- Преподавателю
- География
- Программа кружка Экологической тропой
Программа кружка Экологической тропой
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дылькова О.А. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
«Основная общеобразовательная школа»
Программа кружка
«Экологической тропой»
Составитель:
Дылькова Олеся Александровна,
учитель географии
2012-2013 учебный год
Содержание
-
Пояснительная записка
2. Учебно - тематический план и содержание тем программы
3. Ожидаемые результаты реализации программы
4. Литература
1.Пояснительная записка
Сегодня остается актуальной проблема активизации познавательной деятельности учащихся с использованием активных методов во внеурочной деятельности, использование обучающимися разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских. Для решения этих проблем возможна деятельность экологического кружка «Экологической тропой» для детей от 10 до 14 лет. На множество вопросов, которые дети задают в этом возрасте, они смогут найти ответы на занятиях кружка, например: зачем человеку надо знать о «соседях» по планете? Может быть можно прожить одному, без волков и змей, без дождевых червей и крапивы? Живая природа хранит множество тайн. Выполняя практическую работу, ребята научаться бережно относиться к окружающей природе, сами смогут отыскать ответы на некоторые вопросы.
Тип программы -тематическая.
Программа предусматривает целенаправленное формирование общих понятий естествознания и экологии. Ориентирована на формирование развития познавательных интересов детей, воспитание потребности в знаниях и самообразования, формирование умений работать с источниками информации, отбирать необходимую информацию для своего общего развития. Способствует формированию активизации познавательной деятельности учащихся с использованием активных методов во внеурочной деятельности, выполнение обучающимися разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.
Цель программы: содействовать формированию у обучающихся основ экологической культуры через развитие познавательной активности, эмоционально - чувственной сферы детей, исследовательского подхода к природе.
Задачи:
- организовать и создать экологическую тропу, составить карту-схему тропы, памятки, лозунги;
-актуализировать знания о сезонных изменениях в природе, о видовом разнообразии растений и животных своей местности;
-обучить умениям вести целенаправленные наблюдения в природе;
-воспитывать навыки экологически ориентированного поведения.
Программа строится на принципах:
- природосообразности;
-учета регионального компонента;
- личностно - ориентированного образования
Условия реализации программы:
1. Программа реализуется для детей от 10 до 14 лет.
2.Периодичность занятий: 30 часов (1 час в неделю).
3.В программу включены часы аудиторных и внеаудиторных занятий.
Проведение занятий характеризуется выраженной этапностью (в соответствии с сезонами года). В основу занятий положены теоретические и практические работы с природными объектами, программа предполагает организацию различных форм и способов деятельности: исследовательскую деятельность, экскурсии, игры, творческие работы по обобщению собранного материала, изготовление учебно-наглядных пособий: гербарий, коллекций, лозунгов, памяток. Занятия проходят в групповой и индивидуальной форме.
При разработке содержания программы были учтены психологические и возрастные особенности школьников.
Условия реализации программы:
Набор обучающихся в коллектив идет по желанию детей.
-
Учебно-тематический план и содержание тем программы
Разделы программы/
Тема занятия
Содержание занятий
Сроки
(месяц)
Кол-во занятий
В т.ч. практ.
Аудит-ые
Внеауд-ые
Организация экологической тропы
Прокладка маршрута экологической тропы
Ноябрь
2
2
Составление карто-схемы экологической тропы
Ноябрь
1
1
1
Оформление и благоустройство экологической тропы, составление паспорта экотропы
Декабрь
2
1
1
Зима
Экскурсия «Зимующие птицы»
Знакомство с видовым составом зимующих птиц, оказание практической помощи: организация кормушек. Оформление отчета
Декабрь
2
2
Зимний практикум «На белой тропе»
Изучение следов животных, оформление отчета.
Январь
2
2
Экологическая игра «Отгадай, чьи следы»
Повторение и закрепление знаний
Январь
1
Живые барометры природы
Беседа «О поведении диких и домашних животных. Сбор материала для папки «Живые барометры»
Январь
1
Экология и мы
Просмотр фильма «Живая природа». Беседа «Что может один человек»
Февраль
2
Экскурсия «Природа зимой»
Познакомиться с адаптацией растений и животных зимой. Оформление отчета
Февраль
2
2
Весна
По страницам красной книги
Беседа «О значении Красной книги». Практическая часть: изучение Красной книги Амурской области
Март
2
Фенологические наблюдения за птицами: первая встреча и первая песня
Практикум по изучению весеннего прилета птиц, наблюдения за птицами. Оформление отчета
Март
2
2
Практикум по изучению течения горной реки
Изучения течения реки, уровня воды, береговой линии, состояния воды, химического состава воды, биологических ресурсов. Оформление отчета
Апрель
2
2
Фенологический практикум. Сезонные явления в живой и неживой природе
Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Оформление отчета
Апрель
2
2
Практикум по изучению почвенного покрова. Эрозия почв.
Изучения почвы в районе экологической тропы. Влияние человека на почву. Оформление отчета
Май
2
2
Практикум. Многообразие растений. Зеленая аптека
Знакомство с видовым многообразием растений на экологической тропе. Знакомство с лекарственными растениями на экологической тропе.
Оформление гербария
Май
1
2
2
Итоговое занятие
Подведение итогов работы кружка. Составление плана работы кружка на 2013-1014 уч.год
Май
1
11
20
20
3.Ожидаемые результаты реализации программы
Постепенный переход от одного уровня воспитательных результатов к следующему предполагает:
-
1 уровень: знания о сезонных изменениях в природе, о видовом разнообразии растений и животных своей местности, о правилах безопасного поведения в природе;
-
владение доступными способами изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации в открытом информационном пространстве);
-
2 уровень: ценностное отношение к социальной реальности через участие в экологических акциях, проектах, конкурсах;
-
владение навыками экологически ориентированного поведения;
-
уважительное отношение к природе родного края и страны;
-
самостоятельность и ответственность за свои поступки;
-
деятельность коллектива и отдельных воспитанников в экологических конкурсах, проектах, акциях.
4. Литература
-
Журналы: «Юный натуралист», «