Урок по теме Ориентирование. 5 класс

Базовый учебник: И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, М. Дрофа, 2012 г. География. Начальный курс.  Цель:Научить ориентироваться на земной поверхности с помощью компаса и по местным признакам.  Задачи:1. Сформировать понятие «компас», познакомить  с видами  ориентирования: по компасу, Солнцу, звездам и местным признакам. Закрепить  понятия «ориентация на местности» и «стороны горизонта». 2. Обучить приёмам работы с компасом и способами определения сторон горизонта по компасу и местным призн...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий урока

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организация урока

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Предлагаю вам сегодня побыть в роли туристов. С чего начинается туристическое путешествие? (с выбора маршрута и подготовки)

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

1мин

2

Актуализация знаний: создание проблемной ситуации

Налево пойдёшь - коня потеряешь.

Направо пойдёшь - себя потеряешь,

прямо пойдёшь - богатым будешь.

Это фразы знакомых сказок. Мы, туристы, можем так же ориентироваться - направо, налево, прямо…

Но чаще бывает другая ситуация

Представьте себе, что мы пошли в лес и заблудились. Как выйти из подобного положения? (на помощь придёт компас, ориентирование по местным признакам и т.д.)

Слайд 1.Проанализируйте представленные факты

1. Компас помогает ориентироваться.

2. Вернуться в незнакомом месте к своему дому или машине, имея только компас, нельзя.

Слайд 2. Почему, заблудившись в лесу и имея только компас, нельзя найти направление на ваш дом или оставленную у дороги машину?

Вопросы на определение сторон горизонта.

- Чему мы должны научиться на уроке?

- Итак, важно выбрать направление движения - ориентацию. Что называется ориентированием? Назовите основные и промежуточные стороны горизонта. В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно - знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта. От этого порой зависит ваша безопасность и здоровье.


Сейчас вы сами себя проверите, насколько вы знаете стороны горизонта в ходе графического диктанта: От исходной красной точки пройдите 3 шага на запад (1 шаг- 1 клетка), 2 шага на юг, 3 шага на восток, 3 шага снова на юг и 3 шага на запад. Что получилось? (5).У кого получилось 5 - тот хорошо знает стороны горизонта.


Вступают в дискуссию.

Выдвигают гипотезу (предполагаемые ответы: нужны планы и карты, личные наблюдения за окружающими объектами, умение находить стороны горизонта по Солнцу, звёздам, местным признакам),

формулируют тему урока,

записывают тему урока в тетрадь. Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему,

определяют цель учебной деятельности.

- Умению ориентироваться разными способами

Отвечают на вопросы (на определение сторон горизонта)




Самопроверка пройденного материала.

8 мин

3

Освоение новых знаний













- Молодцы, ребята! Стороны горизонта на карте вы определите верно. А кто покажет стороны горизонта в нашем классе? Что нам поможет сориентироваться в классе? (компас)

Слайд 3. Как устроен компас?

- Приходилось ли вам им пользоваться?

- Какая деталь компаса является самой важной?

Об устройстве компаса мы познакомимся из учебника (стр. 45).

Слайд 4, 5, 6. История возникновения компаса

Слайд 7. - Стрелка компаса указывает всегда одно направление - на север - при этом используется магнитное поле Земли.

(экран выключить)

-Давайте познакомимся с ученическим компасом (на партах) и его устройством.

-Какие есть отличия в описанном в учебнике компасе от тех, что у вас на столах?

- При пользовании компасом необходимо придерживаться некоторых правил.

- Компасы сориентированы. Давайте определим стороны горизонта в классе.

-Покажите вытянутой рукой на север.

- В каком направлении будет юг?

- Выполните в тетради практическую работу с использованием компаса. В ходе работы используйте инструктивные карточки (на партах - карточки с заданиями и поэтапными инструкциями выполнения работы).

Работа проводится в парах

После завершения работы - выборочная фронтальная проверка.

-Определить своё местоположение с помощью компаса легко. Но что же делать, если компаса нет под рукой?

- Как ориентироваться по Солнцу?

- Ориентирование по звёздам: видеофрагмент

Постановка и обсуждение проблемной ситуации: зачитывание отрывка из рассказа Астафьева «Васюткино озеро»



-Определить стороны горизонта можно с помощью местных признаков.



Высказывают предположения.

Работают с учебником (стр.45), записывают в тетрадь определение компаса.

Выступление заранее подготовленного ученика об истории возникновения компаса.

Визуальное знакомство с прибором.

Знакомятся с правилами пользования компасом по учебнику (стр.45) и практически применяют эти правила.

Формирование практических действий при работе с компасом.









Развитие умения работать по алгоритму, применять его в практической деятельности.

Развитие коммуникативных отношений.

Закрепляют умение находить стороны горизонта по компасу, выполняя задания практической работы самостоятельно.

Высказывают предположения о возможностях ориентироваться без помощи компаса.

Анализируют рис. в атласе

Формирование навыков работы с учебником. Развитие логической последовательности в высказываниях.

Высказывают предположения о возможностях использования в незнакомой местности некоторых особенностей окружающих местных предметов.

Развитие пространственных представлений, умения устанавливать пространственные соотношения между объектами (ассоциации).

Выступление заранее подготовленных учеников об ориентировании по местным признакам (с демонстрацией рисунков, которые прикрепляются на доску)

20 мин

4

Закрепление новых знаний

Слайд 8. - С какими способами ориентирования вы познакомились? Заполните схему в тетради.

Слайд 9. - Проверь себя!

Слайд 10. - Почему важно знать как можно больше способов ориентирования на местности?

- Где в жизни может пригодиться умение ориентироваться, т.е. умение находить стороны горизонта?

Слайд 11 - 14. Использование ориентирования в повседневной жизни

Отвечают на вопросы, схематично изображают опорные слова урока.

Отстаивая свою точку зрения, приводят аргументы, подтверждая их фактами.

Высказывают предположения: туристам, военным, спортсменам, водителям, геологам.

5

5

Первичный контроль знаний по теме урока

- Что нового узнали на уроке и чему научились?

- Предлагаю вам составить памятку туристам.

На столах - памятки с пропущенными в ней словами. Задание: вставить нужные слова.

Фронтальная (устная) проверка выполненной работы.

Самостоятельно подводят итог урока.

Формирование умений практического применения знаний.

Развитие логической последовательности в высказываниях.

4

6

Домашнее задание

Слайд 15.

1

7

Рефлексия

На доске нарисовано мелом дерево.

Дети берут по листочку и украшают ими дерево.

Красный - мне все было понятно на уроке.

Зелёный - я частично понял материал урока.

Жёлтый - я ничего не понял на уроке.

1



© 2010-2022