. Речь идет о непринужденном мотиве учения как важнейшим стимуле учебной деятельности.

Кратчайший путь к познанию лежит через познавательную самостоятельную активность учащихся в учебном процессе через продуктивную их деятельность. Поэтому актуально сегодня найти эффективные пути формирования знаний учащихся, создать условия для познавательного поиска. Познавательный интерес, а вследствие его и творческая активность школьников сами по себе не возникают они формируются и создаются содержанием учебного материала, формами,методами,приемами обучения. География изучающая элементы природы, процессы и явления, происходящие в природной среде, закономерности их развития, население, хозяйство, взаимосвязь природы и хозяйственной деятельности человека, научные основы рационального природопользования, решения глобальных проблем человечества как никакой другой предмет актуален в развитии творческого поиска, глубокого интереса к современным проблемам со стороны учащихся.

2. Задачи

1 .Развивать у учащихся познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами его регионов и крупнейших стран.

2. Использовать эффективные нестандартные, проблемные методы преподавания.

3. Осуществлять личностный подход в обучении, учить детей самостоятельности в суждении, умению отстаивать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи.

3.Педагогические средства использованные в опыте

А) Формы проведения уроков: рассказ, беседа, диалог, игра, тестирование, путешествия, защита рекламы, проекта, лекция.

Б)Методы: слово, наблюдения, систематизация, обобщение, наглядный

В) формы организации деятельности учащихся:

фронтальная, групповая, индивидуальная, дифференцированная, самостоятельная работа.

Г)стиль педагога с учащимися (дружеский, доброжелательный темп

урока по уровню усвоению материала, возрастным особенностям,

сменность заданий).

4.Технология опыта.

Сколь трудные времена ни переживали бы мы сегодня, для учителя школы, как и всегда, актуальными остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы школьники знали географию и любили ее? Как правильно организовать познавательную деятельность ребят на уроке ? Как помочь ученику учиться ? перечень этих «как» может быть продолжен. Вот только всеобъемлющего ответа на них, единого рецепта на все случаи жизни для всех учителей сразу, к сожалению ,не существует.

Время вносит коррективы, появляются новые учебные программы, обновляются учебники и создаются альтернативные. «Официальные» методики быстро устаревают, а традиционные методы преподавания уже не удовлетворяют. Но не останавливается процесс обучения.

Учителя стараются строить свою работу так, чтобы методы обучения, применяемые на уроке, помогали им решать задачи, предусмотренные школьной программой. Как это лучше сделать ? Как усилить теоретическую и практическую направленность в обучении географии ? как активизировать учащихся ? Как привить им интерес к предмету? Эти и другие вопросы задают себе все учителя, особенно энтузиасты, новаторы, творчески подходящие к учебному процессу.

«Непосредственный интерес, вот великий двигатель, единственный который видит верно, и далеко, интерес в педагогической системе является краеугольным камнем обучения 2-так писал Ж.Ж.Руссо еще в 18 веке.

Любая деятельность человека будет проходить более активно, с наибольшим конечным эффектом ,если она полностью поглощает волю и чувства человека, если она ему интересна. Без интереса, на мой взгляд, не может быть продуктивного учения. Познавательный интерес, а вследствие его и творческая активность школьников сами по себе не возникают. Они формируются и создаются содержанием учебного материала, формами, методами, приемами обучения

География, изучающая элементы природы, процессы и явления, происходящие в природной среде, закономерности их развития, население , хозяйство, взаимосвязь природы и хозяйственной деятельности человека, научные основы рационального природопользования, как никакой другой предмет позволяет широко развивать познавательный интерес учащихся, используя различные формы и методы работы. Проработав более двадцати лет в школе, я определила для себя главное- готовясь к уроку надо каждый четко знать какой форме, чтобы каждому было интересно. Уделяю большое место сочетанию разных методов обучения, которые рассматриваю как взаимосвязанную деятельность учащихся и учителя. Для конкретного урока методы выбираю исходя из содержания учебного материала, наличия средств обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, опорных знаний. Словесные методы сочетаю с наглядными (учебные картины, карточки, карты, атласы, фотографии, ТСО,) и практическими работами.

Деятельность учащихся стараюсь организовать на проблемно-поисковом, творческом уровне. Более эффективными являются:

  • использование опорных схем,

  • блочная подача материала,

  • коллективная, групповая форма работа,

  • защита творческих, индивидуальных проектов заданий,

  • проблемный подход.

Как я использую опорные сигналы и блочную подачу материала. При подготовке к уроку, изучив тему, я составляю лист с опорными сигналами. Схема-конспект с рисунками, таблицами, (приложение №1) Каждый лист включает в себя содержание нескольких параграфов учебника блок знаний по определенной теме.

Блоковая компоновка учебного материала преследует следующие цели:

Первая-облегчить ребятам процесс запоминания и воспроизведения опорных сигналов;

Вторая -определить рамки ответа (во времени) ученика;

Третья-восприятие темы в целом, а затем отработка практических навыков и умений. Работа с опорными схемами сопровождается анализом карт, картин, чтением стихов, ТСО.

Схему выношу на доску, дети в тетрадях. Затем составляют рассказ-объяснение самостоятельно. На следующий урок учащиеся повторяют схему (тихо, шепотом),воспроизводят рассказ по схеме в парах, в группе, у доски. Со слабыми учащимися работаю индивидуально (оказываю необходимую помощь). За время работы в группе можно оценить до 8- 10 человек, привлекая консультантов.

Во время работы в группах присутствует непринужденная обстановка в классе, повышает активность учащихся. А самое главное самые застенчивые, неуспевающие, которые либо стесняются, либо неуверенны выступая вслух, учатся отвечать сначала среди своих товарищей. Так они учатся говорить перед классом, выражают свое мнение, становятся делать более уверенными. Мы знаем, что достаточно много учащихся мало читают книг, имеют малый словарный запас, поэтому ответ по схеме помогает им выразить главную мысль, составить целостный рассказ по теме. Это и есть личное достижение ученика. Если первый ответ ученика на оценку «3» и он хотел бы улучшить результат, он может это сделать на следующем уроке.

Таким образом у детей развивается речь,появляется уверенность в собственные силы, развивается познавательный интерес при работе с опорными схемами работают все виды памяти. Путем живого общения осуществляется поурочный контроль за работой каждого ученика, тематический учет знаний. Появляется возможность больше использовать дополнительную литературу. На уроках обобщающего повторения даю творческие задания. В целях формирования познавательного интереса к предмету использую художественную и научно-популярную литературу. Проблема эмоционального воздействия на детей в процессе обучения одна из важных. Роль эмоций велика в формировании мировоззрения, познавательной активности, интереса к изучаемому предмету, потребности к самообразованию, предотвращению учебной и психологической перегрузке. Поскольку эмоции влияют на нравственные качества личности, то несовершенство методов и приемов эмоционального воздействия ведет к монотонности учения, снижению интереса к изучаемому предмету, мешаются личностные ценности при передаче знаний надо вызвать у школьников активное отношение к изучаемым явлениям и

событиям, показать привлекательность процесса познания. Ребята любят совершать воображаемые путешествия. В 7 классе, используя художественное произведение, материал учебника, наглядность, карту, ребята должны совершить географическое путешествие. Они составляют рассказ-описание, чертежи, схемы, оформляют карту территории. При объяснении я использую стихи, загадки. По теме «Закономерности географической оболочки» использую карточки в стихотворной форме с заданием, объясняя тему «Круговорот воды в природе» я рассказываю ребятам сказку про маленькую капельку воды, которая совершает кругосветное путешествие. Затем обсуждаем вопросы и строим выводы. -Почему не иссякает вода в природе? -Почему капелька осталась жива? -почему не высыхает океан?

Если ученик на уроке совершил увлекательное воображаемое путешествие, почувствовал красоту пушкинского стиха, то это чувство не заменяет никакие справочники и учебники. Это тоже знание, но качественно иного- высшего порядка. В целях наибольшей эффективности урока использую проблемное обучение. При решении проблемных вопросов учащиеся активны в поиске решения. Ситуация выбора вопроса, ответа на вопрос переживается детьми, как состояние неопределенности, возникает стимул к активной мыслительной деятельности. Например, при изучении темы «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки» в 7 классе было предложено задание: Сравните карты «Строение земной коры и полезные ископаемые» и физическую Карту материка выявите черты сходства в истории развития рельефа всех южных материков, а затем установите отличительные черты тектоники Южной Америки и обоснуйте развитие современных форм ее поверхности.

В 9 классе практикую уроки- семинары, уроки дискуссии по выбранной проблеме. Например семинар на тему «Глобальные проблемы человечества». Задания для дискуссии:

1 .По прогнозам ученых уровень Аральского моря в конце текущего столетия упадет до критической отметки 40 м. При этом море распадается на две части, соленость 50-90% и станет невозможным существование в нем многих видов живых организмов.

Пр.вопрос. В чем вы видите решение проблемы Аральского моря?

2.Почему при решении экологических проблем необходимо международное сотрудничество? Проблемный подход (Приложение 2)

Хорошо проходят игры «Найди ошибки в тексте», «Узнай силуэт», «Знаешь ли ты эту страну». Такие игры служат источником развитию творческого воображения учащихся, сообразительности и наблюдательности. В них присутствует элемент соревнования. В процессе игры дети получают знания за рамками учебника, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению материала. Уроки в форме игр «Поле чудес», «Что?, Где?, Когда?» полюбились учащимся. Через такие активные формы урока я учу детей решать поставленные перед ним проблемы.

Проблемное обучение- это дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности. Благодаря такому подходу происходят познавательные процессы личности- актуализация прежних знаний осознание проблемной ситуации, формулировка вывода по проблеме, выдвижение и проверка гипотезы, доказательство гипотезы, построение обобщений и выводов. Для решения проблемы учащиеся пользуются такими приемами учебной деятельности, как нахождение разрыва в связях, выдвижение гипотезы, установление причинно-следственных связей, поиск, исследование.

На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке, причинно-следственных связей. Формирование гипотезы составляет второй этап решения проблемы. Третий этап решения проблемы доказательство гипотезы. Например:

На уроке географии в 7 классе при изучении темы «Внутренние воды Африки учащиеся решают проблему: «Почему вода в бессточном озере Чад пресная?»

Схематично противоречие, которое здесь возникает выглядит
так.
Причина Следствие

1.Отсутствие ► 1 .Наличие соленой

поверхностного стока воды в озере

2.Наличие поверхностного ► 2.Наличие пресной

стока воды в озере

3.Отсутствие поверхностного ►3.Наличие слабосоле-

стока ной , почти пресной

воды.

Так учащиеся выявляют противоречие между сложившимися

представлениями и новыми формами. Это противоречие

может быть разрешено с помощью гипотезы.

Отсутствие поверхностного стока в озере должно было привести

к засолению его вод, но это не произошло. Видимо сток все же

существует.

Для доказательства гипотезы учащиеся используют знания,

полученные ранее, вспоминают, как может существовать сток в

озерах, каким он может быть. Учащиеся знают (или узнают, что

сток бывает постоянный и временный, поверхностный и

подземный).

ВЫВОД: Из-за возможности стока по временным водостокам и

во время разливов озера, из-за дождей это четвертый этап в

решении проблемы.

Для того, чтобы дети работали быстрее на уроке, решая

проблему я учу их строить причинно-следственные связи, этапы

решения. Чтобы легче дети усвоили логику решения проблем я предлагаю памятку.

Памятка для учащихся решающих проблемные вопросы:

1 этап- Внимательно прочитайте ; найдите условие и требование вопроса, определите что требуется найти, вспомните, что вы уже знаете об этом объекте или явлении, какие причинно-следственные связи его объясняют, сопоставьте ранее полученные вязи и новую информацию выявите противоречие, скрытые в вопросе.

  1. этап выскажите предположение о причинах возникновения
    явления или объекта сформулируйте гипотезу.

  2. этап докажите гипотезу. Поставьте новый вопрос, исходя из
    предположений, высказанных в гипотезе, ответить на этот
    вопрос, по возможности проверить свой ответ.

  3. этап - дайте общий вывод. Ответьте на вопросы:

1 )Какие новые знания вы получили?

2)Что узнали нового о причинно-следственных связях,

объясните это явление или объект?

3)Вывод.

Познавательная деятельность учащихся принимает общий творчески-поисковый характер. С целью развития познавательного интереса использую такую форму как защита проекта. Возрастающий интерес к проектному методу обучения не случаен. В младших классах это составление плана местности, места «географической сказки», «воображаемое путешествие по указанному меридиану». Например: Ученики создают экспедицию, цель которой-исследование неизвестного материала или острова. Они чертят карту (указывают координаты острова), дают ему название. Наносят формы рельефа. Составляют описание острова. Распределяют задания между назначенными ответственными: картографы, геологи, климатологи, ботаники, зоологи и начальник экспедиции. Когда составлено комплексное описание проводим защиту проектов. Эта форма требует большого времени для подготовки (проводятся дополнительные

консультации ),но для учащихся приносит большой интерес, развивает их творческие способности, самостоятельность. Предмет география неразрывно связан с жизнью общества, в целом и конкретно с жизнью учащихся в школе, поэтому внеклассная работа по предмету обогащает знания учащихся и также развивает познавательный интерес. В рамках внеклассной работы провожу экскурсии и походы по родному краю. Стало традиционным проводить поход с целью отработки навыков в ориентировании и туристической техники. Интегрированные уроки, вечера в 6 кл.-география-физика по теме «Давление воздуха»; в 8-9 кл.-география-история-литература по теме «Россия. Физико-географическое положение. «История открытия и заселения», «Место России на географической карте». Традиционно провожу предметную неделю «Экология и мы». После удачного внеклассного мероприятия у ребят повышается интерес и к урокам географии.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМ ОПЫТА.

Учителям, которые работают в школе над совершенствованием учебного процесса, отбирают методы и формы работы с детьми необходимо ставить личность ребенка, во главу всего исходя из его индивидуальных особенностей, развивать его познавательный интерес, учить его приемам учебной деятельности. В перспективе я хотела бы видеть

-веселые лица детей, которые идут на уроки с радостью;

-не представляю себе развитие нынешней школы без умений педагога дойти до каждого. Современный педагог должен не только знать свой предмет, но и уметь пробуждать в ученике жажду познания;

-заинтересовать, а уже потом научить;

-вот в чем суть педагогического мастерства.



ПРИЛОЖЕНИЕ

■Разработки уроков, внеклассного мероприятия.

■Листы опорных схем.

■Планирование проблемных заданий и вопросов.



Тема: «ГРУППОВАЯ ФОРМА

РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

НОВОГО МАТЕРИАЛА»

Групповую форму работы я стала применять не только при проверке домашнего задания, но и при изучении нового материала. Пробудить у всех школьников интерес к работе и активность-цель групповой работы на уроке.

Группы, формирую с учетом успеваемости ребят и их активности. В каждую группу отбираю сильных, средних и слабых учеников, активных и пассивных. Назначаю старшего, который возглавляет общую работу, выбирает форму выполнения задания, ставит оценки. Задания даю дифференцировано для каждой группы. Работу группами хорошо применять и при изучении карты. В 6 классе при прохождении темы «Горы. Различие гор по высоте». На первом уроке учащиеся составляют в группах конспект по параграфу и запоминают его. Потом они находят на карте горы, которые надо заполнить и уметь показать. Первая часть второго урока отводится групповому восстановлению конспекта, а вторая часть работе с контурными картами. Каждая группа получает контурную карту полушарий. На доске в столбик под определенными порядковыми номерами я записываю все вулканы, горы ,которые изучали раньше.

Даю задание: учащиеся всех групп найти на картах атласа и приложениях данные объекты и нанести их на контурную карту. В начале следующего урока я для разминки опять раздаю контурные карты и даю новое задание: по порядковым номерам в картах восстановить, какие горы и вулканы «прячутся» за цифрами.

Тема: «Гидросфера»

(обобщение по теме)

в форме «Географического путешествия»

ЦЕЛЬ: повторить и обобщить знания учащихся по

теме, конкретизировать знания, учить составлять и сравнивать, учить работать с картой развивать познавательный интерес учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта полушарий, физическая карта

страны, атласы.

ХОД УРОКА 1.Организация. 2.Обобщение по теме:

Класс делится на три группы, каждая группа

называет свой «корабль».

Вступительное слово учителя:

Для того чтобы совершить сегодняшнее путешествие по Мировому

океану я предлагаю для разминки несколько испытаний:

3.Первое испытание-«Разминка»

Что такое Гидросфера? (заполнить таблицу)

ГПроект: «Обобщение педагогического опыта»ИДРОСФЕРА

Проект: «Обобщение педагогического опыта»

4.Второе испытание:

Мировой океан един, он ни где не прерывается. Из любой его очки можно совершить путешествие и попасть в любую другую, не пересекая сушу.

Задание: 1 .Назовите и покажите на карте океаны.

2.Назовите и покажите материки,острова,полуострова,моря,заливы.

5.Третье испытание:

Как вы думаете, почему вода не иссякает? Для того чтобы ответить на этот вопрос послушайте сказку стр.64 «Про капельку) А теперь вы можете ответить? (Мировой океан круговорот воды в природе) Подведение итогов первого этапа.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ:

6.Задание по группам кораблям.

Зад.к-лл.№1

Из порта «Одесса (определить его координаты)вам передали, чтобы

ваше судно снималось с якоря и шло в Одесский порт (совершив

путешествие через Атлантический океан и Индийский).

1.Определите кратчайший маршрут вашего похода;

2.Через какие моря, заливы, проливы прошло ваше судно.

З.К каким типам (по образованию)относятся моря?

4.Какие острова, полуострова вам встретились?

5.Отметьте на карте (карандашом) свой путь.

Зад.к-лл.№2

Эта группа начинает путешествие с порта Находка и совершает его

через Тихий и Северно-Ледовитый океан до г.Санк-Петербурга.

Зад.к-лл №3

1.Судно потерпело крушение просит о помощи его координаты:

45* ю.ш.;35*в.д.

2.Какое интересное и опасное явление вам поможет повстречается в

этих водах.

Зад.к-лл. №4

Аналогичное задание (как у группы №1)

7.Подведение итогов.

В чем значение Гидросферы для человека на Земле?

Гидросфера нуждается в охране, защите.

Заслушивание дополнительных сообщений по теме: «Охраняйте

воды мирового океана».

8.Оценка знаний учащихся.

ТЕМА: «АФРИКА»

(обобщающее повторение)

групповая форма работы: проблемно

поисковый, исследовательский характер

работы

Цель: повторить и обобщить материал раздела «Африка»; используя групповую форму работы, вовлечь в познавательный процесс каждого ученика закрепить умение работать с картой и анализировать ее;

Оборудование: карты атласа, картины.

Ход урока

7. Организация

2.Работа над обобщением и повторением.

Класс разбит на группы по 3-4 человека.

1гр.-«Картографы».

2гр.-«климатологи».

Згр. -2Гидрологи».

4.гр.-«Геоморфологи».

5.гр.-«зоогеографы».

6.гр.-«Ботаники».

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

1.Каждая группа получает задание по своему направлению и готовится 5 минут.

2.Группы сообщают итоги своих исследований по специальности.

3.обобщение и вывод учителя. Оценка знаний и умений.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ГРУППАМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ:

«КАРТОГРАФЫ»

1.Дайте характеристику Э.Г.П. материка 2. Определите координаты крайних точек.

с-......., ю-....., з-..., в-...

3.Определите расстояние Африки по 20* в.д. с Севера на юг по меридиану, если 1*=111 км.

«ГЕОМОРФОЛОГИ»

«Геоморфология-наука о рельефе»Задание:1. Что лежит в основе материка.

2.Назовите и покажите на карте основные формы рельефа, Чем можно определить

большую приподнятость восточной части материка?

3.Назовите и покажите на карте основные виды полезных ископаемых Африки.

«ЗООГЕОГРАФЫ И БОТАНИКИ»

Зоогеография изучает распространение

животных по земному шару, закономерности

их размещения.

Задание:

1.Совершите путешествие по 200 в.д. с севера на юг.

2Назовите встречающиеся природные

зоны. Расскажите о животном и растительном мире зон (используя карты и картины).

З. Анализ ответов учащихся, оценка знаний.

«КЛИМАТОЛОГИ»

«Климатология-наука, занимающаяся изучением климатов Земли.»

Задание:!, покажите по карте климатические пояса Африки.

2.Назовите факторы, влияющие на климат материка.

З. Что называют «изотермой?»

4.Дайте характеристику экваториального климатического пояса.

ГИДРОЛОГИ

«Гидрология- наука занимающаяся изучением природных вод (океанов, морей, рек, озер, болот).

2.3адание:1.Назовите и покажите реки и озера материка.

2.Дайте описание двух рек по плану.

3.Почему озеро Чад на карте обозначено прерывистой чертой?

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕ.

Тема урока: «Прощание с Африкой».

Цель урока: В занимательной форме закрепить знания, полученные при изучении материка Африка. Воспитать чувство ответственности, взаимопомощи, умения работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, привить интерес к предмету.

Оборудование: Карты Африки: физическая, климатическая, при­родных зон, раздаточный материал для проведения игр.

Тип урока: обобщающий урок по теме.

Ход урока.

1. Постановка задач урока и вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами заканчиваем изучение материка Африка, поэто­му на уроке вы должны показать степень усвоенности темы. Класс разбивается на 4 команды по 5 человек. Каждая команда си­дит за своим столом. За каждым столом помощник учителя проверяет знания учащихся и помогает учителю, верно, их оценить. 2.1 Д

проведение конкурсов.

КОНКУРС 1.

Учащиеся 1 и 2 столов получают конверты с контурами материка, острова, полуострова, государства - по 5 контуров, которые они должны определить.

Стол 1. Стол 2.

  1. Материк Африка южная часть. 1) Материк Африка северная часть.

  2. Остров Мадагаскар. 2) полуостров Сомали.

  3. Алжир. 3) ЮАР.

  4. Судан. 4) Эфиопия.

  5. Заир. 5) Египет.

Столы 3 и 4 - учащиеся получают по конверту, где записывают сто­лицы государств, а они должны вписать напротив название страны.

Стол 3. Стол 4.

  1. г. Алжир - Алжир. 1) г. Каир - Египет.

  2. г. Триполи-Ливия. 2) г. Аддис-Абеба-Эфиопия.

  3. г. Браззавиль-Конго. 3) г. Тунис - Тунис.

  4. г. Киншаса - Заир. 4) г. Рабат - Марокко.

  5. г. Хартум - Судан. 5) г. Луанда - Ангола.

КОНКУРС 2 (ботаников и зоологов). Кто это? Что это?

Каждая команда получает рисунок животного или растения, о кото­ром нужно быстро и интересно рассказать. Любой из группы может до­полнить ответ своих товарищей, но не повторятся.

Стол 1. Стол 2.

Рисунок страуса. Рисунок баобаба.

Стол 3. Стол 4.

Рисунок финиковой пальмы. Рисунок хамелеона.

КОНКУРС 3 (этнографов). Домашнее задание. Каждая команда дома подготовила сообщения об обычаях и нравах населения, которые должны ярко и интересно рассказать.

Стол 1. Стол 2.

О пигмеях. Об арабах.

Стол 3. Стол 4.

О берберах. О нилотах.

КОНКУРС 4. «Шерлок Холмс».

По одной или нескольким подсказкам определите название реки, чем меньше подсказок получит команда, тем больше очков заработает.

Стол 1.

  1. Эта река берёт начало в Центральной части Африки (6).

  2. Протекает через озеро Виктория (5).

  3. Образуется она от слияния 2 рек (4).

  4. Сливаются реки у города Хартума (3).

  5. Впадает она в Средиземное море (2).

  6. Это самая длинная река в мире (1).
    Стол 2.


  1. Это 4 река по длине и площади бассейна Африки, вода её кипит и
    бурлит подобно магме (6).

  1. В переводе её название означает «Великая река» (5).

  2. Протекает в Юго - Восточной части материка (4).

  3. Впадает в индийский океан (3).

  4. Её исследовал Д. Ливингстон (2).

6) На ней находится водопад Виктория (1).
Стол З

  1. Река течет по пустыне Сахара.(б)

  2. Впадает в Атлантический океан.(5).

  3. Её название в переводе означает «черный», «река в стране черных
    людей».(4).

  4. Река порожиста.(3).

5)Судоходна в нижнем течении.(2).

6)Третья река в Африке.(1).
Стол 4.


  1. Река пропекает по уступам плоскогорий.(6).

  2. На реке много порогов и водопадов.(5).

  3. У реки нет дельты.(4).

  4. Она впадает в Атлантический океан.(3).

  5. Река 2 раза пересекает экватор.(2).

  6. Это самая полноводная река Африки.(1).

КОНКУРС 5. «Третий лишний».

Стол 1. Стол 2.

  1. Мадагаскар. 1) чад.

  2. Нил. 2) Нигер.

  3. Замбези. 3) Танганьика.

Стол 3. Стол 4. -

  1. Конго. 1) Нигер.

  2. Алжир. 2) Нил.

  3. Сахара. 3) Египет.

Подведение итогов конкурса.

КОНКУРС 6 « БЛИЦТУРНИР».

Каждая команда должна ответить на 5 вопросов.

Если команда затрудняется ответить, то любая команда по разре­шению учителя может дать ответ и получить дополнительное очко.

  1. Река, дважды пересекающая экватор.

  2. Судоходный канал Африки.

  3. Самое большое по площади озеро Африки.

  4. Самое длинное пресноводное озеро Африки.

  5. Родственник жирафа.

  6. Река, на которой находится водопад Виктория.

  7. Насекомое, возводящее высочайшие постройки.

  8. Самое крупное травоядное животное.

  9. Самый сильный, грозный хищник.

10) Хищное пресмыкающееся, обитающее в реках.
11)Самая крупная птица на Земле.

  1. Птица, питающаяся змеями.

  2. Муха, вызывающая сонную болезнь.

  3. Гигантская трава в саваннах.

  4. Огромные раскидистые деревья саванн.

16) Сладкий картофель.

17) Земляной орех.

  1. Животное «корабль пустыни».

  2. Птица, встречающаяся только в Африке.

  3. Растение южной Африки с 2 листьями трёхметровой длины.

Подведение итогов, выставление оценок. 3. Заключительное слово учителя.

«Африка» - неизлечимая страсть: вдохнешь пыль её красной земли - латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров г какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинст­венного мира».

Но пришло время сказать: «Прощай, Африка! До новых встреч в следующих классах!»

Тема: «ПЛАН И КАРТА» ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

В ФОРМЕ КВН

ЦЕЛЬ: Повторить и обобщить знания по теме; через анализ, сравнения, работу с картами, развивать познавательный интерес.

1.РАЗМИНКА

Определите место нахождения географического объекта по координатам:

1)10* с.ш.;80*в.д. 1)53*ю.ш.;70*з.д.

2)46*с.ш.;75*з.д. 2)40*с.ш.;116*в.д.

3)41*с.ш.;50*в.д. 3)34*ю.ш.;19*в.д.

4)67*ю.ш.;94*в.д. 4)0*с.ш.;50*з.д.

2.КОНКУРС ЗНАТОКОВ

По физической карте определите протяженность: 1)о.Сахалина с.с.-на ю.ш. 2)Западно-Сибирской равнины вдоль 600 с.ш.

З.КОНКУРС-ПУТЕШЕСТВИЕ!

1)Совершить путешествие по пути Ф.Магелана. 2)Совершить путешествие по пути Х.Колумба.

4.КОНКУРС ТОПОГРАФОВ

Составить задание для команды соперницы,используя условные знаки.

5.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Команды читают рассказы составленные при помощи условных знаков.

6.КОНКУРС КАПИТАНОВ

Кто первый отвечает на вопрос тот получает 5 очков.

I. Kto был создателем первого глобуса?

2.Назовите признаки плана.

З.Назовите признаки карты.

4.Что называют азимутом?

5.Определите расстояние от г. Ставрополя до Северного полюса.

7.ИТОГ. ВЫЯВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ.


© 2010-2022