Урок обобщающего контроля по теме «АФРИКА»

повторить и обобщить знания по теме понятий и терминов: разлом, горст, грабен, саванна, заповедник, национальный парк;  знания о географических особенностях природы, населения, хозяйства материка, 2) Показать умения работать с источниками информации (атлас, карта), описывать ГП материка, особенности природы, природные богатства, определять свойства объекта, его существенные признаки, Объяснять влияние ГП на особенности природы континента; влияние климата на жизнь, быт,  хозяйственную деятельност...
Раздел География
Класс -
Тип Видеоуроки
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ «Татарско-Бурнаевская ООШ»

Алькевского МР РТ










Урок обобщающего повторения в 7 классе по теме: «Африка».

























Учитель географии : Зарипова Гульнур Галимулловна

2014

Тема: «Африка»


Цели и задачи для учителя:

Предметные: Организовать работу по обобщению и систематизации знаний и способов действий обучающихся по теме: «Африка»

Цели, направленные на развитие личности:

  1. Обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность, умения работать во времени, работать в группе (культура самоуправления)

  2. Обеспечить развитие у школьников выделять главное, делать выводы. Развивать монологическую и диалогическую речь (интеллектуальная культура)

  3. Способствовать развитию мышления, приемам анализа, творческих способностей, познавательных интересов у школьников, умения общаться.

  4. Способствовать воспитанию взаимоуважения, взаимовыручки, культуры самоуправления.

Цели и задачи для обучающихся:

Предметные:

  1. повторить и обобщить знания по теме понятий и терминов: разлом, горст, грабен, саванна, заповедник, национальный парк; знания о географических особенностях природы, населения, хозяйства материка, а именно: результаты выдающихся географических открытий и путешествий: Васко да Гамы, Давида Левингстона, В.В. юнкера. Е.П. Ковалевского, А.В. Елисеева, Н.И. Вавилова; крупные объекты береговой линии (Средиземное море, Красное море, Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, Аденский залив, Мозамбикский пролив, Гвинейский залив, осторв Мадагаскар, Канарские острова, остров Мадейра, полуостров Сомали); крупные формы рельефа (Восточно- Африканское плоскогорье, Эфиопское нагорье, горы Атлас, Драконовы. Капские, влк. Килиманджаро, влк. Кения, месторождения полезных ископаемых, климатические пояса (экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический), важные реки и озера (Чад, Виктория, Танганьика, Ньяса, Нил, Замбези, Конго, Нигер, Лимпопо,), размещение на материке природных зон (экваториальный лес, саванна, пустынь); характерных представителей растительного и животного мира (бананы, древовидные папоротники, лианы, пальмы, баобаб, обезьяны, копытные- африканские олени, карликовые бегемоты, окапи, леопард, львы, гориллы, змеи, ящерицы, муравьи, носороги, слоны, зебры, жирафы, буйволы, шакалы, гиены, крокодилы, термитники, вельвичия и др.); крупнейшие народы и ареалы их распространения (алжирцы, марокканцы, египтяне, негроиды, тутси, масаи, пигмеи, бушмены, готтентоты. эфиопы, малагасийцы); крупные регионы и страны: Северная Африка - Египет, Алжир, Ливия, Западная Африка - Мали, Нигерия, Нигер, Центральная Африка - Чад, Конго, ЦАР, Ангола, Восточная - Судан, Эфиопия, Танзания, Южная - ЮАР, Мозамбик); основные виды хозяйственной деятельности населения; столицы крупных государств.

  2. Показать умения работать с источниками информации (атлас, карта), описывать ГП материка, особенности природы, природные богатства, определять свойства объекта, его существенные признаки, осуществлять перенос знаний и умений в новую ситуацию при выполнении творческого задания (учебно-информационные, учебно-логические умения).

Объяснять влияние ГП на особенности природы континента; влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека.

Наблюдать за событиями, объектами, процессами через различные источники информации.

  1. Определять цели для индивидуальной работы и работы в группе, последовательность действий, организовать свое рабочее место.

Тип урока: урок повторения, обобщения, закрепления знаний, умений.

Форма организации: урок - соревнование.

Оборудование: 1.Учебник :авторы Коринская В.А. И. В. Душина, В.А.Щенев : География материков и океанов.7 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/ В.А.Коринская , И. В. Душина, В.А.Щенев.- 9-е изд. Стереотип. -М.: Дрофа, 2002.-320. С.:ил., карт.

- компьютер, мультимедиа, презентация «Африка», задания , атласы, карты.


Ход урока

I.Организационный момент.

Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме: «Африка» в форме соревнования между командами. Повторим особенности природы материка, будем учиться обобщать учебный материал, выделять главное. Узнаем, какая команда самая сплоченная. Определим самого активного участника.

  1. Основная часть.

1 задание. Представление команд. Название, девиз, эмблемы. 3 балла. (3 слайд)

2 задание. Разминка. Отвечает любая команда. (Исследователи Африки) 1 балл

(4 слайд)

А) Португальский мореплаватель, обогнувший Южную Африку в поисках

морского пути в Индию. (Васко да Гама)

Б) Английский исследователь, совершивший несколько путешествий в глубь материка, исследовал реку Замбези, открыл водопад Виктория?

(Давид Ливингстон)

В) Советский ученый, изучавший культурные растения в Африке, установил,

что Эфиопия является родиной твердых сортов пшеницы.

( Николай Иванович Вавилов).

3 задание. Проверка географической номенклатуры. (5слайд)

На столах листы с контурами Африки, нужно обозначить географические объекты на карте.

7 объектов - 7 баллов. Какая команда быстрее + 1 балл.

Горы Атлас, озеро Виктория, река Конго, полуостров Сомали, Гибралтарский пролив, остров Мадагаскар, Гвинейский залив.

Взаимопроверка .

4 задание.Особенности природы Африки. (6 слайд)

Представьте, что вы вернулись из путешествия по Африке и вам предстоит дать пресс - конференцию по природе Африке.

1) ГП Африки. Максимальный - 5 баллов. По жребию. Подготовка 2 минуты. Отвечает 1 представитель от команды. (можно дополнить)

2) Рельеф)

3) Климат Африки

5 задание. Найди лишнее ? Почему? Отвечает представитель любой команды. 2 балла (7 слайд)

Танганьика Нил Жираф лианы Египет

Виктория Замбези носорог Эфиопия

Замбези Конго шимпанзе баобаб Марокко

Чад Атлас лев бананы

Триполи древовидные папоротники

Ньяса Лимпопо зебра пальмы Кения

6 задание. «Прогулка в природную зону» (8 слайд)

А) Определить природную зону. Назвать ее главные особенности каждой команде.

Б) На конференцию прислали фото природных зон, а с ними их описания, но в описании допущены ошибки, исправьте их. 8 баллов (8ошибок)

7 задание. Конкурс «Домашнее задание». Подготовить устный рекламный буклет для приглашения в любую страну Африки. 5 баллов (9 слайд)

8 задание. Подведение итогов. (10 слайд)

Команда победитель …

Самый активный игрок…

9. Рефлексия (11 слайд)

И в заключение хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

IV.Домашнее задание.

Цель: 1. Воспитание самостоятельности;

2. Закрепление полученных ЗУН;

3.Интересоватся ГП, климатом, природой Африки.

1. §24- 33 повторить.

2. Подготовиться к контрольному уроку.

V.Подведение итогов.

-Молодцы ребята. Вы очень хорошо поработали, показали отличные знания.

Как вам сегодняшний урок?


Использованная литература:

1.Учебник :Коринская В.А. География материков и океанов.7 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/ В.А.Коринская , И. в Душина, В.А.Щенев.- 9-е изд. Стереотип. -М.: Дрофа, 2002.-320. С.:ил., карт.

2.Душина И.В., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. - М.: ООО "Издательство АТС", 2002.
3. Лифанова Т.М. Практический материал для проверки знаний учащихся на уроках географии . - М., 2000.

4. Максаковский В.П. Рабочая тетрадь по географии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2001.
5. Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977.
6. Разумовская О.К. Весёлая география. Викторины, ребусы, кроссворды. - Ярославль: "Академия развития", 1997.

7. Ром В.Я., Дронов В.П. География России: Население и хозяйство: 9кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 1995.

8.В.А.Коринская . Самостоятельные работы учащихся по географии материков.

М, Издательство «Просвещение» , 2001 год

9.Интересный урок географии М.,Просвещение-9

10.Тесты по географии 7 класс. М, Дрофа,2001 год.







Если остается время смотрим презентацию.

Экскурсия по материку «Африка».

-Вставьте пропущенные слова. (13 слайд)

- Рельеф и внутренние воды. (14 слайд)

-Определите , какому климатическому поясу характерны признаки. (15, 16 слайд)

-Представительи Африки (17- 20 слайд)

-О какой стране идет речь? (21- 26 слайд)

-Игра «Кто такой? Что такое?» (28- 40 слайд)

- Найдите лишнее слово. (41 слайд)

Разгадайте анаграммы (42 слайд).









Самоанализ урока

Урок обобщающего повторения по географии в 7 классе по теме: «Африка», предпоследний урок в теме. В классе всего 8 учеников.

Присутствовало: 8 человек.

По итогам 1 четверти оценку «5» - 1ученик, «4» - 4 ученика, «3» - 3 ученика.

Данная тема первая и ведущая в курсе по изучению материков, т.к. закладываются основные умения по хар-ке материка, а именно: ГП, рельефа, климата и тд.

Цели и задачи урока: предметные:

1.повторить и обобщить знания по теме понятий и терминов: разлом, горст, грабен, саванна, заповедник, национальный парк; знания о географических особенностях природы, населения, хозяйства материка, а именно: результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

2. показать умения работать с источниками информации (атлас, карта), описывать ГП материка, особенности природы, природные богатства, определять свойства объекта, его существенные признаки, осуществлять перенос знаний и умений в новую ситуацию при выполнении творческого задания (учебно-информационные, учебно-логические умения).

3. объяснять влияние географического положения на особенности природы

континента; влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность

человека;

наблюдать за событиями, объектами, процессами через различные источники

информации;

определять цели для индивидуальной работы и работы в группе,

последовательность действий, организовать свое рабочее место.

Тип урока: урок повторения, обобщения и закрепления знаний и умений.

Форма урока: урок игра - соревнование.

Форма организации деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Структура:

  1. Организационный момент

  2. Объявление цели урока

  3. повторение, обобщение

  4. итог

  5. рефлексия




  1. Организационный момент прошел быстро и четко, сформулированы цели урока, обязательно говорить для чего они это делают, мотивация.

  2. Обобщающее повторение организовано в игровой форме. Основная цель - в опоре на имеющиеся знания о фактах, связях выявить общие признаки, закономерности географических явлений.

Обобщение и систематизация знаний и умений способствует лучшему запоминанию и применению знаний, помогает осознать практическую значимость географических знаний.

1) Представление команд. Оценка в баллах.

2) Разминка с целью повторения истории открытий материка.

3)Работа на к\к . Обозначение географических объектов. Работа в группах, взаимопроверка. Способствует развитию самостоятельности, ответственности. Развитие навыка работы с к/к.

  1. Игра - важный прием в работе в среднем звене, поэтому все задания представлены в нестандартной форме «конференция», «выбери лишнее», «исправь ошибки». Ребята активно работают. Все задания способствуют развитию познавательной активности, памяти, мышления, географической зоркости. Приему анализа. Установка причинно-следственных связей при объяснении особенностей природы материка. Способствуют развитию мышления, приемам анализа, творческих способностей, познавательных интересов у школьников, умения общаться.

Способствуют воспитанию взаимоуважения, взаимовыручки, культуры самоуправления.

  1. Творческое домашнее задание стимулирует интерес к предмету, сплачивает класс, учит применять знания в нестандартной ситуации.

  2. Итог занятия, объявление победителей.

  3. Рефлексия.

Методы обучения:

  1. По источнику знаний: словесные, наглядные, практические

  2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседы, самостоятельная работа

  3. По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый

  4. По принципу расчленения или соединения знаний: дедуктивный

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная, в группах, индивидуальная.

Письменная работа не предусмотрена, т.к. следующий урок - контрольная работа.

Урок посвящен повторению темы, материал разнообразный, соответствует возрастным интересам учащихся. Обеспечена психологическая комфортность на уроке. Применены разнообразные виды деятельности. Наглядный материал разнообразный таблицы, атласы, карты, медиа.

Цели урока достигнуты.


Самоанализ урока

Я Зарипова Гульнур Галимулловна разработала конспект урока по географии в 7 классе. Данный урок обобщающего повторения по географии в 7 классе входит в раздел «Материки», номер урока в тематическом плане №27, предпоследний урок в теме.

Тип урока: урок повторения, обобщения и закрепления знаний и умений, урок сопровождается компьютерной презентацией.

При планировании урока рассматривались психологические особенности учащихся.

В классе учатся сильные, средние и слабые ученики.

Тема урока : Урок обобщающего повторения по географии в 7 классе «Африка».

Форма урока: урок игра - соревнование.

Форма организации деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

На уроке присутствовало: 8 человек.

По итогам 1 четверти на оценку «5» - 1ученик, «4» - 4 ученика, «3» - 3 ученика.

Данная тема предпоследняя в курсе по изучению материков, т.к. закладываются основные умения по хар-ке материка, а именно: ГП, рельефа, климата и тд.

Методы обучения:

  1. По источнику знаний: словесные, наглядные, практические

  2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседы, самостоятельная работа

  3. По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый

  4. По принципу расчленения или соединения знаний: дедуктивный

Цели и задачи урока: предметные:

1.повторить и обобщить знания по теме понятий и терминов: разлом, горст, грабен, саванна, заповедник, национальный парк; знания о географических особенностях природы, населения, хозяйства материка, а именно: результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

2. показать умения работать с источниками информации (атлас, карта), описывать ГП материка, особенности природы, природные богатства, определять свойства объекта, его существенные признаки, осуществлять перенос знаний и умений в новую ситуацию при выполнении творческого задания (учебно-информационные, учебно-логические умения).

3. объяснять влияние географического положения на особенности природы

континента; влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность

человека;

наблюдать за событиями, объектами, процессами через различные источники

информации;

определять цели для индивидуальной работы и работы в группе,

последовательность действий, организовать свое рабочее место.

Материал:

1.Учебник :автры Коринская В.А. И. В. Душина, В.А.Щенев : География материков и океанов.7 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/ В.А.Коринская , И. В. Душина, В.А.Щенев.- 9-е изд. Стереотип. -М.: Дрофа, 2002.-320. С.:ил., карт.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация «Африка», задания на карточках.

Структура урока:


1.Организационный момент.

2.Объявление цели урока.

3.Повторение, обобщение .

4.Итог.

5.Рефлексия.

-Организационный момент прошел быстро и четко, сформулированы цели урока, обязательно говорить для чего они это делают, мотивация.

Обобщающее повторение организовано в игровой форме. Основная цель - в опоре на имеющиеся знания о фактах, связях выявить общие признаки, закономерности географических явлений.

Обобщение и систематизация знаний и умений способствует лучшему запоминанию и применению знаний, помогает осознать практическую значимость географических знаний.

1) Представление команд. Оценка в баллах.

2) Разминка с целью повторения истории открытий материка.

3)Работа на к\к . Обозначение географических объектов. Работа в группах, взаимопроверка. Способствует развитию самостоятельности, ответственности. Развитие навыка работы с к/к.

Игра - важный прием в работе в среднем звене, поэтому все задания представлены в нестандартной форме «конференция», «выбери лишнее», «исправь ошибки». Ребята активно работают. Все задания способствуют развитию познавательной активности, памяти, мышления, географической зоркости. Приему анализа. Установка причинно-следственных связей при объяснении особенностей природы материка. Способствуют развитию мышления, приемам анализа, творческих способностей, познавательных интересов у школьников, умения общаться.

Способствуют воспитанию взаимоуважения, взаимовыручки, культуры самоуправления.

Творческое домашнее задание стимулирует интерес к предмету, сплачивает класс, учит применять знания в нестандартной ситуации.

Итог занятия, объявление победителей.

Рефлексия.

Письменная работа не предусмотрена, т.к. следующий урок - контрольная работа.

Урок посвящен повторению темы, материал разнообразный, соответствует возрастным интересам учащихся. Обеспечена психологическая комфортность на уроке. Применены разнообразные виды деятельности. Наглядный материал разнообразный атласы, карты, мультимедиа, компьютерная презентация.

Цели урока достигнуты.











Пустыня


Эта природная зона расположена в области экватора. Занимает огромную площадь. Осадков иногда не бывает по нескольку лет. Среди сплошного моря трав местами разбросаны рощи с редкорастущими деревьями, огромные баобабы. Представлены крупные животные: антилопы, зебры, жирафы.


Саванна.


Природная зона расположена в зоне тропического пояса. Деревьев насчитывается около 1000 видов: фикусы, пальмы, лианы, древовидные папоротники. Обитают кистеухие свиньи, карликовые бегемоты, слоны, жирафы, зебры. Царствует вечное лето, вечное равноденствие.


Экваториальный лес

Природная зона расположена на севере материка в бассейне реки Конго. Занимает 40 % площади материка. Продолжительность сезона дождей менее 6 месяцев. Среди сплошного моря трав местами разбросаны рощи с деревьями. Характерно растение вельвичия. Обитают слоны, зебры, леопарды, окапи.










© 2010-2022