- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии для 8 класса
Рабочая программа по географии для 8 класса
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Казакова Г.А. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа с. Икшица
Рассмотрено на заседании МО
Протокол № от______
Согласовано УТВЕРЖДЕНО
Зам. директора по уч. работе Протоколом педагогического
____________Л.А. Епифанцева совета от_______________№
Директор школы
_____________Т.В. Торлова
Введено приказом №__________
Рабочая программа
по географии
для 8 класса
Составитель:
Казакова Галина Александровна
с. Икшица
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089.
- примерной программы основного общего образования по географии «География России» (VIII - IX классы), рекомендованной письмом МОиН РФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.
- авторской программы Э.В.Ким, Г.Ю.Кузнецова, Г.Я. Лисенкова, В.А.Низовцев, В.И.Сиротин, под редакцией А.И.Алексеева «География России. Отечествоведение» 8 - 9 классы, М.: «Дрофа», 2010 ., которая не противоречит примерной программе.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в учебном плане:
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание».
Согласно действующему учебному плану на изучение курса «География России. Природа, население, хозяйство» отводится 136 часов (по 68 часов в 8 классе и 68 часов в 9 классе), из расчета 2 учебных часа в неделю.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование раздела
Количество часов
Практические работы
Контрольные работы
1
Введение
2 часа
-
-
2
Раздел I. Пространства России
7 часов
3
1
3
Раздел II. Природа и человек
39 часов
12
4
Раздел III. Население России
16 часов
6
1
5
Резервное время
Итоговое повторение по курсу «География России 8 класс»
2 часа
-
-
6
Всего:
68 часов
21
Изменения, внесенные в программу:
Из-за большого объема изучаемого материала увеличено количество часов на изучение раздела «Население России» (на 2 часа), дополнительные часы взяты из резерва.
Наименование раздела
Количество часов
по авторской программе
по рабочей программе
Введение
2 часа
2 часа
Раздел I. Пространства России
7 часов
7 часов
Раздел II. Природа и человек
38 часов
39 часов
Раздел III. Население России
16 часов
16 часов
Резервные уроки
Обобщающее повторение курса
Всего:
5 часов
68
2 часа
68
График практических работ
Наименование раздела
Практические работы
Раздел I Пространства России
-
Оценка особенностей географического положения России.
-
Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР.
-
Определение разницы во времени отдельных территорий.
Раздел II. Природа и человек
Тема 1. Рельеф и недра
-
Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.
-
Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно-Европейская равнина - Урал, Среднерусская возвышенность - Хибины или Северный Кавказ).
-
Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации на примере своего края.
Тема 2. Климат
-
Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения.
-
Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами.
Тема 3. Богатство внутренних вод России
-
Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования.
-
Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.
-
Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.
Тема 4. Почвы - национальное достояние страны
-
Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования.
Тема 5. В природе все взаимосвязано
-
Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы.
Тема 6. Природно - хозяйственные зоны
-
Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.
Тема 7. Природопользование и охрана природы
-
Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий.
Раздел III. Население России
Тема 9. Кто мы?
-
Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации.
Тема 10. Куда и зачем едут люди?
-
Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и в пространстве.
Тема 12. Народы и религии России
-
Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России.
Тема 13. Где и как живут люди?
-
Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания.
-
Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории.
-
Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны.
Содержание программы (68 ч, 2 ч в неделю)
ВВЕДЕНИЕ (2 ч)
География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки передачи и предоставления географической информации.
Раздел I
Пространства России (7 ч)
Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.
Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации.
Границы России: сухопутные и морские. «Проницаемость» границ для связей с другими странами.
Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России. Воздействие разницы во времени на жизнь населения.
Формирование территории России. Расширение территории Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий: Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Освоение «Дикого поля». Новороссия. Дальний Восток на рубеже XIX-XX вв. Завершение процесса расширения территории в XX в., перелом в миграциях расселения.
Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Географические описания. Развитие теоретического знания - выявление географических закономерностей. Разработка программ преобразования территории («Каменная степь» и др.). Современные задачи географии России. Источники географической информации. Роль географии в улучшении жизни людей на староосвоенных территориях.
Раздел II
Природа и человек (38 ч)
Тема 1
РЕЛЬЕФ И НЕДРА
Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летосчисление. Основные тектонические структуры: литосферные плиты, платформы, зоны складчатости (подвижные пояса) и их роль в формировании рельефа. Геологические и тектонические карты.
Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.
Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли. Вулканизм, землетрясения, цунами - опасные проявления внутренних сил.
Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водно-ледниковый рельеф. Вода - «скульптор лика земного». Карстовые процессы. Деятельность ветра, влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф.
Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в хозяйстве. Месторождения основных полезных ископаемых и их связь с тектоникой и геологическим строением разных районов России. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация земель.
Тема 2
КЛИМАТ
Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность - главная особенность климата России. Россия - холодная страна.
Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.
Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.
Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей. Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, арктический, субарктический, субтропический климат: районы распространения и основные характеристики этих типов климата.
Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйственных культур к климатическим условиям. Агроклиматические ресурсы своей местности. Степень благоприятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды.
Тема 3
БОГАТСТВО ВНУТРЕННИХ ВОД РОССИИ
Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь реки. Формирование и строение речной долины. Базис эрозии. Речные бассейны и водоразделы. Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек (расход, годовой сток), режимы российских рек. Значение этих характеристик для хозяйства и жизни населения.
Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодья, наводнения - их причины и последствия.
Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Родники и родниковая вода. Многолетняя (вечная) мерзлота - происхождение и мощность. География многолетней мерзлоты. Влияние вечной мерзлоты на природные условия местности, на условия жизни и деятельности человека. Распространение современного оледенения по территории страны.
Вода в жизни человека. Водные ресурсы. От пруда к водохранилищу. Влияние водохранилищ на окружающую среду. Реки - транспортные артерии страны. Каналы - рукотворные реки. Подземные воды - ценнейшее полезное ископаемое. Использование минеральных и термальных вод. Проблемы рационального использования водных ресурсов.
Тема 4
ПОЧВЫ - НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ СТРАНЫ
Значение почвы для становления человеческого общества. Присваивающий и производящий типы ведения хозяйства. «Неолитическая революция», возникновение земледелия. Земельные ресурсы, земельный фонд России.
Почвы - особое «природное тело». Факторы почвообразования. Гумус - вещество, присущее только почве. В. В. Докучаев - основатель научного почвоведения. Строение почвы, понятие о почвенных горизонтах и почвенном профиле. Почва - «зеркало ландшафта».
География почв России. Их особенности, распространение по территории России и хозяйственное использование. Почвенная карта.
Почвы и урожай. Плодородие - главное свойство почвы. Механический состав и его влияние на воздух и водопроницаемость. Структура почвы. Восстановление и поддержание плодородия почв. Агротехнические мероприятия, механические приемы обработки почвы, внесение удобрений.
Рациональное использование и охрана почв. Основные системы земледелия. Мелиорация почв. Изменения почв под воздействием хозяйственной деятельности человека.
Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.
Тема 5
В ПРИРОДЕ ВСЕ ВЗАИМОСВЯЗАНО
Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК.
Зональность и азональность природных комплексов России. Природное (физико-географическое) районирование. Практическое значение изучения свойств и размещения ПТК.
Свойства природных территориальных комплексов: целостность, устойчивость, ритмичность развития и их значение для планирования хозяйственной деятельности.
Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты - основные ресурсы жизнедеятельности людей. Природно-антропогенныеландшафты. Сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные ландшафты - причины их возникновения и условия существования. Городские ландшафты и природно-технические комплексы. Культурные ландшафты - ландшафты будущего.
Тема 6
ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ
Учение о природных зонах. В. В. Докучаев и Л. С. Берг - основоположники учения о ландшафтно-географических зонах.
Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность - важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природно-хозяйственные.
«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Арктика, тундра и лесотундра - северная полоса России. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы.
Устойчивость системы «природа - человек» при традиционном хозяйстве. Натиск современной цивилизации - плюсы и минусы. Экологические проблемы.
Таежная зона. Характерные особенности таёжных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое освоение и заселение. Последствия индустриального освоения тайги.
Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе. Что дают болота человеку?
Смешанные леса - самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное освоение и расселение. Современные проблемы освоения этой природно-хозяйственной зоны.
Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов - история приобретений и потерь. Характерные лесостепные и степные природные комплексы. Господство антропогенных ландшафтов - зона «сплошного» освоения. Значение степной зоны для народного хозяйства России.
Полупустыни и пустыни, субтропики - южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Хозяйственная деятельность в экстремальных условиях и ее последствия.
Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Особенности природы гор. Различия природных условий гор и равнин.
Человек и горы. Освоение гор с древнейших времен. Разнообразие природных ресурсов. Хрупкое природное равновесие горных ландшафтов.
Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Расселение населения. Опасные природные явления.
Тема 7
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ПРИРОДЫ
Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления. Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Проблемы использования исчерпаемых природных ресурсов. Рекреационные ресурсы и их значение для человека.
Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы.
Раздел III
Население России (16 ч)
Тема 1
СКОЛЬКО НАС - РОССИЯН?
Как изменялась численность населения России в XVIII-XX вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы. Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.
Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления географической информации.
Тема 2
КТО МЫ?
Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышенной смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Необходимость «самосохранительного поведения». Мужские и женские профессии. Регионы и местности России с преобладанием мужчин или женщин.
Половозрастная пирамида населения России - «запечатленная демографическая история», ее анализ. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей детей и подростков, лиц старшего возраста. Факторы старения населения и факторы сохранения высокой доли молодежи.
Диаграммы как источники географической информации. Их виды.
Тема 3
КУДА И ЗАЧЕМ ЕДУТ ЛЮДИ?
Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей.
Внешние миграции населения: в Россию и из нее. Калмыки, немцы, адыги; волны исхода из России. Изменение потоков миграции между Россией и ближним зарубежьем. «Вынужденные мигранты», их судьба в России.
Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения. Факторы повышения территориальной подвижности. Воздействие массовых передвижений населения на хозяйство и жизнь людей.
Картограмма как вид географической информации.
Тема 4
ЧЕЛОВЕК И ТРУД
Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.
Как чувствовать себя уверенно на рынке труда?
Тема 5
НАРОДЫ И РЕЛИГИИ РОССИИ
Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этническое самосознание.
Этнический состав населения России. «Дерево языков» и этническая карта России как источники информации, приемы их чтения и анализа. Связь географии народов и административно-территориального деления России. История России - история взаимодействия ее народов.
География русского языка. Место русского языка среди других языков мира. Распространение русского языка в пределах бывшего СССР - важная часть культурного достояния России. Значение русского языка для нерусских народов России.
Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства.
Тема 6
ГДЕ И КАК ЖИВУТ ЛЮДИ?
Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных районах России и в других странах. Главная полоса расселения. «Емкость территории» и факторы, ее определяющие. Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей, на природную среду.
Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели. Причины роста городов и повышения их роль в жизни общества. Отличие сельского и городского образа жизни.
Города России, исторические особенности формирования их сети. Различия городов по людности, по функциям. Типы городов России. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Карта как источник информации о городах.
Сельское расселение, его особенности. Влияние природных условий на использование земель и на характер сельского расселения. Различные функции сельской местности, необходимость их рационального сочетания. Сельская местность как хранительница культурных традиций.
Условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Влияние величины (людности) поселения. Влияние специализации поселения. Влияние положения в системе расселения. В каком населенном пункте лучше жить?
Люди - главное богатство страны. Приумножение его. Человеческий потенциал как определяющая составная часть и условие дальнейшего развития и процветания России.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Называть (показывать):
- численность населения и площадь страны;
-субъекты РФ;
-морские и сухопутные границы РФ;
-народы РФ, основные языковые группы;
-особенности тектонического и геологического строения территорий;
-основные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых;
-крупнейшие реки и озера страны;
-распространение основных типов почв; природно-хозяйственные зоны;
-моря, омывающие РФ;
-климатообразующие факторы и типы климата;
-распространение многолетней мерзлоты.
Определять (измерять):
-географическое положение объектов;
-местное и поясное время; коэффициент увлажнения;
-необходимые источники географической информации;
-количество и плотность населения;
-динамику движения населения по статистическим данным; уровень урбанизации.
Объяснять:
-сущность основных научных понятий и терминов;
-особенность современной демографической ситуации в России;
-причины и основные направления миграций населения РФ;
-причины возникновения опасных природных процессов и явлений.
Прогнозировать и оценивать:
-изменение состояния природной среды под воздействием хозяйственной деятельности населения;
-изменение демографической ситуации в РФ в настоящее время и в будущем;
-влияние урбанизации на образ жизни населения и его здоровье;
Уметь:
-составлять географическое описание и характеристики территории на основе чтения карт и других источников информации;
-объяснять особенности природы, населения и хозяйства на основе географических карт с использованием разных источников информации.
Перечень обязательной географической номенклатуры:
8 класс
Раздел 1. Пространства России
Географическое положение и границы России: мыс Флигели, мыс Челюскин, полуостров Таймыр, гора Базардюзю, Дагестан, Кавказ, Балтийская коса, Калининградская область, мыс Дежнева, остров Ратманова, Кольский полуостров, Финский залив,
Проливы: Берингов, Лаперуза, Кунаширский, Керченский.
Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, черное, Азовское, Каспийское море.
Земля Франца-Иосифа, остров Сахалин, острова Курильские; полуостров камчатка.
Реки амур и Уссури. Содружество независимых государств (СНГ). Государства - соседи Российской Федерации.
Формирование территории России: Шпицберген, Белгородская черта, Становой хребет, Аляска и Алеутские острова, Приамурье и приморье, Маньчжурия, Чита, Владивосток.
Раздел 2. Природа и человек
Рельеф и недра: Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность); Западносибирская равнина; Среднесибирское плоскогорье, Кумо-манычская впадина; Кавказ (большой Кавказ, горы Казбек, Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), западный и восточный Саян, вулканы, Ключевская сопка, Авачинская сопка, Верхоянский хребет, Черского хребет, Сихотэ-Алинь.
Бассейны нефтегазоносные: Баренцево-Печорский, Волго-Уральский, западная Сибирь с шельфом Карского моря.
Бассейны каменноугольные: Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский.
Месторождения железных руд: Кама, Урал (Качканар), горная Шория.
Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Норильск.
Фосфатные месторождения: Кольский полуостров.
Климат: Оймякон, Сибирский антициклон, Черноморское побережье Кавказа.
Внутренние воды.
Реки: Волга, Кама, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена, Индигирка, Колыма, Амур.
Озера: Онежское, Ладожское, Байкал.
Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское.
Живая природа.
Заповедники: Остров Врангеля, Центрально-Лесной, Центрально-черноземный, Баргузинский, Сихотэ-Алинский, Астраханский.
Раздел 3. Население России
Республики: Карелия, Коми, Удмуртская, Марийская, Мордовия, Чувашская, Татарстан, Башкирия, Калмыкия, Адыгея, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия, Ингушская, Чеченская, Дагестан, Алтай, Хакасия, Тува, Бурятия, Саха (Якутия).
Автономная область: Еврейская.
Автономные округа: Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Коми-Пермяцкий, Ханты-Мансийский, Эвенкийский, Арчинский, Бурятский, Усть-Ордынский, Корякский, Чукотский.
Города-«миллионники»: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград, Ростов-на-Дону, Пермь, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Новосибирск.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Тип урока
Вид контроля
Дата
ВВЕДЕНИЕ (2 ч)
1
География - один из способов познания мира
1
Изучение географии как один из способов познания окружающего мира.
Задача географии - выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее. Уникальность географических объектов.
Урок актуализации опорных знаний
Работа по вопросам и заданиям 1, 2 на с. 10
2
Зачем мы изучаем географию России
1
Разнообразие территории России.
География и краеведение.
Географический взгляд на мир.
Комбинированный
Анализ составленных картосхем
Раздел I. ПРОСТРАНСТВА РОССИИ (7 ч)
3
Россия на карте мира.
1
Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.
Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность.
Урок-практикум
Практическая работа. Оценка особенностей географического положения России.
4
Границы России
1
Границы России: сухопутные и морские. «Проницаемость» границ для связей с другими странами.
Актуализация знаний и умений
Практическая работа. Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР.
5
Россия на карте часовых поясов
1
Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России. Воздействие разницы во времени на жизнь населения.
Практикум
Практическая работа. Определение разницы во времени отдельных территорий.
6-7
Формирование территории России
2
Формирование территории России. Расширение территории Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий: Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Освоение «Дикого поля». Новороссия. Дальний Восток на рубеже XIX-XX вв. Завершение процесса расширения территории в XX в., перелом в миграциях расселения.
Уроки-исследования
Индивидуальный устный опрос
8
Географическое изучение территории России
1
Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Географические описания. Развитие теоретического знания - выявление географических закономерностей. Современные задачи географии России. Источники географической информации.
Урок изучения нового материала
Анализ карт, заслушивание сообщений, составление картотеки «Их имена - символ мужества»
9
Контрольная работа по разделу «Пространства России»
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Контрольная работа
Раздел II. Природа и человек (38 ч)
10-11
Рельеф и недра.
Строение земной коры на территории России
6
2
Строение земной коры на территории России Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летосчисление. Основные тектонические структуры: литосферные плиты, платформы, зоны складчатости (подвижные пояса) и их роль в формировании рельефа. Геологические и тектонические карты.
Изучение нового материала
Практическая работа. Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.
12
Важнейшие особенности рельефа России
1
Россия - страна обширных равнин и горных территорий. Разнообразие рельефа России - разнообразие условий жизни.
Урок -практикум
Практическая работа. Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации.
13
Современное развитие рельефа
1
Изменения в рельефе под влиянием внутренних и внешних сил. Влияние неотектонических движений на рельеф. Особая роль оледенений и текущих вод. Влияние деятельности человека на изменения в рельефе.
Урок комплексного применения знаний
Фронтальный устный опрос
14
Роль внешних сил в формировании рельефа
1
Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водно-ледниковый рельеф. Вода - «скульптор лика земного». Карстовые процессы. Деятельность ветра. Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф.
Урок закрепления знаний
Сопоставление карты плотности населения и рис. 27 на с. 56
15
Использование недр
1
Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в хозяйстве. Месторождения основных полезных ископаемых. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация земель.
Урок-практикум
Практическая работа. Характеристика рельефа и полезных ископаемых одной из территорий (по выбору). Оценка возможностей освоения месторождений и использования полезных ископаемых в хозяйстве.
16
Климат.
Общая характеристика климата России
7
1
Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность - главная особенность климата России. Россия - холодная страна.
Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.
Вводная лекция
Фронтальный устный опрос
17
Закономерности циркуляции воздушных масс.
1
Изменчивость климатических и погодных условий России под влиянием потоков воздуха с океанов (циркуляция атмосферы). Влияние размеров территории России на разнообразие климата.
Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала
Фронтальный устный опрос, фронтальная письменная работа
18
Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.
1
Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны
Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний
Учебное исследование по картам, анализ рис. 44-47
19
Распределение температур и осадков
1
Закономерности распределения температур и осадков по территории России. Самые жаркие и холодные районы.
Изучение нового материала
Фронтальный устный опрос
20
Типы климата нашей страны.
1
Характеристика климатических поясов и областей России.
Умеренно-континентальный, континентальный, резко-континентальный, муссонный, арктический, субарктический, субтропический климат
Урок-практикум
Практическая работа. Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения.
21
Климат и человек
1
Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Агроклиматические условия. Степень благоприятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды.
Урок- практикум
Практическая работа. Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами.
22
Обобщение знаний по теме «Климат»
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Тестирование
23
Богатство внутренних вод России.
Реки
5
1
Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения), их предупреждение.
Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний
Анализ физической карты, работа с контурными картами, рис.62-67 в учебнике
24
Особенности рек
1
Падение и уклон ре, скорость течения, водоносность рек (расход, годовой сток), режимы российских рек Значение этих .характеристик для хозяйства и жизни населения. Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодья , наводнения - их причины и последствия
Урок актуализации опорных знаний
Практическая работа. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования.
25
Озера, подземные воды, болота
1
Озера, подземные воды, ледники - важные источники пресной воды. Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин.
Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала
Практическая работа. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.
26
Многолетняя мерзлота и ледники
1
Многолетняя мерзлота - влияние сурового климата прошлого на условия жизни и деятельности современного человека.
Комбинированный
Чтение и анализ карт
27
Человек и вода
1
Реки и озера - каркас расселения людей. Водные пути. Гидротехнические сооружения - плюсы и минусы. Экологические последствия хозяйственного использования вод суши.
Урок-практикум
Практическая работа. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.
28
Почвы - национальное достояние страны.
Почвы - «особое природное тело»
4
1
Значение почвы для становления человеческого общества. Присваивающий и производящий типы ведения хозяйства. «Неолитическая революция», возникновение земледелия. Земельные ресурсы, земельный фонд России. Факторы почвообразования. Гумус - вещество, присущее только почве. В.В. Докучаев - основатель научного почвоведения. Строение почвы, понятие о почвенных горизонтах и почвенном профиле.
Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала
Практическая работа. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования.
29
География почв России
1
Разнообразие типов почв. Их основные характеристики. Закономерности размещения.
Урок-исследование
Сопоставление почвенной карты с картами климатической и природных зон, анализ рис. 84-86
30
Почвы и урожай
1
Плодородие - главное свойство почв. Зависимость плодородия от механического состава и структуры почв. Агротехнические мероприятия как условия сохранения и повышения плодородия.
Практикум
Самостоятельная работа, анализ почвенной карты
31
Рациональное использование и охрана почв
1
Изменение почв под воздействием хозяйственной деятельности людей. Истощение, загрязнение, разрушение почв. Мелиорация земель. Виды мелиорации.
Урок закрепления знаний, их контроля и оценки
Анализ рис. 91-96
Тестирование
32
В природе все взаимосвязано.
Понятие о природно- территориальном комплексе
3
1
Закономерная связь между всеми компонентами природы. Человек - неотъемлемая часть ПТК. Зональность и азональность природы России. Особенность ПТК различных рангов.
Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний
Практическая работа. Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы.
33
Свойства природных территориальных комплексов
1
Проявление в ПТК основных свойств географической оболочки - целостности, ритмичности, устойчивости - и их влияние на хозяйственную деятельность человека.
Урок актуализации знаний и умений, изучениям нового материала
Фронтальный опрос, анализ рис. 98
34
Человек в ландшафте
1
Влияние природных комплексов на жизнь людей и их хозяйственную деятельность. Антропогенные природные комплексы сельскохозяйственные промышленные, лесохозяйственные, культурные ландшафты.
Урок обобщения и систематизации знаний
Индивидуальный опрос, сообщения
35
Природно - хозяйственные зоны.
Учение о природных зонах
10
1
Зональность - всеобщий закон природы и главная особенность природы России. Природные зоны России - разнообразие условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. Длительное воздействие людей - превращение природных зон в природно-хозяйственные. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах.
Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала
Анализ рис. 107, сопоставление карты природных зон и плотности населения.
36
«Безмолвная Арктика»
1
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы
Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний
Решение проблемных задач, заполнение таблицы
37
Чуткая Субарктика
1
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы
Урок -исследование
Анализ рис. 117-120. Сравнение тундровых и лесотундровых ландшафтов
38
Таежная зона
1
Самая большая, древняя и снежная зона России. Густая сеть рек, луговые массивы, молочное и мясомолочное скотоводство. Традиционные занятия населения. Промышленное освоение тайги. Очаговое расселение.
Урок-практикум
Сопоставление карты природных зон, плотности населения и полезных ископаемых
39
Болота
1
Характеристика болот, их использование, экологические проблемы
Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала
Фронтальный опрос
40
Зона смешанных широколиственно - хвойных лесов
1
Смешанные леса - самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное освоение и расселение. Современные проблемы освоения этой природно-хозяйственной зоны.
Урок-практикум
Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа
41
Лесостепи и степи
1
Характеристика лесостепей, степей. Природные ресурсы зон, экологические проблемы
Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний
Тестирование, решение проблемных задач
42
Полупустыни, пустыни, субтропики
1
Характеристика полупустынь, пустынь. Субтропики - южная полоса России. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы
Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала
Самостоятельная работа
43
«Многоэтажность» природы гор. Человек и горы.
1
«Многоэтажность» природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Особенности природы гор. Различия природных условий гор и равнин. Человек и горы. Освоение гор с древнейших времен.
Урок-исследование
Вопросы и задания на с. 201
44
Обобщение знаний по теме «Природно - хозяйственные зоны»
1
Жизнь и хозяйственная деятельность людей на равнинах в горах. Расселение населения. Опасные природные явления
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Практическая работа. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.
45
Природопользование и охрана природы.
Природная среда, природные, условия, природные ресурсы
3
1
Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления.
Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала
Анализ рисунка 161, работа по вопросам и задания на с. 209
46
Рациональное использование природных ресурсов
1
Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Проблемы использования исчерпаемых природных ресурсов. Рекреационные ресурсы и их значение для человека.
Урок обобщения и систематизации знаний. Дискуссия
Работа по вопросами заданиям на с. 214, представление прогнозов о развитии природы
47
Охрана природы и охраняемые территории
1
Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы. Роль охраняемых природных территорий.
Урок-практикум
Практическая работа. Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий.
48
Контрольная работа по разделу «Природа и человек»
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Раздел III. Население России (16 ч)
49
Сколько нас - россиян?
Численность населения
2
1
Как изменялась численность населения России в XVIII - XX вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы.
Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний
Анализ рис. 168, 169, вопросы и задания на с. 225
50
Воспроизводство населения
1
Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства. Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления географической информации.
Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний
Анализ рис. 170-172, самостоятельная работа
51
Кто мы? Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения)
2
1
Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышенной смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Необходимость «самосохранительного поведения». Мужские и женские профессии.
Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала
Решение проблемных вопросов, вопросы и задания на с. 232
52
Возрастной состав населения России
1
Половозрастная пирамида населения России - «запечатленная демографическая история», ее анализ. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей детей и подростков, лиц старшего возраста. Факторы старения населения и сохранения высокой доли молодежи.
Урок закрепления новых знаний
Практическая работа. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации.
53
Куда и зачем едут люди?
Миграции населения в России
4
1
Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей. Картограмма как вид географической информации.
Урок-исследование
Тестирование. Чтение картограмм, рис. 182, 183
54
Внешние миграции
1
Внешние миграции населения: в Россию и из нее. Изменение потоков миграций между Россией и ближним зарубежьем. «Вынужденные мигранты», их судьба в России
Урок-практикум
Практическая работа. Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве.
55
Территориальная подвижность населения
1
Территориальная подвижность населения Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения. Факторы повышения территориальной подвижности. Воздействие массовых передвижений населения на хозяйство и жизнь людей.
Урок комплексного применения знаний
Анализ рис. 186-187
56
Человек и труд.
География рынка труда
1
1
Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерности распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы
Урок-исследование
Тестирование. Анализ рис. 190-193. Решение проблемных вопросов.
57
Народы и религии России.
Этнический состав населения
4
1
Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этническое самосознание.
Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала
Вопросы и задания на с. 258
58
Этническая мозаика России
1
«Дерево языков» и этническая карта России как источники информации, приемы их чтения и анализа. Связь географии народов и административно-территориального деления России. История России - история взаимодействия ее народов. География русского языка. Место русского языка среди других языков мира.
Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний
Практическая работа. Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно- территориального деления России.
59
Религии народов России
1
Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного этнического состава населения.
Урок-исследование
Индивидуальный устный опрос.
60
Где и как живут люди?
Плотность населения
6
1
Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных районах России и в других странах. Главная полоса расселения. «Емкость территории» и факторы, ее определяющие. Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей, природную среду.
Урок-практикум
Практическая работа. Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания.
61
Расселение и урбанизация
1
Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели. Причины роста городов и повышения их роли в жизни общества. Отличие городского и сельского образа жизни.
Урок-практикум
Практическая работа. Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории.
62
Города России
1
Города России, исторические особенности формирования их сети. Различия городов по людности, по функциям. Типы городов России. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей городского населения Карта как источник информации о городах
Урок-практикум
Практическая работа. Нанесение на контурную карту городов- миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны.
63
Сельская Россия
1
Сельское расселение, его особенности. Влияние природных условий на использование земель и на характер сельского расселения. Различные функции сельской местности, необходимость их рационального сочетания. Условия и образ жизни людей в различных типах поселений.
Урок-практикум
Задания 4, 7 на с. 284
64
Контрольная работа по разделу «Население России»
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Контрольная работа
65 - 68
Итоговое повторение по курсу «География России 8 класс»
Учебно-методическое обеспечение:
1. Алексеев А.И. География России. Природа и население. - М.: Дрофа, 2010.
2. Атлас. География России. 8 класс. - М.: Дрофа, 2010.
3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт по географии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2010.
4. География России. Природа. Население. Хозяйство. Рабочая тетрадь / И.И. Баринова, В.П. Дронов.- М.: Дрофа, 2010.
Дополнительная литература:
-
Дронов В.П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе.- М.: Дрофа, 2009.
-
Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 кл.- М.: Дрофа, 2007.
-
Моисеева О.П. Тематический тестовый контроль по географии России. 8 класс. - М.: Творческий центр, 2007.
-
Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 кл.- М.: Дрофа, 2007.
-
Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. - М.: Глобус, 2010.
Критерии оценивания
Критерии оценки устного ответа:
Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.
«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:
Оценка «5»
Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Оценка «4»
Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Оценка «3»
Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Оценка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
-
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов,
Оценка «4» - 7-9 правильных ответов,
Оценка «3» - 5-6 правильных ответов,
Оценка «2» - менее 5 правильных ответов.
-
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов,
Оценка «4» - 14-17 правильных ответов,
Оценка «3» - 10-13 правильных ответов,
Оценка«2» - менее 10 правильных ответов.
Требования к работе в контурных картах:
- Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.
- При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.
- Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
- Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
- Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
Лист корректировки рабочей программы
Класс
Название темы
Дата проведения по плану
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия
Дата проведения