Программа по географии 9 кл. коррекционной школы VIII вида

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрена на заседа-нии ШМО учителей естественно-гуманитарного цикла от

26.08.2015 протокол №1

Рассмотрена на засе-дании педагогического совета от 28.08.2015 протокол №1

Утверждена

приказом по МБСКОУ СКОШ VIII вида

от 28.08.2015 № 81


Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида



Рабочая программа по географии

для 9 класса

АООП (вариант 1)

на 2015 - 2016 учебный год.










Рабочую программу составила

учитель Семенихина Любовь Николаевна










г. Елец, 2015 - 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «География» в 9 классе АООП (вариант 1) имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания.

Цель географии как учебного предмета в 9 классе специальной коррекционной школы: знакомство с государствами Евразии.

Основные задачи «Географии» в 9 классе АООП (вариант 1):

  • дать представление о характерных особенностях населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обычаи), на ценности духовной культуры (архитектура, музыка, танцы, театр, религия);

  • рассказать о распаде монополизированного государства, на доступном материале проанализировать последствия, повлиявшие на углубление экономического кризиса и на усугубление национальных проблем;

  • систематизировать знания о природе своего края, познакомить с местными экономическими проблемами;

  • развивать и корригировать познавательную деятельность;

  • учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости;

  • дать патриотическое, интернациональное, эстетическое и экологическое воспитание.

Рабочая программа по географии (9 класс) разработана на основании следующих нормативных правовых документов:

  1. Федеральный уровень:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2. 2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189.

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы. / Под ред. Воронковой В.В.; - М.: Просвещение, 2011 г.

2. Региональный уровень:

  • Приказы управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 № 385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014/2015 учебный год», от 29.04.2015 № 424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2015/2016 учебный год»;

  • Письмо управления образования и науки Липецкой области от 22 января 2015 года № СК-160 «Об обеспечении учебниками на 2015-2016 учебный год».

3. Уровень образовательного учреждения:

  • учебный план МБСКОУ СКОШ VIII вида на 2015 - 2016 учебный год (рассмотрен на педагогическом совете МБСКОУ СКОШ VIII вида: протокол № 9 от 29.05.2015, утверждён приказом по МБСКОУ СКОШ VIII вида от 29.05.2015 №67);

  • календарный учебный график МБСКОУ СКОШ VIII вида на 2015 - 2016 учебный год (рассмотрен на педагогическом совете МБСКОУ СКОШ VIII вида от 29.06.2015протокол № 9,утверждён приказом по МБСКОУ СКОШ VIII вида от 29.05.2015 №67);

  • локальный нормативный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида»

(утверждено приказом по МБСКОУ СКОШ VIII вида от 14.06.2013 №69);

  • приказ по МБСКОУ СКОШ VIII вида «Об утверждении перечня учебников, используемых в образовательном процессе на 2015-2016 учебный год» от 05.05.2015 №60.

Сведения о программе, на основании которой разработана

рабочая программа.

Рабочая программа по географии (9 класс) разработана на основе программы по географии для специальных коррекционных школ VIII вида. Автор - профессор, заведующая кафедрой олигофренопедагогики МГГУ им. М.А.Шолохова Лифанова Тамара Михайловна.

Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Программа обеспечена оборудованием и наглядными пособиями.


Информация о внесённых изменениях.

Рабочая программа без изменений.

Место и роль учебного предмета.

В 9 классе на уроках географии продолжается изучение своего материка. Такое расположение материала позволяет больше времени (три четверти 9 класса) выделить на знакомство с государствами Евразии. Изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. Современные названия государств даются в скобках. При объяснении материала больше внимания уделяется страноведческим и общекультурным аспектам. Учитель обращает внимание на характерные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обычаи), на ценности духовной культуры (архитектура, музыка, танцы, театр, религия).

Бывшие союзные республики изучаются во второй четверти 9 класса в разделах «Восточная Европа», «Центральная и Юго-Западная Азия». Компактное изучение этих стран даёт учителю возможность рассказать о распаде монополизированного государства, на доступном материале проанализировать последствия, повлиявшие на углубление экономического кризиса и на усугубление национальных проблем. Обращается внимание учащихся на налаживающиеся экономические и культурные контакты с некоторыми из этих суверенных государств.

В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр кино- и видеофильмов о природе, культурных и исторических достопримечательностях изучаемой страны, традициях и быте её народа.

Примерный план изучения стран Евразии (географическое положение, климат, рельеф, флора и фауна, хозяйство, население, столица, крупные города, достопримечательности, культура, обычаи, традиции) уточняется и конкретизируется учителем в зависимости от особенностей данного государства.

Интеграционные процессы, происходящие в Европе (отмена виз, введение единой валюты), падение «железного занавеса» приблизили Россию к мировому сообществу, поэтому завершается курс «География материков и океанов» темами, посвящёнными России как крупнейшему государству Евразии. На этих уроках учитель повторяет и обобщает знания учащихся о своей стране (государстве), полученные в 6 и 7 классах, и подготавливает их к знакомству со своим краем (областью, районом).

Заканчивается курс географии региональным обзором. В предлагаемой программе изучению своей местности отводится четвёртая четверть 9 класса. На этих уроках учащиеся не только систематизируют свои знания о природе Липецкой области, но и знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе.

Место предмета «География» в учебном плане.

Предмет «География» расположен в базовой части учебного плана 9 класса.

На изучение предмета отводится 70 часов (2 часа в неделю). В ходе изучения предмета предполагается проведение 2 контрольных работ (в начале и в конце года). В программе выделены практические работы (31), 2 экскурсии, указана географическая номенклатура, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.

Формы организации образовательного процесса.

Коллективные, групповые, индивидуальные.

Формой организации образовательного процесса является урок. В процессе обучения используются следующие технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, традиционный урок с коррекционным компонентом.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Осуществляются через урок посредством различных видов деятельности: работа с учебником, географическими картами, с различными наглядными пособиями по теме (натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, презентации), проведение практических работ.

Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля: устный опрос, контрольные, самостоятельные, практические работы, тестирование, индивидуальные работы на карточках.


Реализация программы обеспечивается учебно-методическим комплексом:

  1. Программа по географии для специальных коррекционных школ VIII вида. Автор - профессор, заведующая кафедрой олигофренопедагогики МГГУ им. М.А.Шолохова Лифанова Тамара Михайловна.

  2. Т.М. Лифанова. География: 9 класс: учебник для спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. - 9-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2016 г.

  3. Т.М. Лифанова. География. Рабочая тетрадь: 9 класс: пособие для учащихся спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова. - М.: Просвещение, 2014 г.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(70 часов - 2 часа в неделю)

Практических работ - 31, экскурсий - 2.

N

п/п

Тема

ч


Государства Евразии

53

1

Политическая карта Евразии.

1


I

1

Европа

Западная Европа

Великобритания (Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии).

25

6

1

2-3

Франция (Французская Республика). Пр.р.1

2

4

Германия (Федеративная Республика Германия). Пр.р.1

1

5

Австрия (Австрийская Республика).

1

6

Швейцария (Швейцарская Конфедерация). Пр.р.1

1

II

1

Южная Европа

Испания. Пр.р.1

5

1

2

Португалия (Португальская Республика).

1

3

Италия (Итальянская Республика).

1

4

Греция (Греческая Республика). Пр.р.1

1

5

Контрольная работа.

1

III

1

Северная Европа

Норвегия (Королевство Норвегия). Пр.р.1

3

1

2

Швеция (Королевство Швеция).

1

3

Финляндия (Финляндская Республика). Пр.р.1

1

IV

1

Восточная Европа1

Польша (Республика Польша). Пр.р.1

11

1

2

Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика).

1

3

Венгрия (Венгерская Республика).

1

4

Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария).

1

5

Сербия и Черногория.

1

6

Эстония (Эстонская Республика). Пр.р.1

1

7

Латвия (Латвийская Республика). Пр.р.1

1

8

Литва (Литовская Республика). Пр.р.1

1

9

Республика Белоруссия. Пр.р.1

1

10

Украина.

1

11

Молдавия (Республика Молдова). Пр.р.1

1


V

1

Азия

Центральная Азия

Казахстан (Республика Казахстан). Пр.р.2

23

5

1

2

Узбекистан (Республика Узбекистан). Пр.р.1

1

3

Туркмения (Туркменистан). Пр.р.1

1

4

Киргизия (Кыргызская Республика). Пр.р.

1

5

Таджикистан (Республика Таджикистан). Пр.р.1

1

VI

1

Юго-Западная Азия

Грузия. Пр.р.1

7

1

2

Азербайджан (Азербайджанская Республика). Пр.р.1

1

3

Армения (Республика Армения). Пр.р.1

1

4

Турция. (Турецкая Республика.) Пр.р.1

1

5

Ирак (Республика Ирак).

1

6

Иран (Исламская Республика Иран).

1

7

Афганистан (Исламская Республика Афганистан).

1

VII

1-2

Южная Азия

Индия (Республика Индия). Пр.р.1

2

2

VIII

1-2

Восточная Азия

Китай (Китайская Народная Республика). Пр.р.1

6

2

3

Монголия.

1

4

Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея).

1

5-6

Япония. Пр.р.1

2

IX

1

Юго-Восточная Азия

Таиланд (Королевство Таиланд).

3

1

2

Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам).

1

3

Индонезия (Республика Индонезия).

1

X

1

Россия (повторение).

Границы России.

4

1

2

Россия (Российская Федерация) - крупнейшее государство Евразии.

1

3

Административное деление России.

1

4

Столица, крупные города России. Пр.р.1

1


Практические работы

1.Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов.

2.Нанесение границы Европы и Азии.

3.Составление альбома «По странам и континентам».


XI

1

Свой край.

История возникновения нашего края.

17

1

2

Географическое положение, границы, рельеф. Пр.р.1

1

3

Климат. Предсказания погоды по местным признакам. Народные приметы.

1

4

Полезные ископаемые и почвы. Пр.р.1

1

5

Реки, пруды, озёра, каналы. Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоёмов. Пр.р.1

1

6

Растительный мир (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира. Пр.р.2

1

7



8

Животный мир нашей местности (Хищные и травоядные, дикие и с/х животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Пр.р.2

Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники. Экскурсия.

2

9

Население нашей области Национальный состав. Обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.

1

10

Промышленность. Ближайшие промышленные предприятия, где могут работать выпускники школы.

1

11

С/х (специализация: растениеводство, животноводство).

1

12

Транспорт (наземный, ж/д, авиационный, речной).

1

13

Контрольная работа.

1

14

15

Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края. Экскурсия.

2

16

Наш город.

1

17

Обобщающий урок «Моя малая Родина».

1


Практические работы

  1. Ha карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из картона, месторождения полезных ископаемых, цветными кружками - областной и районные центры.

  2. Обозначить на контурной карте России свою область.

  3. К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространённых растений и животных, отметить заповедные места. Зарисовать и подписать растения и животных, занесённых в Красную книгу области.

  4. Записать в тетрадь названия местных водоёмов, форм земной поверхности, фамилии известных людей края.

  5. Вычертить простейшую схему структуры народного хозяйства области.

  6. Регулярно читать местную периодическую печать.

  7. Выполнить рисунки и написать сочинение на тему «Прошлое, настоящее и будущее нашего края».


Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года.

Обучающиеся должны знать:

  • географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;

  • границы, государственный строй и символику России;

  • особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;

  • медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.

Обучающиеся должны уметь:

  • находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;

  • показывать Россию на политических картах мира и Евразии;

  • находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);

  • давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;

  • называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;

  • правильно вести себя в природе.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

(70 часов - 2 часа в неделю)

Государства Евразии

Политическая карта Евразии -1ч

Европа- 25ч

  1. Западная Европа

Великобритания (Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии).

Франция (Французская Республика).

Германия (Федеративная Республика Германия).

Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация).

  1. Южная Европа

Испания. Португалия (Португальская Республика).

Италия (Итальянская Республика).

Греция (Греческая Республика).

Контрольная работа.

  1. Северная Европа

Норвегия (Королевство Норвегия).

Швеция (Королевство Швеция).

Финляндия (Финляндская Республика).

  1. Восточная Европа1

Польша (Республика Польша).

Чехия (Чешская Республика).

Словакия (Словацкая Республика).

Венгрия (Венгерская Республика).

Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария).

Сербия и Черногория.

Эстония (Эстонская Республика).

Латвия (Латвийская Республика).

Литва (Литовская Республика).

Республика Белоруссия.

Украина.

Молдавия (Республика Молдова).

Практические работы

  1. Обозначение на контурной карте государств Европы, их столиц и изученных городов.

Обучающиеся должны знать:

  • географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Европы.

Обучающиеся должны уметь:

  • находить на политической карте Европы изучаемые государства и их столицы.

Азия - 23ч

  1. Центральная Азия

Казахстан (Республика Казахстан).

Узбекистан (Республика Узбекистан).

Туркмения (Туркменистан).

Киргизия (Кыргызская Республика).

Таджикистан (Республика Таджикистан).

  1. Юго-Западная Азия

Грузия.

Азербайджан (Азербайджанская Республика).

Армения (Республика Армения).

Турция (Турецкая Республика).

Ирак (Республика Ирак).

Иран (Исламская Республика Иран).

Афганистан (Исламская Республика Афганистан).

  1. Южная Азия

Индия (Республика Индия).

  1. Восточная Азия

Китай (Китайская Народная Республика).

Монголия.

Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея).

Япония.

  1. Юго-Восточная Азия

Таиланд (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Индонезия (Республика Индонезия) или другие государства по выбору учителя.

Практические работы

  1. Обозначение на контурной карте государств Азии, их столиц и изученных городов.

Обучающиеся должны знать:

  • географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Азии.

Обучающиеся должны уметь:

  • находить на политической карте Азии изучаемые государства и их столицы.

Россия (повторение) - 4ч

Границы России.

Россия (Российская Федерация) - крупнейшее государство Евразии.

Административное деление России.

Столица, крупные города России.

Практические работы

  1. Обозначение на контурной карте столицы и изученных городов России.

  2. Нанесение границы Европы и Азии.

Обучающиеся должны знать:

  • границы, государственный строй и символику России.

Обучающиеся должны уметь:

  • показывать Россию на политических картах мира и Евразии.

Свой край - 17ч

История возникновения нашего края.

Географическое положение. Границы. Рельеф.

Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.

Полезные ископаемые и почвы.

Реки, пруды, озёра, каналы. Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоёмов.

Растительный мир (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира.

Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники.

Население нашего края (области). Национальный состав. Обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.

Промышленность. Ближайшие промышленные предприятия, где могут работать выпускники школы.

Сельское хозяйство (специализация: растениеводство, животноводство, бахчеводство и т.п.).

Транспорт (наземный, железнодорожный, авиационный, речной).

Контрольная работа.

Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края.

Наш город (посёлок, деревня).

Обобщающий урок «Моя малая Родина».

Практические работы

  1. Ha карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из картона, месторождения полезных ископаемых, цветными кружками - областной и районные центры.

  2. Обозначить на контурной карте России свою область.

  3. К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространённых растений и животных, отметить заповедные места.

  4. Зарисовать и подписать растения и животных, занесённых в Красную книгу области.

  5. Записать в тетрадь названия местных водоёмов, форм земной поверхности, фамилии известных людей края.

  6. Вычертить простейшую схему структуры народного хозяйства области.

  7. Регулярно читать местную периодическую печать.

  8. Выполнить рисунки и написать сочинение на тему «Прошлое, настоящее и будущее нашего края».

Обучающиеся должны знать:

  • особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;

  • медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.

Обучающиеся должны уметь:

  • находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);

  • давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;

  • называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;

  • правильно вести себя в природе.

Географическая номенклатура

Государства Евразии: Великобритания, Франция, Германия, Австрия, Швейцария, Испания, Португалия, Италия, Греция, Норвегия, Швеция, Финляндия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Сербия и Черногория, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Молдавия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан, Грузия, Азербайджан, Армения, Турция, Ирак, Иран, Афганистан, Индия, Китай, Монголия, Корея, Япония, Таиланд, Вьетнам, Россия.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся на конец учебного года:

Обучающиеся должны знать:

  • географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;

  • границы, государственный строй и символику России;

  • особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;

  • медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.

Обучающиеся должны уметь:

  • находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;

  • показывать Россию на политических картах мира и Евразии;

  • находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);

  • давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;

  • называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;

  • правильно вести себя в природе.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Программа по географии для специальных коррекционных школ VIII вида. Автор - профессор, заведующая кафедрой олигофренопедагогики МГГУ им. М.А.Шолохова Лифанова Тамара Михайловна.

  2. Т.М. Лифанова. География: 9 класс: учебник для спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. - 9-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2016 г.

  3. Т.М. Лифанова. География. Рабочая тетрадь: 7 класс: пособие для учащихся спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова. - М.: Просвещение, 2014 г.

  4. Географические карты.

  5. ИКТ.

  6. Дидактические пособия.

  7. Плакаты.

  8. Гербарии.

  9. Коллекции полезных ископаемых и др.


11 Варианты объединения уроков могут быть разными. Количество часов для изучения каждого государства внутри раздела учитель определяет самостоятельно.

11 Варианты объединения уроков могут быть разными. Количество часов для изучения каждого государства внутри раздела учитель определяет самостоятельно.

© 2010-2022