Программа кружка Экологической тропой

Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

«Основная общеобразовательная школа»



Программа кружка

«Экологической тропой»



Составитель:

Дылькова Олеся Александровна,

учитель географии






2012-2013 учебный год

Содержание


  1. Пояснительная записка

2. Учебно - тематический план и содержание тем программы

3. Ожидаемые результаты реализации программы

4. Литература

1.Пояснительная записка

Сегодня остается актуальной проблема активизации познавательной деятельности учащихся с использованием активных методов во внеурочной деятельности, использование обучающимися разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских. Для решения этих проблем возможна деятельность экологического кружка «Экологической тропой» для детей от 10 до 14 лет. На множество вопросов, которые дети задают в этом возрасте, они смогут найти ответы на занятиях кружка, например: зачем человеку надо знать о «соседях» по планете? Может быть можно прожить одному, без волков и змей, без дождевых червей и крапивы? Живая природа хранит множество тайн. Выполняя практическую работу, ребята научаться бережно относиться к окружающей природе, сами смогут отыскать ответы на некоторые вопросы.

Тип программы -тематическая.

Программа предусматривает целенаправленное формирование общих понятий естествознания и экологии. Ориентирована на формирование развития познавательных интересов детей, воспитание потребности в знаниях и самообразования, формирование умений работать с источниками информации, отбирать необходимую информацию для своего общего развития. Способствует формированию активизации познавательной деятельности учащихся с использованием активных методов во внеурочной деятельности, выполнение обучающимися разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.

Цель программы: содействовать формированию у обучающихся основ экологической культуры через развитие познавательной активности, эмоционально - чувственной сферы детей, исследовательского подхода к природе.

Задачи:

- организовать и создать экологическую тропу, составить карту-схему тропы, памятки, лозунги;

-актуализировать знания о сезонных изменениях в природе, о видовом разнообразии растений и животных своей местности;

-обучить умениям вести целенаправленные наблюдения в природе;

-воспитывать навыки экологически ориентированного поведения.

Программа строится на принципах:

- природосообразности;

-учета регионального компонента;

- личностно - ориентированного образования

Условия реализации программы:

1. Программа реализуется для детей от 10 до 14 лет.

2.Периодичность занятий: 30 часов (1 час в неделю).

3.В программу включены часы аудиторных и внеаудиторных занятий.

Проведение занятий характеризуется выраженной этапностью (в соответствии с сезонами года). В основу занятий положены теоретические и практические работы с природными объектами, программа предполагает организацию различных форм и способов деятельности: исследовательскую деятельность, экскурсии, игры, творческие работы по обобщению собранного материала, изготовление учебно-наглядных пособий: гербарий, коллекций, лозунгов, памяток. Занятия проходят в групповой и индивидуальной форме.

При разработке содержания программы были учтены психологические и возрастные особенности школьников.

Условия реализации программы:

Набор обучающихся в коллектив идет по желанию детей.


  1. Учебно-тематический план и содержание тем программы

Разделы программы/

Тема занятия


Содержание занятий

Сроки

(месяц)


Кол-во занятий


В т.ч. практ.


Аудит-ые

Внеауд-ые

Организация экологической тропы

Прокладка маршрута экологической тропы

Ноябрь

2

2

Составление карто-схемы экологической тропы

Ноябрь

1

1

1

Оформление и благоустройство экологической тропы, составление паспорта экотропы

Декабрь

2

1

1

Зима

Экскурсия «Зимующие птицы»

Знакомство с видовым составом зимующих птиц, оказание практической помощи: организация кормушек. Оформление отчета

Декабрь

2

2

Зимний практикум «На белой тропе»

Изучение следов животных, оформление отчета.

Январь

2

2

Экологическая игра «Отгадай, чьи следы»

Повторение и закрепление знаний

Январь

1

Живые барометры природы

Беседа «О поведении диких и домашних животных. Сбор материала для папки «Живые барометры»

Январь

1

Экология и мы

Просмотр фильма «Живая природа». Беседа «Что может один человек»

Февраль

2

Экскурсия «Природа зимой»

Познакомиться с адаптацией растений и животных зимой. Оформление отчета

Февраль

2

2

Весна

По страницам красной книги

Беседа «О значении Красной книги». Практическая часть: изучение Красной книги Амурской области

Март

2

Фенологические наблюдения за птицами: первая встреча и первая песня

Практикум по изучению весеннего прилета птиц, наблюдения за птицами. Оформление отчета

Март

2

2

Практикум по изучению течения горной реки

Изучения течения реки, уровня воды, береговой линии, состояния воды, химического состава воды, биологических ресурсов. Оформление отчета

Апрель

2

2

Фенологический практикум. Сезонные явления в живой и неживой природе

Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Оформление отчета

Апрель

2

2

Практикум по изучению почвенного покрова. Эрозия почв.

Изучения почвы в районе экологической тропы. Влияние человека на почву. Оформление отчета

Май

2

2

Практикум. Многообразие растений. Зеленая аптека

Знакомство с видовым многообразием растений на экологической тропе. Знакомство с лекарственными растениями на экологической тропе.

Оформление гербария

Май

1

2

2

Итоговое занятие

Подведение итогов работы кружка. Составление плана работы кружка на 2013-1014 уч.год

Май

1


11

20

20

3.Ожидаемые результаты реализации программы

Постепенный переход от одного уровня воспитательных результатов к следующему предполагает:

  • 1 уровень: знания о сезонных изменениях в природе, о видовом разнообразии растений и животных своей местности, о правилах безопасного поведения в природе;

  • владение доступными способами изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации в открытом информационном пространстве);

  • 2 уровень: ценностное отношение к социальной реальности через участие в экологических акциях, проектах, конкурсах;

  • владение навыками экологически ориентированного поведения;

  • уважительное отношение к природе родного края и страны;

  • самостоятельность и ответственность за свои поступки;

  • деятельность коллектива и отдельных воспитанников в экологических конкурсах, проектах, акциях.

4. Литература


  1. Журналы: «Юный натуралист», «


© 2010-2022