Статья. Краеведение. Урок на местности

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уроки на местности

Осуществление практической направленности процесса обучения, его связи с жизнью, с окружающей нас природной средой на основе использования метапредметных связей - задачи, которыми надо руководствоваться при разработке методики проведения комплексных уроков на местности. Особенность этих уроков заключается в том, что школьники в течение целого учебного дня изучают материал различных предметов в природной среде за селом. Такое мероприятие проводится с широким использованием элементов туризма и спорта. Расскажем более подробно о его организационной стороне.

К проведению таких уроков целесообразно подключить учителей биологии, географии, истории, литературы, физики, физической культуры. В их план может быть включено изучение географического положения местности, его биологической и экологической характеристики; обзор литературных произведений, воспевающих природу; подготовка к сочинению; знакомство с историческим прошлым региона, на территории которого проводится урок, и т. д.

Организация уроков на местности требует от учителей большой подготовительной работы. Ее может возглавить как завуч школы, организатор по туристической работе или один из учителей. Особая роль отводится здесь учителю географии. Он готовится не только к своему уроку, но и организовывает пропагандистскую работу по природоохранному просвещению учащихся и учителей школы. Тема «Особенности природы своей природной зоны» может стать общей для всех уроков.

Первым этапом в подготовке уроков являются анализ школьной программы и определение конкретных учебных тем, которые можно изучить на местности. Затем выбирается время проведения мероприятия и составляется специальное расписание учебных занятий на этот день. В зависимости от опыта организации массовых школьных мероприятий, состава педагогического коллектива и т. д. уроки на местности могут проводиться для учащихся всей школы .

Следующий этап в подготовке - выбор местности и учебных маршрутов. При этом учитываются:

небольшая удаленность от школы ;

эстетическая привлекательность местности, разнообразие биоценозов и ландшафта (предполагаемые маршруты не следует проводить через монотонные ландшафты; они должны быть построены так, чтобы закрытое пространство чередовать с открытым; рабочие поляны целесообразно располагать на видовых площадках с широким обзором);

оптимальное соответствие местности учебным требованиям, предъявляемым учителями разных предметов.

Познакомиться с местом проведения уроков, выбрать маршрут учителя должны заранее и только после этого продумать конкретное содержание каждого урока и методику их проведения.

Наиболее сложным организационным моментом в подготовке такого учебного дня является составление общего плана действий. В практике работы были апробировали две формы организации: использование кольцевого маршрута и так называемой «Ромашки». В первом случае маршрут прокладывается в виде замкнутого кольца, в определенных точках которого устроены «предметные кабинеты». Каждый класс получает маршрутный лист (карту) с указанием очередности посещения того или иного «кабинета» и, двигаясь по маркированной трассе, находит предметные стоянки, выполняет учебные задания. Затем все классы встречаются на общей поляне. Здесь проводятся спортивные эстафеты, конкурсы топографов, медицинская викторина и другие мероприятия.

Другая форма проведения учебного дня - «Ромашка», на мой взгляд, намного удобнее в организационном плане. В этом случае выбирается большая поляна, куда собираются все классы, затем «звенит звонок» и учителя-предметники берут классы и уводят по своим маршрутам на учебные площадки. Через определенное время все возвращаются на поляну, где проводится перемена с различными небольшими спортивными соревнованиями. После перемены учителя меняются классами и проводят следующий урок.

После окончания уроков и соревнований все школьники должны обязательно принять участие в экологической акции. Это может быть расчистка определенной территории от мусора, оставленного людьми в лесу; очистка родников или восстановление муравейников и т. д. Бережное отношение к природе должно обязательно воспитываться не только на словах, но и на деле.

Результаты выполненных учащимися заданий, их отчеты используются учителями на последующих уроках в школе.

Как видно из этого короткого рассказа, подготовка и проведение учебных уроков на местности требует значительных затрат времени и физических усилий, но если все организовать правильно, то положительные педагогический, воспитательный и оздоровительный эффекты подобных мероприятий стоят затраченных усилий.

.

Е.В.Кравчук,

учитель географии

МБОУ «Харьковская средняя

общеобразовательная школа

Ровеньского района Белгородской области»

3


© 2010-2022