Рабочая программа по географии для 8 класса

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа с. Икшица



Рассмотрено на заседании МО

Протокол № от______

Согласовано УТВЕРЖДЕНО

Зам. директора по уч. работе Протоколом педагогического

____________Л.А. Епифанцева совета от_______________№

Директор школы

_____________Т.В. Торлова

Введено приказом №__________

Рабочая программа

по географии

для 8 класса

Составитель:

Казакова Галина Александровна







с. Икшица

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089.

- примерной программы основного общего образования по географии «География России» (VIII - IX классы), рекомендованной письмом МОиН РФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.

- авторской программы Э.В.Ким, Г.Ю.Кузнецова, Г.Я. Лисенкова, В.А.Низовцев, В.И.Сиротин, под редакцией А.И.Алексеева «География России. Отечествоведение» 8 - 9 классы, М.: «Дрофа», 2010 ., которая не противоречит примерной программе.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

-освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в учебном плане:

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание».

Согласно действующему учебному плану на изучение курса «География России. Природа, население, хозяйство» отводится 136 часов (по 68 часов в 8 классе и 68 часов в 9 классе), из расчета 2 учебных часа в неделю.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

1

Введение

2 часа

-

-

2

Раздел I. Пространства России

7 часов

3

1

3

Раздел II. Природа и человек

39 часов

12

4

Раздел III. Население России

16 часов

6

1

5

Резервное время

Итоговое повторение по курсу «География России 8 класс»

2 часа

-

-

6

Всего:

68 часов

21

Изменения, внесенные в программу:

Из-за большого объема изучаемого материала увеличено количество часов на изучение раздела «Население России» (на 2 часа), дополнительные часы взяты из резерва.


Наименование раздела

Количество часов

по авторской программе

по рабочей программе

Введение

2 часа

2 часа

Раздел I. Пространства России

7 часов

7 часов

Раздел II. Природа и человек

38 часов

39 часов

Раздел III. Население России

16 часов

16 часов

Резервные уроки

Обобщающее повторение курса

Всего:

5 часов


68

2 часа


68


График практических работ


Наименование раздела

Практические работы

Раздел I Пространства России


  • Оценка особенностей географического положения России.

  • Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР.

  • Определение разницы во времени отдельных территорий.

Раздел II. Природа и человек

Тема 1. Рельеф и недра

  • Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.

  • Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно-Европейская равнина - Урал, Среднерусская возвышенность - Хибины или Северный Кавказ).

  • Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации на примере своего края.

Тема 2. Климат

  • Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения.

  • Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами.

Тема 3. Богатство внутренних вод России

  • Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования.

  • Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.

  • Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.

Тема 4. Почвы - национальное достояние страны

  • Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования.

Тема 5. В природе все взаимосвязано

  • Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы.

Тема 6. Природно - хозяйственные зоны

  • Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.

Тема 7. Природопользование и охрана природы

  • Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий.

Раздел III. Население России

Тема 9. Кто мы?


  • Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации.

Тема 10. Куда и зачем едут люди?

  • Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и в пространстве.

Тема 12. Народы и религии России

  • Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России.

Тема 13. Где и как живут люди?

  • Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания.

  • Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории.

  • Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны.



Содержание программы (68 ч, 2 ч в неделю)

ВВЕДЕНИЕ (2 ч)

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки передачи и предоставления географической информации.

Раздел I

Пространства России (7 ч)

Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.

Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации.

Границы России: сухопутные и морские. «Проницаемость» границ для связей с другими странами.

Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России. Воздействие разницы во времени на жизнь населения.

Формирование территории России. Расширение территории Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий: Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Освоение «Дикого поля». Новороссия. Дальний Восток на рубеже XIX-XX вв. Завершение процесса расширения территории в XX в., перелом в миграциях расселения.

Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Географические описания. Развитие теоретического знания - выявление географических закономерностей. Разработка программ преобразования территории («Каменная степь» и др.). Современные задачи географии России. Источники географической информации. Роль географии в улучшении жизни людей на староосвоенных территориях.

Раздел II

Природа и человек (38 ч)

Тема 1

РЕЛЬЕФ И НЕДРА

Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летосчисление. Основные тектонические структуры: литосферные плиты, платформы, зоны складчатости (подвижные пояса) и их роль в формировании рельефа. Геологические и тектонические карты.

Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.

Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли. Вулканизм, землетрясения, цунами - опасные проявления внутренних сил.

Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водно-ледниковый рельеф. Вода - «скульптор лика земного». Карстовые процессы. Деятельность ветра, влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф.

Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в хозяйстве. Месторождения основных полезных ископаемых и их связь с тектоникой и геологическим строением разных районов России. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация земель.

Тема 2

КЛИМАТ

Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность - главная особенность климата России. Россия - холодная страна.

Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.

Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей. Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, арктический, субарктический, субтропический климат: районы распространения и основные характеристики этих типов климата.

Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйственных культур к климатическим условиям. Агроклиматические ресурсы своей местности. Степень благоприятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды.

Тема 3

БОГАТСТВО ВНУТРЕННИХ ВОД РОССИИ

Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь реки. Формирование и строение речной долины. Базис эрозии. Речные бассейны и водоразделы. Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек (расход, годовой сток), режимы российских рек. Значение этих характеристик для хозяйства и жизни населения.

Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодья, наводнения - их причины и последствия.

Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Родники и родниковая вода. Многолетняя (вечная) мерзлота - происхождение и мощность. География многолетней мерзлоты. Влияние вечной мерзлоты на природные условия местности, на условия жизни и деятельности человека. Распространение современного оледенения по территории страны.

Вода в жизни человека. Водные ресурсы. От пруда к водохранилищу. Влияние водохранилищ на окружающую среду. Реки - транспортные артерии страны. Каналы - рукотворные реки. Подземные воды - ценнейшее полезное ископаемое. Использование минеральных и термальных вод. Проблемы рационального использования водных ресурсов.

Тема 4

ПОЧВЫ - НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ СТРАНЫ

Значение почвы для становления человеческого общества. Присваивающий и производящий типы ведения хозяйства. «Неолитическая революция», возникновение земледелия. Земельные ресурсы, земельный фонд России.

Почвы - особое «природное тело». Факторы почвообразования. Гумус - вещество, присущее только почве. В. В. Докучаев - основатель научного почвоведения. Строение почвы, понятие о почвенных горизонтах и почвенном профиле. Почва - «зеркало ландшафта».

География почв России. Их особенности, распространение по территории России и хозяйственное использование. Почвенная карта.

Почвы и урожай. Плодородие - главное свойство почвы. Механический состав и его влияние на воздух и водопроницаемость. Структура почвы. Восстановление и поддержание плодородия почв. Агротехнические мероприятия, механические приемы обработки почвы, внесение удобрений.

Рациональное использование и охрана почв. Основные системы земледелия. Мелиорация почв. Изменения почв под воздействием хозяйственной деятельности человека.

Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.

Тема 5

В ПРИРОДЕ ВСЕ ВЗАИМОСВЯЗАНО

Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК.

Зональность и азональность природных комплексов России. Природное (физико-географическое) районирование. Практическое значение изучения свойств и размещения ПТК.

Свойства природных территориальных комплексов: целостность, устойчивость, ритмичность развития и их значение для планирования хозяйственной деятельности.

Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты - основные ресурсы жизнедеятельности людей. Природно-антропогенныеландшафты. Сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные ландшафты - причины их возникновения и условия существования. Городские ландшафты и природно-технические комплексы. Культурные ландшафты - ландшафты будущего.

Тема 6

ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ

Учение о природных зонах. В. В. Докучаев и Л. С. Берг - основоположники учения о ландшафтно-географических зонах.

Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность - важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природно-хозяйственные.

«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Арктика, тундра и лесотундра - северная полоса России. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы.

Устойчивость системы «природа - человек» при традиционном хозяйстве. Натиск современной цивилизации - плюсы и минусы. Экологические проблемы.

Таежная зона. Характерные особенности таёжных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое освоение и заселение. Последствия индустриального освоения тайги.

Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе. Что дают болота человеку?

Смешанные леса - самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное освоение и расселение. Современные проблемы освоения этой природно-хозяйственной зоны.

Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов - история приобретений и потерь. Характерные лесостепные и степные природные комплексы. Господство антропогенных ландшафтов - зона «сплошного» освоения. Значение степной зоны для народного хозяйства России.

Полупустыни и пустыни, субтропики - южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Хозяйственная деятельность в экстремальных условиях и ее последствия.

Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Особенности природы гор. Различия природных условий гор и равнин.

Человек и горы. Освоение гор с древнейших времен. Разнообразие природных ресурсов. Хрупкое природное равновесие горных ландшафтов.

Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Расселение населения. Опасные природные явления.

Тема 7

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ПРИРОДЫ

Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления. Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Проблемы использования исчерпаемых природных ресурсов. Рекреационные ресурсы и их значение для человека.

Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы.

Раздел III

Население России (16 ч)

Тема 1

СКОЛЬКО НАС - РОССИЯН?

Как изменялась численность населения России в XVIII-XX вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы. Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.

Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления географической информации.

Тема 2

КТО МЫ?

Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышенной смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Необходимость «самосохранительного поведения». Мужские и женские профессии. Регионы и местности России с преобладанием мужчин или женщин.

Половозрастная пирамида населения России - «запечатленная демографическая история», ее анализ. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей детей и подростков, лиц старшего возраста. Факторы старения населения и факторы сохранения высокой доли молодежи.

Диаграммы как источники географической информации. Их виды.

Тема 3

КУДА И ЗАЧЕМ ЕДУТ ЛЮДИ?

Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей.

Внешние миграции населения: в Россию и из нее. Калмыки, немцы, адыги; волны исхода из России. Изменение потоков миграции между Россией и ближним зарубежьем. «Вынужденные мигранты», их судьба в России.

Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения. Факторы повышения территориальной подвижности. Воздействие массовых передвижений населения на хозяйство и жизнь людей.

Картограмма как вид географической информации.

Тема 4

ЧЕЛОВЕК И ТРУД

Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.

Как чувствовать себя уверенно на рынке труда?

Тема 5

НАРОДЫ И РЕЛИГИИ РОССИИ

Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этническое самосознание.

Этнический состав населения России. «Дерево языков» и этническая карта России как источники информации, приемы их чтения и анализа. Связь географии народов и административно-территориального деления России. История России - история взаимодействия ее народов.

География русского языка. Место русского языка среди других языков мира. Распространение русского языка в пределах бывшего СССР - важная часть культурного достояния России. Значение русского языка для нерусских народов России.

Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства.

Тема 6

ГДЕ И КАК ЖИВУТ ЛЮДИ?

Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных районах России и в других странах. Главная полоса расселения. «Емкость территории» и факторы, ее определяющие. Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей, на природную среду.

Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели. Причины роста городов и повышения их роль в жизни общества. Отличие сельского и городского образа жизни.

Города России, исторические особенности формирования их сети. Различия городов по людности, по функциям. Типы городов России. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Карта как источник информации о городах.

Сельское расселение, его особенности. Влияние природных условий на использование земель и на характер сельского расселения. Различные функции сельской местности, необходимость их рационального сочетания. Сельская местность как хранительница культурных традиций.

Условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Влияние величины (людности) поселения. Влияние специализации поселения. Влияние положения в системе расселения. В каком населенном пункте лучше жить?

Люди - главное богатство страны. Приумножение его. Человеческий потенциал как определяющая составная часть и условие дальнейшего развития и процветания России.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Называть (показывать):

- численность населения и площадь страны;

-субъекты РФ;

-морские и сухопутные границы РФ;

-народы РФ, основные языковые группы;

-особенности тектонического и геологического строения территорий;

-основные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых;

-крупнейшие реки и озера страны;

-распространение основных типов почв; природно-хозяйственные зоны;

-моря, омывающие РФ;

-климатообразующие факторы и типы климата;

-распространение многолетней мерзлоты.

Определять (измерять):

-географическое положение объектов;

-местное и поясное время; коэффициент увлажнения;

-необходимые источники географической информации;

-количество и плотность населения;

-динамику движения населения по статистическим данным; уровень урбанизации.

Объяснять:

-сущность основных научных понятий и терминов;

-особенность современной демографической ситуации в России;

-причины и основные направления миграций населения РФ;

-причины возникновения опасных природных процессов и явлений.

Прогнозировать и оценивать:

-изменение состояния природной среды под воздействием хозяйственной деятельности населения;

-изменение демографической ситуации в РФ в настоящее время и в будущем;

-влияние урбанизации на образ жизни населения и его здоровье;

Уметь:

-составлять географическое описание и характеристики территории на основе чтения карт и других источников информации;

-объяснять особенности природы, населения и хозяйства на основе географических карт с использованием разных источников информации.



Перечень обязательной географической номенклатуры:

8 класс

Раздел 1. Пространства России
Географическое положение и границы России: мыс Флигели, мыс Челюскин, полуостров Таймыр, гора Базардюзю, Дагестан, Кавказ, Балтийская коса, Калининградская область, мыс Дежнева, остров Ратманова, Кольский полуостров, Финский залив,

Проливы: Берингов, Лаперуза, Кунаширский, Керченский.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, черное, Азовское, Каспийское море.

Земля Франца-Иосифа, остров Сахалин, острова Курильские; полуостров камчатка.

Реки амур и Уссури. Содружество независимых государств (СНГ). Государства - соседи Российской Федерации.
Формирование территории России: Шпицберген, Белгородская черта, Становой хребет, Аляска и Алеутские острова, Приамурье и приморье, Маньчжурия, Чита, Владивосток.
Раздел 2. Природа и человек
Рельеф и недра: Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность); Западносибирская равнина; Среднесибирское плоскогорье, Кумо-манычская впадина; Кавказ (большой Кавказ, горы Казбек, Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), западный и восточный Саян, вулканы, Ключевская сопка, Авачинская сопка, Верхоянский хребет, Черского хребет, Сихотэ-Алинь.
Бассейны нефтегазоносные: Баренцево-Печорский, Волго-Уральский, западная Сибирь с шельфом Карского моря.
Бассейны каменноугольные: Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский.
Месторождения железных руд: Кама, Урал (Качканар), горная Шория.
Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Норильск.
Фосфатные месторождения: Кольский полуостров.
Климат: Оймякон, Сибирский антициклон, Черноморское побережье Кавказа.
Внутренние воды.
Реки: Волга, Кама, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена, Индигирка, Колыма, Амур.
Озера: Онежское, Ладожское, Байкал.
Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское.
Живая природа.

Заповедники: Остров Врангеля, Центрально-Лесной, Центрально-черноземный, Баргузинский, Сихотэ-Алинский, Астраханский.
Раздел 3. Население России
Республики: Карелия, Коми, Удмуртская, Марийская, Мордовия, Чувашская, Татарстан, Башкирия, Калмыкия, Адыгея, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия, Ингушская, Чеченская, Дагестан, Алтай, Хакасия, Тува, Бурятия, Саха (Якутия).
Автономная область: Еврейская.
Автономные округа: Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Коми-Пермяцкий, Ханты-Мансийский, Эвенкийский, Арчинский, Бурятский, Усть-Ордынский, Корякский, Чукотский.
Города-«миллионники»: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград, Ростов-на-Дону, Пермь, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Новосибирск.





Календарно-тематическое планирование


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Тип урока

Вид контроля

Дата

ВВЕДЕНИЕ (2 ч)

1

География - один из способов познания мира

1

Изучение географии как один из способов познания окружающего мира.

Задача географии - выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее. Уникальность географических объектов.

Урок актуализации опорных знаний

Работа по вопросам и заданиям 1, 2 на с. 10

2

Зачем мы изучаем географию России

1

Разнообразие территории России.

География и краеведение.

Географический взгляд на мир.

Комбинированный

Анализ составленных картосхем

Раздел I. ПРОСТРАНСТВА РОССИИ (7 ч)

3

Россия на карте мира.

1

Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.

Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность.

Урок-практикум

Практическая работа. Оценка особенностей географического положения России.

4

Границы России

1

Границы России: сухопутные и морские. «Проницаемость» границ для связей с другими странами.

Актуализация знаний и умений

Практическая работа. Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР.

5

Россия на карте часовых поясов

1

Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России. Воздействие разницы во времени на жизнь населения.

Практикум

Практическая работа. Определение разницы во времени отдельных территорий.

6-7

Формирование территории России

2

Формирование территории России. Расширение территории Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий: Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Освоение «Дикого поля». Новороссия. Дальний Восток на рубеже XIX-XX вв. Завершение процесса расширения территории в XX в., перелом в миграциях расселения.

Уроки-исследования

Индивидуальный устный опрос

8

Географическое изучение территории России

1

Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Географические описания. Развитие теоретического знания - выявление географических закономерностей. Современные задачи географии России. Источники географической информации.

Урок изучения нового материала

Анализ карт, заслушивание сообщений, составление картотеки «Их имена - символ мужества»

9

Контрольная работа по разделу «Пространства России»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Контрольная работа

Раздел II. Природа и человек (38 ч)

10-11

Рельеф и недра.

Строение земной коры на территории России

6

2

Строение земной коры на территории России Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летосчисление. Основные тектонические структуры: литосферные плиты, платформы, зоны складчатости (подвижные пояса) и их роль в формировании рельефа. Геологические и тектонические карты.

Изучение нового материала

Практическая работа. Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.

12

Важнейшие особенности рельефа России

1

Россия - страна обширных равнин и горных территорий. Разнообразие рельефа России - разнообразие условий жизни.

Урок -практикум

Практическая работа. Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации.

13

Современное развитие рельефа

1

Изменения в рельефе под влиянием внутренних и внешних сил. Влияние неотектонических движений на рельеф. Особая роль оледенений и текущих вод. Влияние деятельности человека на изменения в рельефе.

Урок комплексного применения знаний

Фронтальный устный опрос

14

Роль внешних сил в формировании рельефа

1

Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водно-ледниковый рельеф. Вода - «скульптор лика земного». Карстовые процессы. Деятельность ветра. Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф.

Урок закрепления знаний

Сопоставление карты плотности населения и рис. 27 на с. 56

15

Использование недр

1

Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в хозяйстве. Месторождения основных полезных ископаемых. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация земель.

Урок-практикум

Практическая работа. Характеристика рельефа и полезных ископаемых одной из территорий (по выбору). Оценка возможностей освоения месторождений и использования полезных ископаемых в хозяйстве.

16

Климат.

Общая характеристика климата России

7

1

Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность - главная особенность климата России. Россия - холодная страна.

Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.

Вводная лекция

Фронтальный устный опрос

17

Закономерности циркуляции воздушных масс.

1

Изменчивость климатических и погодных условий России под влиянием потоков воздуха с океанов (циркуляция атмосферы). Влияние размеров территории России на разнообразие климата.

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Фронтальный устный опрос, фронтальная письменная работа

18

Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.

1

Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний

Учебное исследование по картам, анализ рис. 44-47

19

Распределение температур и осадков

1

Закономерности распределения температур и осадков по территории России. Самые жаркие и холодные районы.

Изучение нового материала

Фронтальный устный опрос

20

Типы климата нашей страны.

1

Характеристика климатических поясов и областей России.

Умеренно-континентальный, континентальный, резко-континентальный, муссонный, арктический, субарктический, субтропический климат

Урок-практикум

Практическая работа. Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения.

21

Климат и человек

1

Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Агроклиматические условия. Степень благоприятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды.

Урок- практикум

Практическая работа. Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами.

22

Обобщение знаний по теме «Климат»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Тестирование

23

Богатство внутренних вод России.

Реки

5

1

Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения), их предупреждение.

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний

Анализ физической карты, работа с контурными картами, рис.62-67 в учебнике

24

Особенности рек

1

Падение и уклон ре, скорость течения, водоносность рек (расход, годовой сток), режимы российских рек Значение этих .характеристик для хозяйства и жизни населения. Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодья , наводнения - их причины и последствия

Урок актуализации опорных знаний

Практическая работа. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования.

25

Озера, подземные воды, болота

1

Озера, подземные воды, ледники - важные источники пресной воды. Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин.

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Практическая работа. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.

26

Многолетняя мерзлота и ледники

1

Многолетняя мерзлота - влияние сурового климата прошлого на условия жизни и деятельности современного человека.

Комбинированный

Чтение и анализ карт

27

Человек и вода

1

Реки и озера - каркас расселения людей. Водные пути. Гидротехнические сооружения - плюсы и минусы. Экологические последствия хозяйственного использования вод суши.

Урок-практикум

Практическая работа. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.

28

Почвы - национальное достояние страны.

Почвы - «особое природное тело»

4

1

Значение почвы для становления человеческого общества. Присваивающий и производящий типы ведения хозяйства. «Неолитическая революция», возникновение земледелия. Земельные ресурсы, земельный фонд России. Факторы почвообразования. Гумус - вещество, присущее только почве. В.В. Докучаев - основатель научного почвоведения. Строение почвы, понятие о почвенных горизонтах и почвенном профиле.

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Практическая работа. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования.

29

География почв России

1

Разнообразие типов почв. Их основные характеристики. Закономерности размещения.

Урок-исследование

Сопоставление почвенной карты с картами климатической и природных зон, анализ рис. 84-86

30

Почвы и урожай

1

Плодородие - главное свойство почв. Зависимость плодородия от механического состава и структуры почв. Агротехнические мероприятия как условия сохранения и повышения плодородия.

Практикум

Самостоятельная работа, анализ почвенной карты

31

Рациональное использование и охрана почв

1

Изменение почв под воздействием хозяйственной деятельности людей. Истощение, загрязнение, разрушение почв. Мелиорация земель. Виды мелиорации.

Урок закрепления знаний, их контроля и оценки

Анализ рис. 91-96

Тестирование

32

В природе все взаимосвязано.

Понятие о природно- территориальном комплексе

3

1

Закономерная связь между всеми компонентами природы. Человек - неотъемлемая часть ПТК. Зональность и азональность природы России. Особенность ПТК различных рангов.

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний

Практическая работа. Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы.

33

Свойства природных территориальных комплексов

1

Проявление в ПТК основных свойств географической оболочки - целостности, ритмичности, устойчивости - и их влияние на хозяйственную деятельность человека.

Урок актуализации знаний и умений, изучениям нового материала

Фронтальный опрос, анализ рис. 98

34

Человек в ландшафте

1

Влияние природных комплексов на жизнь людей и их хозяйственную деятельность. Антропогенные природные комплексы сельскохозяйственные промышленные, лесохозяйственные, культурные ландшафты.

Урок обобщения и систематизации знаний

Индивидуальный опрос, сообщения

35

Природно - хозяйственные зоны.

Учение о природных зонах

10

1

Зональность - всеобщий закон природы и главная особенность природы России. Природные зоны России - разнообразие условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. Длительное воздействие людей - превращение природных зон в природно-хозяйственные. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах.

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Анализ рис. 107, сопоставление карты природных зон и плотности населения.

36

«Безмолвная Арктика»

1

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний

Решение проблемных задач, заполнение таблицы

37

Чуткая Субарктика

1

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы

Урок -исследование

Анализ рис. 117-120. Сравнение тундровых и лесотундровых ландшафтов

38

Таежная зона

1

Самая большая, древняя и снежная зона России. Густая сеть рек, луговые массивы, молочное и мясомолочное скотоводство. Традиционные занятия населения. Промышленное освоение тайги. Очаговое расселение.

Урок-практикум

Сопоставление карты природных зон, плотности населения и полезных ископаемых

39

Болота

1

Характеристика болот, их использование, экологические проблемы

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Фронтальный опрос

40

Зона смешанных широколиственно - хвойных лесов

1

Смешанные леса - самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное освоение и расселение. Современные проблемы освоения этой природно-хозяйственной зоны.

Урок-практикум

Индивидуальный устный опрос, работа с картами атласа

41

Лесостепи и степи

1

Характеристика лесостепей, степей. Природные ресурсы зон, экологические проблемы

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний

Тестирование, решение проблемных задач

42

Полупустыни, пустыни, субтропики

1

Характеристика полупустынь, пустынь. Субтропики - южная полоса России. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Самостоятельная работа

43

«Многоэтажность» природы гор. Человек и горы.

1

«Многоэтажность» природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Особенности природы гор. Различия природных условий гор и равнин. Человек и горы. Освоение гор с древнейших времен.

Урок-исследование

Вопросы и задания на с. 201

44

Обобщение знаний по теме «Природно - хозяйственные зоны»

1

Жизнь и хозяйственная деятельность людей на равнинах в горах. Расселение населения. Опасные природные явления

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Практическая работа. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.

45

Природопользование и охрана природы.

Природная среда, природные, условия, природные ресурсы

3

1

Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления.

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Анализ рисунка 161, работа по вопросам и задания на с. 209

46

Рациональное использование природных ресурсов

1

Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Проблемы использования исчерпаемых природных ресурсов. Рекреационные ресурсы и их значение для человека.

Урок обобщения и систематизации знаний. Дискуссия

Работа по вопросами заданиям на с. 214, представление прогнозов о развитии природы

47

Охрана природы и охраняемые территории

1

Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы. Роль охраняемых природных территорий.

Урок-практикум

Практическая работа. Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий.

48

Контрольная работа по разделу «Природа и человек»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Раздел III. Население России (16 ч)

49

Сколько нас - россиян?

Численность населения

2

1

Как изменялась численность населения России в XVIII - XX вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы.

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний

Анализ рис. 168, 169, вопросы и задания на с. 225

50

Воспроизводство населения

1

Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства. Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления географической информации.

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний

Анализ рис. 170-172, самостоятельная работа

51

Кто мы? Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения)

2

1

Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышенной смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Необходимость «самосохранительного поведения». Мужские и женские профессии.

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Решение проблемных вопросов, вопросы и задания на с. 232

52

Возрастной состав населения России

1

Половозрастная пирамида населения России - «запечатленная демографическая история», ее анализ. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей детей и подростков, лиц старшего возраста. Факторы старения населения и сохранения высокой доли молодежи.

Урок закрепления новых знаний

Практическая работа. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации.

53

Куда и зачем едут люди?

Миграции населения в России

4

1

Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей. Картограмма как вид географической информации.

Урок-исследование

Тестирование. Чтение картограмм, рис. 182, 183

54

Внешние миграции

1

Внешние миграции населения: в Россию и из нее. Изменение потоков миграций между Россией и ближним зарубежьем. «Вынужденные мигранты», их судьба в России

Урок-практикум

Практическая работа. Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве.

55

Территориальная подвижность населения

1

Территориальная подвижность населения Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения. Факторы повышения территориальной подвижности. Воздействие массовых передвижений населения на хозяйство и жизнь людей.

Урок комплексного применения знаний

Анализ рис. 186-187

56

Человек и труд.

География рынка труда

1

1

Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерности распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы

Урок-исследование

Тестирование. Анализ рис. 190-193. Решение проблемных вопросов.

57

Народы и религии России.

Этнический состав населения

4

1

Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этническое самосознание.

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Вопросы и задания на с. 258

58

Этническая мозаика России

1

«Дерево языков» и этническая карта России как источники информации, приемы их чтения и анализа. Связь географии народов и административно-территориального деления России. История России - история взаимодействия ее народов. География русского языка. Место русского языка среди других языков мира.

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний

Практическая работа. Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно- территориального деления России.

59

Религии народов России

1

Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного этнического состава населения.

Урок-исследование

Индивидуальный устный опрос.

60

Где и как живут люди?

Плотность населения

6

1

Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных районах России и в других странах. Главная полоса расселения. «Емкость территории» и факторы, ее определяющие. Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей, природную среду.

Урок-практикум

Практическая работа. Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания.

61

Расселение и урбанизация

1

Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели. Причины роста городов и повышения их роли в жизни общества. Отличие городского и сельского образа жизни.

Урок-практикум

Практическая работа. Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории.

62

Города России

1

Города России, исторические особенности формирования их сети. Различия городов по людности, по функциям. Типы городов России. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей городского населения Карта как источник информации о городах

Урок-практикум

Практическая работа. Нанесение на контурную карту городов- миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны.

63

Сельская Россия

1

Сельское расселение, его особенности. Влияние природных условий на использование земель и на характер сельского расселения. Различные функции сельской местности, необходимость их рационального сочетания. Условия и образ жизни людей в различных типах поселений.

Урок-практикум

Задания 4, 7 на с. 284

64

Контрольная работа по разделу «Население России»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Контрольная работа

65 - 68

Итоговое повторение по курсу «География России 8 класс»




Учебно-методическое обеспечение:

1. Алексеев А.И. География России. Природа и население. - М.: Дрофа, 2010.

2. Атлас. География России. 8 класс. - М.: Дрофа, 2010.

3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт по географии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2010.

4. География России. Природа. Население. Хозяйство. Рабочая тетрадь / И.И. Баринова, В.П. Дронов.- М.: Дрофа, 2010.

Дополнительная литература:

  1. Дронов В.П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе.- М.: Дрофа, 2009.

  2. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 кл.- М.: Дрофа, 2007.

  3. Моисеева О.П. Тематический тестовый контроль по географии России. 8 класс. - М.: Творческий центр, 2007.

  4. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 кл.- М.: Дрофа, 2007.

  5. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. - М.: Глобус, 2010.

Критерии оценивания

Критерии оценки устного ответа:

Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.

«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:

Оценка «5»

Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Оценка «4»

Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).

Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Оценка «3»

Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Оценка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов,

Оценка «4» - 7-9 правильных ответов,

Оценка «3» - 5-6 правильных ответов,

Оценка «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов,

Оценка «4» - 14-17 правильных ответов,

Оценка «3» - 10-13 правильных ответов,

Оценка«2» - менее 10 правильных ответов.

Требования к работе в контурных картах:

- Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.

- При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.

- Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

- Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.

- Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.















Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения




























































© 2010-2022