- Преподавателю
- География
- Презентация -выступление на заседании методического объе динения учителей географии
Презентация -выступление на заседании методического объе динения учителей географии
Раздел | География |
Класс | 10 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Цопина Л.И. |
Дата | 25.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Формирование коммуникативной компетентности
учащихся во внеурочной деятельности.
Учитель географии и экономики МОУ "Лицей№1" г.Балаково
Цопина Любовь Ивановна.
Новая школа, новое в образовании воспитании подрастающего поколения не возможны без новых подходов, методов в учебно-воспитательном процессе.
В современных условиях модернизации Российского образования изменяются цели и задачи, стоящие перед школой и учителем. И поэтому акцент переносится с "усвоения знаний" на формирование "компетентностей".
Необходимо ещё раз объяснить значение и сущность таких новых педагогических терминов как компетентность и компетенция в условия современного образования.
а) Компетентность - совокупность личностных качеств ученика ( ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определённой социально и личностно-значимой сфере.
б) Ключевые компетентности - это более универсальные и них они требуют значительного интеллектуального развития, в центре которого находится познавательная деятельность учащихся.
Существуют много приёмов, способствующих включению школьников в познавательную деятельность. Они предусматривают использование во внеклассной и учебной деятельности новых педагогических технологий:
Проблемных, групповых форм работы проектной технологии, и др.
А теперь ещё несколько слов о новых терминах:
Компетентность
От англ. Слова competence.
Совокупность компетенций; наличие знаний, опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной ситуации.
Герман Селевко о компетентностях - это качества, приобретенный через проживания ситуации, рефлексию опыта.
Компетенция
От лат. Competo (добиваюсь, соответствую, подхожу).
Доктор педаг. Наук Герман Селевко - готовность субъекта эффективно организовывать внешние и внутренние ресурсы для постановки и достижения цели.
И так, для того чтобы обладать коммуникативными навыками, человек должен быть наделён определёнными коммуникативными умениями.
Способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; в состав компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса.
Составляющие элементы компетенции
Способности
навыки
Умения
Знания
Ценностно-смысловые ориентации
Совокупность личностных качеств ученика
Коммуникативная компетентность
КомпетентностьОтсюда схема:
Путь формирования коммуникативной компетентности многогранен. Рассмотрим роль предмета географии в данной ситуации. Безусловно, возможности географии в процессе формирования позновательной деятельности школьников велики и на уроках и во внекласной работе.В рамках неаудиторной занятости учащихся известна така форма внекласной работы по географии как научное общество в нашей школе научно-географическое общество "континет" существует и работает более 10 лет. Его создание имело конкретные цели и задачи, а главное из них воспитание интереса к географии, формирование научного мировоззрения. Именно его участники ежегодно становились презёрами и победителями олимпиад разного уровня, многие выпускники, занимавшиеся в научном обществе успешно сдавали экзамены ГИА и ЕГЭ и поступили в ведущие вузы в России.
В этом учебном году мы решили перестроить свою работу, совместив наши занятия вместе с историками. Учителя-предметники географии и истории составили совместный план работы общества, найдя много точек соприкосновения, таким образом осуществляя межпредметную связь. Содержание плана было посвещенно теме:"Географически и исторические аспекты населения России и Саратовской обл."
Мы проводили совместные занятия в разной форме: лекции, беседы, конференции, подготофка и защита проэктов. Многие с увлечением работали над своими проэктами и защищали и их на заседании общества.
В ноябре 2011года практически все члены общества приняли участие в создании научного историко-географического проэкта "Немцы Поволжья" и представили результат своего творческого проекта "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе, в этом наша сила! " на муниципальном фестивале национальных культур народов Поволжья. Наши ребята представляли немцев Поволжья. Кропотливая деятельность по сбору информации по истории, географии, культуре этого народа увенчалась очень интересным и одержательным сценарием, который сопровождался показом презинтации и был представлен публике и строгому представительному жюри. В результате серьёзной конкуренции между творческими коллективами школ города лицеисты были удостоены первого места.
Подводя итог хочется сказать, что в результате нашей кропотливой работы наши воспитанники приобрели ключевые коммуникативные компетентности (из классификации компетентностей дж. Равену).
-Готовность и спосоьность обучаться самостоятельно;
-Поиск и использование обратной связи;
-Уверенность в себе;
-Адаптация отсутствует чувство беспомощьности;
-Готовность решать сложные вопросы;
-Готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;
-Знания того, как использовать инновации;
-Настойчивость.
Немаловажна в настоящее время коммуникативная кольтура личности:
-Творческое мышлени;
-Культура речевого действия;
-Культура психологической регуляции своего состояния;
- Культура жестов и пластики движений;
-Культура восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;
-Культура эмоций.