Рабочая программа Живой мир 3 класс VIII вид

Раздел География
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 3 КЛАССА

VIII вида


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы для составления рабочей программы:

  • Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года

№ 1089;

  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарт;

  • Федеральный перечень учебников;

  • Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения/ Автор Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.


Программа, по которой работает учитель: Аксенова А.К. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. Под редакцией И. М. Бгажноковой - Москва «Просвещение», 2011

Учебники, по которым работают учащиеся: Матвеева Н.Б. Живой мир. 3 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2016

Место предмета в учебном плане: естествознание

Количество часов в неделю по учебному плану: 1

Общее количество часов в соответствии с программой: 34

Цели и задачи курса:

Цель:

-углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;

-формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.

Задачи программы обучения:

  • уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных ее элементах;

  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира;

  • выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;

  • сформировать знания учащихся о природе своего края;

  • сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.

Материально - техническое обеспечение учебного процесса:

  • Таблицы:

«Дикие животные»

«Домашние животные»

«Правила дорожного движения»

«Времена года»

«Овощи»

«Фрукты»

  • Плакат «Календарь погоды»

  • Сюжетные картинки «Времена года»

  • Индивидуальные календари погоды.

  • Предметные картинки.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный - тёплый ветер.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.

Домашние животные в разное время года.

Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года

Неживая природа

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа

Растения

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.

Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

Растения сада. Фруктовые деревья (2-3 названия); ягодные кустарники (2-3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.

Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

Травы полезные и травы опасные.

Животные

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.

Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан - свинья, заяц - кролик.

Рабочая программа Живой мир 3 класс VIII видПтицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.

Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Человек

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.

Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Профилактика простудных заболеваний.

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

Повторение .

Учащиеся должны усвоить следующие представления:

  • о простейших свойствах воздуха, его значении в жиз­ни растений, животных, человека;

  • о растениях сада, леса;

  • об образе жизни и повадках домашних и диких животных, птиц;

  • о роли человека в жизни домашних животных;

  • о сезонных изменениях в неживой и живой природе;

  • о дыхании человека, о профилактике простудных заболеваний.

Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны уметь: 1-й уровень

  • правильно называть изученные объекты и явления;

  • сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений; названия деревьев и кустарников, наиболее распространённых в данной местности;

  • сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и образ жизни;

  • соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;

  • соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;

  • определять по сезонным изменениям время года;

  • определять направления ветра;

2-й уровень

  • правильно называть изученные объекты и явления;

  • сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2-3 растения, наиболее распространённых в данной местности; различать ягоды, орехи, грибы;

  • сравнивать домашних и диких животных, птиц; описывать их повадки;

  • соблюдать правила употребления в пищу грибов и ягод;

  • соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;

  • соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;

  • соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека.

Учебно-тематический план.

Раздел программы

Количество часов (надомного обучения)

Сезонные изменения

9

Неживая природа

5

Растения

7

Животные

7

Человек

4

Резерв

2

Итого за год:

34



Требование к уровню подготовки обущающегося:

умения:

  • правильно называть изученные объекты и явления;

  • сравнивать и различать растения сада, леса, огорода, поля;

  • различать диких и домашних животных, птиц, уметь описать их повадки и образ жизни, значение в жизни человека;

  • различать времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных и человека в разные времена года.

знания:

  • о воздухе, и о значении воздуха для человека;

  • о растениях леса, сада (цветковых растениях), их строении, использовании человеком;

  • о домашних животных и птицах, их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;

  • о взаимосвязях сезонных изменениях в живой и неживой природе;

  • о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для здоровья и жизнедеятельности человека;

  • правила ухода за растениями сада, как использует человек;

  • о необходимости бережного отношения человека к себе и к природе.

Календарно-тематическое планирование. 3 класс 34 часов

№ п/п

Наименование разделов, тем

Кол - во часов

Приёмы развития навыков устной речи

Контрольно-диагностические материалы

Дата


По плану

По факту

Сезонные изменения

9





Сезонные изменения в природе. Погода

1

Отгадывание загадок, временные представления. Основные признаки осени. Чтение стихов о золотой осени.

Умение слушать учителя, называть цвет листьев, распознавать деревья, знать их название. Отвечать на вопросы связанной речью



Признаки осени. Растения и животные осенью

1

Новые признаки золотой осени. Ответы на вопросы. Составление рассказа по сюжетным картинам.

Выявление умение слушать учителя. Умение строить высказывания по условным обозначениям. Знание основных признаков осени




Неживая природа

5



Солнце в разные времена года

1

Умение наблюдать за движением Солнца.



Восход и закат солнца. Календарь

1

Умение наблюдать

Выявление умение слушать учителя. Умение строить высказывания по условным обозначениям



Воздух. Значение воздуха.

1



Термометр. Измерение температуры воздуха.

1

Умение распознавать термометры (для измерения тела человека, воды, воздуха).

Отвечать на вопросы опираясь на сюжетные картинки.

Умения различать холодную воду от горячей, различать термометры - их использовать.



Ветер. Направление ветра.

1

Выявление умение слушать учителя. Умение строить высказывания по условным обозначениям




Растения

7



Растения. Части растений

1

Формирование представление о строении растений. Рассказ учащегося о домашних комнатных цветах. Описание цветов по форме и окраске.

Умение сравнивать стебель дерева и цветка, их различия, и прочность. Различать листья деревьев и цветов. Название цветов



Растения сада

1

Обобщающее слово - сад. Использование прилагательных в предложения, в связанной речи. Ответы на вопросы.

Составление рассказа о школьном фруктовом саде. Игра «Найди своё дерево

Знание название фруктовых деревьев



Лес.

1

Изучение целого сообщества леса. Просмотр презентации. Чтение стихов.



Плоды и семена

1

Рассмотрение плодов и семян различных растений.

Выявление умение слушать учителя. Умение строить высказывания по условным обозначениям



Лесные ягоды. Грибы.

1

Работа с иллюстративным материалом и муляжами, составление рассказов



Травянистые растения

1

Работа с гербарием, иллюстративным материалов. Отгадывание загадок.



Виды растений родного края.

1

Просмотр презентации.



Признаки зимы. Растения зимой. Зимние месяцы.

1

Умение по схемам назвать зимние месяцы. Загадки. Стихи. Описание природы по сюжетным картинам

Знание зимних месяцев их последовательность.

Понимание причины долготы дня и ночи зимой.



Животные зимой. Занятия людей зимой.

1

Отгадывание загадок о зиме. Ответы на вопросы. Составление описание птиц, жизнь животных. Составление по сюжетным картинкам рассказа, сказки.

Выявление знаний учащихся о признаках зимы. Умение составлять и дополнять предложения.




Животные

7



Дикие животные

1

Загадки про диких животных. «Я расскажу, а ты отгадай».

Подбор слов предметов к словам, признакам. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Пересказ содержания рассказа. В. Чаплиной «Лиса». Игра «Кто лишний?».

Выявление знаний диких животных, частей тела животного, умение задавать вопросы по данному образцу. Пересказать и передать содержание рассказа, сказки



Домашние животные

1

Загадки про домашних животных. «Я расскажу, а ты отгадай».

Подбор слов предметов к словам, признакам. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Пересказ содержания рассказа. В. Чаплиной «Лиса». Игра «Кто лишний?».

Выявление знаний домашних животных, частей тела животного, умение задавать вопросы по данному образцу. Пересказать и передать содержание рассказа, сказки



Птицы. Перелётные птицы

1

Составление рассказа о перелетных птицах.



Зимующие птицы.

1

Изучение повадок зимующих птиц



Хищные птицы.

1

Изучение внешнего вида, повадок хищных птиц.



Певчие птицы

1

Изучение внешнего вида, повадок певчих птиц. Отгадывание загадок о птицах.

Выявление умение слушать учителя. Умение строить высказывания по условным обозначениям



Виды животных родного края.

1

Просмотр презентации



Природа весной. Растения весной.

1

Любование весенним пейзажем, небосводом. Вдыхание чистого свежего запаха воздуха. Тактильно- сенсорное обследование деревьев, кустарников. Наблюдение за почвой.

Умение слушать учителя. Отвечать на вопросы связанной речью. Знание основных признаков весны



Животные весной. Занятия людей весной

1

Чтение стихов. Анализ и соотнесение к сюжетным картинкам. Загадки о признаках весны. «Почему появляются цветочки, листочки?» Составление предложений по сюжетным картинкам. Чтение рассказа. Описание весны, пробуждение всего живого на земле

Знание и название весенних месяцев. Различение понятий: ранняя весна и поздняя, их приметы.




Человек

4



Дыхание человека

1

Знакомство с работой дыхательной системы

Выявление умение слушать учителя. Умение строить высказывания по условным обозначениям



Профилактика простудных заболеваний

1

Знание правил здорового образа жизни. Умение составлять устные высказывания



Сердце. Пульс.

1

Знакомство с работой сердечно - сосудистой системы



Окружающая среда и здоровье человека.

1

«В здоровом теле - здоровый дух». Уроки «Айболита». Правила образа жизни человека. Ответы на вопросы. Зрительная гимнастика. Моделирование ситуации. На приёме у доктора Айболита

Знание правил здорового образа жизни. Умение составлять устные высказывания.



Лето. Признаки лета.

1

Загадки. Чтение стихов, отрывки из произведений русских писателей (описание природы). Составление короткого рассказа о прочитанном.

Знание основных примет лета. Выявление знаний о признаках лета.



Природа летом.

1

Составление рассказа «Летний лес». Придерживаясь последовательности летних месяцев. Составь картинку. Дополни предложение. Название детёнышей. Игра «Найди свою маму» употребляя в речи ласкательные существительные

Яркие, красочные цвета лета - умение употреблять в предложениях. Знать и умение различать животных и птиц, их детенышей.



Занятия людей летом

1

Одежда в летний сезон. Игры на свежем воздухе. Уход на участке за растениями.

Называть любимые фрукты, овощи, ягоды, выращенные своими руками.



Повторение и обобщение материала

1



Повторение и обобщение материала

1



© 2010-2022