- Преподавателю
- География
- Игровая методика на уроках географии
Игровая методика на уроках географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Осокина Н.В. |
Дата | 16.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Игровая методика в изучении географии.
Учитель биологии и географии лицея №384
Кировского района Санкт - Петербурга
Осокина Н.В.
Игра - зеркало жизни ребёнка. Даже в самой простой игре находит своё отражение накопленный детьми жизненный опыт, закрепляются представления об окружающем мире. Вместе с тем, приобретаются полезные навыки, развиваются организаторские способности. Кроме того, игра приучает ребят к согласованным действиям, к точности в выполнении задания, ответственности перед своей командой. Игра воспитывает волю, самостоятельность, выдержку. Без этих качеств немыслим успех.
В географии игры и игровые моменты на уроке помогают учителю сделать свой предмет не только занимательным и интересным, но и воспитывающим и обучающим.
Ребята, изучая географию, получают не только удовольствие от игры, но главное - знания. Чётко прослеживается цепочка : занимательность - интерес - познавательность -усвоение знаний.
Учитель должен помнить, что игра - дело «свободное». Нельзя заставлять. Требуется терпение, такт, знание и умение организовать класс и руководить игрой незаметно для учащихся, предоставив им главную роль.
Не следует все игры делать простыми или очень сложными. Всё зависит от уровня подготовленности и состава класса, сложности темы, возраста учащихся, времени проведения игры. Игры могут занять весь урок, а могут быть рассчитаны минут на десять. Вводить игровую методику следует постепенно. Начинать с лёгких , постепенно усложняя задания. Не советую чересчур часто играть , т.к. ребята приучаются только к занимательности и потом менее интересные и «невыигрышные» темы усваивают хуже.
Любая игра планируется заранее, объявляется классам. Учитель должен чётко представлять себе цель игры и предполагаемый результат. Здесь, опять-таки, можно проследить цепочку: моделирование - имитация (разыгрывание ролей) - состязательность - результативность.
Любая игра имеет свою структуру.
Главные её части:
1.Воображаемая ситуация;
2.Роли и игровые действия;
3.Игровое употребление учебных предметов;
4.Игровое состояние;
5.Задачи игры;
6.Эмоциональная установка;
7.Игровые ситуации;
8.Правила игры;
9.Результаты игры.
Подготовка к игре.
А) Подготовка учебной цели, определение имеющихся в данном классе знаний, умений и навыков.
Б) Выбор ситуации.
В) Разбить игру на элементы.
Г) Разработать правила проведения игры.
Д) Создать сценарий проведения.
Начало игры.
1)В самом начале прохождения темы проинформировать детей о том, что их ожидает игра.
2) Ученики и учитель совместно распределяют «роли» (обязанности)
3) Совместно с учителем оформляются необходимые пособия для игры.
Проведение игры.
Характер игры может быть разным. Всё зависит от темы, характера класса, заинтересованности учителя, уровня подготовки и, не самое последнее, от времени , требующегося на игру. Главное - учитель должен быть ведущим, режиссёром игры. Ненавязчиво, но значимо ею руководить - это умение приходит постепенно. Нельзя забывать о том , что должна быть значима проблемная ситуация (практически значима).
Анализ результатов игры .
Это апофеоз игры . Поскольку оценивают результаты сами учащиеся, то эффект бывает очень значимым. Недовольство результатом - стимул к изучению материала. Можно быть обиженным на оценку, данную учителем. Но, если ученик плохо знал материал и, поэтому, плохо играл, то он подвёл всю команду и должен обижаться только на себя. Здесь важный воспитательный момент.
Виды игр самые разнообразные:
Составление кроссвордов, чайнвордов , шарад ,игры -путешествия, викторины. Хороши игры во внеклассной работе по предмету (например, географические вечера). После уроков проводят игры, если на их проведение затрачивается больше 45 минут.
Таким образом, значение игр в географии трудно переоценить. Используя их вместе с другими формами и методами работы, учитель достигает главной цели - его ученики будут любить и знать географию. Особенно ценно, если учитель сумеет провести такие игры при изучении экономической географии.