Реализация технологии личностно-ориентированного обучения на уроках географии

Реализация технологии личностно-ориентированного обучения  на уроках географии I.                  Новизна для потребителя заключается в обеспечении высокого  качества обучения, необходимого для творческой самореализации учащихся. Актуальность. В условиях модернизации образования: переход массовой школы к реализации инновационных технологий обучения главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через со... Мониторинг развития некоторых компонентов познавательной активности учащихся   IV.В личностно-ориентированном обучении особое внимание психологи и дидакты обращают на развитие операций и приемов выполнения действий, на раскрытие их эмоциональных кодов, поскольку это влияет на нравственное воспитание, всестороннее воспитание личности. Ребенок, вступая в мир уже созданных нравственных отношений, не способен самостоятельно приобщиться к нравственности. Для этого необходимо на уроке географии создавать развивающие ситуации, способствующие развитию интересующей нас частей с...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ИТОГОВАЯ РАБОТА

По теме

«Реализация личностно-ориентированных методов на уроках географии»






на курсах повышения квалификации по ИОЧ, инвариантный блок «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» (10.03-14.03.23.03-27.03.2015)



Выполнил учитель географии ГБОУ СОШ с.Курумоч Пахомова Т.Н

Самара - 2015

Реализация технологии личностно-ориентированного обучения на уроках географии

  1. Новизна для потребителя заключается в обеспечении высокого

качества обучения, необходимого для творческой самореализации учащихся.

Актуальность. В условиях модернизации образования: переход массовой школы к реализации инновационных технологий обучения главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, без формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и активизация личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Развитие познавательной активности учащихся относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения, как деятельности, зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Анализ собственной педагогической деятельности показал, что, с одной стороны у большинства обучающихся есть интерес к географии, но сформировался стереотип отношения к предмету, как к «легкому», следовательно, не требующему особых усилий для изучения. Это приводит к тому, что знания по предмету у многих учащихся отрывочны и поверхностны.

  1. Анализ Федерального государственного образовательного

стандарта основного общего образования позволил определить проблемы педагогического и методического характера, которые требуют решения. С одной стороны говорится о необходимости организации самостоятельной работы учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Данное положение не является новым для педагогики, но с другой стороны, требует детального пересмотра в части содержания, организации и управления, таким образом выявляется профессиональная проблема: реализация технологии личностно-ориентированного обучения на уроках географии.

В связи с этим обостряются противоречия между:

  • природной любознательностью ребенка и его фактической пассивностью на уроках;

  • новыми требованиями к выпускникам школ в свете ФГОС и традиционной системой образования.

  • Объем изучаемого материала увеличивается, а количество часов -нет;

  • При низкой мотивации к обучению, требования к подготовке выпускника высокие;

  • Требования программы единые ко всем обучающимся, а возможности детей различны.

III. Необходимость разрешения названных противоречий определило цель: Повысить качество знаний обучающихся и мотивацию к учебной деятельность по географии за счет использования личностно ориентированных педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность

Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует учета психофизиологических особенностей обучаемых, использование системно - деятельностного подхода, особой организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая обеспечивает достижение четко спланированных результатов обучения.

В личностно-ориентированном обучении предусматривается развитие индивидуальности ребенка, указывается, что развитие требует скачка, порождающего не количественные, а качественные изменения. Данное обучение способствует непрерывному развитию ученика, его самореализации, самораскрытию, самовоспитанию, так как оно имеет творческий характер и с вниманием относится к потенциальным возможностям каждого.

Ведущими идеями личностно - ориентированного обучения (по И.С. Якиманской) являются:

  • цели личностно - ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;

  • обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс;

  • учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально - значимых образцов усвоения, заданных в обучении;

  • субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая;

  • при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация («окультуривание»);

  • усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально - значимые ценности.

Использование технологии личностно - ориентированного обучения позволит мне добиться следующих результатов:

  1. повысить познавательный интерес и активность учащихся

  2. применить ЗУН в новых ситуациях

  3. закрепить позитивный воспитывающий эффект занятия

  4. приобрести опыт сотрудничества

  5. повысить уровень практических и творческих навыков

  6. повысить качество по предмету с 61% до 73%

Анализируя график мониторинга учебно-познавательной деятельности самостоятельности учащихся одного класса в течении трех лет, можно сделать вывод о повышении познавательной самостоятельности учащихся: если в 5 классе репродуктивным уровнем получения знаний пользовались - 8 учащихся, то в 6 классе - 5 учащихся, в 7 классе - 3 учащихся из 10 учащихся класса на исследовательском уровне в 5 классе работало 1 учащийся, то в 6 классе - 3 учащихся, а в 7 классе - 5 учащихся.

  1. Мониторинг развития основных компонентов ПА учащихся на

уроках показывает рост творческого мышления, с 2 учащихся в 5 классе до 6 учащихся в 7 классах. Произошел рост навыков сотрудничества с 4 учащихся в 5 классе10 учащихся в 7 классе.

  1. Рост практических и исследовательских навыков с 1 учащихся в 5

классе 7 учащихся в 7 классе.

  1. Мониторинг за некоторыми элементами познавательного процесса

показывает, что все больше учащихся начинают включаться в процесс обучения: от пассивности и репродуктивно-подражательной активности (а таких меньшинство) до поисково-исполнительской и творческой активности.

  1. Учащиеся начинают овладевать навыками поиска знаний

самостоятельно решать часть проблем, участвуют в творческой, поисковой деятельности.

Мониторинг учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения на уроках географии (на примере одного класса)

Уровни познавательной самостоятельности учащихся (10 учащихся)

Реализация технологии личностно- ориентированного обучения на уроках географии.

Мониторинг развития некоторых компонентов познавательной активности учащихся

Реализация технологии личностно- ориентированного обучения на уроках географии.

IV.В личностно-ориентированном обучении особое внимание психологи и дидакты обращают на развитие операций и приемов выполнения действий, на раскрытие их эмоциональных кодов, поскольку это влияет на нравственное воспитание, всестороннее воспитание личности. Ребенок, вступая в мир уже созданных нравственных отношений, не способен самостоятельно приобщиться к нравственности. Для этого необходимо на уроке географии создавать развивающие ситуации, способствующие развитию интересующей нас частей субъективного опыта. Методическими условиями реализации личностно-ориентированного обучения являются система специальных развивающих заданий и коллективные формы учебной деятельности.

При конструировании развивающих заданий я придерживаюсь позиции психолога Якиманской И.С., учитывая следующие параметры:

  • соответствие их возрастным особенностям;

  • влияние на эмоционально-личностное отношение ребенка;

  • наличие двух подходов к их содержанию (в первом случае в содержании задания имеются приемы их рационального выполнения в виде правил, предписаний и т.п.; во втором случае предусматривается самостоятельное выполнение школьниками задания разными способами);

  • возможность выбора формы решения.

Таким образом, частями системы могут быть три типа заданий, соответствующих трем частям субъективного опыта школьников.

1 ТИП: задания, ориентированные на формирование географических понятий, представлений и т.п.

2 ТИП: задания, развивающие картографические и топографические умения школьников.

3 ТИП: задания, способствующие развитию бережного отношения к природе, любознательности.

При конструировании системы развивающих заданий нужно учитывать разницу содержания и структуры курсов географии. Так в 6 классе для раздела «План и карта» больше подходят задания второго типа, а при изучении раздела «Оболочки Земли» задания третьего типа.

Раздел «План и карта» включает в себя две темы: «План местности» и «Географическая карта». Целью изучения этих тем является формирование у школьников уже в начальном курсе целого ряда важнейших картографо-топографических умений - определение на местности, по плану, по географической карте сторон горизонта, направлений, расстояний, высот точек, географических объектов; по глобусу и карте географических координат.

Изучение первой темы раздела готовит учащихся к работе на местности. Знания и умения, приобретенные школьниками в ходе рассмотрения данной темы, облегчают усвоение темы «Географическая карта» благодаря сравнению масштабов, приемов ориентирования, условных знаков, способов изображения рельефа и т.п. Необходимо заметить, что материал первого раздела начального курса географии вызывает определенные трудности у шестиклассников. В связи с этим учитель должен уделять особое внимание четкому разъяснению способов работы, усвоению учащимися знаний об этих способах и отработке действий. Контролируя правильность выполнения заданий, важно обращать внимание не только на конечный результат, но и на порядок выполнения действий учениками. Это помогает им осознать способы своей деятельности.

При изучении раздела «План и карта» у учителя есть реальные возможности для развития у школьников второй части субъективного опыта - операций, приемов, правил выполнения действий (умственных и практических).

Итак, для раздела «План и карта» с учетом вышеизложенных требований, я использую следующие задания:

  1. Пользуясь условными знаками форзаца II учебника, опишите или изобразите свой путь от дома до школы. Это задание может быть использовано при изучении темы «Что такое план местности?».

  2. Представьте себя на вершине холма, изображенного на рисунке. Вам необходимо спуститься вниз. Какую высоту вам придется преодолеть и какой склон вы выберете для спуска? Ответ оформите в виде схемы или описания (тема: «Изображение земной поверхности»)

  3. Пользуясь приемом определения азимута на предмет местности, определите по рисунку в учебнике самый большой и самый маленький азимуты. Укажите объекты им соответствующие. Форма выполнения задания может быть любая (тема: «Ориентирование по плану местности»).

  4. Представьте, что вы закопали клад в какой-либо части местности (форзац учебника, топографическая карта Т.П.Герасимова или рис. 17 В.П. Сухов). Составьте для себя подробное описание (с указанием объектов, расстояний, направлений, высот) или изобразите путь до этого места: а) с севера; б) с юго-востока; в) с запада. Задание для урока обобщающего повторения по теме: «План местности».

  5. На форзаце учебника Т.П. Герасимовой найдите точку, с которой можно увидеть все объекты изображенные на плане местности. Опишите способ выполнения задания (тема: «Изображение земной поверхности»).

  6. Ваш друг уехал во Владивосток. Определите по рисунку 23 стр.41 (Т.П.Герасимова) в каком направлении от Москвы находится город. Для выполнения задания используйте план действий из текста параграфа 11. Выберите форму выполнения задания: а) на схеме; б) на контурной карте.

  7. Вы собрались в пеший поход на Кольский полуостров. Определите по 26 стр.46 (Т.П.Герасимова), какие высоты имеет эта территория. Объясните, как вы выполняли задание (тема: «Изображение высот и глубин на физических картах»).

  8. Ваш друг затрудняется в определении географических координат Санкт-Петербурга. Используя 23 и 25 учебника Т.П. Герасимовой, объясните ему, какие действия необходимо использовать для выполнения задания. Выберите форму выполнения задания.

  9. Вы решили совершить путешествие строго по параллели 10 ю.ш. из точки с координатами 10 ю.ш. и 10 в.д. В каком направлении вам необходимо отправляться в путь для самого: а) длительного путешествия; б) короткого путешествия? Опишите, какие действия, в какой последовательности вы использовали в ходе выполнения задания. Выполните задания в одной из предложенных форм: а) на схеме; б) на контурной карте. Используя 23 и 25 учебника Т.П.Герасимовой

В 6 классе в разделе «Оболочки Земли» шестиклассники, на доступном их возрасту уровне, усваивают понятия о сферах Земли, узнают о некоторых свойственных им закономерностям (изменения литосферы под воздействием внешних и внутренних сил, мировой круговорот воды, изменение атмосферного давления с высотой, тепловые пояса), рассматривают характерные для этих геосфер процессы и явления. При этом элементы, составляющие географическую среду, изучаются не изолированно, а во взаимодействии. Само содержание данного раздела открывает большие возможности для выполнения учащимися заданий третьего типа, которые способствуют развитию третей части субъектного опыта школьника - эмоциональных кодов (личностных смыслов, установок, стереотипов и т.п.)

При целенаправленной работе с компонентами учебника эти задания позволяют мне сформировать у школьников бережное отношение к природе, развивать любознательность. Бережное отношение к природе может сформироваться при выполнении учащимися заданий, направленных на отождествление с объектами природы, сопереживание (идентификация и эмпатия), а также критический анализ своей деятельности в природе (рефлексия).

Очень важно, что при выполнении таких заданий, природные объекты как бы оживают перед ребенком. Возникающие у школьников образы существенно влияют на его личность, меняют мотивацию к объектам природы, влияют на его доминирующей установки на природу, закладывают фундамент доброты.

Подросток старается глубоко и целенаправленно изучить все то, что ему интересно, т.е. условием развития выступает личная зависимость предъявляемой ему извне информации. В связи с этим ребенку необходимо предоставить В совокупности эти задания влияют на формирование бережного отношения к природе. Первое задание способствует развитию идентификации (отождествления) и эмпатии (сопереживанию), являющимся основой доброты. Ставя себя на место того или иного объекта, учащиеся непросто фантазируют, а одновременно усваивают знания по теме, у них формируются умения, они учатся сопереживать.

Три других задания направлены на развитие рефлексии. Такие развивающие задания позволяют ученику оценивать целесообразность его поведения в природе. Все развивающиеся задания 3 типа ученики выполняют на основе учебников по начальному курсу географии.

Методика работы с учебником

Методика работы с учебником географии предусматривает обязательность прохождения четырех этапов: познавательного, аналитического, самопроверки, творческого.

1. Познавательный этап

Цель данного этапа заключается в понимании и осмыслении школьниками текста учебника географии.

Я даю учащимся задание самостоятельно составить план параграфа в виде вопросов. Для этого школьникам предлагаю набор вопросительных слов, ключевых слов, вопросов, карточка-требование.

Вопросительные слова Ключевые слова

Где? Цель, название, значение,

Что? условие, влияние, изменение,

Почему? воздействие, взаимодействие,

Когда? связь, отношение,

Какой? процессы, явления,

Как? виды, состав,

Можно ли? причина, следствие

Карточка- требование: необходимо, чтобы вопросы затрагивали только главные мысли текста (о чем говорится, что говорится), были связаны между собой по смыслу и имели четкую формулировку.

2. Аналитический этап

Цель этого этапа в анализе школьниками сформулированных ими вопросов и подборке к ним краткого ответа из текста. Я предлагаю школьникам выявить, что требуется для этого, чтобы ответить на вопрос, дать определение понятия, указать причину или следствие, сравнить позиции и т.п.

3. Этап самопроверки

На этом этапе предлагаю учащимся оценить выполненную ими работу. Для этого школьникам предъявляется карточка - требование:

  • определи, все ли главные мысли текста ты включил в свои ответы;

  • проверь по учебнику, что ты пропустил;

  • сделай вывод: а) твои ответы правильны; б) найди свои ошибки и исправь неточности.

4. Творческий этап

На этом этапе учащиеся получают задания 3 типа, при выполнении заданий на идентификацию и эмпатию развивающую ситуацию обеспечивает постановка перед учащимися следующего условия: соотнесите особенности природного объекта с человеческими качествами и опишите, от чего они зависят. Развивающей ситуацией для заданий на рефлексию является влияние на волевые установки учащихся. Учащиеся самостоятельно выполняют задания на основе материала учебника. Для группы учащихся, все же затрудняющихся выполнить задание «Я - река» (горная, равнинная), можно использовать карточку - программу, которая помогает им прийти к положительному результату.

Карточка состоит из двух частей: в первой части указываются вопросы ориентиры, на которые необходимо ответить. Во второй части указывается, где искать необходимую информацию.

Организация работы над проектом.

Задачу личностно-ориентированного обучения сможет решить педагог, который не только учит, но и понимает, как ребенок учится. Огромную роль в развитии школьников играет проектное обучение, которое носит преимущественно исследовательский характер.

Проект может быть индивидуальным, но чаще всего является результатом скоординированных совместных действий группы учащихся.

При работе над проектом я, как учитель, выполняю следующие функции:

-помогаю ученикам в поиске источников, способных помочь в работе над проектом;

-являюсь источником информации;

-координирую весь процесс;

-поддерживаю непрерывную обратную связь, чтобы помочь ученикам продвигаться в работе над проектом;

-поощряю учеников.

Проектное обучение ставит ребенка в позицию учащегося, а не обучаемого.

Работа по методу проектов строится в несколько этапов.

Уроки - диалоги

Отличительной особенностью личностно-ориентированных технологий является ориентация на диалогические способы общения, умение выслушать и понять друг друга. Уроки-диалоги - это занятия, которые строятся на неожиданных для учащихся вопросах в отличие от семинаров, когда они известны за две-три недели.

Диалог всегда обмен взглядами, чувствами между двумя и более учащимися, когда встречается свое "Я" и отношение к чему-то, после чего уточняется автономное "Я". Основными особенностями диалога являются: проблемность, присущая географическому содержанию, ставшему предметом диалога, значимость для ученика проблемной ситуации, интерес к содержанию, а также к процессу диалога и субъектам общения, незавершенность диалога как способа реализации потребностей учащихся, готовность школьника к обмену ценностями и его ориентировки в системе многообразных ценностей и др.

Диалоги, как правило, на уроках возникают между учителем и классом. Это когда дети обсуждают какой-либо спорный вопрос, проблему с целью нахождения способа ее решения.

Диалог провожу, также разбивая класс на группы.

Организация ролевых игр

Эффективной формой урока в рамках личностно-ориентированного обучения я считаю урок - ролевая игра. На таком уроке географии учитель перестает ориентироваться на среднего ученика и старается так построить обучение, чтобы создать максимально благоприятные условия развития всех учащихся. Таким образом, осуществляется личностный подход к учащимся. Главным условием реализации такого подхода на уроках географии является предварительное изучение индивидуальных особенностей учащихся и создание типологических групп, а также грамотная организация учебной деятельности школьников внутри этих групп.

В качестве критерия дифференциации на уроке с элементами дискуссии может быть различие детей по типу темперамента, а в ролевой игре - желание каждого ребенка. Необходимо учитывать и взаимоотношения между детьми.

Развивающие методические приемы

Повышение эффективности уроков географии возможно через использование различных развивающих методических приемов. Большинство из них могут применяться в широком возрастном диапазоне.

«РЕПОРТАЖ»

Учащимся подробно объясняется, что такое репортаж, чем он отличается от сообщения, положительные и интересные стороны репортажной работы, его цель вообще и на уроках географии в частности.

«ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА»

Методический прием используется как одна из форм домашнего задания. Говоря другими словами, творческая работа - это есть не что иное, как сочинение на заданную географическую тему, где главную роль играет поиск решения проблемы и раскрытие проблемного вопроса.

Учителю важно правильно сформулировать проблему, от этого прямо пропорционально зависит творческая активность учащихся.

«РЕКЛАМНОЕ БЮРО»

Класс по желанию делится на «всемирно известные» рекламные компании, названия им придумывают сами учащиеся. Предварительно, за несколько уроков всем компаниям дается одинаковое задание: создать рекламный проспект для какого-либо географического объекта (материка, природного явления, государства, закономерности и др.) и представить на суд «Мировой общественности» (класса).

В данной работе я попыталась раскрыть свое понимание педагогической технологии личностно-ориентированного обучения, ставящего цель - создать оптимальные условия для развития индивидуальности ученика в процессе обучения. Именно самобытность ученика, неповторимость его субъективного опыта являются основными ценностями личностно-ориентированного обучения. Рассмотренные мною методы и приемы работы позволяют реализовать данную технологию на уроках географии.

V. Для реализации технологии личностно-ориентированного обучения необходимо:

1. Учителям географии пройти курсы повышения квалификации.

2. Разработать методические пособия для учителей.

3. Оборудовать кабинет современными техническими средствами.

4. Внести изменения в рабочую программу и учебный план ОУ.

5. Организовать работу с информационными источниками.

6. Внести изменения в технологическую карту урока.


Список источников и литературы:


  1. Алексеев Н.А Личностно-ориентированное обучение в школе. Пособие для учителя.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 332с.

  2. Николина В.В. Педагогические технологии в географическом образовании//География.1998. №46.14с.

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров: Под. ред. Е.С. Полат. - М.: «Академия», 2001. - 234 с.

  4. Современный урок географии.Ч.1 и Ч.2.Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения/ред.-сост. И.И.Баринова. - М.:Школа - Пресс, 2002.-80с.,128с.

  5. Федеральный государственный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Министерство образования и науки РФ от17 декабря 2010г.

  6. Федеральный закон «Об образовании в РФ «принят государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г.

  7. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с. - (Педагогическая мастерская

  8. Якиманская И. С.Технология личностно ориентированного обучения в современной школе./-М.:Сентябрь, 2000.- 176с.


© 2010-2022