Физические и химические явления

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Конспект

урока по природоведению

в 5 классе

по теме «Физические и химические явления»










Автор: Чернова Л.И., учитель географии

















5 класс дата___________


Урок №29


ПЛАН-КОНСПЕКТ


Тема: Физические и химические явления

Цель:

  • Создание условий обучающимся на уроке для усвоения новых устойчивых знаний о веществах и телах, физических и химических явлениях в окружающем мире

  • активизация учебной и мыслительной деятельности при изучении нового материала.

Задачи:

Образовательные - сформировать понятие о веществе, их свойствах, познакомить с физическими и химическими явлениями, показать многообразие явлений природы.

Развивающие - развить интеллектуальные и познавательные умения учащихся: выделять существенные признаки и свойства, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, анализировать, делать выводы, выполнять опыты, наблюдать, оформлять наблюдения в виде таблиц, схем.

Воспитательные - содействовать воспитанию у учащихся организованности, аккуратности при проведении эксперимента, умение выстраивать ответы в логической последовательности.

Тип урока:комбинированный

Оборудование: медиапроектор, компьютер; лабораторное оборудование (спиртовки, пробирки, держатели для пробирки, химические стаканчики; перекись водорода, сода, вода, лимонная кислота, клубень картофеля, соль, перец, крахмальный клейстер, йод, кусочки белого хлеба) презентация «Физические и химические явления». Листочки с письменным тестовым заданием.

Ход урока:


Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Время

в мин.



Организационный момент

Проверка готовности учащихся. Настрой на работу

Проверка рабочих мест

2

Повторение пройденного материала


Формулирует вопросы, даёт пояснения к заданиям. И составляет логическую цепочку:

Тело - вещество - молекула - атом -химический элемент

  1. Фронтальный опрос:

  • Как можно назвать одним словом звёзды, стакан воды, парту, карандаш, камень, пенал?

  • Чем отличается камень от карандаша?

  • Из чего состоят тела?

  • Из чего состоят вещества?

  • Что входит в состав молекул?

  • Как называется определённый вид атома?

  1. Какими знаками обозначаются следующие химические элементы: кислород (О), водород (Н), углерод (С)

  2. Ответьте на вопросы:

  • На какие группы можно разделить вещества?

  • Чем отличается простое вещество от сложного?

  • Назовите три агрегатных состояния вещества. Приведите примеры веществ, имеющих разное агрегатное состояние.

Может ли вещество переходить из одного состояния в другое? При каких условиях?

Предполагаемые ответы:



Тела

Формой и размерами

Из вещества

Из молекул

Атомы

Химический элемент

Буквенными символами

Простые и сложные

Количеством химических элементов

Проверочная работа

Твердое, жидкое, газообразное

Да, при повышении температуры

8



Актуализация знаний

Предлагает учащимся рассмотреть иллюстрации на слайде и ответить на вопрос «Что объединяет все изображения?»

(слайд 1)

Сегодня мы поговорим о многообразии явлений природы.

Предполагаемый ответ:

На слайде изображены различные природные явления.

Запись определения в тетрадь: «Явления - это любые изменения, которые происходят с телами»

3

Предлагает прослушать текст «Один день из жизни Незнайки» (Приложение 1) и ответить на вопросы:

- Какие явления вы заметили?

- Чем они различаются?

Предполагаемые ответы:

Явления:

  • горение газа

  • изменение формы пластилина

  • кипение чайника и выкипание воды

  • таяние льда

  • прокисание молока

Все эти явления различаются происхождением.

3

Изучение нового материала

Предлагает рассмотреть рисунки на слайде и объяснить, в чем разница между изображенными процессами.

Предполагаемый ответ:

В первом случае происходит только изменение формы вещества, а во втором - изменение молекул вещества


Объясняет, что в первом случае изображено физическое явление, а во втором - химическое

Запись схемы в тетрадь.

слайд


Демонстрирует слайды с изображением физических явлений, а затем - названия этих явлений

Формулируют положения:

- Электрические явления связаны с электрическими зарядами и их движением

- Механические явления связаны с изменением положения тела по отношению к другим телам, движением

- Световые явления связаны со светом

- Звуковые явления связаны со звуком

- Тепловые явления связаны с нагреванием и охлаждением тел


Акцентирует внимание на том, что различные физические явления постоянно присутствуют в нашей жизни. слайд

Предлагает учащимся разделить соль и перец, насыпанные в блюдце разделить при помощи пластиковой ложки

Вспоминают о том, что пластиковые предметы способны приобретать электрический заряд от трения.

Учащиеся могут потереть пластиковую ложку о шерстяную одежду и приблизить ее к смеси соли и перца. Поскольку частички перца мельче и легче, то они притягиваются к ложке


Физкультминутка

Предлагает продемонстрировать механические явления

Ответственный за разминку ученик показывает упражнения для мышц шеи, рук и ног.

Все учащиеся выполняют разминку


Практическая работа

Координирует и помогает в выполнении опытов

Выполняют опыты в парах (Приложение №2)


Помогает в обобщении и формулировке выводов

Обобщают выводы по результатам опытов.

Запись признаков химических реакций в тетрадь


Обращает внимание на условия протекания химических реакций


Закрепление знаний

Предлагает прочесть стихотворения 1,2и назвать явления, о которых идет речь

Предполагаемый ответ:

В стихотворении на слайде №12 говорится о физических явлениях: механическом (движение) и тепловом (таяние льда)

В стихотворении на слайде №13 говорится о физических явлениях: световом (сверкание молнии) и звуковом (гром)

В стихотворении на слайде №14 говорится о химическом явлении (горение)

В стихотворении на слайде №15 говорится о физическом явлении: световом (полярное сияние)


Домашнее задание

Объясняет алгоритм выполнения домашнего задания

Запись домашнего задания в дневник


Рефлексия

Зачитывает утверждения

Соглашаются или не соглашаются с утверждениями и заполняют таблицу












Технологическая карта

К теме: «Многообразие природных явлений. Физические и химические явления»

___________________________________________________________

Задание 1. Проверь себя!

Установите соответствие. Покажите стрелочкой буквенные символы простых и сложных веществ

Простые

веществаФизические и химические явления

Сложные веществаФизические и химические явления

Физические и химические явленияH2O


  • О

  • NaCl

  • Cl




  • Fe2О3

  • Al

  • N

Задание 2.

Прослушайте текст. Какие явления вы заметили? Чем они различаются? Напишите их.

Один день из жизни Незнайки

Незнайка решил, что он непременно должен быть полезен своим друзьям. Он проснулся к обеду, зажег газ и поставил чайник на плиту. А сам сел лепить из пластилина. Незнайка так увлеченно лепил маленьких человечков, что не заметил, как чайник закипел. Он все продолжал свое занятие, пока Шпунтик, сердито ворча, не убрал с плиты выкипевший чайник. Чай не получился.

Незнайка задумал приготовить кашу. Для этого достал из холодильника молоко и поставил его на стол.

Делать ему больше ничего не хотелось, и он развлекал себя тем, что доставал кубики льда из холодильника и катал их по кухонному столу. Стол вскоре стал мокрым. А Незнайка, забыв о своем обещании, убежал гулять.

Вернулся он поздно и вспомнил про молоко. Но в пакете на столе молоко стало кислым. Вот какой помощник!

______________________________________________

______________________________________________

_______________________________________________

______________________________________________

Задание 3. Будьте внимательны! Заполните таблицу

Химические опыты

Что делаем

Что наблюдаем

Выводы

Подержим над огнем кусочек белого хлеба, содержащего органические вещества.

Это явление …………………., т.к………………….

(назвать признаки)

Возьмем стаканчик с крахмальным клейстером. Добавим несколько капель раствора йода.


К чайной ложке питьевой соды добавим лимонную кислоту и воду.



Задание 4. Выполните тест


1

2

3

4

5

6





Сегодня урок:


лёгкий - трудный


интересный - скучный


полезный - ненужный



Я ученик:


старательный - ленивый


внимательный - невнимательный


урок усвоил - не усвоил

Химические реакции

Опыт 1

Подержим над огнем кусочек белого хлеба, содержащего органические вещества.

Наблюдаем:

1. Обугливание, то есть изменение цвета;

2. Появление запаха.

Вывод. Произошло химическое явление (образовалось новое вещество - уголь)

Опыт 2

Приготовим стаканчик с крахмалом. Добавим немного воды, перемешаем. Затем капнем раствором йода.

Наблюдаем:

1. Признак реакции: изменение цвета (посинение крахмала)

Вывод. Произошла химическая реакция. Крахмал превратился в другое вещество.

Опыт 3

1. Разведем в стакане небольшое количество питьевой соды.

2. Добавим туда несколько капель уксуса (можно взять сок лимона или раствор лимонной кислоты).

Наблюдаем:
1. Выделение пузырьков газа.

Вывод. Выделение газа - один из признаков химической реакции.

Некоторые химические реакции сопровождаются выделением тепла.

Подведём итоги

·При химических явлениях молекулы вещества распадаются на атомы, из атомов образуются молекулы нового вещества.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест: "Физические и химические явления"

Вариант I.

Установите соответствие:

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Вода в озере покрылась коркой льда.

  2. Появление ржавчины на железном гвозде.

  3. Золотую проволоку вытянули в нить.

  4. Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле).

  5. Ледяная игрушка весной растаяла.

  6. Высыхание дождевых луж.

  7. Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту.

  8. Морской прилив.

  9. Кусочек свинца бросили в азотную кислоту , он "исчез" , "растворился" , при этом выделился бурый газ.

  10. Лёд уронили , он разбился и получилось несколько ледышек.

Вариант II.

Установите соответствие:

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Выветривание горных пород.

  2. Серебряная ложка на воздухе потемнела.

  3. Испарение воды с поверхности реки.

  4. Горение керосина в лампе.

  5. Движение воздуха (ветер).

  6. Скисание молока с образованием кефира.

  7. Плавление куска железа.

  8. Горение спички.

  9. Дети на пляже построили из песка замок.

  10. Кусочек цинка бросили в соляную кислоту , при этом интенсивно начал выделяться газ.



© 2010-2022