Урок географии 6 класс Атмосферные осадки

Тема урока: Атмосферные осадки Цели  урока:   познакомить  с  основными  видами  атмосферных  осадков; обобщить  и  конкретизировать  знания  об  условиях образования снега, дождя, града, изморози, росы; формировать  научное  мировозрение   о  взаимосвязях  природных  процессов; развивать  умения  сравнивать,  сопоставлять,  обобщать; способствовать  самостоятельности  мышления  учеников при  решении  познавательных  задач; прививать  навыки  наблюдения  за  погодой;Оборудование:        Климатич...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Атмосферные осадки

Цели урока:

  • познакомить с основными видами атмосферных осадков;

  • обобщить и конкретизировать знания об условиях образования снега, дождя, града, изморози, росы;

  • формировать научное мировозрение о взаимосвязях природных процессов;

  • развивать умения сравнивать, сопоставлять, обобщать;

  • способствовать самостоятельности мышления учеников при решении познавательных задач;

  • прививать навыки наблюдения за погодой;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Климатическая и физическая карты России , картосхема «Образование осадков», таблицы «Годовой ход осадков в г. Иркутске», « Среднемесячная высота снежного покрова», климатограммы природных зон (тундра,пустыня,тайга), раздаточный материал - климатограммы для г . Иркутска. Интерактивная презентация «Атмосферные

Осадки»

Оформление:

Аппликация - облако с каплями дождя, облако со снежинками, облако с градинками (на обратной стороне капелек и снежинок написаны загадки и занимательные вопросы).

Аппликация помещается на классной доске.

Ход урока:

Организационные моменты:

  1. Определение целей урока.

  2. Дается домашнее задание к следующему уроку.

Актуализация знаний:

географический тренаж : работа с индивидуальным заданием (решение географических задач), работают 8 учеников.

ответить устно у доски: 1. Что такое круговорот воды, как он происходит? 2. Что такое испарение и конденсация? Как различаются насыщенный и ненасыщенный воздух? 3. Что такое относительная влажность воздуха? 4. Объясните, как образуются облака. Назовите основные их виды?

Изучение новой темы:

Атмосферные осадки - это вода в твердом или жидком виде, выпадающая на поверхность Земли в результате конденсации водяного пара.

Среди атмосферных осадков выделяются : дождь, иней, снег, роса, изморозь, гололед, град.

Давайте разделим все виды атмосферных осадков на две группы:

  1. Выпадающие из облаков?

  2. Выпадающие из воздуха?

Рассмотрим условия образования осадков:

Из воздуха выпадают:

РОСА - осаждается в виде капелек воды на растениях и других предметах на поверхности почвы при их охлаждении. Охлаждается и воздух. Охлаждаясь, он становится насыщенным. Происходит конденсация водяного пара . Излишек его выделяется в виде росы.

ИНЕЙ образуется , если почва охлаждается до температуры ниже нуля градусов. (тонкий слой ледяных кристаллов).

ИЗМОРОЗЬ образуется при тумане в безветренную морозную погоду (отложение льда на проводах и деревьях).

Атмосферные осадки, выпадающие из облаков:

Итак, чтобы пошел дождь, необходимо, чтобы облачная капля превратилась в дождевую, т. е. диаметр должен превысить 0,5 мм. Облачные капли увеличиваются при столкновении и понижении температуры.

Для того, чтобы каждый ученик смог понять процесс образования дождевых капель, снежинок, градинок и выпадения осадков из облаков, вам будет представлена необычная СКАЗКА.

Действующие лица:

Сказочник, Ветер, Солнце.

Сказочник: Давным-давно это было. Однажды солнце , накатавшись вдоволь по небу , устало и , вытирая платком золотой лоб пробормотало:

Солнце: - Уф! Ну и жара! Пить хочется!

Сказочник: Глянуло оно на землю - а там: моря и океаны плещутся, реки играют, ручьи звенят. Попыталось Солнце дотянутся до воды , но не тут-то было.

Солнце: Пить хочу! (сердито)

Ветер: - Может, вам еще чайку подать? (заворчал спросонья) Так тебе, солнышко, пить хочется? Сейчас мы это устроим. Ты грей посильнее моря да океаны, вода в них превратится в водяной пар, а теплый воздух, поднимаясь от земли, захватит его с собой в небо. Ну, и я, конечно, тебе помогу. Как наготовим мы с тобой из пара туч да облаков, я соберу их вместе, поднатужусь, дуну изо всех сил и пригоню к тебе.

Сказочник: Взялось Солнце за дело, стало греть-сушить моря да океаны, поплыли к небу невидимые капельки. Невидимые потому, что были они совсем крошечными, в обыкновенной капле их поместилось бы миллионы.

Все выше и выше поднимались они, все холоднее и холоднее им становилось. Ведь на большой высоте всегда очень холодно. На холоде мельчайшие частички воды соединяются, сливаются друг с другом, растут и становятся видимым паром.

Над полями, лесами заклубились облака. Долго бились Ветер и Солнце, стараясь поднять белоснежные облака выше и выше. Солнце жарило и парило вовсю, Ветер тоже так старался, что по всей земле пошла пыль столбом.

А бесчисленным капелькам того и надо. Встретится в небе пылинка, поднятая ветром, они скок на нее и поехали! Уцепится одна капля за пылинку, другая кричит ей: «Подвинься! Я тоже хочу прокатиться!»

Слились маленькие капельки в одну большую, вырвалась она из облаков и - на землю. А рядом - миллионы точно таких же. Хлынул дождь.

Рассердилось Солнце.

Солнце: --Как же так? - говорит оно Ветру. - Я работало-работало, а что получилось? Вся вода опять на Землю вернулась. Нет, видно так у нас ничего не выйдет.

А Ветру очень понравилось облака гонять по небу да лепить из туч всякую

всячину. Почесал он затылок и говорит.

Ветер: --Терпение, Ваше Солнечное Сиятельство. В этот раз не вышло, в другой раз получится. Начнем сначала. Только грей теперь леса, они сырые, в листьях всегда много влаги, да и находятся листья высоко над землей, к тебе поближе. Высушишь листья и напьешься!

Снова Солнце взялось за работу. Изо всех сил лес греет. Горячо листьям, засохли бы они, да хорошо корни выручают: высасывают воду из-под земли и шлют ее листьям. А листья эту влагу щедро Солнцу отдают.

Вот и опять к небу поплыли невидимые потоки, выросли из них пушистые облака. А Ветер подхватил их и понастроил сказочные фигуры. Но опять пошел дождь и все испортил!

С тех пор так и повелось: поднимается Солнце и давай землю греть, пить-то ему хочется, воду к небу поднимает, а вдруг, мол получится, вдруг удастся напиться! Но всегда вода, поднятая в небо в виде пара, из туч возвращается назад на землю, обернувшись летним дождиком или зимним снежком.

Работа со схемой образование осадков. (один ученик)

Выпадению осадков способствуют циркуляционные процессы, переносящие влагу с водной поверхности на сушу.

В осенне-зимний период атмосферные осадки выпадают в виде снега .

СНЕГ - образуется в облаках при температуре ниже 0 0С в виде снежинок -

кристаллов разнообразной формы. Если погода безветренная и теплая , снежинки слипаются в хлопья . Они , как комочки ваты , кружатся и покрывают землю пушистым ковром .

Особенно интересным явлением природы является выпадение осадков в виде

града.

ГРАД - ледяные частицы, выпадающие из кучево-дождевых облаков. Происходит это только при грозе и обычно сопровождается ливневым дождем. Размеры градин временами достигают 20 см в поперечине, а вес - до 1,5 кг и более.

Случается, что такие ледяные «снаряды» серьезно повреждают самолеты, выбивают стекла в домах. Но особенно опасны они для сельского хозяйства. Выпадая узкой полосой, град уничтожает посевы зерновых, ломает ветви деревьев, сбивает плоды. От ударов града гибнет домашняя птица, мелкий скот.

Бывают случаи, когда за считанные минуты град ложится на землю слоем в несколько сантиметров, а в 1965 году в районе Кисловодска выпал град, покрывший землю слоем 75 см.

Атмосферные осадки выпадают с удивительной периодичностью:

в течение суток - после обеда;

в течение года - после равноденствий.

Работа с климатической картой. ( выявить районы с большим количеством осадков и с минимальным ; объяснить причины различий)

В направлении от экваториальных широт к тропическим, количество осадков убывает. В умеренных широтах снова увеличивается, а в полярных опять увеличивается.

Объясните используя географический атлас:

  1. Почему над океаном осадков больше чем над сушей?

  2. Какое влияние на количество осадков оказывают течения?

Наблюдения за образованием осадков и измерение их количества проводятся

на любой метеостанции. Их измеряют осадкомером. (знакомство с прибором) Высоту снежного покрова измеряют с помощью снегомерной рейки. Результаты наблюдений обобщаются. Рассчитывается месячное и годовое количество осадков в данной местности. Строятся графики годового количества осадков.

Работа с климатограммами природых зон: тундры ,пустыни , тайги.

Объяснить причины разного количества осадков? (один ученик)

Работа с краеведческим материалом.

Познакомить с климатограммами, выполненными для г. Иркутска. Ученики изучают и анализируют данные метеостанции.

Годовое количество осадков в г. Иркутске 2009 г.


Я


Ф


М


А


М


И

И

А

С

О

Н

Д

ГОДОВАЯ

СУММА

12

8

7

13

25

52

78

70

39

16

18

17

335

Годовое количество осадков в г. Иркутске 2009 г.

Урок географии 6 класс Атмосферные осадки 78

Урок географии 6 класс Атмосферные осадкиУрок географии 6 класс Атмосферные осадки 70

52

Урок географии 6 класс Атмосферные осадки

39

Урок географии 6 класс Атмосферные осадки

25 Годовая сумма

составила 335 мм.

Урок географии 6 класс Атмосферные осадки 13 18

Урок географии 6 класс Атмосферные осадкиУрок географии 6 класс Атмосферные осадки 12 1 16

Урок географии 6 класс Атмосферные осадкиУрок географии 6 класс Атмосферные осадкиУрок географии 6 класс Атмосферные осадки 8 7

Урок географии 6 класс Атмосферные осадки17

Урок географии 6 класс Атмосферные осадкиУрок географии 6 класс Атмосферные осадкиУрок географии 6 класс Атмосферные осадкиУрок географии 6 класс Атмосферные осадкиУрок географии 6 класс Атмосферные осадкиУрок географии 6 класс Атмосферные осадкиУрок географии 6 класс Атмосферные осадкиУрок географии 6 класс Атмосферные осадкиУрок географии 6 класс Атмосферные осадкиУрок географии 6 класс Атмосферные осадкиУрок географии 6 класс Атмосферные осадкиУрок географии 6 класс Атмосферные осадки

Урок географии 6 класс Атмосферные осадкиУрок географии 6 класс Атмосферные осадки

Я Ф М А М И И А С О Н Д

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

1

11

17

23

26

6

Среднемесячная высота снежного покрова в г. Иркутске

(по многолетнему справочнику) Из таблиц и диаграммы видно, что в холодный сезон выпадает всего15-20 % осадков, снежный покров сохраняется с ноября по март. В теплый период 80 - 85 % годовой суммы осадков. Количество осадков в морозный период - 62 мм, а в безморозный - 273 мм. Максимум осадков приходится на июнь - июль - август, что связано с усилением циклональной деятельности и увеличением влагосодержания воздушных масс.

Самый дождливый год в г. Иркутске - 1944, выпало 517 мм осадков.

Самый засушливый год в г. Иркутске - 1933, выпало 186 мм осадков.

Закрепление изученного:

ученики по одному выходят к доске, выбирают любую капельку и отвечают на вопрос, помещенный на обратной стороне.

Рефлексия:

Урок географии 6 класс Атмосферные осадки как вы считаете, в каких частях материков (вблизи от океанов и морей, или в центральных частях ) осадков будет выпадать больше? Почему?

Урок географии 6 класс Атмосферные осадки где, по-вашему, осадков будет выпадать больше --- в Новосибирске или в Санкт-Петербурге?

Урок географии 6 класс Атмосферные осадки выскажите свое предположение, какое значение имеет снег для животных, растений, почв?

Урок географии 6 класс Атмосферные осадки почему в народе говорят: « Много снега - много хлеба»?

Урок географии 6 класс Атмосферные осадки как влияют дожди на урожайность наших полей и садов, всегда ли дожди приносят пользу сельскому хозяйству ?

Урок географии 6 класс Атмосферные осадки оцените значение дождей в мае месяце, когда закончился посев зерновых и овощей, а также в сентябре, когда началась уборка урожая.

Это интересно :

Урок географии 6 класс Атмосферные осадки самый большой снегопад (на протяжении 12 месяцев) произошел в Парадайсе, гора Рейньер, штат Вашингтон, США, выпало 3110 см снега между 19 февраля 1971 г. и 18 февраля 1972 г.

Урок географии 6 класс Атмосферные осадки самый крупный град выпал в Коффивилле, штат Канзас, США, в сентябре 1970 г. выпали градины весом 750 г., они достигали 19 см в диаметре.

Урок географии 6 класс Атмосферные осадки самое влажное место (среднегодовое значение) - Тутунендо, Колумбия, выпадает ежегодно 1177 см дождей.

Урок географии 6 класс Атмосферные осадки самое сухое место - вблизи Каламы в пустыне Атакама в Чили, за год в среднем выпадает нулевое количество осадков; Атакама переживала засуху на протяжении 400 лет - тоже рекорд, она закончилась в 1971г.

Урок географии 6 класс Атмосферные осадки самый большой ливень (на протяжении 24 часов) прошел в Силао на острове Реюньон в Индийском океане, выпало 187 см осадков 15 марта 1952 г.

Выставление оценок.










© 2010-2022