- Преподавателю
- География
- Технологическая карта первого урока в теме Атмосфера
Технологическая карта первого урока в теме Атмосфера
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Новикова С.В. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока | |
Предмет | География |
Класс | 6 |
Тема урока | Атмосфера. Состав и строение атмосферы. |
Тип урока. | Открытие новых знаний
|
Цель урока | Дать представления о воздушной оболочке Земли, раскрывая ее значение для планеты и жизни человека.
|
Планируемые результаты | Личностные: Учащийся должен обладать: - ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию; - уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; - осознание ценностей географических знаний и применять эти знания в определенной ситуации. Предметные:- знать и объяснять существенные признаки понятий «атмосфера», «тропосфера»; «стратосфера» - знать газовый состав воздуха; - характеризовать особенности каждого слоя атмосферы; - выделять меры по охране чистоты атмосферного воздуха; - описывать необычные атмосферные явления; Метапредметные:- планировать учебную деятельность при изучении темы; - владеть устной речью, строить монологические высказывания; - использовать речевые средства для объяснения содержания совершаемых действий; - проводить самостоятельный поиск географической информации; - анализировать текстовую и графическую информацию при подготовке ответа на вопрос; - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы; - контролировать время; - участвовать в коллективном обсуждении вопросов урока |
Основные понятия | Атмосфера, тропосфера, стратосфера, озоновый слой, охрана атмосферы, оптические явления. |
Ресурсы урока | ноутбук, мультимедиа, Презентация « Атмосфера - воздушная оболочка Земли» Учебник : География. Природа и люди. Под ред. А.И. Алексеева - М., Просвещение, 2011 Атлас. География.5 класс -М.,Просвещение,.2011г. Тетрадь, дневник Раздаточный материал |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Технологии | Работа в группах |
Ход урока:
Структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный этап( 2 мин)
Приветствие учащихся, проверка готовности
Подготовка к уроку, приветствие учителя, формирование групп для работы
Актуализация знаний (4 мин.)
Предлагает посмотреть фрагмент презентации учеников к уроку( слайд1) «Синенькая шубёнка весь мир покрыла»
и ответить на вопросы:
1)О чем идет речь?
2)Что вы знаете об этом?
3)Почему газообразную оболочку называют сочетанием двух понятий - «пар» и «шар»?
4) Что вы знаете, а что хотели узнать на уроке?
( слайд 2)
Учащиеся отвечают на вопросы;
Выдвигают предложения, что знают и что хотят узнать, что для этого надо сделать
Мотивация (4мин)
Предлагает назвать тему урока и выдвинуть цели урока
Формулируют тему урока, записывают в тетрадь, формулируют
цель урока
Открытие новых знаний
( 20 мин)
В классе сформировано 5 групп
( принцип деления - дружеские симпатии).
Раздает задания группам
(в количестве 5 человек), объясняя как правильно выполнить задание:
1 гр. - тема « Состав воздуха»
(слайд 4)
2 гр.- тема « Примеси воздуха»
( слайд 5)
3 гр. - тема «Слои атмосферы»
(слайд 6 -7)
4 гр. - тема «Значение атмосферы для человека»
( слайд 8-10)
5 гр. - « Атмосферные явления - необычные и обычные» ( слайд 11)
Каждой группе в презентации есть соответствующий слайд, который включается во время выступления группы.( см.приложения)
Работают в группе, распределяют роли, выполняют полученные задания на основе текста учебника и дополнительного материала;
готовят ответы в устной форме.
Группы выступают по очереди, учащиеся других групп слушают, фиксируют информацию в тетради, задают интересующие вопросы.
Первичное закрепление
(7 мин)
Предлагает определить правильность утверждений «Да» -
« Нет»
1. Атмосфера - воздушная оболочка Земли
2. Воздух - это не смесь газов
3. В атмосфере больше присутствует примесей природного происхождения
4. В тропосфере сосредоточено до 90% всего воздуха атмосферы
5.Погода формируется в тропосфере.
6. Автомобили не влияют на чистоту воздуха
Отвечают на вопросы, отмечая знаком «+» верные, знаком « - » неверные утверждения, проводят взаимопроверку в группе.
(ключ - слайд 13 )
Подведение итогов
( 3 мин)
Предлагает определить: все ли узнали на уроке из запланированного. Если нет, то что необходимо сделать для этого.
Сравнивают свои варианты начала урока и что получили в конце, выдвигают пути решения для дальнейшего знакомства с темой
« Атмосфера»
Домашнее задание
( 3 мин)
Слайд 14 - комментирует выполнение домашнего задания
Записывают домашнее задание в дневник:
§38, з.3 - 6 (п), подготовить сообщение об одном необычном атмосферном явлении ( з.7)
Рефлексия
( 2 мин)
Предлагает заполнить лист самоконтроля.
Заполняют лист самоконтроля, дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов, командир группы оценивает каждого, группы оценивают друг друга.
Приложение:
Группа№1:
Ответить на вопросы и рассказать про состав воздуха:
1)Частицы каких газов, образуют смесь под названием воздух?
2)Выбери правильный ответ: Соотношение газов в атмосфере Земли является следующим:
1) азот - 68%, кислород - 31%, другие газы - 1%;
2) азот - 78%, кислород - 18%, углекислый газ - 3,35%, остальное - другие газы;
3) N2 -78%, O2 - 21%, CO2 -0,035%, инертные газы и водяной пар - около 1%;
4) N2 -58%, O2 - 11%, CO2 -30%, другие газы - 1%
2)Какой можно сделать вывод?
3)В связи, с чем изменяется состав атмосферы?
Допольнительный материал: Роль каждого газа для природы и человека.
Кислород: Кислород необходим всем живым организмам для дыхания. Являясь очень активным элементом, участвует в окислительных процессах .Без кислорода невозможен процесс горения.
Азот: Самый распространенный газ в нижних слоях атмосферы. Он играет очень важную роль «разбавителя» кислорода. Если бы мы дышали неразбавленным кислородом, то все процессы в организме протекали бы очень быстро. Значит, азот атмосферы регулирует скорость биологических процессов на всей планете. Азот входит в состав белков, нуклеиновых кислот. Соединения азота обеспечивают минеральное питание растений.
Углекислый газ: Содержание углекислого газа в атмосфере невелико, всего - 0,03%, но он очень важен для жизни на Земле: Его используют зеленые растения для фотосинтеза.
Он создает так называемый парниковый эффект, т.е. пропускает тепловые лучи на Землю и препятствует их обратному излучению от Земли в космическое пространство.
Озон - на высоте 20-25 км образует озоновый экран, который имеет огромное значение для всего живого на Земле, т.к. поглощает губительную для живых организмов ультрафиолетовую радиацию Солнца.
Группа№2:
Можно ли считать воздух абсолютно чистым? Если нет, то почему? Что еще содержится в воздухе?
Используя учебник, на стр.131 « Какие примеси присутствуют в воздухе?», составьте классификацию примесей, выбрав признак понятия « примеси» по происхождению. (Зарисуйте схему на доске)
Группа№3:
Атмосфера состоит из различных слоев.
Используя текст учебника на стр. 132 и приведенные ниже характеристики, укажите слои атмосферы и соответствующие им предложения:
Слои атмосферы
Номер характеристики ( цифра)
1) самый нижний слой атмосферы;
2) в составе преобладает водород;
3) содержит 80% массы воздуха;
4) простирается до высоты 50 км;
5) небо здесь имеет черный цвет;
6) находится почти весь водяной пар;
7) содержит озоновый слой;
8) очень низкая плотность воздуха;
9) происходят изменения погоды;
10) расположена над тропосферой
Заполнить таблицу для демонстрации классу:
Слои атмосферы
Верхняя граница(км)
Особенности воздуха
Наличие влаги и облаков
Особенности
t°
Тропосфера
Содержит 4/5 всего воздуха
Много влаги и облаков
С высотой ……………., достигая
-55°С
Стратосфера
55 км
С высотой повышается, достигая 0°С
Верхние слои
атмосферы
Примерно
1000км
Воздуха почти нет
Влаги и облаков нет
t° с высотой понижается до -270°С
Группа№4:
Прочитайте текс и найдите ответы на вопросы, составьте рассказ «Почему воздух грязный и что надо сделать?»:
1)Где лучше дышится в лесу или большом городе? Почему? 2)Что является причиной загрязнения воздуха ?3) Какие меры принимаются по охране чистоты воздуха?
( подготовьте устный ответ)
«Большое влияние на состав воздуха нижних слоев атмосферы оказывает человек. Изменение состава воздуха, вызванное хозяйственной деятельностью людей, приводит к отрицательным последствиям. Медицина установила,что преждевременное старение начинается в значительной мере из-за недостатка кислорода в организме. А между тем, воздух многих городов мира содержит большое количество вредных газов, некоторые поступают в атмосферу из заводских труб. От автотранспорта и предприятий цветной металлургии попадают тяжелые металлы, вредны выбросы химических и нефтехимических предприятий.
В настоящее время существуют глобальные проблемы: утончение озонового слоя и усиление « тепличного» эффекта атмосферы.
Борьба за чистый, здоровый воздух, за здоровье человека состоит, прежде всего, в том, чтобы на заводских трубах были дымоуловители, строились очистные сооружения, уменьшающие выбросы вредных веществ, внедрение безотходного производства»
На основе текста выполните задания:
1. Выдели две отрасли хозяйства, которые в наибольшей степени загрязняют атмосферу:
а) хлебопекарная промышленность;
б) земледелие;
в) черная и цветная металлургия;
г) тепловая энергетика ( сжигание топлива на электростанциях)
2.Выдели две реальные, наиболее действенные меры по охране чистоты атмосферного воздуха:
а) закрытие всех промышленных предприятий;
б) переход энергетики на использование ветра, воды и других источников, не загрязняющих атмосферу;
в) закрытие некоторых предприятий, особо загрязняющих атмосферу;
г) постепенный переход к незагрязняющим производствам;
д) вокруг городов проводить мероприятия по посадке леса.
3. Определи стихийное природное явление, наиболее загрязняющее атмосферный воздух:
а) землетрясение; б) грозовые явления; в) извержения вулканов; г) засухи.
Группа№5:
Атмосферные явления - обычные и необычные.
Невидимый человеческому глазу воздух атмосферы в реальности весьма неоднороден. В нем перемежаются воздушные слои, отличающиеся друг от друга плотностью, количеством примесей и многими другими свойствами. Солнечный свет, проходя через разнородные слои, испытывает сложные физические превращения. Его лучи могут отражаться, рассеиваться, преломляться и т.д. В результате мы наблюдаем на небе оптические явления ( оптика - раздел физики, описывающий природу света).
Некоторые из оптических явлений мы видим практически ежедневно, например сумерки. Перед восходом и после заката Солнца мы уже ( или еще) видим дневной свет. Это верхние слои атмосферы отражают лучи ушедшего за горизонт, невидимого для нас Солнца. Продолжительность сумерек зависит от географической широты: чем дальше от экватора, тем длиннее сумерки. Восход и заход Солнца часто сопровождается красочными световыми явлениями - зорями. В более чистом воздухе зори бледные, а в запыленном - ярких красных тонов.
Есть оптические явления, которые могут наблюдать немногие, потому что они чаще всего бывают в слабо заселенных районах Земли. Например, необыкновенно впечатляющие полярные сияния наблюдаются преимущественно в высоких широтах обоих полушарий. От десятков минут до нескольких суток в небе полыхают разноцветные лучи, полосы, «короны».
Многие путешественники по пустыням описывали миражи - мнимые изображения предметов и явлений, находящихся далеко от конкретного места. Так, впечатление водной поверхности нередко создает отражение неба в приземных слоях воздуха.
Лист самоконтроля:
Фамилия имя ученика___________________________________
-
Вид задания
Оценка