- Преподавателю
- География
- Рабочая программа элективного курса
Рабочая программа элективного курса
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бадинова Ю.В. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Комитет по образованию Администрации Павловского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Колыванская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»
Руководитель ШМО
____________ Бойко Н.В..
Протокол № ______
от « » __________2014г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «Колыванская СОШ»
__________ Симакова О. М.
« » __________2014г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Колыванская СОШ»
__________Мистрюков С.В.
Приказ № ______
от « » __________2014г.
Рабочая программа
Элективного курса
«Основы геоэкологии»
10 класс
на 2014 - 2015 учебный год
среднее общее образование
Составитель: Бадинова Ю.В.
с. Колыванское
2014 г.
Учебная программа элективного курса
«Основы геоэкологии»
Пояснительная записка
Актуальность программы
Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Согласно Концепции профильного обучения, значительная роль в развитии учащихся принадлежит элективным курсам, выбираемым самими учащимися.
Элективные курсы могут поддерживать и углублять базовые и профильные дисциплины и /или открывать возможности учащимся в постижении смежных областей знаний в дополнение к профильным предметам.
Геоэкология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Между тем в Федеральном базисном учебном плане среди предметов, обязательных для изучения, она не представлена. Благодаря практической направленности, своему интегративному содержанию, высокой мировоззренческой значимости, накопленному опыту преподавания в ряде территорий как предмета регионального компонента содержания образования элективный курс экологической направленности может быть широко востребован учащимися, занимающимися по различным профилям. Геоэкология помогает полнее показать сущность и уровень современной географической науки, методы исследования, связь географии со смежными науками.
Целью курса является становление эколого-гуманистического мировоззрения учащихся на основе развития системы знаний о пространственно-временных особенностях взаимодействия человека и природы, формирования важнейших черт экологического мышления, признания универсальной ценности и самоценности природы и ответственности за сохранение природных основ жизни в настоящем и будущем.
Задачи курса:
-
Обобщение и развитие знаний учащихся о современных ландшафтах, экологических проблемах и ситуациях на основе культурно-исторического, системно-средового, пространственно-временного, прогностического и гуманистического подходов;
-
Развитие методологических знаний о различных способах познания, в том числе методах научного изучения, оценки, моделирования и прогнозирования реальных экологических ситуаций различного территориального уровня;
-
Формирование экологического стиля мышления и ценностного отношения к реальному природно-социальному окружению;
-
Развитие у учащихся умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность в конкретной экологической ситуации.
Ключевые понятия курса: геоэкология, экосфера, геоэкосоциосистема, современный ландшафт, экологически значимые условия и факторы, геоэкологические проблемы, устойчивое развитие.
Основные требования к усвоению содержания. Учащиеся должны:
-
Знать особенности экосферы и геоэкосоциосистемы, экологических ситуаций как аспектов изучения экологии;
-
Объяснять специфику современных ландшафтов, их природно-экологический потенциал, региональные особенности, динамику и устойчивость;
-
Оценивать экологическую ситуацию по остроте проявления;
-
Выражать свое отношение к проявлению геоэкологических проблем на различных территориях.
Содержание программы
№ п/п
Раздел
Ч
Практические работы
1
Введение
2
1
2
Современные ландшафты: прошлое, настоящее и будущее
8
3
3
Природопользование
8
3
4
Экологические ситуации
10
4
5
На пути к устойчивому развитию
7
2
Итого:
35
13
Тематическое планирование
№ п/п
Раздел, тема урока
Кол-во часов
Примечание
Введение
2
1(1)
Геоэкология как наука
1
2(2)
Методы геоэкологических исследований
1
Пр.р. 1 Использование знаний о геоэкосоцио-системах в практической деятельности
Р-1
Современные ландшафты: прошлое, настоящее и будущее
8
Т-1
Что такое современный ландшафт
1
3(1)
Географическая оболочка, биосфера, экосфера
1
Т-2
Экологически значимые условия и факторы
2
4(1)
Свойства природной среды
1
5(2)
Благоприятные и неблагоприят-ные экологически значимые факторы
1
Пр.р.2 Выявление экологически значимых и ценностных свойств реального природного окружения, которые обеспечивают выживание и развитие жителей своего района.
Т-3
Региональная специфика современных ландшафтов
2
6(1)
Природный потенциал ландшафта различных регионов
1
7(2)
Экологические проблемы регионов
1
Т-4
Устойчивость современных ландшафтов
2
8(1)
Современный ландшафт- геоэкосоциосистема
1
Пр.р.3 Изучение народных традиций своей местности, связанных с гармонией отношений человека и природы.
9(2)
Экологическая культура населения
1
Пр.р. 4 Выявление стереотипов природопокровительного отношения к природе жителей своей местности на основе социологического опроса, наблюдений, бесед, анализа краеведческой литературы.
Т-5
Динамика современных ландшафтов
1
10(1)
Процессы изменения современных ландшафтов
1
Р-2
Природопользование
8
Т-1
Виды природопользования в прошлом и настоящем
2
11(1)
Понятие «природопользование»
1
12(2)
Экологические проблемы
1
Т-2
Современные проблемы природопользования
2
13(1)
Экологические проблемы природопользования
1
14(2)
Природоохранные проблемы
1
Т-3
Природопользование: от природопокорения к устойчивому развитию
4
15(1)
Экологическое воспитание
1
16(2)
Устойчивое развитие: принципы и направления
1
Пр.р.5 Сбор и обобщение материалов об истории природопользования в своей местности
17(3)
Пр.р. 6 Изучение и анализ причин современных экологических проблем различных видов природопользования на территории своей области
1
18(4)
Пр.р. 7 Изучение системы особо охраняемых территорий в своей области
1
Р-3
Экологические ситуации
10
Т-1
Понятие, критерии и виды экологических ситуаций и проблем
3
19(1)
Экологическая ситуация, принципы классификации
1
20(2)
Прогнозирование экологических ситуаций
1
21(3)
Пр.р. 8 Изучение, оценка и прогноз локальной экологической ситуации
1
Т-2
Экологические ситуации в России
2
22(1)
Экологическая ситуация в России. Понятие о зонах экологического бедствия
1
Пр.р. 9 Анализ карты наиболее острых экологических ситуаций в России
23(2)
Пр.р.10 Определение эколого-хозяйственного баланса территории на примере Московской области и Горного Алтая
1
Т-3
Экологические ситуации в мире
3
24(1)
Глобальные экологические ситуации
1
Пр.р. 11 Анализ глобальных моделей общественного развития
25(2)
Реальность экологической катастрофы
1
26(3)
Международная деятельность по решению глобальных экологических проблем
1
Т-4
Оценка, моделирование, прогноз
2
27(1)
Понятие экологической оценки и моделирования
1
28(2)
Методы прогнозирования экологических ситуаций
1
Р-4
На пути к устойчивому развитию
7
Т-1
Что такое устойчивое развитие?
1
29(1)
Пр.р. 12 Изучение материалов международной конференции в Рио-де-Жанейро- «Повестка дня на XXI век»
1
Т-2
Современный гуманизм и экологическая этика
2
30(1)
Экология человека
1
31(2)
Пр.р. 13 Анализ заболеваний, выявленных у школьников района за последние годы. Выявление связи между видами болезней и состоянием окружающей среды.
1
Т-3
Образование для устойчивого развития
4
32(1)
Экологическая культура и образование
1
33(2)
Экологический практикум: природоохранная деятельность школьников
1
34(3)
Экологический практикум
1
35(44)
Резервный урок
1
Итого
35
Литература
-
Винокурова Н.Ф., Копосова Н.Н., Смирнова В.М. Геоэкология.- Н.Новгород, 2002.
-
Дрейзер О.К., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие.- М., 1997.
-
Петров К.М. Геоэкология: основы природопользования: учеб.пособие.- СПб., 1994.
-
Голубев Г.Н. Геоэкология.- М., 1999