Методическая разработка раздела учебной программы НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

 Эта разработка предназначена для учителей географии.        География, как наука,  играет  немаловажную роль в формировании у учащихся    целостной картины всего мира,    Рассмотрим, что же такое коммуникативная деятельность?  В педагогике она  рассматривается, как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата; как способность эффективно общаться, устанавливать деловые контакты, сотрудничать, взаимодейство...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Городской округ город Шахунья





Аттестационная работа

Методическая разработка раздела учебной программы

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

(10 часов)

Программа «ГЕОГРАФИЯ» под редакцией А.А.Летягина

Издательский центр «Вентана- Граф»

Предмет география

Класс 8



Работу выполнила

Шабалина Людмила Николаевна

учитель географии

МБОУ Вахтанской СОШ





г. Шахунья

2014 год

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи раздела:

Познавательные (знания и предметные умения);

Развивающие (способы деятельности, мыслительные операции);

Воспитательные (ценностные ориентиры и смыслы,

вырабатываемые относительно данного предметного содержания);

3. Психолого - педагогическое обоснование восприятия и

освоения учебного материала обучающимися в соответствии с

возрастными особенностями.

4. Ожидаемые результаты освоения раздела

программы:

4.1 научные знания и представления;

4.2 умения учебно-познавательной, исследовательской, практической

деятельности, обобщенные способы деятельности;

4.3 коммуникативные и информационные умения;

4.4 умение оценивать объекты окружающей действительности с определённых

позиций;

4.5 способность к контролю и самоконтролю;

4.6 способность к творческому решению учебных и практических задач.

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

6. Система знаний и система деятельности:

6.1 Система знаний включает:

  • общенаучные знания;

  • знания из определённой научной области;

  • фундаментальные знания из конкретной предметной области;

  • знания профильного характера.

6.2Система деятельности включает:

А) познавательную деятельность; Б)преобразующую деятельность;

В) общеучебную деятельность; В) Самоорганизующая деятельность.

7. Контроль и коррекция результатов.

8. Календарно-тематическое планирование по разделу.

9. Разработка урока, наиболее полно представляющего специфику методики, реализуемой учителем.

10. Список литературы.

11. Приложения

















1.Пояснительная записка.

География, как наука, играет немаловажную роль в формировании у учащихся целостной картины мира, Этот предмет имеет широкие возможности для развития навыков коммуникативной деятельности учащихся.

Рассмотрим, что же такое коммуникативная деятельность? В педагогике она рассматривается как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата; как способность эффективно общаться, устанавливать деловые контакты, сотрудничать, взаимодействовать в команде.

Актуальность развития коммуникативной деятельности учащихся подтверждается и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, где в качестве основных результатов обучения и воспитания учащихся, наряду с личностными, регулятивными, познавательными, выделяются и коммуникативные результаты. Важнейшими среди которых являются:

​ формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

​ готовности и способности вести диалог с другими людьми, и достигать в нём взаимопонимания; и освоение социальных норм, правил поведения, ролей, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

​ развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

​ формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Предпосылками для разработки раздела программы «Население России» являются:

​ XXI век - век развития информатизации и коммуникации;

​ Ведущей деятельностью подростков становится общение, у подростков часто меняются жизненные ориентиры;

​ Влияние на учащихся различных молодежных движений и субкультур;

​ В учебниках статистические данные по теме «Население России» быстро устаревают;

​ Тема «Население России» имеет возможности для профессиональной ориентации учащихся;

​ Актуальные аспекты этой темы часто берутся в основу научно - исследовательской деятельности учащихся по географии России и Нижегородской области;

​ Тема «Население России» является ключевой в географии для формирования коммуникативной компетентности учащихся, так как, в ней рассматриваются много спорных вопросов.

Преподавание географии в школе возможно по нескольким предметным линиям, нами выбрана линия учебников А.А.Летягина.

Методическая разработка раздела программы составлена по УМК: «География» под редакцией А.А.Летягина.

В линии учебников осуществляется важнейшая идея новой концепции школьной географии - реализация практической направленности учебного предмета, формирование ключевых компетенций школьников.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Система уроков включает в себя 10 часов:



  1. Численность и воспроизводство населения России

  2. Демографические проблемы в России. Половой и возрастной состав.

  3. Основные языковые семьи и группы, их размещение.

  4. Разнообразие религиозного состава населения

  5. Особенности урбанизации в России

  6. .Особенности урбанизации в России. Практическая работа

  7. Географические особенности расселения сельского населения

  8. Причины, типы, направление миграций населения

  9. Причины, типы, направление миграций населения

  10. Трудовые ресурcы

Данный раздел программы предназначен для учителей географии, работающих в условиях ФГОС.

























2.​ Цель и задачи раздела.

Цель: создание условий для развития коммуникативной компетентности учащихся в процессе изучения темы «Население России» в курсе географии России и формирование знаний по теме.

Задачи:

​ Познавательные: (формирование познавательных УУД)

​  Усвоение основных понятий темы «Население России», таких как - воспроизводство населения, естественный прирост населения, численность населения, демографический кризис, миграция, демографическая ситуация, трудовые ресурсы, этнос, урбанизация, сельская местность.

​ Освоение принципа работы с диаграммами, половозрастными пирамидами, графиками и способами построения их.

​ Умение читать разнообразные тематические карты: «Народы России», «Плотность населения России» и другие, анализировать и сопоставлять информацию, полученную из них.

(Формирование коммуникативных и метапредметных УУД)

Умение проводить социологические опросы - «Какие профессии выбрали мои близкие и знакомые?», «Кем хотят стать мои сверстники?», «Отношение к мигрантам», обрабатывать и анализировать полученные данные, оформлять их в виде схемы, таблицы и делать выводы.

Овладение приемами работы со статистическими данными приложения учебника и из Интернета.

Развивающие: (формирование коммуникативных, регулятивных, личностных УУД)

​  Развитие умения вести диалог, отстаивать свою точку зрения и находить аргументы в спорных вопросах.

​ Развитие пространственного мышления, при анализе информации, полученной из карт .

​ Развитие логического мышления у учащихся, например, какие факторы влияют на размещение населения .

​ Развитие творческих способностей учащихся при составлении генеалогического древа своей семьи, при составлении презентации, написании эссе, например, об особенностях жизни и быта российской деревни .

​ Развитие образного мышления, например, при отборе материала (эпиграфы, цитаты, отрывки из произведений) о чертах характера русского народа .

​ Воспитательные: (формирование личностных и коммуникативных УУД)

​ Воспитание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

​  Воспитание готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

​ Воспитание позитивного отношения к своему окружению.

​ Воспитание толерантности, патриотизма, гордости за свою Родину.











































3.Психолого-педагогическое обоснование специфики восприятия и осмысления учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

Для подросткового возраста (13 -14 лет) характерны следующие особенности:

1.​ Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью,

2.​ Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение является для подростков очень важным информационным каналом. Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.

3. Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией

4. Учебная деятельность и познавательное развитие подростков. В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.

5. Особенности личности подростков. Центральное новообразование подростка - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

6. Развитие самосознания (формирование "Я-концепции" система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я"). Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.

7.Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

8.Заметное развитие волевых качеств. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл. Направленность личности: гуманистическая направленность отношение подростка к себе и обществу положительны; эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество

9. Для подростка постепенно раскрывается смысл учебной деятельности как деятельности по самообразованию, направленной на удовлетворение познавательных потребностей. С общим ростом сознательного отношения к действительности у подростков заметно усиливается сознательное отношение к учению. В своей учебной деятельности они постепенно переходят на новый, более высокий уровень, связанный с новым отношением к настоящим, глубоким знаниям, которые приобретают личностный смысл.

10. Подростки начинают сознательно применять специальные приемы запоминания и припоминания. Запоминая, производят специальную мыслительную работу сравнения, систематизации, классификации. Увеличивается быстрота запоминания и объем материала, хранящегося в памяти. Механическое запоминание все больше уступает место логическому, осмысленному, улучшается продуктивность памяти. В подростковом возрасте заметно увеличивается объем внимания, а также способность к переключению внимания с одной операции на другую, с одного вида деятельности на другой.

11. Основной особенностью мыслительной деятельности подростка является нарастающая способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. При этом конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не регрессируют, не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятий в конкретных образах и представлениях).

12. Важной особенностью этого возраста является формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. Как говорят психологи, подростковый возраст благоприятен для развития такого мышления. Стимулировать самостоятельное творческое мышление подростков, для чего полезно чаще ставить их перед необходимостью самостоятельно сравнивать различные объекты, находить в них сходное и различное, делать обобщения и выводы.

Вывод: происходит становление взрослого человека, что делает тему «Население России» особенно актуальной.

















































4.Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

4.1 научные знания и представления:

Предметные результаты:

- оценивать особенности географического положения, населения России, демографической ситуации, степени урбанизации.

- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;

-пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

- понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России,

4.2 Умения учебно-познавательной, исследовательской, практической

деятельности, обобщенные способы деятельности;

Метапредметные результаты:

- Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого в том числе и человека.

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях

4.3 коммуникативные и информационные умения;

Коммуникативные и личностные УУД - Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

4.4 умение оценивать объекты окружающей действительности с определённых

позиций;

Регулятивные и личностные УУД

Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности

- Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

4.5 способность к контролю и самоконтролю;

Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД (универсальные учебные действия):

Регулятивные УУД

- Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью в ходе учебно-исследовательской деятельности.

- Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Познавательные УУД

- Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

4.6 способность к творческому решению учебных и практических задач.

Личностные результаты:

- Овладение навыками формирования опыта творческой деятельности, их применения в различных жизненных ситуациях;







5.​ Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

Основная цель изучения географии по ФГОС - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни. Чтобы она была достигнута, необходимо применять современные образовательные технологии:

1.Технология личностно-ориентированного обучения.

Направлена на развитие индивидуальных особенностей учащихся, создаёт условия для собственной учебной деятельности учащихся.

2. Технология развивающего обучения.

Направлена на включение внутренних механизмов личностного развития школьников, их интеллектуальных способностей.

3.Технология формирования учебной деятельности школьников.

Учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся, направлена на решение учебных задач.

4.Технология дифференцированного обучения.

Выполнение географических заданий различного уровня.

5.Технология коммуникативно-диалоговой деятельности.

Направлена на возникновение дискуссии между школьниками.

6.Технология проблемного обучения.

На уроках географии учащиеся решают

-Проблемный вопрос;

-Проблемную задачу;

-Проблемное задание.

7.Технология учебно-игровой деятельности.

Использование на уроках игровых ситуаций для повышения интереса к предмету география.

8.Технология применения логических опорных конспектов (ЛОК)

Направлена на формирование зрительного образа той или другой темы по географии. Составление ЛОК помогает выявлять причинно следственные связи по изучаемой теме.

9.Технология исследовательской деятельности.

Направлена на формирование опыта творческой деятельности учащихся.

Методы обучения

1. Метод проблемного изложения

( Использую для показа образца доказательного решения проблемы. Я формирую проблему и вместе с обучающимися решаем ее через научное рассуждение.

2. Частично - поисковый

( Использую для приобщения школьников к творческой деятельности с помощью проблемных или творческих заданий, способ решения которых ученикам заранее не известен.)

3. Исследовательский

(Школьники не только решают проблему, но и определяют пути

поиска знаний. Это ведет к развитию творчества, мышления,

формирует интерес к предмету, помогает овладеть методами научного познания.)

4. Контроля и самоконтроля

(индивидуальный опрос, устная проверка знаний, контрольные работы, письменные зачеты, программированный

контроль, письменный самоконтроль, контроль выполнения

практических работ).

5.Картографический метод

Формы организации учебной деятельности обучающихся:

Парная, индивидуальная, фронтальная, групповая







6. Система знаний и деятельности



1.Общенаучные знания:

(Формирование познавательных УУД )

философские категории:

Мате́рия (от лат. materia - вещество) - философская категория для обозначения объективной реальности.

Изучая тему «Население России» мы знакомим учащихся, с точки зрения философии, с объективной реальностью, с особенностями реально существующего населения.

Движение - способ существования материи.

С точки зрения философии, при изучении темы «Население России» мы даём учащимся представление о способах существования населения как существующей реальности.

Пространство - форма бытия материи, есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Раздел программы «Население России» знакомит учащихся с особенностями размещения населения по территории России в пространстве как форме бытия материи.

Время в философии - как основное условие всякого конечного существования.

Раздел программы «Население России» знакомит учащихся с особенностями размещения населения по территории России во времени.

Законы:

единства и борьбы противоположностей,

Раздел программы «Население России»

Противоположности:

Рождаемость- смертность;

Воспроизводство - убыль населения;

Иммиграция - эмиграция;

Количество мужчин и женщин;

Количество детей и взрослых;

Религиозные противоречия;

Городское и сельское население;

Количество безработных и работающих.

перехода количества в качество

развитие осуществляется путем накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству.

Раздел программы «Население России»

1.Убыль населения может привести к изменению плотности населения.

2.Увеличение количества пенсионеров может привести к изменениям в пенсионном законодательстве.

3.Изменение количества здоровых людей повлияет на среднюю продолжительность жизни россиян.

4.Закрытие предприятий приведёт к увеличению безработных.

закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Раздел программы «Население России»

1.Показатель численности населения 2013 год

2. Показатель смертности и рождаемости 2013 год

3. Показатель числа безработных в России в 2013 году.

4 .Доля женского и мужского населения.

5.Доля городского и сельского населения.

- знания из определенной научной области:

Для определения знаний из определённой научной области я пользовалась методикой формирования основных компонентов содержания географического образования.

Формирование эмпирических знаний при изучении раздела программы по теме «Население России»:

1.Факты

- Численность населения в России,

- Показатели прироста населения,

-Показатели темпов роста населения,

-Половой и возрастной состав населения,

-Соотношение сельского и городского населения,

-Соотношение численности трудовых ресурсов.

2.Формирование географических представлений

Важную роль в школьной географии играют представления, которые относятся к эмпирическим знаниям.

При изучении раздела «Население России» в 8 классе географические представления формируются:

1. Во время самостоятельной работы с картами;

- Религиозный состав населения,

- Основные языковые семьи и группы.

2.Во время работы самостоятельной с контурными картами.

3.Во время наблюдения за статистическими данными:

- Воспроизводство населения,

- Сравнение показателей городского и сельского населения.

- Сравнение изменения численности трудовых ресурсов.

4.Во время просмотра научно-документальных фильмов по темам:

- Демографические проблемы в России,

-Особенности сельского населения России

5. Во время подготовки и просмотра презентаций по теме.

Формирование теоретических знаний при изучении раздела программы по теме «Население России»:

Формирование понятий

Воспроизводство населения

Прирост населения

Половой и возрастной состав

Урбанизация

Миграция

Трудовые ресурсы

Городское и сельское население

3 Фундаментальные знания из конкретной предметной области;



Очень важную роль в изучении курса «География России» занимает раздел «Население России» .Если посмотреть на схему, то можно увидеть, что эта тема является базой для изучения хозяйства не только России, но и всего мира. Фундаментальные знания опираются на связь географии населения с другими науками:

​ История - как менялось воспроизводство населения в различные исторические периоды, история демографических кризисов, изменение потоков миграций во времени.

​ Картография - анализ картографического материала.

​ Математика - работа с графиками рождаемости и смертности в России, анализ половозрастных пирамид.

​ Социология - проведение социологических опросов.

​ Краеведение - изучение населения Нижегородской области.

​ Информатика - составление компьютерной презентации.

​  Литература - работа с литературными произведениями для отбора информации, характеризующей черты российского народа.

​ Демография - термины «рождаемость», «смертность», «естественный прирост», «нетто - коэффициент воспроизводства», «суммарный коэффициент рождаемости», «демографический кризис».

​ Педагогика - воспитание чувства гордости за свою страну, за российский народ, воспитание толерантности и дружелюбного отношения к представителям других народов.

4. Знания профильного характера, учитывающие способности и интересы обучающихся, их подготовку к будущей профессии. (реализация ФГОС)

Тема

Профильные знания

1.Разнообразие религиозного состава населения

Знания религиозного состава населения России позволят учащимся в будущем быть толерантным с представителями народов, проживающих на территории РФ.

2.Трудовые ресурсы.

Знания о трудовых ресурсах помогут в будущем учащимся определить свою будущую профессию, которая больше всего необходима нашей стране.

3.Особенности урбанизации в России

Зная особенности урбанизации в России, учащиеся в будущем без труда смогут решить для себя в каком населённом пункте им выгоднее работать.

Система деятельности:

Познавательная деятельность (при организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков). Особое же внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них:

1. Создание проблемных ситуаций

2. Дидактические игры: "Найди половинку", "Составь слово", "Географические диктанты", "Третий лишний", "Заочное путешествие".

3. Творческие работы (из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, сообщения, доклады, презентации, проекты и т.д).

4. Работа с картой (система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: частично-поисковом и исследовательском)

Техника мышления на уроках географии имеет немаловажную роль при формировании УУД учащихся при анализе, синтезе, индукции, дедукции, обобщении, аналогии, квалификации учебного материала по теме. При изучении раздела программы «Население России» у учащихся формируются следующие типы мышления:

Творческое мышление: составление прогнозирования темпов роста населения России, Выявление решений демографических проблем, составление рефератов по теме.

Логическое мышление: сравнение статистических данных, сопоставление карт, выполнение практических работ по теме.

Аналитическое мышление развивается у учащихся при работе со статистическими материалами, анализе географических карт, анализе диаграмм, возрастно-половых пирамид.

Виды заданий и методы их задавания по ФГОС для развития познавательной деятельности:

Виды заданий:

1.Проанализируйте демографические проблемы в России и предложите пути их решения.

2.Объясните причины миграций населения.

3.Сравните особенности расселения городского и сельского населения.

4.Создайте схему или модель , характеризующую разнообразие религиозного состава населения.

5.Продолжите построение возрастно-половой пирамиды населения своего края и дайте её характеристику.

6.Исследуйте особенности расселения сельского населения и дайте им свою оценку.

7.Оцените по статистическим данным демографическую ситуацию своего района.

​ Преобразующая деятельность: развитие у учащихся навыков распознавания правил и алгоритмов преобразования явления с помощью наблюдения, пробных преобразований и нахождения ключа алгоритма. Умение отвечать на проблемные вопросы, находить аргументы для решения проблемных ситуаций, способов поиска новых решений проблем.

Общеучебная деятельность (общеучебные компетенции нельзя свести только к знанию способа действия или приема, нужно конструирование собственной деятельности ученика. Ученик должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это означает, что ученик способен самостоятельно выполнять известный тип задания в новых условиях, на новом учебном материале. Ученики овладевают умениями воссоздавать образы людей, анализировать исторические факты, сравнивать события и явления, находить объективные связи между фактами. Мой опыт подсказывает, что самый надежный способ развития общеучебных компетенций - это система познавательных задач и заданий).

Самоорганизующая деятельность (организация самостоятельной работы учащихся с различными источниками географической информации на уроках позволяет формировать учебно-познавательные компетенции на материале содержания учебного предмета географии, применение на уроках различных видов деятельности: самоанализ, самоконтроль, самооценка).

7. Контроль и коррекция результатов

Цель контроля: выявить слабые места и ошибки, своевременно их исправить и не допускать повторения. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний, умений, навыков ).

Текущий контроль это наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся

Для тематического контроля предназначены проверочные работы в форме тестов и географического диктанта.

1 урок - индивидуальный

взаимоконтроль

самоконтроль

2 урок - индивидуальный

самоконтроль

3урок индивидуальный

самоконтроль

4 урок- самоконтроль

взаимоконтроль групп

внешний контроль

5урок- взаимоконтроль в паре

индивидуальный

6урок - взаимоконтроль в паре

индивидуальный,

практическая работа

7 урок - работа в паре

работа в группе

взаимоконтроль

8урок- работа в паре

работа в группе

взаимоконтроль

9 урок - работа в паре

работа в группе

10 урок - тестирование, самоконтроль

Корректировка знаний по данному разделу может проводиться не только в процессе изучения темы, но и после окончания ее за счет индивидуальной и групповой работы.

8. Календарно-тематическое планирование по разделу

Номер урока.

Тема урока.

Цели,задачи урока,

Тип урока.

Форма организации учебной деятельности.

Методы обучения.

Формы контроля.

Источники информации.

Домашнее задание.

1.


Численность и воспроизводство населения России

Цель: создание условий для развития коммуникативной компетентности учащихся в процессе изучения темы «Численность и воспроизводство населения России» в курсе географии России и формирование знаний по теме.

Задачи:

Познавательная:

(Формирование познавательных УУД)

Усвоение основных понятий темы «Население России», таких как - воспроизводство населения,

​ Развивающая:

(Формирование регулятивных и личностных УУД)

Развитие умения вести диалог, отстаивать свою точку зрения и находить аргументы в спорных вопросах.

Воспитательная:

(Формирование личностных УУД)

Воспитание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.


урок ознакомления с новым материалом;

фронтальная, индивидуальная и коллективная групповая работа, дискуссия.

Метод проблемного изложения,частично- поисковый метод.

индивидуальный

взаимоконтроль

самоконтроль


Учебник,карты и атласы. Справочники. Ресурсы Интернет. Географические книги и журналы (научно-популярные и научные). Документальные фильмы о природе и населении. ( . Личные впечатления.

1.Базовый уровень:

Прочитать с.209-214.,Вопросы1-4 стр.214.

2.Повышенный уровень:

Узнать кем и для чего используются результаты переписи населения.

Принять участие в викторине по адресу: perepis-2010.ru/

2

Половой и возрастной состав.

Демографические проблемы в России

Цель: создание условий для развития коммуникативной компетентности учащихся в процессе изучения темы «Половой и возрастной состав.Демографические проблемы в России » в курсе географии России и формирование знаний по теме.

Задачи:

Познавательная: (Формирование познавательных УУД) Усвоение основных понятий темы «Население России», таких как - воспроизводство населения, естественный прирост населения, численность населения, демографический кризис.

Развивающая(формирование коммуникативных, регулятивных, личностных УУД)

Развитие пространственного мышления, при анализе информации, полученной из карт .

. Воспитательные: (формирование личностных и коммуникативных УУД)

.

Воспитание готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.



Комбинированный урок

фронтальная, индивидуальная и групповая работа, дискуссия.

Метод проблемного изложения

Частично - поисковый

Исследовательский

индивидуальный

самоконтроль

Учебник,карты и атласы. Справочники. Документальные фильмы о и населении.

Базовый уровень:

Прочитать стр.215-218

Вопросы стр. 218.

Повышенный уровень:

Прочитать стр.215-218, построить половозрастную пирамиду населения своего края по переписи 2010 года и дать её анализ.

3.

Основные языковые семьи и группы, их размещение.

Цель: создание условий для развития коммуникативной компетентности учащихся в процессе изучения темы «Основные языковые семьи и группы, их размещение » в курсе географии России и формирование знаний по теме.

​ Познавательные: (формирование познавательных УУД)

Усвоение основных понятий темы «Население России», таких как основные языковые семьи .

Овладение приемами работы со статистическими данными приложения учебника и из Интернета.

Развивающие: (формирование коммуникативных, регулятивных, личностных УУД)

​ Развитие логического мышления у учащихся, например, какие факторы влияют на размещение населения .

​Воспитательные: (формирование личностных и коммуникативных УУД)

​ Воспитание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.


Комбинированный урок

фронтальная, индивидуальная и коллективная групповая работа, ролевая игра.

Частично - поисковый

Исследовательский

индивидуальный

самоконтроль

Учебник,карты и атласы. Справочники. Ресурсы Интернет. Географические книги и журналы (научно-популярные и научные).

Базовый уровень:

Заполнить схему стр.222, пользуясь текстом.

Повышенный уровень:

Используя статистические данные подготовить исследовательский проект *История заселения территории России»

4.

Разнообразие религиозного состава населения

Цель: создание условий для развития коммуникативной компетентности учащихся в процессе изучения темы «Разнообразие религиозного состава населения » в курсе географии России и формирование знаний по теме.

​ Познавательные: (формирование познавательных УУД)

​  Усвоение основных понятий темы «Население России», таких как религия, религиозный состав.

Развивающие: (формирование коммуникативных, регулятивных, личностных УУД)

​ Развитие логического мышления у учащихся, например, какие факторы влияют на размещение религий населения .

. Воспитательные: (формирование личностных и коммуникативных УУД)

​ Воспитание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

​ .








Комбинированный урок

фронтальная, индивидуальная и работа в парах групповая работа, дискуссия.

Метод проблемного изложения

Частично - поисковый

Исследовательский

самоконтроль

взаимоконтроль групп

внешний контроль

Учебник,карты и атласы. Справочники. Ресурсы Интернет. . Личные впечатления.

Базовый уровень;

Прочитать стр.223-229,вопросыстр 229.

Повышенный уровень используя статистические данные, провести анализ религиозного состава населения своей местности.

5.

Особенности урбанизации в России

Цель: создание условий для развития коммуникативной компетентности учащихся в процессе изучения темы «Особенности урбанизации в России » в курсе географии России и формирование знаний по теме.

​ Познавательные: (формирование познавательных УУД)

​  Усвоение основных понятий темы «Население России», таких как - , урбанизация, сельская местность.

​ Освоение принципа работы с диаграммами, половозрастными пирамидами, графиками и способами построения их.

Овладение приемами работы со статистическими данными приложения учебника и из Интернета.

Развивающие: (формирование коммуникативных, регулятивных, личностных УУД)

​  Развитие умения вести диалог, отстаивать свою точку зрения и находить аргументы в спорных вопросах.

​ . Воспитательные: (формирование личностных и коммуникативных УУД)

​ Воспитание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.



Комбинированный урок

































фронтальная, индивидуальная и коллективная групповая работа, дискуссия.

Метод проблемного изложения

Исследовательский

взаимоконтроль в паре

индивидуальный

Учебник,карты и атласы. Справочники. Ресурсы Интернет. Географические книги и журналы (научно-популярные и научные).

Базовый уровень:

Заполнить схему стр.235.

Повышенный уровень: Составить тест по теме, используя текст параграфа.

6.

.Особенности урбанизации в России. Практическая работа

Цель: продолжить создание условий для развития коммуникативной компетентности учащихся в процессе изучения темы «.Особенности урбанизации в России. Практическая работа » в курсе географии России и формирование знаний по теме.

​ Познавательные: (формирование познавательных УУД)

​ Обобщить знания об основных понятиях темы «Население России», таких как - демографический кризис, демографическая ситуация, трудовые ресурсы, этнос, урбанизация, сельская местность.

Развивающие: (формирование коммуникативных, регулятивных, личностных УУД)

​  Развитие умения вести диалог, отстаивать свою точку зрения и находить аргументы в спорных вопросах.

Воспитательные: (формирование личностных и коммуникативных УУД)

​Воспитание толерантности, патриотизма, гордости за свою Родину.







Ур Комбинированный урок ок закрепления изученного

Урок применения знаний и умений

фронтальная, индивидуальная и коллективная групповая работа, работа в парах.

Метод проблемного изложения

Частично - поисковый

Исследовательский

взаимоконтроль в паре

индивидуальный

практическая работа

Учебник,карты и атласы. Справочники. Ресурсы Интернет. Географические книги и журналы (научно-популярные и научные).

Базовый уровень

Нанести на карту города= миллионеры.

Повыщенный уровень:

Используя данные диаграмм стр.определить уровень урбанизации ,построить диаграмму используя данные стр. 308

7.

Географические особенности сельского расселения

Цель: создание условий для развития коммуникативной компетентности учащихся в процессе изучения темы «Географические особенности сельского расселения » в курсе географии России и формирование знаний по теме.

​ Познавательные: (формирование познавательных УУД)

​ Усвоение основных понятий темы «Население России», таких как - урбанизация, сельская местность,село,станицы,аулы, хутора,

Овладение приемами работы со статистическими данными приложения учебника и из Интернета.

Развивающие: (формирование коммуникативных, регулятивных, личностных УУД)

Развитие творческих способностей учащихся при составлении творческих проектов, работе в группах.

​ Развитие образного мышления, например, при отборе материала (эпиграфы, цитаты, отрывки из произведений) об особенностях сельской местности. . Воспитательные: (формирование личностных и коммуникативных УУД)

Воспитание позитивного отношения к своему окружению.

​ Воспитание толерантности, патриотизма, гордости за свою Родину.











(изучения нового материала и первичного закрепления способов деятельности)

фронтальная, индивидуальная и коллективная групповая работа, дискуссия.

практический метод, демонстрация фильма, работа с компьютерными картами

- работа в паре

работа в группе

взаимоконтроль

Учебник,карты и атласы. Справочники. Ресурсы Интернет. Географические книги и журналы (научно-популярные и научные). Документальные фильмы о и населении. ( . Личные впечатления.

Базовый уровень:

1.Прочитать учебник с.237-238

2.Заполнить таблицу (Смотрите приложение)

Повышенный уровень:

1.Прочитать учебник с.237-238

2.Прочитать учебное пособие «Население и хозяйство Нижегородской области»(г. Нижний Новгород 1997 г) с.23-25

Заполнить таблицу :

(Смотрите приложение)

8.

Причины, типы и направление миграций населения.

Цель: создание условий для развития коммуникативной компетентности учащихся в процессе изучения темы «Причины, типы и направление миграций населения. » в курсе географии России и формирование знаний по теме.

​ Познавательные: (формирование познавательных УУД)

​  Усвоение основных понятий темы «Население России», таких как - , миграция, .

(Формирование коммуникативных и метапредметных УУД)

Умение проводить социологические опросы - «Какие профессии выбрали мои близкие и знакомые?», «Кем хотят стать мои сверстники?», «Отношение к мигрантам», обрабатывать и анализировать полученные данные, оформлять их в виде схемы, таблицы и делать выводы.

Овладение приемами работы со статистическими данными приложения учебника и из Интернета.

Развивающие: (формирование коммуникативных, регулятивных, личностных УУД)

​  Развитие умения вести диалог, отстаивать свою точку зрения и находить аргументы в спорных вопросах.

​ . Воспитательные: (формирование личностных и коммуникативных УУД)

​ Воспитание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.









По основной дидактической цели: изучение нового материала.

По этапам учебного процесса: сообщение знаний, умений, навыков.

фронтальная, индивидуальная и коллективная групповая работа, дискуссия.

Метод проблемного изложения

Частично - поисковый

Исследовательский

работа в паре

работа в группе

взаимоконтроль

Учебник,карты и атласы. Документальные фильмы о природе и населении. ( .

Базовый уровень:

Прочитать стр.244-249, вопросы стр.249,

Повышенный уровень

Прочитать стр.244-249,дать письменный анализ рис.207=209

9.

Причины, типы и направление миграций населения

Цель: продолжить создание условий для развития коммуникативной компетентности учащихся в процессе изучения темы «Причины, типы и направление миграций населения

» в курсе географии России и формирование знаний по теме.

​ Познавательные: (формирование познавательных УУД)

​  Повторение основных понятий темы «Население России», таких как - воспроизводство населения, естественный прирост населения, численность населения, демографический кризис, миграция, демографическая ситуация, трудовые ресурсы, этнос, урбанизация, сельская местность.

Развивающие: (формирование коммуникативных, регулятивных, личностных УУД)

​  Развитие умения вести диалог, отстаивать свою точку зрения и находить аргументы в спорных вопросах.

. Воспитательные: (формирование личностных и коммуникативных УУД)

​  Воспитание готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.







Урок применения знаний и умений

фронтальная, индивидуальная и коллективная групповая работа, дискуссия.

Метод проблемного изложения

Частично - поисковый

Исследовательский

работа в паре

работа в группе

Учебник,карты и атласы. Справочники. Ресурсы Интернет. Географические книги и журналы (научно-популярные и научные).

Повышенный уровень; разделиться на группы и выполнить исследовательский проект Причины миграций в России

10.

Трудовые ресурсы.

Цель: создание условий для развития коммуникативной компетентности учащихся в процессе изучения темы «Трудовые ресурсы» в курсе географии России и формирование знаний по теме.

​ Познавательные: (формирование познавательных УУД)

​  Усвоение основных понятий темы «Население России», таких как - воспроизводство населения, естественный прирост населения, численность населения, демографический кризис, миграция, демографическая ситуация, трудовые ресурсы .

​ .

Развивающие: (формирование коммуникативных, регулятивных, личностных УУД)

​  Развитие умения вести диалог, отстаивать свою точку зрения и находить аргументы в спорных вопросах.

. Воспитательные: (формирование личностных и коммуникативных УУД)

​  Воспитание готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

​ Воспитание позитивного отношения к своему окружению.





Комбинированный урок

фронтальная, индивидуальная и коллективная групповая работа, дискуссия.

Метод контроля и самоконтроля

Метод проблемного изложения

Частично - поисковый

Исследовательский

тестирование, самоконтроль

Учебник,карты и атласы. Справочники. Ресурсы Интернет. Географические книги и журналы (научно-популярные и научные).

Базовый уровень;

Прочитать стр.250-254

Повышенный уровень:

Используя статистический справочник,дать письменную характеристику трудовых ресурсов своей местности.

9..​ Проект урока по теме: «Население России».

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Этот урок для изучения очень важен, изучается седьмым уроком в разделе после изучения темы «Особенности урбанизации в России.» и перед уроком по теме «Причины, типы и направление миграций населения». Таким образом, данный урок является связующим звеном между темами, так как чтобы изучать особенности миграции необходимо знать особенности как городского, так и сельского населения.

Тема урока «Географические особенности расселения сельского населения.»

Цель: создание условий для развития коммуникативной компетентности учащихся в процессе изучения темы «Географические особенности сельского расселения » в курсе географии России и формирование знаний по теме.

​ Познавательные: (формирование познавательных УУД)

​ Усвоение основных понятий темы «Население России», таких как - урбанизация, сельская местность,село,станицы,аулы, хутора,

Овладение приемами работы со статистическими данными приложения учебника и из Интернета.

Развивающие: (формирование коммуникативных, регулятивных, личностных УУД)

Развитие творческих способностей учащихся при составлении творческих проектов, работе в группах.

​ Развитие образного мышления, например, при отборе материала (эпиграфы, цитаты, отрывки из произведений) об особенностях сельской местности. . Воспитательные: (формирование личностных и коммуникативных УУД)

Воспитание позитивного отношения к своему окружению.

​ Воспитание толерантности, патриотизма, гордости за свою Родину.







Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления способов деятельности)

Формы работы: учащихся парно-групповая работа с элементами фронтальной и индивидуальной, практикум (получение новых знаний)

Методы познания: исторический, картографический, проблемный, исследовательский, оценки, прогнозирования, .

Необходимое техническое оборудование: компьютеры с подключением к сети Интернет , экран, проектор, электронные ресурсы.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Тема и номер урока в теме

Географические особенности расселения сельского населения.7 урок в теме «Население»

Предмет

География

Класс

8

Базовый учебник

Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. /Под ред. Дронова В.П. География 8 класс (ВЕНТАНА-ГРАФ)

Этап урока

Время

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация

Деятельность ученика

Результаты каждого этапа урока

1.Орг момент.

Создание условий для осознанного восприятия учебного материала:

введение в тему, постановка проблемной задачи

2 мин

Приветствие учащихся. Настрой на работу на уроке.

а) Формирование конкретного образовательного результата:

​ создание образа, сельской местности как среды жизни;

б) Основной вид учебной деятельности направлен на формирование данного образовательного результата:

​ взаимосвязь природных условий и ресурсов и размещения сельских населенных пунктов

в) средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности:

​ учебник с.235 рис.195;

г) методы обучения:

​ Объяснительно-иллюстративный,

д ) формы организации деятельности в режиме «само»

е) функции учителя:

​ управление, коррекция, выделение главного фундаментального ядра содержания данной темы

ж) основные виды учебной деятельности учителя - постановка проблемы урока-

Сельская местность «умирает», а можно ли прожить без села?

Приветствие учителя.

Подготовка рабочего места.

Воспроизведение субъектного опыта на основе видеофрагмента «Сельские поселения России»

Рассматривают

Схему «Сельские населенные пункты» Называют и объясняют взаимосвязь (между природными условиями и ресурсами и формированием зональных типов населенных пунктов

Объясняют экологические проблемы сельских населенных пунктов

Называют, показывают, комментируют схему «Сельские населенные пункты»

Раскрывают суть понятий: сельская местность, село, деревня, станица, аул, хутор.

Постановка проблемной задачи.

Обосновываю актуальности решения проблемы.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать учителя, определять способ взаимодействия.

Формирование познавательных УУД:работа со схемой

Регуляивные УУД:

Составление алгоритма работы со схемой.

Регулятивные УУД;

Планирование алгоритма действий по выявлению взаимосвязей .

Самоопределение, регуляция

Познавательные УУД:

Структурирование знаний, анализ экологических проблем.

Регулятивные УУД;

Планирование алгоритма действий по выявлению взаимосвязей в схеме.

Познавательные:

умения строить высказывания;

выделять признаки понятий.

Личностные: УУД коммуникативные (умение слушать и слышать сверстника, проявлять терпимость к чужому мнению

Познавательные: УУД

умения строить высказывания;

выделять признаки понятий.

2. Организация и самоорганизация учащихся:.

целеполагание и мотивация

5мин.

Постановка уровневых целей на основе презентации учителя слайд

1.​ Цель изучения данной темы?

2.​ Каким способам учебной деятельности научимся?

3.​ Где данный материал пригодится на практике?

Определите тему сегодняшнего урока.

Тема нашего сегодняшнего урока «Географические особенности расселения сельского населения.

Сельские поселения.»

Совместная постановка целей:

знать/понимать

уметь/

применять…

Самоопределение,

смыслообразование,

нравственно-этическое оценивание

Целеполагание, планирование, контроль, оценка

Регулятивные УУД:

Самоопределение,

смыслообразование,

Целеполагание, планирование, контроль, оценка

Личностные УУД;

нравственно-этическое оценивание

Познавательные УУД;

Самостоятельное формулирование учебной цели.

3.Актуализация знаний

3 мин.

Определив тему и проблему урока вместе с детьми, делит учашихся на группы, выдаёт группам высказывания и стихи о селе. (Приложение)

Читают высказывания.

Делают выводы о необходимости сельских поселений, . Приводят примеры из окружения села. Называют места откуда приехали их семьи в наш населенный пункт

(Презентация учащегося «Особенности сельских поселений России»)

Самоанализ, самооценка

Коммуникативные УУД:

Работа в группах

Регулятивные: УУД:

Саморегуляция, коррекция;

Самоанализ, самоконтроль.

Познавательные: УУД:

умения строить высказывания;

выделять признаки понятий.

4.Блок изучения нового материала

( организация восприятия и осмысления).

20 мин.

Работа с картой плотности населения России и картой природных зон

4.Организует работу класса в группах.

Инструктаж работы в группе

Работа с текстом параграфа стр. 237,238.

работа в группах

приложение № 3

Работают в группах с картами , делают выводы по полученным данным

Интерактивная карта.

УУД:

Регулятивные:

Саморегуляция;

Планирование;

Познавательные:

Поиск и преобразование информации;

умения строить высказывания;

моделировать;

Личностные: коммуникативные (умение слушать и слышать сверстника, проявлять терпимость к чужому мнению

5.Организация первичного закрепления

8 мин.

Организация первичного контроля по изученному материалу (базового усвоения материала) через работу с ЭОР

Составляют краткосрочный творческий проект. Оценивают свои знания по некоторыми вопросам в рамках рассматриваемой темы, а именно:

1 группа

«Отличие сельской местности от городской»,

2 группа

«Доля сельского населения в населении России»

3 группа,

«Изображение сельской местности на топографической карте.

УУД:

Регулятивные:

Саморегуляция;

Планирование;

Личностные УУД:

Формирование опыта творческой деятельности,

Личное нравственное восприятие темы урока.

6.Рефлексия

2 мин.

Предметная рефлексия

Социальная рефлексия:

Рефлексия настроения и деятельности

Отвечают на вопросы знаю, понимаю,умею применять

УУД:

Регулятивные:

Саморегуляция;

Самоконтроль

7.Этап постановки домашнего задания и постановки учебных задач на следующий урок в теме

5 мин

Информирует о уровневом домашнем задании.

Использование ЭОР в самостоятельной домашней подготовке учащихся.

Приложение 2.

Слайд

Дает посыл к следующему учебному материалу.

Анализируют информацию, намечают план действий.

Приложение 2

Осознают необходимость предварительной работы для освоения материала, формируется устойчивый познавательный интерес.

Познавательные УУД;

Формирование познавательного интереса.

Регулятивные: УУД:

Саморегуляция;

Планирование

Самоанализ урока:

Урок по теме «Географические особенности расселения сельского населения.»7 урок в теме «Население» На уроке была поставлена

цель: создание условий для развития коммуникативной компетентности учащихся в процессе изучения темы «Географические особенности сельского расселения » в курсе географии России и формирование знаний по теме.

​Задачи:

Познавательные: (формирование познавательных УУД)

​ Усвоение основных понятий темы «Население России», таких как - урбанизация, сельская местность.

​ Овладение приемами работы со статистическими данными приложения учебника и из Интернета.

Развивающие: (формирование коммуникативных, регулятивных, личностных УУД)

Развитие творческих способностей учащихся при составлении генеалогического древа своей семьи, при составлении презентации, написании эссе, например, об особенностях жизни и быта российской деревни .

​ Развитие образного мышления, например, при отборе материала (эпиграфы, цитаты, отрывки из произведений) о чертах характера русского народа . Воспитательные: (формирование личностных и коммуникативных УУД)

Воспитание позитивного отношения к своему окружению.

​ Воспитание толерантности, патриотизма, гордости за свою Родину.

Достижение этих целей и задач проходило поэтапно на протяжении всего урока:

Место данного урока в теме, разделе, курсе. Связь с предыдущими, с последующими уроками, темами раздела.

Данный урок является частью раздела «Население России» (10 часов).

Данный урок имеет особенность, которая заключается в возможности учащихся самостоятельно определять тему урока, опираясь на уже имеющиеся умения, полученные на предшествующих темах

Структура урока включает в себя следующие этапы:

Рациональность структуры урока.

1.Орг момент. Создание условий для осознанного восприятия учебного материала: введение в тему, постановка проблемной задачи

Н этапе орг. момент учащиеся настраиваются на роботу, настрой на урок в виде видеофильма создает доброжелательную атмосферу.

2. Организация и самоорганизация учащихся:. целеполагание и мотивация

Учащиеся самостоятельно определяют тему урока, что соответствует требованиям современного урока

3.Актуализация знаний

Актуализация знаний определена делением учащихся на группы

4.Блок изучения нового материала

( организация восприятия и осмысления).

Усвоение нового материала запланировано через самостоятельное разрешение интеллектуального затруднения, так как класс способен логически мыслить, анализировать.

5.Организация первичного закрепления

Учащиеся в группах выполняют творческие проекты, а результаты показывают в карте успеха

6.Рефлексия

Учащиеся отвечают на вопросы знаю, понимаю, умею применять,

7.Этап постановки домашнего задания и постановки учебных задач на следующий урок в теме

Закрепление происходит после каждого блока Рефлексия осуществлялась в виде тестирования. Самооценка каждого ученика - что усвоено на уроке, над чем ещё надо потрудиться. Как результат рефлексии - дифференцированное домашнее задание, при выполнении которого ребёнок знает, на что обратить особое внимание. Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты.Во время урока использовались следующие средства обучения:

  • слово учителя (в форме рассказа, беседы, объяснения);

  • карты (настенная, в атласах);

  • контурные карты;

  • текст учебника, диаграммы, таблицы.

  • видеофильм

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, логически связанной с темой урока, смене видов деятельности.







10. Список литературы:

1) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011

2) Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова.- М.: Просвещение, 2011

3) Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. - М.: «Вако», 2007

4) Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике: учеб. пособие/Л. А. Турик, Н. А. Осипова. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2009

5) Теория и методика обучения географии: учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Николина, И.Ю. Кривдина, Н.Н. Ладилова, Т.К. Беляева/ под ред. В.В. Николиной. - Н.Новгород: НГПУ, 2012

6) Справочник учителя географии / авт.-сост. А.Д. Ступникова.- Волгоград: Учитель, 2012

Интернет-ресурсы:

it-n.ru/

festival.1september.ru/

interneturok.ru/



11.Приложение

№1 Приложение к плану-конспекту урока

_ «Географические особенности расселения сельского населения.

Сельские поселения.»

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Городское и сельское население России. Практические задания

Электронный учебный модуль «Городское и сельское население России». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на практических занятиях по географии для детей, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне. В качестве практических упражнений предлагается пройти тест, ответив на вопросы следующих тематик: «Соотношение городского и сельского населения в России», «Определение города», «Рост городского населения», «Крупнейшие города России», «Сельское население».

fcior.edu.ru/card/22461/selskaya-mestnost-selskie-poseleniya-kontrolnye-zadaniya.html

Сельская местность, сельские поселения. Контрольные задания


контрольный модуль

Электронный учебный модуль «Сельская местность, сельские поселения». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на уроках географии на этапе контроля полученных знаний детьми, затрудняющимися в освоении предмета на базовом уровне. Данный модуль предполагает оценку знаний по некоторыми вопросам в рамках рассматриваемой темы, а именно: «Отличие сельской местности от городской», «Доля сельского населения в населении России», «Изображение сельской местности на топографической карте

fcior.edu.ru/card/22461/selskaya-mestnost-selskie-poseleniya-kontrolnye-zadaniya.html

Видеофрагмент «Сельские населенные пункты»

информационный

Презентация «Коренные жители села.Журавлевы.»

информационный



№2.Домашнее задание;

Базовый уровень:

1.Прочитать учебник с.237-238

2.Заполнить таблицу:

Вид населенного пункта

Природная зона

Особенности жизни

Количество жителей

Село

Деревня

Станица

Хутор

аул

Повышенный уровень:

1.Прочитать учебник с.237-238

2.Прочитать учебное пособие «Население и хозяйство Нижегородской области »

Заполнить таблицу :

вид населенного пункта

Природная зона (подзона)

Особенности жизни

Количество жителей

Наличие данного вида населенного пункта в области на начало 20 века

Наличие данного вида населенного пункта в области на сегодняшний день





Ответить на вопрос: В каких видах сельских поселений проживает большая часть сельского населения области и Шахунского района

№3 Высказывания на урок о селе;

1.Человек, живущий на земле, вросший в неё корнями, сохраняет полноту восприятия мира; в нём - пусть в зачатках, но цельно, органически, полнокровно живёт вся цивилизация, вся культура - труд, мысль, нравственность, искусство. (В.Кожинов)

2.«…мифология земли и мистика почвы - одна из черт русского самосознания… Для славян земля - мать прародительница и всеобщая кормилица… Земля не только вынашивает и рождает людей, но и забирает их после сметри вновь в своё лоно, чтобы опять родить их к новой жизни в бесконечном круговороте жизни». В. Кожинов

3.Всё люблю без памяти в деревенском стане я,

Будоражит сердце мне в сумерках полей

Крики перепелок дальних звёзд мерцанье,

Ржание стреноженных молодых коней. (Н.Рубцов)

Грядущей жизни приближают дали

Простые люди каждого села,

Да будет им почет не запоздалый!

Да будет по заслугам похвала! (В.Паршин)

Ах, село,

Мать всего с колыбели,

Самого даже города мать!

(Б.Примеров)

4.И до сих пор по сердцу

Жить в родном селе,

И доля земледельца

И преданность земле.

(В.Кулагин)





24


© 2010-2022