- Преподавателю
- География
- Урок по ФГОС ООО «Воды суши. Реки. »
Урок по ФГОС ООО «Воды суши. Реки. »
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кружкова Е.В. |
Дата | 06.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Составила: учитель географии
МОУ гимназии г. Павловского Посада
Кружкова Е. В.
Тема урока: Воды суши. Реки.
Тип урока: Урок - исследование, урок изучения нового материала с использованием ИКТ
Цель: Сформировать целостное представление внутренних водах суши, о реке, её частях, речной системе и её роли в жизни человека.
Задачи:
Обучающие:
познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; научить устанавливать причинно - следственные связи между направлением течения реки и характером рельефа; начать формировать представление о реках и их частях.
Развивающие:
развить умение определять географическое положение реки, показывать реку на географической карте; развивать познавательный интерес к предмету; продолжить формирование умения работать с географической картой, учебником, интерактивной картой; составлять описание географического объекта.
Воспитательные:
способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе, посредством межпредметных связей; воспитывать любовь к природе. Показать значение рек для человека.
Ключевые слова по теме урока:
река, устье, исток, русло, дельта, падение, уклон, речной бассейн, водораздел и речная система.
Географическая номенклатура: Волга, Амазонка, Нил, Обь, Енисей, Лена, Амур, Ганг, Ориноко, Юкон, Замбези, Янцзы, Иртыш, Инд, Конго, Миссури, Парана, Хуанхэ, Миссисипи, Валдайская возвышенность.
Образовательные результаты:
Знакомство с новыми терминами, практические навыки работы с картами, с мультимедийным оборудованием, расширение кругозора. Сформировать представление о реке и ее частях, речной системе. Научить устанавливать причинно-следственные связи между характером и направлением течения реки и рельефом. Научить показывать истоки, устье, притоки рек на карте и обозначать их на к/карте.
Формировать УУД:
Личностные:
оценивание усваиваемого содержания, овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Познавательные:
умение определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;
Регулятивные:
умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; выполнять учебное действие в соответствии с алгоритмом действий.
Коммуникативные:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в парах.
Средства обучения: ПК, проектор, интерактивная доска, Физическая карта полушарий, учебник, .
Ход урока:
Организационный момент. Подготовка учащихся к уроку (тетради, дневники, учебники, атласы, контурные карты).
Все встали. Здравствуйте. Садитесь.
Настройтесь и раскрепоститесь.
Урок начнем мы, как всегда,
С вопроса:
Все готовы?
Отгадайте загадки:
1. Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи...
Нет опоры для ноги.
(Ответ: болото)
2. Не драгоценный камень, а светится. (Лед)
3. Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед)
4. Рыбам зиму жить тепло:
Крыша - толстое стекло. (Лед)
5. Прозрачен как стекло,
А не вставишь в окно. (лёд)
5. Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)
6. Там, где корни вьются,
На лесной тропе, маленькое блюдце
Спрятано в траве.
Каждый, кто проходит,
Подойдёт- нагнётся
И опять в дорогу силы наберётся. (Родник)
Где находятся эти воды? Как мы их назовём?
- Отгадайте загадки: (дети)
1.Течёт, течёт - не вытечет;
Бежит, бежит - не выбежит.
2.Не конь, а бежит, не лес, а шумит.
3. В неё льётся,
из неё льётся,
сама по земле плетётся.(Река)
4. Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.(Река)
Диктуем тему урока и записываем её в тетрадь
Сформулируйте цель урока.
-Читаем вопросы перед параграфом. (ответы на вопросы)
- На какие группы можно поделить воды суши по их положению на Земле? (поверхностные и подземные.
-Составьте схему.
воды суши (4% Vгидросферы) )
поверхностные подземные
состояние: жидкое, твёрдое, газообразное
В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки. Рас-скажите о виденной вами реке. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река? Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.- Что такое река?
- Место начала реки? Что может являться истоком? (родник, озеро, ледник)
-Место впадения реки?
- Куда может впадать река? (в море, озеро, другую реку)
«Сколько река не петляй, всё равно попадёшь в море»
Как правильно показывать реку на карте?
-Показать р. Амазонка, Нил, Миссисипи
-Речная система (река с притоками)
Речную систему обозначают по главной реке.
-Как определить левые и правые притоки реки? (встать лицом по течению)
Моделирование: дети изображают реку и её притоки: Ока-Волги правая рука
Клязьма-левый приток Оки
Вохна-правый приток Клязьмы
Хотца-левый приток Вохны
Хотца
ВолгаВохна
Клязьма
Ока
Рассмотрим карту на стр. 97. Каспийское море
-Как называется карта?
-Какой условный знак выбран?
-Что означают условные знаки?
-Бассейн какого океана самый большой?
-Бассейн какого океана вытянут с севера на юг?
-какие ещё два бассейна изображены?
Назвать реки бассейна Северного Ледовитого океана.
-в каком направлении текут реки бассейна Северного Ледовитого океана?
-Назовите главную реку бассейна Тихого океана.
-В каком направлении она течёт?
-К какому бассейну относится р. Волга?
-Направление её течения?
-Что такое бассейн реки? (стр. 97)
Между бассейнами рек проходят линии водоразделов (стр. 97)
Составьте кластер изученных понятий.
река
река
Учащиеся получают таблички с названиями рек, они встают и поднимают ответы:
-
Хомяк-туристка с кличкой Полга
В круиз ушла по речке…( Волга)
2. Дятел выбивает дробь
На сосне у речки…(Обь)
-
Королевич Елисей
прыгнул в речку…(Енисей)
-
Из Мексики спортсменка Лама
плыла легко по речке…(Кама)
-
По берегу бежала мышь
«Я быстрее, чем …(Иртыш)
-
Мурлыкала кошка мур-мур
Я рыбки хочу из речки…(Амур)
7.В море Лаптевых полено
Плывёт весной по речке …(Лена)
-
Француз воскликнул «Ну, пардон,
есть в России речка…!»(Дон)
Физкультминутка «Речка»
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это - брасс.
Одной, другой - это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой. (Выполняем движения по тексту.)
Все, закончили разминку.
Сели прямо, держим спинку.
Чтобы уложиться в срок,
Быстренько начнем урок.
(Мы продолжим наш урок).
Работа со стр. 98. Рассмотрим схемы речных долин.
-Что такое речная долина? (запись в тетрадь)
-Какие части речных долин видим?
-Русло (запись в тетрадь)
- Пойма (запись в тетрадь)
Итак, мы видим два вида речных долин - горной реки и равнинной. Почему реки бывают горными и равнинными? (Рельеф)
-Сравним долины рек
-сравним скорость течения
-из каких горных пород сложены долины горных рек?
Стремясь вниз с горных вершин, узкая речушка в пенистых бурунах упорно расширяет себе путь, перетаскивая камни.
Красивые картинки и анимации рек навевают мысли о вечности и непрерывности всего живого. Все течет, изменяясь, так и мы не стоим на месте, не остаемся прежними. Может быть, в изменчивости, отрицании застоя и постоянном обновлении заключается секрет счастья!
На парте лежат таблицы. Двое учеников должны выйти выбрать таблицы, касающиеся горной реки (один ребёнок) и равнинной (второй ребёнок)
Рассмотрим рис. 64 и 65 на стр. 99
-Как называется первый рисунок?
-Что такое пороги?
-Судоходна ли порожистая река?
-Можно ли её сделать судоходной?
Характер реки очень похож на характер человека. Согласны? Кого бы в классе вы назвали равнинной рекой? Кого бы назвали горной рекой?
Чтение текста на стр. 100-101 о Тереке и Волге.
Диктуем домашнее задание.
Ставим отметки за работу на уроке.
8