Конспект урока по географии

Ознакомление учащихся с особенностями экономико - географического положения Брянской области.(Планируемые результаты через компетенции) 1.     Информационная: использование различных источников информации для формирования представления об особенностях географического положения Брянской области; 2.     Учебно-познавательная: продолжение формирования умения работы с картами, учебной литературой, другими источниками информации, составление презентации; 3.     Общекультурная: формирование знания об ...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

География 9 класс

ТЕМА: Особенности ЭГП Брянской области

ЦЕЛИ: Ознакомление учащихся с особенностями экономико - географического положения Брянской области.
(Планируемые результаты через компетенции)

  1. Информационная: использование различных источников информации для формирования представления об особенностях географического положения Брянской области;

  2. Учебно-познавательная: продолжение формирования умения работы с картами, учебной литературой, другими источниками информации, составление презентации;

  3. Общекультурная: формирование знания об особенностях культурной жизни Брянщины, ее истории и самобытности;

  4. Ценностно-смысловая: продолжение формирования географического мировоззрения учащихся, их способности видеть и понимать окружающий мир;

  5. Коммуникативная: формирование умения и навыков работы в группе и владения различными социальными ролями в коллективе.

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    Компьютер, презентация, настенная политико-административная карта России, карта Брянской области, карты из атласа Брянской области, картосхемы областей Центральной России, в том числе и Брянской области, символика Брянской области (флаг, герб - репродукции).

    ТИП УРОКА: изучение нового материала

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная с элементами групповой работы, фронтальная работа.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, исследовательский.

Методы познания: картографический, проблемный, анализ, сравнение, синтез, прогноз.

ПЛАН УРОКА:

  1. Мотивация

  2. Актуализация знаний

  3. Символика Брянщины

  4. Место Брянщины на карте

  5. Оценка географического положения области

  6. Особенности природы



ХОД УРОКА

Орг. момент. Каждый новый урок географии - это новое маленькое открытие в познании мира, а значит, себя и своего места в нем.


I. Мотивация

Есть, возможно, уголок красивей,

Есть богаче, шире есть края,

Только мне из всей моей России

Ближе сердцу Брянщина моя.

Илья Швец


(Видеофрагмент особенности экономического развития Брянщины)

II. Актуализация знаний

- Представьте, что вы выдвинули свою кандидатуру на пост губернатора Брянской области. Вы должны хорошо знать свой родной край с целью выявления основных характеристик.

- Сегодня на занятии мы отправимся в увлекательное путешествие по родной Брянщине, чтобы познакомиться с особенностями ее экономико - географического положения.

Звучит песня «Шумел сурово Брянский лес.

III. Изучение нового материала

Заполните 5 строк технологической карты используя учебник
Когда образовалась Брянская обл., как административная единица РФ? - 5 июля 1944 года……(зачитывание ответов)
1. Символика Брянщины (рассказ учащегося в сопровождении с презентацией)

- Что такое «Экономико - географическое положение»?

- Какие виды географического положения вам известны?

- Почему Н.Н. Баранский назвал «ГП» основной категорией экономической географии?

- Обратите внимание на герб и флаг области. Перечислите элементы, изображенные на них. Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к географическому положению нашей области?

2. Место Брянщины на карте

Работа с настенной картой
1) Обратите внимание на карту. Найдите на политико-административной карте России Брянскую область.

2) В состав, какого экономического района входит Брянщина?

3) А в состав какого Федерального округа входит ЦР?

4) А из каких территориальных единиц состоит Брянская область?

5) Посмотрите и посчитайте, сколько районов входит в состав Брянщины?

6) Обратите внимание, что названия всех районов совпадают с названием районных центров, кроме одного. Кто назовёт район и его районный центр?

3. Оценка географического положения области.

На какие особенности положения Брянской области можно сразу обратить внимание?
(Компьютерная презентация с комментариями)
Работа с типовым планом комплексной характеристики экономического района.

Фронтальная беседа:

  1. Оцените физико - географическое положение

  2. Каково ЭГП?

  3. Назовите соседей Брянщины. (подпишите на картосхему АТД)

  4. Оцените положение относительно основных транспортных путей

  5. Оцените положение относительно основных топливно - энергетических баз.

  6. Докажите на примере Брянщины, что «ГП» - категория историческая и что она меняется во времени.

  7. Отметьте «+» и «-« стороны географического положения Брянской области.

  8. Сделайте вывод: выгодно ли географическое положение Брянской области?

  1. Особенности природы (рассказ учащихся)

    1. Особенности тектонического и геологического строения

    2. Особенности рельефа

    3. Особенности климата

    4. Водные ресурсы

    5. В пределах, каких природных зон расположена Брянщина?

    6. Преобладающие почвы?

    7. Природные ресурсы: какими минеральными ресурсами богата Брянщина?

      IV. Закрепление

  1. Работа с технологическими картами

  2. Тестовое задание

    1. Брянская область образована в
      А) 1146 году;
      Б) 985 году;
      В) 1944 году.

    2. Протяженность области с севера на юг по сравнению с протяженностью с запада на восток
      А) больше;
      Б) меньше.

    3. Установите соответствие:
      1) крайняя северная точка;
      2) крайняя южная точка;
      3) крайняя западная точка;
      4) крайняя восточная точка;
      А) 54º с.ш., Рогнединский район;
      Б) 35º в.д., Карачевский район;
      В) 52ºс.ш., Севский район
      Г) 31º в.д., Красногорский район.

    4. На северо-западе Брянской области находится
      А) Смоленская область;
      Б) Гомельская область;
      В) Могилевская область.

    5. С Украиной Брянщина граничит на
      А) западе;
      Б) востоке;
      В) юге;
      Г) севере.

    6. Брянская область имеет выход в
      А) Северный Ледовитый океан;
      Б) Атлантический океан;
      В) Тихий океан;
      Г) не имеет выхода в океан.

    7. Площадь Брянской области:
      А) 32,6 кв.км;
      Б) 34,9 кв.км;
      В) 36,4 кв.км.

    8. Крупнейшая река Брянской области:
      А) Болва;
      Б) Десна;
      В) Ипуть.

      V. Рефлексия и подведение итогов урока

- Увидев правильные ответы, осмыслив все вышесказанное, подумайте, готовы ли вы балатироваться на пост губернатора Брянской области или вам все-таки не хватает знаний для этой ответственной работы? Что вы изменили в своем представлении о Брянщине после рассмотрения темы?
VI.Домашнее задание

- на основании изученного материала заполнить оставшиеся задания технологической карты, выучить административный состав Брянской области.


4


© 2010-2022