Рабочая программа элективного курса

Учебная программа элективного курса «Основы геоэкологии»              Актуальность программы          Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Согласно Концепции профильного обучения, значительная роль в развитии учащихся принадлежит элективным курсам, выбираемым самими учащимися.          Элективные  курсы могут поддерживать и углублять базовые и  профильные дисциплины  и /или открывать возможности уча...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет по образованию Администрации Павловского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колыванская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель ШМО

____________ Бойко Н.В..

Протокол № ______

от « » __________2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «Колыванская СОШ»

__________ Симакова О. М.

« » __________2014г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Колыванская СОШ»

__________Мистрюков С.В.

Приказ № ______

от « » __________2014г.






Рабочая программа

Элективного курса

«Основы геоэкологии»

10 класс

на 2014 - 2015 учебный год

среднее общее образование






Составитель: Бадинова Ю.В.






с. Колыванское

2014 г.


Учебная программа элективного курса

«Основы геоэкологии»

Пояснительная записка

Актуальность программы

Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Согласно Концепции профильного обучения, значительная роль в развитии учащихся принадлежит элективным курсам, выбираемым самими учащимися.

Элективные курсы могут поддерживать и углублять базовые и профильные дисциплины и /или открывать возможности учащимся в постижении смежных областей знаний в дополнение к профильным предметам.

Геоэкология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Между тем в Федеральном базисном учебном плане среди предметов, обязательных для изучения, она не представлена. Благодаря практической направленности, своему интегративному содержанию, высокой мировоззренческой значимости, накопленному опыту преподавания в ряде территорий как предмета регионального компонента содержания образования элективный курс экологической направленности может быть широко востребован учащимися, занимающимися по различным профилям. Геоэкология помогает полнее показать сущность и уровень современной географической науки, методы исследования, связь географии со смежными науками.

Целью курса является становление эколого-гуманистического мировоззрения учащихся на основе развития системы знаний о пространственно-временных особенностях взаимодействия человека и природы, формирования важнейших черт экологического мышления, признания универсальной ценности и самоценности природы и ответственности за сохранение природных основ жизни в настоящем и будущем.

Задачи курса:

  • Обобщение и развитие знаний учащихся о современных ландшафтах, экологических проблемах и ситуациях на основе культурно-исторического, системно-средового, пространственно-временного, прогностического и гуманистического подходов;

  • Развитие методологических знаний о различных способах познания, в том числе методах научного изучения, оценки, моделирования и прогнозирования реальных экологических ситуаций различного территориального уровня;

  • Формирование экологического стиля мышления и ценностного отношения к реальному природно-социальному окружению;

  • Развитие у учащихся умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность в конкретной экологической ситуации.

Ключевые понятия курса: геоэкология, экосфера, геоэкосоциосистема, современный ландшафт, экологически значимые условия и факторы, геоэкологические проблемы, устойчивое развитие.

Основные требования к усвоению содержания. Учащиеся должны:

  • Знать особенности экосферы и геоэкосоциосистемы, экологических ситуаций как аспектов изучения экологии;

  • Объяснять специфику современных ландшафтов, их природно-экологический потенциал, региональные особенности, динамику и устойчивость;

  • Оценивать экологическую ситуацию по остроте проявления;

  • Выражать свое отношение к проявлению геоэкологических проблем на различных территориях.

Содержание программы

№ п/п

Раздел

Ч

Практические работы

1

Введение

2

1

2

Современные ландшафты: прошлое, настоящее и будущее

8

3

3

Природопользование

8

3

4

Экологические ситуации

10

4

5

На пути к устойчивому развитию

7

2

Итого:

35

13





Тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Примечание

Введение

2

1(1)

Геоэкология как наука

1

2(2)

Методы геоэкологических исследований

1

Пр.р. 1 Использование знаний о геоэкосоцио-системах в практической деятельности

Р-1

Современные ландшафты: прошлое, настоящее и будущее

8

Т-1

Что такое современный ландшафт

1

3(1)

Географическая оболочка, биосфера, экосфера

1

Т-2

Экологически значимые условия и факторы

2

4(1)

Свойства природной среды

1

5(2)

Благоприятные и неблагоприят-ные экологически значимые факторы

1

Пр.р.2 Выявление экологически значимых и ценностных свойств реального природного окружения, которые обеспечивают выживание и развитие жителей своего района.

Т-3

Региональная специфика современных ландшафтов

2

6(1)

Природный потенциал ландшафта различных регионов

1

7(2)

Экологические проблемы регионов

1

Т-4

Устойчивость современных ландшафтов

2

8(1)

Современный ландшафт- геоэкосоциосистема

1

Пр.р.3 Изучение народных традиций своей местности, связанных с гармонией отношений человека и природы.

9(2)

Экологическая культура населения

1

Пр.р. 4 Выявление стереотипов природопокровительного отношения к природе жителей своей местности на основе социологического опроса, наблюдений, бесед, анализа краеведческой литературы.

Т-5

Динамика современных ландшафтов

1

10(1)

Процессы изменения современных ландшафтов

1

Р-2

Природопользование

8

Т-1

Виды природопользования в прошлом и настоящем

2

11(1)

Понятие «природопользование»

1

12(2)

Экологические проблемы

1

Т-2

Современные проблемы природопользования

2

13(1)

Экологические проблемы природопользования

1

14(2)

Природоохранные проблемы

1

Т-3

Природопользование: от природопокорения к устойчивому развитию

4

15(1)

Экологическое воспитание

1

16(2)

Устойчивое развитие: принципы и направления

1

Пр.р.5 Сбор и обобщение материалов об истории природопользования в своей местности

17(3)

Пр.р. 6 Изучение и анализ причин современных экологических проблем различных видов природопользования на территории своей области

1

18(4)

Пр.р. 7 Изучение системы особо охраняемых территорий в своей области

1

Р-3

Экологические ситуации

10

Т-1

Понятие, критерии и виды экологических ситуаций и проблем

3

19(1)

Экологическая ситуация, принципы классификации

1

20(2)

Прогнозирование экологических ситуаций

1

21(3)

Пр.р. 8 Изучение, оценка и прогноз локальной экологической ситуации

1

Т-2

Экологические ситуации в России

2

22(1)

Экологическая ситуация в России. Понятие о зонах экологического бедствия

1

Пр.р. 9 Анализ карты наиболее острых экологических ситуаций в России

23(2)

Пр.р.10 Определение эколого-хозяйственного баланса территории на примере Московской области и Горного Алтая

1

Т-3

Экологические ситуации в мире

3

24(1)

Глобальные экологические ситуации

1

Пр.р. 11 Анализ глобальных моделей общественного развития

25(2)

Реальность экологической катастрофы

1

26(3)

Международная деятельность по решению глобальных экологических проблем

1

Т-4

Оценка, моделирование, прогноз

2

27(1)

Понятие экологической оценки и моделирования

1

28(2)

Методы прогнозирования экологических ситуаций

1

Р-4

На пути к устойчивому развитию

7

Т-1

Что такое устойчивое развитие?

1

29(1)

Пр.р. 12 Изучение материалов международной конференции в Рио-де-Жанейро- «Повестка дня на XXI век»

1

Т-2

Современный гуманизм и экологическая этика

2

30(1)

Экология человека

1

31(2)

Пр.р. 13 Анализ заболеваний, выявленных у школьников района за последние годы. Выявление связи между видами болезней и состоянием окружающей среды.

1

Т-3

Образование для устойчивого развития

4

32(1)

Экологическая культура и образование

1

33(2)

Экологический практикум: природоохранная деятельность школьников

1

34(3)

Экологический практикум

1

35(44)

Резервный урок

1

Итого

35







Литература

  1. Винокурова Н.Ф., Копосова Н.Н., Смирнова В.М. Геоэкология.- Н.Новгород, 2002.

  2. Дрейзер О.К., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие.- М., 1997.

  3. Петров К.М. Геоэкология: основы природопользования: учеб.пособие.- СПб., 1994.

  4. Голубев Г.Н. Геоэкология.- М., 1999

© 2010-2022