Практикум по географии в 7 классе

Как правило, после изучения Северной Америки в 7 классе учащиеся уже должны овладеть определенными практическими навыками: 1.Сравнивать географическое положение и на основе определенных показателей (например – географическое положение по стандартному плану и высоты над уровнем моря) строить гипотезы-предположения, которые впоследствии и доказывать или опровергать; 2. Анализировать данные климатограмм, на основе полученных данных производить расчеты, сравнивать полученные данные и делать выводы ...
Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок ______. Евразия: образ материка (1)

5.03

5.03

5.03

Цели урока:

• Сформировать образ материка.

• Выявить особенности физико-географического положения материка, влияющие на природные условия Евразии.

• Выявить особенности рельефа Евразии.

• Рассмотреть основные этапы формирования рельефа и закономерности размещения крупных форм рельефа и полезных ископаемых.

• Формировать умение работать с различными источниками информации.

Оборудование: учебник, атлас, карта полушарий, карта строения земной коры.

Основное содержание: Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельеф Евразии. Влияние древнего оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии.

Проверка домашнего задания:

1. Назовите и покажите на карте части США.

2. Приведите примеры разнообразия природы США.

3. В каких местах страны природные условия благоприятны для развития сельского хозяйства?

4. Какие стихийные бедствия характерны для страны?

Изучение нового материала:

Урок начинается с определения географического положения Евразии. Сформированные к этому времени приемы чтения карт, работы с текстом и типовыми планами позволяют организовать самостоятельную работу. В результате этой работы учащиеся должны прийти к следующим выводам:

1) берега Евразии омывают все океаны;

2) близко к Евразии расположена Африка и Северная Америка;

3) в Евразии все широты северные;

4) основная часть материка лежит в Восточном полушарии;

5) Евразия лежит во всех географических поясах, и на ее территории представлены все природные зоны.

Необходимо сравнить площадь Евразии с площадью других материков. Чтобы лучше представить размеры материка, учащиеся вычисляют его протяженность в градусах и километрах по меридиану 100° в. д. и параллели 40° с. ш., т. е. устанавливают протяженность с севера на юг и с запада на восток. Полученные данные позволяют сделать вывод о большой удаленности внутренних областей материка от океанов и морей, что способствует континентальности и сухости климата, широкому распространению пустынь и полупустынь.

При изучении особенностей береговой линии классу можно предложить совершить воображаемое путешествие по карте, например из Мурманска до Берингова пролива и т. д. Учащиеся показывают путь на карте, говорят, по каким морям и проливам проходит путешествие, мимо каких островов и полуостровов они пролетят. Для повышения активности рассказ одного ученика продолжает другой и т. д.

При изучении рельефа Евразии вначале рассматривают особенности рельефа материка в целом и связывают их со строением земной коры и основными факторами рельефообразования. Учитель организует беседу, в результате которой учащиеся приходят к выводу, что рельеф Евразии очень разнообразный (встречаются все формы) и с большими амплитудами. Евразия так велика, что в ее основании лежит несколько платформ (в отличие от других материков). Учащиеся называют платформы, совмещая карту строения земной коры с физической картой и современные формы рельефа этих платформенных участков материка.

Между платформами находились менее устойчивые, подвижные участки, на которых происходили прогибы, поднятия и развивались процессы горообразования. Так, платформы постепенно обрастали по краям горами, которые, разрушаясь и сглаживаясь, превратились в равнины. Учащиеся находят на карте эти горы и равнины, относящиеся к древнейшей и древней складчатостям.

Далее они изучают воздействие внутренних процессов на рельеф материка и размещение областей землетрясений и вулканов. Учитель напоминает, что рельеф материка, как и любой другой территории, определяется не только строением земной коры, но и внутренними процессами. Поэтому в целях повторения класс отвечает на вопросы: какие процессы влияют на земную поверхность? Как внутренние процессы изменяют поверхность Земли? В какой части Евразии особенно заметно проявляется действие внутренних процессов? Покажите эти территории на физической карте. Учащиеся называют два пояса - Тихоокеанский и Средиземноморско-Азиатский.

Затем переходят к рассмотрению роли внешних процессов, главным образом древнего оледенения. Роль древнего оледенения школьники выясняют самостоятельно по тексту § 45, а затем отвечают на вопросы: какую часть Евразии захватило древнее оледенение? Как оно изменило рельеф материка?

Домашнее задание: 1) изучить § 45; 2) ответить на вопросы 2, 3; 3) выполнить задания 1, 9 на контурной карте; задания 4-8.

Опрос:








________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________


Урок_________. Евразия: образ материка (2)

12.03

11.03

12.03

Цели урока:

• Продолжить формирование образа материка.

• Формировать знания об особенностях климата материка.

• Рассмотреть влияние рельефа на климат материка.

• Раскрыть особенности рек и озер Евразии.

• Дать представление об особенностях природных зон Евразии.

• Продолжить формировать умение работать с несколькими картами и типовым планом.

Оборудование: учебник, атлас, климатическая карта мира, карта природных зон.

Основное содержание: особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны.

Проверка домашнего задания:

1. Дайте характеристику географического положения Евразии.

2. Сравните и установите сходство и различие географического положения Северной Америки и Евразии.

3. Совершите воображаемое путешествие вокруг Евразии от ближайшего к вам моря. Назовите моря, острова, полуострова, которые встретятся на вашем маршруте.

4. Расскажите об истории формирования рельефа Евразии.

5. Какое влияние оказало древнее материковое оледенение на рельеф равнин Евразии?

Изучение нового материала:

Евразия - единственный материк, на котором представлены все климатические пояса земного шара. Учитель организует работу учеников по климатической карте. (В каких климатических поясах расположена Евразия? Какой из них занимает наибольшую территорию? В каком направлении происходит смена климатических поясов? Чем это можно объяснить? В чем разнообразие климата Евразии? Как доказать, что главным климатообразующим фактором является географическая широта? Где выпадает самое большое и самое малое количество осадков? Найдите самые жаркие и самые холодные районы Евразии.)

Для лучшего понимания зависимости климата от географической широты можно использовать климатические диаграммы в атласе.

О влиянии рельефа на климат Евразии учащиеся узнают из текста § 46 на с. 191. Обратившись к климатической карте, ученики приводят примеры, подтверждающие влияние рельефа на распределение осадков: например, разбирают, на каких склонах гор выпадает большее количество осадков.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о континентальности климата. Используя карты § 46 и атласа, учащиеся отвечают на вопросы:

1. Подтвердите примерами большее разнообразие климатических условий умеренного пояса Евразии в сравнении с умеренным поясом Северной Америки. Чем это объяснить?

2. Почему полюс холода Северного полушария сформировался в Евразии, а не в тех же широтах Северной Америки?

3. Проследите изменение климатических условий с запада на восток в пределах умеренного пояса.

Изучение внутренних вод начинается с выполнения учащимися заданий.

1. Определите, к бассейнам каких океанов принадлежат реки материка.

2. Определите, какие участки материка имеют наиболее густую речную сеть.

3. Выделите на карте бассейн внутреннего стока. Чем объяснить его столь большую площадь?

Учащиеся находят на карте крупнейшие реки Евразии, названные на с. 192 учебника, и дают характеристику одной из них (работу можно выполнить по вариантам).

Далее ученики выполняют следующее задание: пользуясь физической картой Евразии, впишите названия рек, на которых расположены следующие города:

Санкт-Петербург- ____________ Архангельск -_________________

Лондон-_______________ Астрахань-____________

Прага-_______________ Киев-______________

Париж -______________ Варшава-______________

Багдад -_________________ Будапешт-____________

Калькутта-________________ Москва -__________,

Знакомство с природными зонами материка осуществляется на уроках-«путешествиях» по Европе и Азии.

В заключение урока учащиеся заполняют «Таблицу рекордов Гиннесса» для Евразии.

Самая высокая точка - г. Джомолунгма (8848 м)

Самая низкая точка -Впадина Мертвого моря (-395 м)

Самый крупный полуостров -Аравийский (2730 тыс. км²)

Самый крупный остров -Калимантан (734 тыс. км²)

Самая длинная река -Янцзы (более 6000 км)

Самое крупное озеро -Каспийское море (371 тыс. км²)

Крупнейшая по площади страна -Россия (17,1 млн км²)

Домашнее задание: 1) изучить § 46; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа.

Опрос:









Урок ____. Европа в мире

16.03

12.03

16.03

Цели урока:

• Сформировать образ Европы.

• Сформировать знания о географическом положении Европы.

• Углубить знания учащихся о населении и странах Европы.

• Формировать умения составлять описания территорий в ходе самостоятельной работы.

Оборудование: учебник, атлас, карта полушарий, политическая карта мира.

Основное содержание: Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения. Европейцы. Городское и сельское население. Образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Европейский союз (ЕС). Политическая карта Европы.

Проверка домашнего задания:

1. Как влияет рельеф на распределение температур воздуха на территории Евразии?

2. Расскажите об особенностях распределения осадков по территории Евразии. Чем вы можете объяснить эти особенности?

3. Назовите и покажите на карте крупнейшие реки Евразии.

4. Сравните режим и питание рек бассейнов Атлантического и Тихого океанов.

5. Перечислите природные зоны, которые пересекаются 40-й параллелью в Евразии и Северной Америке. Назовите причины сходства и различия в чередовании зон.

6. Дайте описание одной из природных зон Евразии.

Изучение нового материала:

В начале урока учитель просит вспомнить учащихся, как проходит граница между Европой и Азией. Показав ее на карте, школьники дают характеристику географического положения Европы.

Работая с картой «Народы и плотность населения мира», учащиеся устанавливают особенности размещения населения и их причины. Учащиеся убеждаются в том, что плотность населения зависит не только от природных, но и от исторических условий, от хозяйственной деятельности человека. Бóльшая часть населения проживает в городах. Изучая этнический и религиозный состав населения Европы, учащиеся вместе с учителем заполняют таблицу.

Этноконфессиональная классификация народов Европы

Принадлежность к конфессии

Индоевропейская семья

Уральская семья

Группы:Славянская

Романская

Балтийская

Албанская

Финно-угорская

католики


протестанты


христиане


мусульмане


Для чтения политической карты предлагаются задания, требующие группировки стран по величине территории, по географическому положению и т. д. Анализируя карту и получив дополнительные сведения от учителя, учащиеся заполняют таблицу.

Крупнейшие по площади страны :

Карликовые страны :

Приморские страны:

Полуостровные страны:

Островные страны:

В географической терминологии существует понятие «карликовые государства». К ним относили до последнего времени крохотные страны Европы: Андорру, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино, Ватикан. (Найдите эти страны на политической карте.) Размеры их территорий и число жителей, вместе взятых, спокойно вписались бы по площади в Москву, а их население, включая малышей, с комфортом бы разместилось на трибунах Центрального стадиона в Лужниках (103 тыс. мест). В то же время это очень удивительные страны. (Подготовьте сообщение или компьютерную презентацию одного из этих государств.)

При изучении городов учитель называет крупнейшие из них и предлагает задание: укажите наиболее известные достопримечательности городов Западной Европы.

Город - Страна - Достопримечательности (символы города)

Лондон -

Париж -

Рим -

Берлин-

Копенгаген-

Стокгольм-

Афины-

Венеция-

Амстердам-

Вена-

Далее учитель отмечает, что по особенностям географического положения, природных условий и хозяйственной деятельности в Европе выделяют регионы: Северную, Западную, Восточную, Южную Европу.

Учитель предлагает учащимся нанести на контурную карту границы регионов Европы; отметить страны Евросоюза; обозначить основные элементы, характеризующие географическое положение Европы.

При изучении природных ресурсов учащиеся, используя текст § 47 и атлас, заполняют

География природных ресурсов Европы

Нефть -

Газ -

Уголь -

Железная руда -

Гидроэнергоресурсы -

Рекреационные ресурсы -

Домашнее задание: 1) используя информацию сайтов ntrust.ru и unesco.ru/rus/index.php, a также других электронных и литературных источников, подготовьте презентацию объектов Всемирного культурного наследия одной из стран Европы (по выбору); 2) изучить § 47; 3) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа.

© 2010-2022