- Преподавателю
- География
- Методические рекомендации к практическим работам по биологии (экологии)
Методические рекомендации к практическим работам по биологии (экологии)
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фахруденова И.Б. |
Дата | 03.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Фахруденова И.Б.
Методические рекомендации к практическим работам
по биологии (экологии)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 -2
Тема: Исследование физиологических особенностей адаптации
организма к низким температурам
Цель: Изучить влияние низкой температуры окружающей среды на физиологические процессы организма и установить его адаптационные возможности.
Материалы и оборудование: Полиэтиленовый таз с холодной водой, тонометр, часы, ручка, линейка, тетрадь.
Теоретическое введение
Способность к адаптации - одно из основных свойств жизни на нашей планете. Любой организм способен жить в пределах определенного диапазона температур. У всех теплокровных наружные слои тела образуют более или менее выраженную «оболочку», температура которой изменяется в широких пределах. Устойчивая температура характеризует лишь область локализации важных внутренних органов и процессов. Поверхностные же ткани выдерживают более выраженные ее колебания. При снижении температуры среды усиливается процесс метаболизма теплокровных организмов и в качестве адаптивного ответа происходит сжатие поверхностных и расширение глубоколежащих сосудов, что приводит к консервации тепла.
Практическая часть
Физиологические особенности адаптации организма к низким температурам можно исследовать с помощью простой пробы - опускания руки в воду со льдом. Эта проба позволяет исследовать адаптивную реакцию организма на интенсивное холодовое раздражение.
Для проведения этого исследования необходимо выбрать из группы 3-4 студентов, родившихся и выросших в различных климатических условиях. После чего у первого из испытуемых измерьте систолическое и диастолическое давление, а затем он погружает руку до кисти в холодную воду со льдом. Через 3 минуты еще раз измерьте у него давление, и он снова погружает руку в лед. Еще спустя 3 минуты испытуемый окончательно должен извлечь руку из холодной воды, и необходимо еще раз измерить его давление. Делайте измерение давления каждые
-
минуты до тех пор, пока определяемые величины не вернутся к исходным. Все зарегистрированные по ходу работы данные записывайте. Аналогичные исследования проведите для других испытуемых.
По всем полученным результатам постройте графики, откладывая по одной оси уровень систолического артериального давления в мм рт.ст., а по другой оси время в трехминутных интервалах. Сравните полученные графики, сделайте заключение по проведенной работе.
В теории у студентов систолическое давление при холодовом раздражении может повышаться на 20-40 мм рт.ст. При этом у лиц, привыкших к холодному климату, в целом реакция менее выражена, а нормализация значений артериального давления происходит быстрее.
Контрольные вопросы
-
На какие две группы делятся все живые организмы по адаптации к температурному фактору?
-
Приведите примеры обратимой гипотермии. В чем ее биологическое значение?
-
В чем проявляются анатомо-морфологические особенности теплокровных животных при воздействии низкой температуры окружающей среды (правило Аллена, 1877)?
-
Приведите 1-2 примера на климатическое правило Бергмана (1847).
-
Почему медицинские инструменты стерилизуют не путем промораживания, а кипячением или нагреванием в автоклавах при высоком давлении?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 - 4
Тема: Изучение методики подсчета срока исчерпания
невозобновимых ресурсов
Цель: Ознакомиться с методикой подсчета времени исчерпания природного ресурса.
Материалы и оборудование: калькулятор, ручка, тетрадь.
Теоретическое введение
Ресурсы могут быть классифицированы как вечные, возобновимые и невозобновимые.
Вечные ресурсы, такие как солнечная энергия, действительно неисчерпаемы с точки зрения истории человечества.
Возобновимые ресурсы в нормальных условиях восстанавливаются в результате природных процессов. Примерами могут служить деревья в лесах, дикие животные, пресные воды поверхностных водотоков и озер, плодородные почвы и др.
Невозобновимые, или исчерпаемые ресурсы существуют в ограниченных количествах (запасах) в различных частях земной коры. Примерами являются нефть, уголь, медь, алюминий и др. Они могут быть истощены как потому, что не восполняются в результате природных процессов (медь и алюминий), так и потому, что их запасы восполняются медленнее, чем происходит их потребление (нефть, уголь). Невозобновимые ресурсы считаются экономически истощенными когда выработаны 80 % их оцененных запасов. По достижении этого предела разведка, добыча и переработка остающихся запасов обходится дороже рыночной цены.
Практическая часть
Оцените срок исчерпания природного ресурса, если известен уровень добычи ресурса в текущем году, а потребление ресурса в последующие годы будет возрастать с заданной скоростью прироста ежегодного потребления. Исходные данные для выполнения работы представлены в таблице 2-1.
Таблица 2-1
Данные для расчета срока исчерпания ресурса
Исходные
данные
Варианты
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ресурс
Камен
ный
уголь
При
род-
ный
газ
Не
фть
Fe
P
Cu
Zn
Pb
Al
U
Запас ресурса, Q, млрд. т.
6800
280
250
12
тыс.
40
0,6
0,24
0,15
12
300
Добыча ресурса^, млрд. т ./год
3,9
1,7
3,5
0,79
0,023
0,008
0,006
0,004
0,016
0,2
Прирост объема
потребления
ресурса, ТР, % в год
2
1,5
2
2,5
1,8
1,7
1,3
2,2
1,6
2
Для расчета воспользуйтесь формулой суммы членов ряда геометрической прогрессии:
(( 1 + ТР/100) - 1) * q
Q = , где
TP/100
Q - запас ресурсов; q - годовая добыча ресурса; ТР - прирост потребления ресурса; t - число лет.
Логарифмирование выражения для Q дает следующую формулу для расчета срока исчерпания ресурса:
ln ((Q*TP)/(q*100) + 1)
t =
ln (1 + TP/100)
Рассчитайте время исчерпания приведенных в таблице ресурсов, вставьте данные в виде добавочной строки в таблицу. Сделайте вывод о последовательности прекращения добычи ресурсов.
Контрольные вопросы
-
Дайте общую характеристику природным ресурсам.
-
Какое значение для развития цивилизации имеют запасы полезных ископаемых?
-
В чем опасность исчерпаемости природных ресурсов?
-
Каковы пути сокращения потерь сырья при добыче, обогащении, обработке, транспортировке? Приведите конкретный пример.
-
Рассмотрите карту вашего района. Установите, какие полезные ископаемые здесь добываются, в чем состоят основные меры по их охране.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5-6
Тема: Оценка токсического действия производственных отходов на
ферментативную активность кишечной палочки
Цель: изучить влияние химических веществ на ферментативную активность кишечной палочки, оценить эффективность биоиндикаци- онного метода оценки токсичности производственных отходов.
Материалы и оборудование: пробирки со стерильным мясо- пептонным бульоном, культура кишечной палочки, среды Гисса, 5 разных веществ (отходы производств), ручка, тетрадь.
Теоретическое введение
В искусственных условиях бактерии выращивают (культивируют) на средах, удовлетворяющих потребности бактерий в питательных веществах, и имеющих оптимальное значение величины рН и осмотического давления. Кроме того, питательные среды должны быть стерильными, а по возможности и прозрачными.
Питательные среды принято делить на несколько групп.
По происхождению среды бывают естественными и искусственными. К естественным средам относят те, в состав которых входят продукты растительного или животного происхождения: молоко, кровь, отвары и экстракты из овощей и фруктов, мясная вода, дрожжевые экстракты, яичные среды, мясо-пептонный бульон и мясо-пептонный агар (пептоны это продукты распада белка, короткие аминокислотные цепочки, которые легко усваиваются бактериями). Искусственные среды готовят путем добавления к естественным неорганических компонентов и минеральных солей.
Среды можно по составу разделить так же на простые и сложные. К простым относятся мясо-пептонные бульон и агар. Добавление к таким средам одного или нескольких ингредиентов - крови, сахара и других составляющих делают их сложными.
По физическому состоянию питательные среды могут быть жидкими, полужидкими, плотными. Для сгущения к жидкой питательной среде добавляют вещество получаемый из водорослей - агар, который плавится при температуре 80-1000С и застывает при 400С. Агаризирован- ные среды разливают в пробирки в расплавленном состоянии, а затем охлаждают. Для уплотнения сред иногда используют желатину, добавляя ее к жидким средам в 10-20% концентрации.
По целевому назначению питательные среды могут быть: основными, например, мясо-пептонный бульон и мясо-пептонный агар, на них просто растут многие виды неприхотливых микроорганизмов; избирательными - предназначенными для выделения и культивирования определенного вида бактерий, например, для выделения туберкулеза из мокроты больного используют среду Левинштейна-Йенсена, содержащую бриллиантовую зелень, которая подавляет рост большинства микроорганизмов, но при этом к ней нечувствительны микобактерии туберкулеза; дифференциально-диагностические среды предназначенные для исследования ферментативных свойств бактерий.
В основе использования дифференциально-диагностических сред лежат различия в ферментативном составе бактерий (каждый вид бактерий выделяет во внешнюю среду свой набор ферментов) и способности ферментов расщеплять определенный субстрат. Например, фермент уреаза катализирует расщепление субстрата мочевины до аммиака и СО2; каталаза, катализирует расщепление пероксида водорода на воду и кислород; лактозидаза расщепляет сахар лактозу до молочной кислоты и СО2.
В данной работе используются дифференциально-диагностические среды Гисса. Среды Гисса используются для определения бактериальных ферментов, расщепляющих сахара. Каждая такая среда содержит пептон, агар, какой-нибудь один сахар (глюкоза, лактоза, сахароза, мальтоза и т.д.) и индикатор (т.е. вещество способное при закислении среды изменять цвет). В среды Гиса в качестве индикатора обычно добавляют водный розовый или бромтимоловый синий.
При посеве бактериальной культуры в какую-нибудь из сред Гисса, в том случае если данная бактерия выделяет фермент, расщепляющий
добавленный в среду сахар, происходит изменение окраски среды в результате накопления в ней кислоты. При посеве бактерий на несколько различных сред Гисса можно установить, какие именно ферменты данный вид бактерий вырабатывает, а какие нет. И, в конечном счете, составить ферментативный «портрет» исследуемой бактериальной культуры.
Практическая часть
В качестве тестовой бактериальной культуры используем кишечную палочку (Е. соН). Объектом изучения могут быть отходы угле- и горнодобывающего производства, металлургические шлаки, нефтяные шламы, образцы загрязненных почв, золошлаковые отходы котельных и т. д.
Ход работы:
-
В пробирки со стерильным мясо-пептонным бульоном вносится по 0,5 г разных исследуемых веществ.
-
В каждую пробирку стерильной бактериальной петлей засевают чистую культуру кишечной палочки.
-
Ставят контрольную пробу, делая посев бактерий в пробирку с мясо-пептонным бульоном.
-
Все пробирки подписывают и оставляют на несколько дней при комнатной температуре.
-
Пробирки просматривают, отмечают рост бактерий в бульоне (помутнение, осадок, пленка на поверхности). Из каждой пробирки, включая контрольную, делают пересев бактерий на среды Гисса.
-
Все пробирки со средами Гисса подписывают и оставляют на несколько дней при комнатной температуре.
-
Пробирки просматривают, отмечают в какой из них изменился цвет среды и заполняют таблицу 3-1 (проставляя в соответствующей ячейке «+» если в пробирке произошло расщепление субстрата и «-» если цвет среды не изменился).
По результатам работы делают заключение, сравнивая контрольные и опытные данные.
Таблица 3-1
Результат опыта
субстрат
Контроль
Опыт №1 ( )
Опыт №2 ( )
Контрольные вопросы
-
Что собой представляет метод биоиндикации?
-
Какие ГОСТированные методики с применением биоин- дикационных объектов Вам известны?
-
Какие компоненты обязательно содержатся в любой дифференциально-диагностической среде.
-
Что такое ферменты? Приведите несколько конкретных примеров.
-
С какой целью в среды Гисса добавляют различные сахара?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 455с.
-
Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек - Экономика - Биота - Среда: Учеб. для вузов. - 2-е изд., перерб. и доп. - М.: ЮНИТИ
-
ДАНА, 2000. - 566с.
-
Безель В.С. Экологическая токсикология: популяционный и биоце- нотический аспекты / Под ред. Е.Л. Воробейчика - Екатиренбург : Изд - во «Гощицкий», 2006. - 280с.
-
Биоиндикация загрязнений наземных экосистем: Пер. с нем./ Под ред. Р. Шуберта. - М.: Мир, 1988. - 350с.
-
Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О.П. Мелехова, Е.И. Егорова, Т.И. Евсеева и др.; под редакцией О.П. Мелеховой и Е.И. Егоровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 288с.
-
Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. - М.: Наука, 1994. - 672с.
-
Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: Учеб. для студентов высш. учеб. зав. Пособие для учителей. - М.: Агар, 1999.
-
427с.
-
Гриневич В.И., Куприяновская А.П., Костров В.В. Сборник задач и упражнений по курсам «Основы экологии» и «Химия окружающей среды»: Учеб. пособие / Иван. гос. хим.- технол. ун - т. - Иваново, 1999. - 132с.
-
Захаров В.М. Ассиметрия животных (популяционно - феногенетический подход). - М.: Наука, 1987. - 216с.
-
Захаров В.М., Кларк Д.М. Биотест: Интегральная оценка здоровья экосистем и отдельных видов. - М.: Московское отделение Международного фонда «Биотест», 1993. - 68с.
-
Ковалевский А.Л. Основные этапы формирования биогеохимиче- ских методов.// Проблемы биогеохимической и геохимической экологии: Труды биогеохимической лаборатории. - М.: Наука, 1999.
-
Т.2. - С.68 - 79.
-
Константинов Е.Л. Анализ уровня стабильности развития березы бородавчатой (Betula pendula Roth.) как метод биоиндикации качества среды. / Проблемы общей биологии и прикладной экологии: Сб. тр. молодых ученых. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, Вып.1, 1997. - С. 107 - 108.
-
Маврищев В.В. Общая экология. Курс лекций / В.В. Маврищев. - Мн.: Новое знание, 2005. - 299с.
-
Маврищев В.В. Основы экологии: учебник/ В.В. Маврищев. - 2-е изд. - Мн.: Высш. шк., 2005. - 416с.
-
Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Т1 : Пер. с англ. / Под ред. Ягодина Г.А. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1993. - 256с.
-
Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Т2 : Пер. с англ. / Под ред. Ягодина Г.А. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1993. - 336с.
-
Общая экология: Тесты / Сост. Л.И. Сергиенко. - Волгоград : Изд- во Волгоградского гос. ун-та, 2000. - 20с.
-
Панин М.С. Химическая экология: Учебник для вузов / Под ред.
С.Е. Кудайбергенова - Семипалатинский гос. ун - т им. Шакарима.
-
Семипалатинск, 2002. - 852с.
-
Пономарева О.Н. Задания и упражнения по экологии. - Пенза: «Росток», 1996. - 89с.
-
Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) - М.: Журнал «Россия молодая», 1994. - 367с.
-
Рогова Т.В., Шайхутдинова Г.А., Павлов А.В. Популяционная экология: Методическое пособие для проведения учебной полевой практики. - Казань: Казанский государственный университет, 2007.
-
52с.
-
Трифонова Т.А. Прикладная экология: учебное пособие для Вузов / Т.А. Трифонова, Н.В. Семенова, Н.В. Мищенко. - 3-е изд. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. - 384с.
-
Шилов И.А. Экология: Учеб. для биол. и мед. спец. вузов / И.А. Шилов. - 4-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2003. - 512с.
-
Чернова Н.М. и др. Основы экологии / Н.М. Чернова, В.М. Галу- шин, В.М. Константинов. - М.: Просвещение, 1995. - 240с.
-
Экологический мониторинг: Учебно - методическое пособие для вузов/ Под ред. Т.Я. Ашихминой. - Изд.4-е. - М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. - 416с.
-
ecolife.org.ua/data/index.php
-
ekoman.narod.ru
-
ecoportal.ru
17