Валеология на уроках географии (из опыта работы)

        Школа, приняв на себя ответственность за развитие здоровой, жизнеспособной, гармоничной личности, в течение многих лет пребывает в состоянии поиска способов сохранения и укрепления здоровья детей.   Требования нового стандарта Новый стандарт среди направлений модернизации образования, в том числе выделяет:  формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач; усиление роли дис...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Валеология на уроках географии и внеклассных

мероприятиях


( из опыта работы учителя географии)

Валеология на уроках географии(из опыта работы)


Учитель: Юлия Адександровна Иванова


Школа, приняв на себя ответственность за развитие здоровой, жизнеспособной, гармоничной личности, в течение многих лет пребывает в состоянии поиска способов сохранения и укрепления здоровья детей.

Требования нового стандарта

Новый стандарт среди направлений модернизации образования, в том числе выделяет:

  • формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

  • усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся.

А также указывает на необходимость сохранения физического и психического здоровья школьников.
Результатом реализации нового стандарта образования предположительно будет выпускник, отвечающий требованиям жизни в 21 веке.

Возможности географического образования.

При постоянно ухудшающейся статистике детской заболеваемости, задача школы - использовать все имеющиеся возможности для сохранения и укрепления здоровья учеников.
Умения, навыки, способы деятельности, сформированные на уроках географии - не только часть географической культуры, но и существенный элемент общей культуры человека, являющейся необходимым условием развития и социализации школьников. А здоровье - важнейшая составляющая модели выпускника школы, играет решающую роль в успешной реализации личности в обществе.

Практическая направленность географического образования позволяет движение в направлении формирования «нового» выпускника.
Целями географического образования среди прочих являются:

  • развитие творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; экологической культуры;

  • применение географических знаний и умений для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определённой территории; самостоятельное оценивание уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Возможность применения географических знаний и умений в повседневной жизни позволяет формировать у учащихся понятия здорового образа жизни.

Анализ содержания курса «География Земли» с точки зрения возможностей формирования понятий и способов ЗОЖ.

Для понимания возможностей содержания предмета для формирования понятий здорового образа жизни потребовалась работа с документами, определяющими преподавание географии в школе. Это - прежде всего Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и Примерные программы основного общего образования.
В Стандарте четко прописаны цели изучения географии на ступени основного общего образования и требования к уровню подготовки выпускников. Выше названное, а также содержание курса «География Земли» позволило определить примерный перечень понятий ЗОЖ, возможность формирования которых есть на уроках географии. Содержание разделов «План местности», «Земля - планета Солнечной системы», «Рельеф Земли», Гидросфера», «Атмосфера», «Биосфера», на мой взгляд, обладает возможностью формирования понятий ЗОЖ.

Изучив содержание отдельных уроков, я выбрала следующие понятия ЗОЖ: двигательная активность, активный отдых, туризм, рациональный режим труда и отдыха, закаливание, биоритмы, климатическая адаптация, экологическая безопасность, рациональное питание, акклиматизация, рекреация, безопасность жизнедеятельности в природной среде.
Учитывая практическую направленность географического образования, необходимость подготовки учащихся к применению географических знаний и умений в повседневной жизни, я для демонстрации возможностей начального курса географии взяла несколько примеров конкретных уроков:

Так на обобщающем уроке «Практическая работа «Чтение плана местности» возможно проведение беседы о значении топографических планов для людей разных профессий и занятий, в т.ч. и для туристов. В ходе беседы необходимо обратить внимание детей на преимущество активных видов отдыха, значении двигательной активности для сохранения и укрепления здоровья.

На уроке «Земля - планета Солнечной системы» после объяснения следствий суточного вращения Земли учащимся может быть предложено заполнение таблицы «Досуг в разное время года»:

Время года Зима Весна Лето Осень
Способы организации досуга
После заполнения таблицы дети самостоятельно делают вывод о влиянии сезонных изменений на жизнь и двигательную активность человека. В ходе обсуждения у учащихся формируются понятия о биоритмах человека и двигательной активности.

С удовольствием дети решают задачи на определение изменения температуры воздуха при подъёме в горы. Вот одна из таких задач:
Определить температуру воздуха в посёлке, расположенном на высоте 2500 метров над уровнем моря, если у подножья гор температура равна 24 ° С.
После решения задачи проводится беседа об особенностях горного климата и рекреационных районах. В ходе беседы учитель рассказывает о климатической адаптации человека в горах и выявляет знания учащихся о рекреационных районах России. Проиллюстрировать беседу целесообразно слайдами презентации с изображением горных курортов России и возможностями организации активного отдыха.

Работа с картами атласа - один из важнейших видов работы учащихся на уроке географии. Географическая карта - важнейший источник географической информации. На уроке «Хозяйственное значение океана» ученики, подготовленные выполнением опережающего задания (знакомство с веществами, необходимыми организму), по картам атласа определяют биологические ресурсы океанов и оценивают возможности океанов по обеспечению людей белковой пищей. Этот вид работы знакомит детей с понятием «рациональное питание».

Выполнение иллюстраций к стихам на уроке «Погода» не только развивает образные представления учащихся о типах погоды, характерных для нашего города, но и позволяет обратить внимание детей на необходимость закаливания для сохранения здоровья.

Сегодня мобильность населения высока, люди свободно перемещаются по стране, материкам, климатическим поясам, и не всегда задумываются о последствиях таких перелётов. Перед уроком «Климат» учащимся предлагается виртуально собрать чемодан и аптечку в дорогу для поездки:
в Египет в апреле;
в Аргентину в январе;
в Антарктиду в июле.
На уроке, при проверке «собранных чемоданов» учащиеся с помощью учителя делают вывод о воздействии перемещений на здоровье человека и знакомятся с действиями, которые облегчат акклиматизацию.

Опережающее задание «Какие заболевания могут стать следствием загрязнённости атмосферного воздуха?» перед уроком «Охрана атмосферного воздуха», позволяет формировать понятие экологическая безопасность и экологическая культура человека.

Вывод.
Таким образом, анализируя содержание курса «География Земли» 6 класса, можно сделать вывод об имеющихся возможностях для формирования понятий здорового образа жизни на уроках географии. А готовность учащихся применять географические знания в повседневной жизни, знание факторов, влияющих на здоровье, позволит им не только знать понятия ЗОЖ, но и бережно относится к своему здоровью.


Если посмотреть на содержание стандарта основного общего образования по географии , то большинство его разделов предполагает (или в других случаях позволяет) проводить учебно-воспитательную работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья, профилактику вредных привычек.

К теме «Природа Земли и человек», в рамках которой учитель рассказывает о развитии географических знаний человека о Земле, выдающихся географических открытиях и путешествиях, относятся историко-географические сведения об обнаружении и распространении опасных растений (например, распространении табака), об отношении к этим растениям в разных странах. Тема позволяет проводить изучение биографий великих путешественников и ученых с позиций воспитания характера, формирования жизненных навыков правильного отношения к трудностям и превратностям судьбы, что тоже относится к сфере здоровьесбережения.

При изучении полезных ископаемых, минеральных ресурсов Земли, их видов и оценки характеризуется влияние природных богатств на жизнь , быт людей и производственные особенности региона. И ставится вопрос о развитии на территориях, лишенных природных ископаемых, компенсаторной деятельности, направленной на получение доходов. Раскрывая причины культивирования и распространения психоактивных веществ, рассказываем о том, что сами местные жители не употребляют наркотические средства, а используют производство лишь для получения прибылей.

При изучении гидросферы, роли воды в природе и жизни людей учитель рассказывает о значении веществ, содержащихся в ней, профилактике заболеваний, связанных с недостатком минеральных веществ, в частности йода, а также использованием непитьевой воды. Тема «Водные ресурсы Земли, их размещение и качество» позволяет акцентировать здоровьеохранные и природоохранные аспекты. Практико-ориентированные темы «Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте, оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли» позволяют формировать навыки охраны природы и здоровьесберегающего характера.

При изучении атмосферы, ее состава рассматриваем влияние атмосферы на состояние здоровья человека и его адаптацию к разным климатическим условиям. Здесь уместно актуализировать и углубить знания учащихся о строении и функционировании органов дыхания, необходимости их защиты и профилактики болезней органов дыхания.

Наблюдая за погодой, давая ее описание, учащиеся получают знания о влиянии температуры и давления воздуха на организм человека. Знакомятся с предупреждением погодозависимых заболеваний.

Тема «Биосфера» позволяет широко рассматривать взаимосвязи в живой и неживой природе, делать выводы о необходимости бережного и продуманного отношения к биосфере как необходимой для здорового существования организмов среде. Практическая составляющая направлена на анализ состояния биосферы и возможность защиты организма от неблагоприятных воздействий, связанных с биосферными проблемами.

В последнее время большое практическое значение приобретают знания и умения, связанные с наблюдениями за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Работая над навыками описания растительного и животного мира на местности и по карте, учащиеся одновременно получают знания о полезных и опасных организмах, способах взаимодействия с природными объектами.

При изучении почвы и ее важнейшего свойства - плодородия - продолжаем тему, связанную с направлениями развития человеческой деятельности и связи этой деятельности с природными условиями. Важна тема защиты почв и контроля за состоянием почвенных угодий в целях выращивания экологически безопасной продукции.

Рассмотрим территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные и географическую оболочку как окружающую человека среду, ее изменения под воздействием деятельности человека. Основная идея взаимосвязи компонентов территориальных комплексов позволяет привести учащихся к выводу о необходимости продуманных и взвешенных решений в области природопользования.

При описании природных зон Земли по географическим картам и сравнении хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах объясняются причины массового выращивания или производства вредных для здоровья человека веществ, относящихся к группе психоактивных. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменений, влияния на качество жизни населения позволяют продолжать линию сохранения здоровья.

Изучение тем о материках, океанах, народах и странах позволяет рассматривать материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, показывать взаимосвязи между компонентами этих комплексов, развивать природоохранные знания. Изучая население Земли и отдельных материков, его численность, формируем знания о демографических проблемах и поисках путей их решения. Рассказывая о человеческих расах, этносах можно актуализировать знания о культурах разных народов, их отношении к здоровью, употреблению психоактивных веществ.

Вслед за изучением географии современных религий рассматриваются вопросы материальной и духовной культуры как результаты жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Понятие духовной культуры человека подразумевает и наличие культуры сохранения здоровья.

При определении и сравнении различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира проанализируем влияние вредных привычек на продолжительность жизни , качество жизни и др. Изменение природы материков и стран под влиянием хозяйственной деятельности человека приводит к катастрофическим явлениям природного и техногенного характера, представляет угрозу жизни и здоровью. Какие меры по охране природы на уровне материков и отдельных стран необходимо осуществлять для снижения этой угрозы?

Большинство тем курса географии позволяют развивать кругозор, формировать альтернативные и несовместимые с вредными привычками интересы. Это, например, путешествия по крупным природным, природно-хозяйственным и историко-культурным регионам материков, изучение многообразия стран, их столиц и крупных городов, основных объектов природного и культурного наследия человечества.

При изучении политической карты мира и отдельных материков возможно провести исследование о влиянии политики, направленной на здоровье населения этой страны.

Тема «Природопользование и геоэкология» является одной из важных тем курса для формирования культуры здорового образа жизни . Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем; влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу, меры по их охране; деятельность человека по использованию и охране почв; стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности людей; сохранение качества окружающей среды; основные типы природопользования; источники загрязнения окружающей среды; экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования; изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений; применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, пути сохранения и улучшения качества окружающей среды - все эти вопросы, содержащиеся в Стандарте школьного географического образования, имеют непосредственное отношение к формированию культуры здоровья и профилактике ее нарушений.

При изучении географии России рассмотрим понятия природного и экологического потенциала России, увеличения его в процессе хозяйственной деятельности людей. Возможно ли это? Конечно, если такая деятельность осуществляется рационально. Как же этого добиться? Найдем примеры решения этой задачи на учебном материале, например на природно-хозяйственных различиях морей России. Или задумаемся о необходимых мерах по сохранению плодородия почв. Тема населения России наиболее благодатна для показа глубоких социальных проблем, которые связаны с широким распространением вредных привычек и вызванных ими болезней. Человеческий потенциал, которым всегда так гордилась наша страна, стал самым уязвимым звеном.

Состояние здоровья. Из множества показателей заболеваемости ни один не дает представления о состоянии здоровья населения в целом. Для решения этой проблемы в международных сопоставлениях используют два взаимодополняющих подхода. Первый - оценка состояния здоровья через демографические показатели долголетия и ранней смертности детей, синтезирующие многие аспекты качества жизни (здоровья, образа жизни, доходов населения и условий жизни). Второй - использование в качестве индикаторов социально-обусловленных заболеваний, в том числе туберкулеза и СПИДа.

Состояние здоровья населения России стало одной из наиболее острых проблем переходного периода, это подтверждает показатель ожидаемой продолжительности жизни, сопоставимый с развивающимися странами. Самая низкая продолжительность жизни в регионах Восточной Сибири, особенно в республике Тыва (56 лет). В Европейской части пониженным долголетием отличаются обезлюдевшие и постаревшие области Северо-запада и Центра с сильно выраженной депрессивностью (Псковская, Ивановская, Тверская области - 62-63 года). Лучшие показатели имеют субъекты РФ двух типов: регионы Европейского юга и Москва. Но в целом картина мозаична, так как региональные различия зависят от целой группы факторов - природно-климатических (так называемый северо-восточный градиент смертности), уровня образования и дохода, традиций и норм поведения или, проще говоря, распространенности алкоголизма.

В динамике продолжительности жизни в переходный период отмечались два спада (1991-1994 и 1999-2001 гг.) и незначительный рост в промежутке между этими периодами. Динамика и региональная дифференциация взаимосвязаны: в годы снижения ожидаемой продолжительности жизни региональные различия увеличиваются, в периоды роста - сокращаются за счет более существенного улучшения ситуации в проблемных регионах.

Помимо общего снижения продолжительности жизни, в переходный период стало менее явным воздействие природно-климатических факторов: население «богатых» нефтегазодобывающих округов Севера живет теперь дольше, чем жители Центральной России. Негативные социально-экономические факторы (бедность, плохое питание, ухудшение медицинского обслуживания) оказались сильнее природных. Москва и, в меньшей степени, Санкт-Петербург выделяются большим долголетием по сравнению с окружающими регионами не только благодаря высоким доходам (во второй столице они не так велики), но и более высокому образованию населения. Исследования демографов Е. Андреева и В. Школьникова показали, что на каждый дополнительный год обучения смертность снижается на 9% у мужчин и на 7% у женщин.

Далеко не всем известно, что показатели детской и материнской смертности после пика в середине 90-х теперь ниже, чем в советское время. Но причина снижения не вполне ясна: в динамике показателей здоровья трудно разделить воздействие адаптационных механизмов, в том числе снижения рождаемости, и вклад государства в развитие медицинских услуг, возросший только в последние годы. Несмотря на некоторое улучшение, по уровню младенческой смертности Россия отстает от развитых стран в 2-3 раза, при этом региональные показатели различаются более чем в три раза. В Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской и Самарской области умирают 9-10 детей в возрасте до года на 1000 родившихся живыми, а в наименее развитых республиках Северного Кавказа, сибирской республике Тыва и автономных округах Крайнего Севера, в которых живут коренные малочисленные народы, - 30-33. Причина не только в слаборазвитой медицине, но прежде всего - в низких доходах и немодернизированном образе жизни населения. Показатель младенческой смертности уникален своей поляризованной динамикой в переходный период: регионы с худшими показателями остались столь же проблемными, а в регионах-лидерах смертность снизилась почти вдвое.

Позитивная динамика смертности детей до 5 лет более тесно связана с увеличением социальных расходов государства и улучшением профилактики, вакцинации детей. Однако разная доступность и качество медицинского обслуживания в городах и сельской местности приводят к тому, что коэффициент смертности сельских детей в возрасте от 1 до 4 лет вдвое выше, чем городских. Как следствие, в слабо урбанизированных регионах детская смертность в 2,5-3,5 раза превышает показатели федеральных городов.

В наименее развитых республиках и округах Дальнего Востока и Сибири в отдельные годы уровень смертности в 3-6 раз превышал среднероссийский, возрастая до 250-300 смертей на 100 тыс. матерей. В Европейской части показатели ниже по объективным причинам - лучше природно-климатические условия, выше плотность населения и городов, что улучшает доступность лечебных учреждений. Но качество медицинской помощи слабо влияет на показатели материнской смертности. В федеральных городах с наиболее развитым здравоохранением уровень смертности почти не отличается от среднего по стране. Это говорит об ухудшении здоровья женщин под воздействием загрязнения, психологических нагрузок и стрессов.

По сравнению с показателями младенческой и материнской смертности, имеющими позитивную динамику, уровень заболеваемости социальными болезнями продолжает расти. Эти болезни - индикатор социального неблагополучия, снижения уровня жизни и ухудшения санитарно-эпидемиологического контроля в регионах. При общем росте заболеваемости туберкулезом положение в восточных районах страны и на Урале самое проблемное. Помимо климатического фактора и недостаточной обеспеченности медицинской помощью, причиной является концентрация пенитенциарных учреждений, на которые в 2000 г. пришлось 22% выявленных в России заболеваний. Заболеваемость выше и в наименее развитых республиках юга России, в регионах на границе с Казахстаном со значительным притоком мигрантов из стран СНГ. Наиболее опасна ситуация в Сибири: в республике Тыва заболеваемость активным туберкулезом почти в 4 раза выше средней по стране (323 человек на 100 тыс. населения) из-за неблагоприятных условий жизни , преобладания бедного населения и деградации системы профилактики туберкулеза.

Статистика заболеваемости алкоголизмом крайне несовершенна, реальный уровень заболеваемости явно выше зарегистрированных 130 случаев на 100 тыс. населения. Эта болезнь давно стала индикатором социального неблагополучия и наиболее распространена на Крайнем Севере и востоке (в большинстве автономных округов, включая "богатые" нефтегазодобывающие, в Якутии, на Сахалине и Камчатке), в депрессивном Коми-Пермяцком АО. В федеральных городах и на Северном Кавказе заболеваемость почти в два раза меньше средней под влиянием разных "предохранительных клапанов" - традиционного образа жизни или более рационального отношения к своему здоровью.

Таким образом , в целях комплексной работы по формированию здорового образа жизни и профилактики вредных привычек, курс географии позволяет дать знания:

  • о распространении табака, наркотиков, алкоголя в результате географических открытий и путешествий, особенностях природы материков и океанов, значимых в свете изучения здорового образа жизни ;

  • о географии народов Земли;

  • о различиях культур и отношений к вредным привычкам;

  • об особенностях природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации, распространении вредных привычек и негативных последствиях их на экономику страны;

  • о природных и антропогенных причинах возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;

  • о мерах по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

  • умение выделять, описывать и объяснять экономические причины распространения вредных веществ;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения здоровьесбережения, экологических проблем;

  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации;

  • применять приборы и инструменты для определения здоровьезначимых характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий на здоровье людей;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

  • определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Ниже я предлагаю комплекс упражнений, для физкультминуток на уроках географии, направленных на формирование ЗОЖ:

для улучшения мозгового кровообращения.

1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п,- сидя, руки на поясе. 1-поворот головы направо, 2-и.п.,3-поворот головы налево, 4-и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1-махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2-й.п., 3-4-то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

1. И.п. - стоя или сидя, руки на пояcе. 1-правую руку вперед, левую вверх. 2-перменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п.- стоя или сидя, кисти тыльной стороной на. поясе. 1 -2-свести локти вперёд, голову наклонить вперёд. 3-4-локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.и.-сидя, руки вверх. 1-сжать кисти в кулак. 2-разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, теми средний.

для снятия утомления с туловища.

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-резко повернуть таз направо. 2-резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 8 раз. Темп средний.

2. И.п.-стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3-круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 - то же в другую сторону. 7-8-руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3. И.п.- стойка ноги врозь. 1-2-наклон вперёд, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4-и.п., 5-8- то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учётом их напряжения в процессе деятельности.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Сделать глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-4. потом перенести взор вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, сколько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

ФМ общего воздействия комплектуются из упражнении для разных групп мышц с учётом их напряжения в процессе деятельности.


© 2010-2022