- Преподавателю
- География
- Рабочая программа элективного курса По странам и континентам (9 класс)
Рабочая программа элективного курса По странам и континентам (9 класс)
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шпанагель И.Г. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Юрковская основная общеобразовательная школа
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
________Н.А. Боброва
«____»_________2012г
Рассмотрено на МО учителей
___________________________
Протокол № __1__
от «___» ____________ 20___г.
Руководитель МО:
«Утверждаю»
Директор:
_______В.В. Круне
Приказ № _____
от «___» ___________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«По странам и континентам»
(За страницами учебника географии)
9 КЛАСС
Составитель рабочей программы:
Шпанагель И.Г.
2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Примерная программа ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «По странам и континентам» составлена на основе Минимума содержания образования в рамках образовательных стандартов первого поколения.
Пояснительная записка
География в школе - это учебная дисциплина, уникальность которой заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает её с группой информационно-технических наук. География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» наукой. Несмотря на это до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Её главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных связей в природных и антропогенных географических системах от локального до глобального уровня. Играя роль своеобразного мостика между естественными и общественными науками, достижения географической мысли активно используются в решении разнообразных естественнонаучных, экологических и социально-экономических проблем современности. В соответствии с современной концепцией учебного предмета география - это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся системное представление о Земле как о планете людей. Цель изучения курса географии общеобразовательной школы - овладение основами географической науки. Однако в рамках отводимых на географию учебных часов и в связи с отсутствием у современной географии чётких границ эта задача практически невыполнима.
Поэтому основной целью предлагаемого спецкурса «По странам и континентам» является овладение основами географических знаний как средством формирования личности школьника. Именно география как мировоззренческий междисциплинарный предмет должна помочь учащимся осознать своё место в мире и понять тесную взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Программа спецкурса базируется на содержании учебной программы по географии материков и океанов.
Изучение спецкурса направлено на развитие личной ответственности школьника за всё происходящее в окружающем мире. Курс должен помочь детям адекватно реагировать на происходящие вокруг изменения и осознанно заниматься практической деятельностью с позиций современной географической науки. В конечном итоге, изучение спекцкурса призвано помочь решить задачу гармонизации современного мира. Главной воспитательной целью курса «География» следует считать воспитание гражданина, осознающего своё место в Отечестве и в мире Земли.
В связи с этим к числу основных задач спецкурса предлагается относить формирование умения комплексно рассматривать среду обитания человечества, а также воспринимать мир не как набор отдельных природных и общественных компонентов, а в виде природно-общественных систем, формирующихся и развивающихся по определённым законам. Реализация целей школьного географического образования требует решения целого ряда общеучебных задач в рамках спецкурса, среди которых:
- формирование представления о целостности окружающего мира при его территориальном разнообразии, о сложности проблем взаимодействия единой системы «природа - население - хозяйство»;
- развитие у школьников системного естественнонаучного мышления;
- осознанное овладение жизненно необходимыми географическими знаниями, умениями и навыками для подготовки к жизни и производительному труду в современных условиях;
- подготовка учащихся к творческой деятельности, нестереотипному решению географических задач и самостоятельному выбору для этого существующего географического инструментария (географических карт, литературных, видео- и электронных источников географической информации и т. п.).
При изучении спецкурса происходит обучение географическому языку и формирование географической культуры, школьники овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, и прежде всего карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний (в форме представлений), которые будут использоваться в дальнейшем при изучении курса географии.
Методической основой программы являются традиционно применяемые в сфере дополнительного (внеурочного) образования подходы, формы и методы работы с детьми. Рекомендуемым элементом построения занятий является развлекательно-познавательный элемент. Занятия проводятся в форме разнообразных диспутов, бесед, краткосрочных практикумов, экскурсий и игр.
На реализацию содержания программы согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений отводится 17 часов.
Основные организационные формы освоения курса:
*лекции;
*практические занятия в рамках курсов;
*экскурсия;
*участие в поиске информации по изучаемой тематике;
*формулирование вопросов;
*мастерская (презентация разработанных проектов, защита реферата и др.)
Умения и навыки
Интеллектуальные навыки:
Представлять результаты индивидуальной или групповой работы.
Методы обучения:
Индивидуальное общение, консультирование, собеседование.
Практические навыки:
Находить самостоятельно необходимую информацию;
организация исследования.
Методы обучения:
Дискуссия, творческая лаборатория, индивидуальные консультации.
Навыки общего характера:
Общаться в устной и письменной форме, взаимопонимание, сотрудничество, умение позитивно воспринимать мир.
Методы обучения:
Исследование, проект, формулирование вопросов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОРАММЫ
Введение (1 ч)
Спецкурс «По странам и континентам» - увлекательное путешествие вокруг света с помощью книг, географических карт, современных геоинформационных систем.
Тема 1. Планета Земля - шедевр необозримого космоса (3 ч)
Науки о Земле. В мире взаимодействия энергий. Кем и как определены границы сфер географической оболочки? М. В. Ломоносов «О слоях земных». Самая холодная из всех оболочек. Как меняется Земля. Дрейф материков. Великое чудо природы - горы. Отличается ли географическая оболочка на континентах? Сфера развития жизни на Земле. Влияние погоды и климата на здоровье людей. Почвы континентов - условие развития сельского хозяйства. Как изучал почвы В. Докучаев? Разноликий мир растений и животных стран мира. Будущее природы.
Практические работы:
-
Строим схему «Границы сфер географической оболочки».
-
Страны с благоприятным и сложным климатом для человека.
-
Пишем сочинение «Красота человека - в разумном отношении к природе».
Тема 2. Земля людей (5 ч)
Науки о жизни человека. Где самый высокий и самый низкий прирост населения? Городская жизнь. Почему увеличивается площадь городов? Чем схожи слова «этнос» и «народ»? Сколько народов живёт на Земле. Роль религии в образовании этносов на континентах. Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Собор в Кёльне. Дворец Потала в Лхасе. Храм Неба в Пекине. Кааба в Мекке.
Государства на континентах. Жизнь в разных странах. Богатые и бедные страны. Главные получатели иностранной помощи. Когда ресурсы иссякнут… Сближение экономик разных стран. Для чего нужны международные организации?
Практические работы:
-
Изучаем карту «Народы мира» и узнаём, какие языковые семьи живут на континентах.
-
Анализ текста «Крупнейшие города мира».
-
Рисуем жилища разных народов Земли (можно рассказ, описание, фотографии с сопровождающим объяснением).
-
Заочная экскурсия в один из храмов (по выбору).
-
Проверяем друг друга: «На политической карте…».
-
Строим диаграмму «Ведущие страны мира (по ВВП)».
Тема 3. Океаны (3 ч)
Крупнейший из океанов. По Атлантическому океану. Индийский океан. Северный Ледовитый океан.
Тема 4. Загадочная Африка (5 ч)
Африка - континент богатств и беднейших стран мира. Почему в Африке много стран? Как влияет этнический и религиозный состав населения на конфликты в Африке.
Кто первым обогнул Африку? Как Д. Левингстон решал задачи в Африке?
Миражи в Африке. Африка - континент саванн, пустынь и влажных тропических лесов. Источник жизни Египта - Нил. Килиманджаро - высочайшая гора Африки. Неужели мы все африканцы? Африка - «тёмный континент»? Магриб - это «запад».
Алжир… Какие там жилища? Какую одежду носят? Что едят в Алжире?
Египту более 8 тысяч лет. В чём заключалась основная обязанность фараона? Как египтяне занимались спортом? Как отмечали праздники в Египте? «Самое совершенное» место у египтян. Пирамиды Гизы. Каир - один из самых оживлённых городов мира.
Гана или Золотой Берег - вторая страна Африки по добыче золота. Равнины и их роль в жизни людей. Много ли шоколада в Гане?
Марокко, где добывают «эликсир молодости». Столица ремёсел - это Фес. Каждому дому по ковру.
Чад - страна и Чад - озеро. Намибия - страна и пустыня, где жили первые художники в Африке. Как живое выживает в пустыне? Можно ли пить туман?
Самая богатая страна - ЮАР. Кто такие зулусы? Как зулусы танцуют? Много ли европейцев в ЮАР?
Практические работы:
1. Изучаем страны Африки на политической карте.
2. Исследуем, почему высыхает озеро Чад.
3. Анализируем последние события: «Конфликт в Африке? Почему?».
4. Составляем вопросы экономического характера: «По странам Афри-
ки».
5. Выпускаем газету «Мы хотим в Африку, потому что…».
6. Проектируем создание охранных территорий в ЮАР.
7. Проводим вечер «Два дня в Египте».
Тема 5. Австралия - «зелёный континент» (5 ч)
Кто открыл Южную Землю, а кто доказал, что её центральная часть - безжизненная пустыня? Где находится больше всего кораллов? Путешествие по побережью Австралии. «Переведите часы». Пересечём Австралию с юга на север и с запада на восток. На жарком севере. Чем отличаются озёра Австралии от озёр Беларуси? «Плывём» по сухой реке. В «тени» эвкалиптов и бутылочных деревьев. Кенгуру, эму и кое-что другое.
Австралия - материк, Австралия - страна. Почему Австралию заселяли колонисты? «Новые австралийцы». Аборигены - что их ждёт? В чём особенности жизни людей в Австралии? Как учатся дети в школе? Наскальные рисунки аборигенов. Кто такой Альберт Наматжира? Есть ли у австралийцев национальный костюм? Чем занимается население? Как австралийцы отдыхают? Какие виды спорта популярны в Австралии? Экскурсия по городам. Сиднейский мост и Оперный театр в Сиднее.
Почему Австралию называют процветающей страной? Какие «лихорадки» испытала Австралия? Австралия - страна, «ехавшая на спине овцы», которая пересела «на вагонетку с рудой». Район Сидней-Ньюкасл. В районах нового освоения. Алмазы розового оттенка. Руда и креветки. Что означает понятие «крупные землевладения»? Где находится «пшеничный пояс» Австралии? Известные миру «австралийские мериносы». Может ли собака быть пастухом?
Океания - самое крупное скопление островов на Земле. Где находится крупнейший в мире атолл? Культура маори. Соломоновы острова - архипелаг коралловых островов и атоллов. Республика Фиджи - самое развитое государство Океании. Тонга - наследственная монархия.
Практические работы:
-
Описываем по карте климат острова Тасмания.
-
Проводим встречу с туристами, бывавшими в Австралии.
-
Пишем письмо ученикам в Австралию: «У нас в Беларуси…, А у вас…?»
-
Узнаем по карте и интернету о редкой красоте природы Новой Зеландии.
Тема 6. Самый мирный континент - Антарктида (3 ч)
Велик ли материк Антарктида? М. В. Ломоносов о Южной Земле. Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев у берегов неизвестной земли. Ф. Нансен и известный «Фрам». Р. Скотт и Р. Амундсен у Южного полюса. Кто первым совершил перелёт через весь континент? Первый советский атлас Антарктиды. Белорусы в Антарктиде. Ю. Н. Емельянов - почётный исследователь Антарктиды. Международный договор об Антарктиде. Как исследуют Антарктиду сегодня?
В чём сходство платформы Антарктиды и других материков? Почему Антарктиду называют «ледяной континент»? Суровость климата. Антарктида - самое холодное место на Земле. Рекорды антарктических ледников. Вода материка в твёрдом виде. Сколько осадков выпадает в Антарктиде? Что такое зонально-концентрическое распределение осадков? Сколько снега в Антарктиде? Когда в Антарктиде зима?
Живая природа. Чем отличается оазис Антарктиды от оазиса Африки? Голая земля и «море пищи». Красавцы пингвины в ледяной пустыне. Чем богат холодный континент? Как обитают тюлени?
Человек в Антарктиде. Что приводит людей в Антарктиду? Как живут люди в полярных посёлках? Как люди строят жилища? Как сохранить здоровье в Антарктиде? Антарктический транспорт. Собачьи упряжки.
Континент науки. Как «заглянуть» под мощную толщу льда? Как в Антарктиде предсказывается погода на планете Земля?
Практические работы:
-
Составляем программу «Что нужно делать, чтобы стать полярником?».
-
Проектируем маршрут антарктического туризма для белорусов.
-
Изучаем и думаем, что даст бурение в антарктических водах.
-
Разрабатываем «проект» использования антарктических айсбергов.
-
Пишем рассказ «Во льдах Антарктиды».
-
Составляем Памятку белорусским исследователям «Если ты отправляешься в Антарктиду…» (можно в юмористической форме).
-
Подбираем текст об Антарктиде и рисуем к нему рисунок или пишем стихи. Например: «Только на антарктических скалах при любой погоде большое разнообразие красок. Коричневые и красноватые, местами покрытые белыми налётами солей и синеватыми потёками меди, исчёрканные, ободранные ледником угрюмые скалы внезапно оживают в местах, где растут лишайники: ярко-оранжевые, лимонно-жёлтые, бархатисто-чёрные - удивительно живучие и цепкие. Многие полярники берут камни с антарктическими «цветами» домой на память».
Тема 7. Южная Америка - континент рекордов (5 ч)
Плавание вдоль берегов Южной Америки. Сравним равнины Южной Америки и Африки. Слово «Анды» означает медные горы. «Подъём» в горы Анды к вершине Аконкагуа. Есть ли в Андах ледниковый рельеф? Самое сухое место на земле во влажном континенте. Плывём по Амазонке, но видим ли Амазонскую низменность? Какие полезные ископаемые найдёт геолог в Андах и на равнинах? Как опишет климатолог климат Южной Америки? Любуемся порогами и водопадами Параны. Пробираемся по дебрям Амазонского леса. Кто описал природу Гвианы? Читаем книги А. Гумбольдта. Где находится Патагония?
Роль топлива и сырья в развитии хозяйства стран. Пять важнейших культур Южной Америки - сахарный тростник, кофе, какао, бананы, хлопок.
Что влекло конкистадоров в Венесуэлу? Большая или маленькая страна Венесуэла? Пролетаем над страной гор, равнин и лесов - Венесуэлой. Какие полезные ископаемые страны вызывают интерес у белорусов? Наблюдаем за водопадом, низвергающимся «прямо с неба». Тысяча рек, сбегающих с Анд и Гвианского плоскогорья. Чем интересно Маракайбо? Где расположено священное озеро инков? Что могут изучать ботаники на континенте? Древесных пород в жарком поясе больше, чем во всей Европе, - 600 видов.
Экономисты изучают Венесуэльскую Гуаяну. Чем интересен данный район для нефтяников? Добыча бокситов в штате Боливар. Куда поступает железная руда Венесуэлы? Штат Мерида известен всем. Как живут венесуэльцы? Есть ли в Венесуэле белорусы?
Где расположена Аргентина? Что употребляют аргентинцы на обед? Что такое фавеллы? Где находится «аргентинская Швейцария»? «Фабрика мяса» в Аргентине. Кто такие гаучо? Национальный танец Аргентины.
Чем примечателен Буэнос Айрес? Экскурсия в «Париж Южной Америки».
Бразилия и её известный комбинат Волта-Редонда. Крупнейшая в мире ГЭС Тукуруи. Где производят кофе самого высокого качества? Как устроена кофейная фазенда? «Банановые республики». Рецепты блюд из бананов. Любимый напиток бразильцев. Что поставляет Бразилия на мировой рынок. Бразилия - вторая страна мира по количеству христиан. Национальная одежда бразильцев. Знаменитая столица Бразилии.
Практические работы:
-
«Венесуэльская Гуаяна» - готовим сообщение с использованием дополнительных источников.
-
Соотносим ВВП Бразилии и других стран Южной Америки по диаграмме.
-
Путешествуем с картой и книгой по городам Южной Америки. Агломерации Большого Сан-Паулу и Большого Буэнос-Айреса. Рио-де-Жанейро - красивейший город мира. Что собой представляет город Каракас?
-
Изучаем схему «Сельское хозяйство аргентинской пампы».
-
«Плаваем» вдоль побережья Бразилии.
-
Составляем кроссворд «В Андах».
-
Готовим южно-американское блюдо и пьём кофе по-бразильски.
-
Проводим вечер латиноамериканских танцев.
Тема 8. Северная Америка - континент Северного полушария (5 ч)
США - одна из крупнейших стран мира. Что изображено на государственном гербе США? Кордильеры - водораздел между Тихим и Атлантическим океанами. Чем определяется богатство минеральных ресурсов в Кордильерах? Американские равнины - какие они? Непривычная смена климата с запада на восток, а не с юга на север. Торнадо и пыльные бури. Чем отличается древняя речная сеть континента? Миссисипи - «отец вод». Когда возникли Великие озёра? Гигантские секвойи - символ континента. Чем знаменит Йеллоустонский парк? Самая длинная пещера в мире - Мамонтова. Что такое Эверглейдс?
Кто населял США до европейцев? Как образовалась первая колония? Как понимать «территориальные формы урбанизации» в США? Почему Детройт называют автомобильной столицей? Основные факторы размещения металлургии. Где находятся основные районы концентрации технопарков и технополисов? Мегалополис Сансан и Силиконовая долина. В чём особенность ранчо?
Манхэттен - синоним музыкального театра. Какой парк можно увидеть на снимках из космоса? Какая статуя является национальным символом США? Где находится «Колокол Свободы»? Что является символом Сан-Франциско? Чем знаменит Лос-Анджелес? Что такое Голливуд? Сколько книг хранится в самой большой библиотеке США? Столицей чего является Лас-Вегас? Нью-Йорк - экономическая столица США.
Экономика Северной Америки. Машиностроение США - ведущая отрасль экономики.
Канада - страна «от моря до моря». История государства Канада. Национальные проблемы населения. Минеральные ресурсы Канады. Лесные ресурсы Канады - богатейшие в мире. Где находится район Канады - один из мировых житниц? Почему в Канаде много национальных парков? Какой вид спорта самый популярный в Канаде? Оттава - одна из красивейших столиц мира.
Мексика - это горы, низменности, пустыни и плато. Чем известна экономика Мексики? Золотой пояс добычи нефти. Кто такие народы майя? Каким было царство ацтеков? Во что одеваются мексиканцы? Мехико - самая древняя столица Западного полушария.
Практические работы:
-
Определяем с помощью карт минеральные ресурсы Кордильер.
-
Совершаем заочное путешествие по арктическим пустыням и тундре, Канадской тайге и смешанным лесам.
-
Анализируем, в чём особенности американской нации.
-
Сравниваем мегалополисы США и других континентов.
-
Определяем по карте крупнейшие районы металлургии США.
-
Анализируем размещение машиностроения США по тематическим картам.
-
Определяем структуру горнодобывающей промышленности Канады
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование разделов
Количество часов
Всего
9 класс
I.
Введение
1
1
II.
Планета Земля - шедевр необозримого космоса
2
2
III.
Земля людей
2
2
IV.
Океаны
2
2
V.
Загадочная Африка
3
3
VI.
Австралия - «зелёный континент»
2
2
VII.
Самый мирный континент - Антарктида
1
1
VIII.
Южная Америка - континент рекордов
2
2
IX
Северная Америка - континент Северного полушария
2
2
Итого
17
17
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
всего
теория
прак-
тика
1.
Введение
1
1
-
2.
Планета Земля - шедевр необозримого космоса
2
1
1
3.
Земля людей
2
1
1
4.
Океаны
2
2
-
5.
Загадочная Африка
3
2
1
6.
Австралия - «зелёный континент»
2
2
-
7.
Самый мирный континент - Антарктида
1
1
-
8.
Южная Америка - континент рекордов
2
1
1
9.
Северная Америка - континент Северного полушария
2
1
1
Итого
17
12
5
Список рекомендуемой литературы
1. Барков, А. С. Словарь-справочник по физической географии: пособие для учителей / А. С. Барков. - М.: Учпедгиз,
2. Булатов, В. Э. Общая география - экспериментальный учебник для 6 класса средних учебных заведений / под ред. А. В. Новикова. - М.: Мирос, 3. Географический портал «Планета Земля» // rgo.ru
4. Гладкий, Ю. Н. Дайте планете шанс!: кн. для учащихся / Ю. Н. Гладкий,
5. Горы земного шара // montaro.newmail.ru
6. Душина, И. В. География: наш дом - Земля: материки, океаны, народы и страны: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев. - М.: Дрофа,
7.Занимательнаягеография koapp.narod.ru/information/teacher/book55.htm
13