Урок по ФГОС ООО «Воды суши. Реки. »

Открытый урок в 5 классе по ФГОС ООО по теме «Воды суши . Реки». Это подробная разработка с использованием современных технологий,комбинированный  по  традиционной  классификации,  конструирования  способа  действия  по  ФГОС, запланирован как урок нового материала. Подробно прописаны методы формирования УУД. Использованф Икт, ТСО, физкультминутка. Осуществляется  связь  с  жизнью с использованием краеведческого материала. Во все этапы урока включены элементы игры.Запланированы различные виды де...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по ФГОС ООО «Воды суши. Реки.»Урок по ФГОС ООО «Воды суши. Реки.»Урок по ФГОС ООО «Воды суши. Реки.»Урок по ФГОС ООО «Воды суши. Реки.»Составила: учитель географии

МОУ гимназии г. Павловского Посада

Кружкова Е. В.

Тема урока: Воды суши. Реки.

Тип урока: Урок - исследование, урок изучения нового материала с использованием ИКТ

Цель: Сформировать целостное представление внутренних водах суши, о реке, её частях, речной системе и её роли в жизни человека.

Задачи:

Обучающие:

познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; научить устанавливать причинно - следственные связи между направлением течения реки и характером рельефа; начать формировать представление о реках и их частях.

Развивающие:

развить умение определять географическое положение реки, показывать реку на географической карте; развивать познавательный интерес к предмету; продолжить формирование умения работать с географической картой, учебником, интерактивной картой; составлять описание географического объекта.

Воспитательные:

способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе, посредством межпредметных связей; воспитывать любовь к природе. Показать значение рек для человека.

Ключевые слова по теме урока:

река, устье, исток, русло, дельта, падение, уклон, речной бассейн, водораздел и речная система.

Географическая номенклатура: Волга, Амазонка, Нил, Обь, Енисей, Лена, Амур, Ганг, Ориноко, Юкон, Замбези, Янцзы, Иртыш, Инд, Конго, Миссури, Парана, Хуанхэ, Миссисипи, Валдайская возвышенность.

Образовательные результаты:

Знакомство с новыми терминами, практические навыки работы с картами, с мультимедийным оборудованием, расширение кругозора. Сформировать представление о реке и ее частях, речной системе. Научить устанавливать причинно-следственные связи между характером и направлением течения реки и рельефом. Научить показывать истоки, устье, притоки рек на карте и обозначать их на к/карте.

Формировать УУД:

Личностные:

оценивание усваиваемого содержания, овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

Познавательные:

умение определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;

Регулятивные:

умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; выполнять учебное действие в соответствии с алгоритмом действий.

Коммуникативные:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в парах.

Средства обучения: ПК, проектор, интерактивная доска, Физическая карта полушарий, учебник, .

Ход урока:

Организационный момент. Подготовка учащихся к уроку (тетради, дневники, учебники, атласы, контурные карты).

Все встали. Здравствуйте. Садитесь.

Настройтесь и раскрепоститесь.

Урок начнем мы, как всегда,

С вопроса:

Все готовы?

Отгадайте загадки:

1. Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи...
Нет опоры для ноги.

(Ответ: болото)

2. Не драгоценный камень, а светится. (Лед)

3. Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед)

4. Рыбам зиму жить тепло:
Крыша - толстое стекло. (Лед)

5. Прозрачен как стекло,

А не вставишь в окно. (лёд)

5. Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)

6. Там, где корни вьются,

На лесной тропе, маленькое блюдце

Спрятано в траве.

Каждый, кто проходит,

Подойдёт- нагнётся

И опять в дорогу силы наберётся. (Родник)

Где находятся эти воды? Как мы их назовём?

- Отгадайте загадки: (дети)

1.Течёт, течёт - не вытечет;

Бежит, бежит - не выбежит.

2.Не конь, а бежит, не лес, а шумит.

3. В неё льётся,

из неё льётся,

сама по земле плетётся.(Река)

4. Зимой скрываюсь,

Весной появляюсь,

Летом веселюсь,

Осенью спать ложусь.(Река)

Диктуем тему урока и записываем её в тетрадь

Сформулируйте цель урока.

-Читаем вопросы перед параграфом. (ответы на вопросы)

- На какие группы можно поделить воды суши по их положению на Земле? (поверхностные и подземные.

-Составьте схему.

воды суши (4% Vгидросферы) )

поверхностные подземные

состояние: жидкое, твёрдое, газообразное

В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки. Рас-скажите о виденной вами реке. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река? Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.- Что такое река?

- Место начала реки? Что может являться истоком? (родник, озеро, ледник)

-Место впадения реки?

- Куда может впадать река? (в море, озеро, другую реку)

«Сколько река не петляй, всё равно попадёшь в море»

Как правильно показывать реку на карте?

-Показать р. Амазонка, Нил, Миссисипи

-Речная система (река с притоками)

Речную систему обозначают по главной реке.

-Как определить левые и правые притоки реки? (встать лицом по течению)

Моделирование: дети изображают реку и её притоки: Ока-Волги правая рука

Клязьма-левый приток Оки

Вохна-правый приток Клязьмы

Хотца-левый приток Вохны

Хотца

ВолгаВохна

Клязьма

Ока



Рассмотрим карту на стр. 97. Каспийское море

-Как называется карта?

-Какой условный знак выбран?

-Что означают условные знаки?

-Бассейн какого океана самый большой?

-Бассейн какого океана вытянут с севера на юг?

-какие ещё два бассейна изображены?

Назвать реки бассейна Северного Ледовитого океана.

-в каком направлении текут реки бассейна Северного Ледовитого океана?

-Назовите главную реку бассейна Тихого океана.

-В каком направлении она течёт?

-К какому бассейну относится р. Волга?

-Направление её течения?

-Что такое бассейн реки? (стр. 97)

Между бассейнами рек проходят линии водоразделов (стр. 97)

Составьте кластер изученных понятий.

река

река

Учащиеся получают таблички с названиями рек, они встают и поднимают ответы:

  1. Хомяк-туристка с кличкой Полга

В круиз ушла по речке…( Волга)

2. Дятел выбивает дробь

На сосне у речки…(Обь)

  1. Королевич Елисей

прыгнул в речку…(Енисей)

  1. Из Мексики спортсменка Лама

плыла легко по речке…(Кама)

  1. По берегу бежала мышь

«Я быстрее, чем …(Иртыш)

  1. Мурлыкала кошка мур-мур

Я рыбки хочу из речки…(Амур)

7.В море Лаптевых полено

Плывёт весной по речке …(Лена)

  1. Француз воскликнул «Ну, пардон,

есть в России речка…!»(Дон)

Физкультминутка «Речка»

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это - брасс.

Одной, другой - это кроль.

Все, как один, плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой. (Выполняем движения по тексту.)

Все, закончили разминку.

Сели прямо, держим спинку.

Чтобы уложиться в срок,

Быстренько начнем урок.

(Мы продолжим наш урок).

Работа со стр. 98. Рассмотрим схемы речных долин.

-Что такое речная долина? (запись в тетрадь)

-Какие части речных долин видим?

-Русло (запись в тетрадь)

- Пойма (запись в тетрадь)

Итак, мы видим два вида речных долин - горной реки и равнинной. Почему реки бывают горными и равнинными? (Рельеф)

-Сравним долины рек

-сравним скорость течения

-из каких горных пород сложены долины горных рек?

Стремясь вниз с горных вершин, узкая речушка в пенистых бурунах упорно расширяет себе путь, перетаскивая камни.

Красивые картинки и анимации рек навевают мысли о вечности и непрерывности всего живого. Все течет, изменяясь, так и мы не стоим на месте, не остаемся прежними. Может быть, в изменчивости, отрицании застоя и постоянном обновлении заключается секрет счастья!

На парте лежат таблицы. Двое учеников должны выйти выбрать таблицы, касающиеся горной реки (один ребёнок) и равнинной (второй ребёнок)

Рассмотрим рис. 64 и 65 на стр. 99

-Как называется первый рисунок?

-Что такое пороги?

-Судоходна ли порожистая река?

-Можно ли её сделать судоходной?

Характер реки очень похож на характер человека. Согласны? Кого бы в классе вы назвали равнинной рекой? Кого бы назвали горной рекой?

Чтение текста на стр. 100-101 о Тереке и Волге.

Диктуем домашнее задание.

Ставим отметки за работу на уроке.











8



© 2010-2022