- Преподавателю
- География
- Конспект урока по географии
Конспект урока по географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сазонова Н.С. |
Дата | 05.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
География 9 класс
ТЕМА: Особенности ЭГП Брянской области
ЦЕЛИ: Ознакомление учащихся с особенностями экономико - географического положения Брянской области.
(Планируемые результаты через компетенции)
-
Информационная: использование различных источников информации для формирования представления об особенностях географического положения Брянской области;
-
Учебно-познавательная: продолжение формирования умения работы с картами, учебной литературой, другими источниками информации, составление презентации;
-
Общекультурная: формирование знания об особенностях культурной жизни Брянщины, ее истории и самобытности;
-
Ценностно-смысловая: продолжение формирования географического мировоззрения учащихся, их способности видеть и понимать окружающий мир;
-
Коммуникативная: формирование умения и навыков работы в группе и владения различными социальными ролями в коллективе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Компьютер, презентация, настенная политико-административная карта России, карта Брянской области, карты из атласа Брянской области, картосхемы областей Центральной России, в том числе и Брянской области, символика Брянской области (флаг, герб - репродукции).
ТИП УРОКА: изучение нового материала
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная с элементами групповой работы, фронтальная работа.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, исследовательский.
Методы познания: картографический, проблемный, анализ, сравнение, синтез, прогноз.
ПЛАН УРОКА:
-
Мотивация
-
Актуализация знаний
-
Символика Брянщины
-
Место Брянщины на карте
-
Оценка географического положения области
-
Особенности природы
ХОД УРОКА
Орг. момент. Каждый новый урок географии - это новое маленькое открытие в познании мира, а значит, себя и своего места в нем.
I. Мотивация
Есть, возможно, уголок красивей,
Есть богаче, шире есть края,
Только мне из всей моей России
Ближе сердцу Брянщина моя.
Илья Швец
(Видеофрагмент особенности экономического развития Брянщины)
II. Актуализация знаний
- Представьте, что вы выдвинули свою кандидатуру на пост губернатора Брянской области. Вы должны хорошо знать свой родной край с целью выявления основных характеристик.
- Сегодня на занятии мы отправимся в увлекательное путешествие по родной Брянщине, чтобы познакомиться с особенностями ее экономико - географического положения.
Звучит песня «Шумел сурово Брянский лес.
III. Изучение нового материала
Заполните 5 строк технологической карты используя учебник
Когда образовалась Брянская обл., как административная единица РФ? - 5 июля 1944 года……(зачитывание ответов)
1. Символика Брянщины (рассказ учащегося в сопровождении с презентацией)
- Что такое «Экономико - географическое положение»?
- Какие виды географического положения вам известны?
- Почему Н.Н. Баранский назвал «ГП» основной категорией экономической географии?
- Обратите внимание на герб и флаг области. Перечислите элементы, изображенные на них. Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к географическому положению нашей области?
2. Место Брянщины на карте
Работа с настенной картой
1) Обратите внимание на карту. Найдите на политико-административной карте России Брянскую область.
2) В состав, какого экономического района входит Брянщина?
3) А в состав какого Федерального округа входит ЦР?
4) А из каких территориальных единиц состоит Брянская область?
5) Посмотрите и посчитайте, сколько районов входит в состав Брянщины?
6) Обратите внимание, что названия всех районов совпадают с названием районных центров, кроме одного. Кто назовёт район и его районный центр?
3. Оценка географического положения области.
На какие особенности положения Брянской области можно сразу обратить внимание?
(Компьютерная презентация с комментариями)
Работа с типовым планом комплексной характеристики экономического района.
Фронтальная беседа:
-
Оцените физико - географическое положение
-
Каково ЭГП?
-
Назовите соседей Брянщины. (подпишите на картосхему АТД)
-
Оцените положение относительно основных транспортных путей
-
Оцените положение относительно основных топливно - энергетических баз.
-
Докажите на примере Брянщины, что «ГП» - категория историческая и что она меняется во времени.
-
Отметьте «+» и «-« стороны географического положения Брянской области.
-
Сделайте вывод: выгодно ли географическое положение Брянской области?
-
Особенности природы (рассказ учащихся)
-
Особенности тектонического и геологического строения
-
Особенности рельефа
-
Особенности климата
-
Водные ресурсы
-
В пределах, каких природных зон расположена Брянщина?
-
Преобладающие почвы?
-
Природные ресурсы: какими минеральными ресурсами богата Брянщина?
IV. Закрепление
-
-
Работа с технологическими картами
-
Тестовое задание
-
Брянская область образована в
А) 1146 году;
Б) 985 году;
В) 1944 году. -
Протяженность области с севера на юг по сравнению с протяженностью с запада на восток
А) больше;
Б) меньше. -
Установите соответствие:
1) крайняя северная точка;
2) крайняя южная точка;
3) крайняя западная точка;
4) крайняя восточная точка;
А) 54º с.ш., Рогнединский район;
Б) 35º в.д., Карачевский район;
В) 52ºс.ш., Севский район
Г) 31º в.д., Красногорский район. -
На северо-западе Брянской области находится
А) Смоленская область;
Б) Гомельская область;
В) Могилевская область. -
С Украиной Брянщина граничит на
А) западе;
Б) востоке;
В) юге;
Г) севере. -
Брянская область имеет выход в
А) Северный Ледовитый океан;
Б) Атлантический океан;
В) Тихий океан;
Г) не имеет выхода в океан. -
Площадь Брянской области:
А) 32,6 кв.км;
Б) 34,9 кв.км;
В) 36,4 кв.км. -
Крупнейшая река Брянской области:
А) Болва;
Б) Десна;
В) Ипуть.
V. Рефлексия и подведение итогов урока
-
- Увидев правильные ответы, осмыслив все вышесказанное, подумайте, готовы ли вы балатироваться на пост губернатора Брянской области или вам все-таки не хватает знаний для этой ответственной работы? Что вы изменили в своем представлении о Брянщине после рассмотрения темы?
VI.Домашнее задание
- на основании изученного материала заполнить оставшиеся задания технологической карты, выучить административный состав Брянской области.
4