Календарно-тематическое планирование по географии (8 класс)

География -один из предметов, который я считаю необходимым для познания. Как можно воспитать патриота своей Родины, если человек не знает особенностей природы России, не видит красоты малой родины? О чем можно говорить с человеком, не интересующимся народами, их обычаями и традициями и многим другим? Но прежде чем донести все это до учащихся на уроках, учителю приходится много работать с планами, конспектами.  В последние 3 года приходилось менять место работы по разным причинам. И всегда сталки...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование по географии (8 класс).

Пояснительная записка

Программа модифицированная для 8а, 8б, 8в, 8г, 8д, 8е классов составлена в соответствии с «Законом об образовании РФ» №273 от 12 декабря 2012 года, с Примерной программой основного общего образования по географии, разработанной на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии, утвержденного приказом Министерства образования России от 5.03.2004 года №1089; авторской программы по географии (6-10 классы) под редакцией И.В.Душиной.- М.:Дрофа, 2009; учебного плана МБОУ СОШ №32 на 2014-2015 учебный год.

Целью данного курса является создание у учащихся целостного представления о своей Родине, о разнообразии её природных условий, о богатстве природных ресурсов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения, развитие географического мышления.

Задачи курса:

-сформировать географический образ своей страны в её многообразии и целостности на основе

комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов природы.

-вооружить обучающихся необходимыми практическими умениями и навыками

самостоятельной работы с различными источниками географической информации.

-развитие познавательного интереса учащихся к происходящим в природе географическим

явлениям.

Курс разделён на три раздела. В первом разделе рассматриваются после изучения географического положения основные особенности природы и природные ресурсы. Во втором разделе изучаются крупные районы России. Третий раздел рассматривает взаимодействие человека и природы. Для более полного овладения практическими навыками работы с картами формирования эмоционально-ценностного отношения к природе, часть отведённых для второго раздела часов используются для изучения тем «Географическое положение России», «Решение задач по часовым поясам», раздела «Человек и природа», а также для проведения итоговых, обобщающих уроков.

Новизна авторской программы состоит в последовательном развитии системы знаний, умений и учебно-познавательных, коммуникативных компетенций учащихся. Программа синтезирует общеземлеведческое и страноведческое содержание географии. Изучение отдельных отраслей физической географии и экономической, социальной географии заменено внутрипредметной интеграцией физико-географического и социально-экономического содержания с целью формирования у учащихся целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства России.

В порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

изучение темы «Западная Сибирь» завершается изучением «Географии ХМАО», углубляются и обобщаются знания о природе родного края, его природных ресурсах. Большое внимание уделяется экологическим проблемам округа. Такая последовательность изучения региона логически оправданна - от общего к частному. На изучение «Географии ХМАО» взято 4 часа из резервного времени

нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.

для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Тему завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Особое внимание уделяется формированию понятийного аппарата и изучению географической номенклатуры, которые рассматриваются в разделе « Особенности природы и природных ресурсов». Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные примерной программой. Практические работы в курсе изучения «Географии России» способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений - постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.

Формирование и закрепление навыков и умений проводится через разнообразные формы работы обучающихся: составления текстовых характеристик, выполнения контурных карт, картосхем, сводных таблиц. В классах со слабой успеваемостью осуществляется дифференцированный подход обучения. Для оценки учебных достижений после каждой темы проводятся итоговые уроки, на которых используются различные формы контроля: тесты разных уровней, текстовые работы, картографический материал, терминологические диктанты.

В разделе «Крупные природные районы» обучающиеся выполняют творческие работы в форме сообщений и проектов, что позволяет индивидуализировать подход к обучению.

Используются следующие средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал). Программа предусматривает использование видеоуроков, демонстрационных учебных фильмов, мультимедийных презентаций, ресурсов интернет-сети.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит предмету по 70 часов в год ( 2 часа в неделю) на этапе основного общего образования для 8 и 9 классов. Курс «География России» изучается в 8-9 классах совместно с региональным компонентом «География ХМАО». В 8 классе рассматривается «Природа России» и «Природа ХМАО». Программа ориентирована на обязательный минимум основного общего образования и позволяет реализовать краеведческий принцип и экологическую направленность обучения.

Данная программа рассчитана на 1 год. Для ее реализации используются учебники и УМК, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации: В.П.Дронов,В.Я.Ром -География.Природа России. 8 кл.: учеб.дляобщеобразоват.учреждений / И.И.Баринова,НМ.:Дрофа, 2013.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

По окончанию изучения курса «Природа России» обучающийся должен:

Знать (называть или показывать):

-предмет изучения географии, основные источники географической информации;

-особенности географического положения; географическое положение отдельных районов, объектов

-границы часовых поясов; разницу в поясном времени

-особенности рельефа и условий его формирования;

-климатообразующие факторы, особенности климата; погоду по синоптическим картам

-внутренние воды;

-основные типы почв и их размещение;

-основные природные ресурсы и примеры их рационального и нерационального использования;

-экологические проблемы страны;

-параметры природных объектов;

Объяснять:

-роль географических знаний в решении экологических проблем;

- влияние географического положения на особенности природы;

-образование и размещение основных форм рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых;

- образование атмосферных фронтов, циклонов, антициклонов, их влияние на состояние погоды;

- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность люде

- распространение многолетней мерзлоты и её влияние на природный комплекс;

- почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон

- причины возникновения опасных природных явлений и их распространение в стране;

- разнообразие природных комплексов на территории страны;

- причины географических явлений на основе применения географической терминологии;

Описывать и прогнозировать:

- природно-ресурсный потенциал страны;

- экологическую ситуацию в регионе, в стране;

- изменения природных объектов под влиянием человека.

У обучающихся должны сформироваться следующие ключевые компетенции:

учебно-познавательные:

- умение использовать географическую карту, справочный материал;

- вести наблюдения за состоянием окружающей среды;

- умение использовать географические знания при решении экологических проблем, в

общественной и повседневной жизни;

ценностно-смысловые:

- владение основами географической культуры;

- развитие географического мышления, умения мыслить комплексно и пространственно;

коммуникативно-информационнные:

- умение разбираться в материалах СМИ, использовать различные источники географической информации, в том числе телекоммуникативные системы, интернет;

- умение отстаивать свою точку зрения;

мировоззренческие:

- умение определять свою роль в решение экологических проблем.

Результаты обучения.

Результаты изучения курса полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Реализация межпредметных связей.

Программа предусматривает установление содержательных «мостиков» предмета с курсами начальной, основной и средней школы - курсами природоведения, окружающим миром, историей, обществоведением, экономикой. При этом проведена некоторая разгрузка учебного материала по географии от исторического и обществоведческого материала и рассматриваются исключительно географические аспекты смежных с историей и обществоведением проблем.Такой подход нисколько не умаляет роль исторического принципа в изучении географических явлений и процессов, но создает определенные предпосылки для установления межпредметных связей с этими предметами.



Учебно-тематическое планирование

Раздел, тема

Количество часов

Количество практи-ческих работ

По программе

По программе

Введение

1

1

Пространство России

8

2

Особенности природы и природные ресурсы.

Тема 1. Рельеф и недра Земли

20


5



1

Тема 2. Климат и климатические ресурсы

5

1

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы

4

1

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы

3


Тема 5. Растительный и животный мир

3


Природные комплексы России.

Тема 1. Природное районирование

31

7


1

Тема 2. Природа регионов России

24

1

Человек и природа

10


Всего

70

8


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение

Что изучает физическая география России?

2. Пространство России

Источники географической информации. Географическое положение России. Моря, омывающие берега России. Россия на карте часовых поясов. Время. Как осваивали и изучали территорию России. Исследование территории России в XVIII - XIX вв. и в советские годы.

3. Рельеф и недра России

Особенности геологического строения и тектонических структур. Главные черты рельефа России. Минеральные ресурсы России. Развитие форм рельефа. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере.

4. Климат и климатические ресурсы

Факторы, влияющие на климат России. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Типы климатов России. Климатические ресурсы.

5. Внутренние воды и водные ресурсы

Реки России. Озера, болота, подземные воды. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы. Опасные явления связанные с водами.

6. Почва и почвенные ресурсы

Образование почв и их разнообразие Закономерности распределения почв. Почвенные ресурсы России.

7. Растительный и животный мир

Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Природно-ресурсный потенциал России.

8. Природное районирование

Природное районирование. Моря, как крупные природные комплексы. Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра. Лесные зоны России. Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность.

9. Крупные природные районы России

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Природные комплексы Русской равнины. Природные ресурсы Русской равнины и проблемы и рационального использования. Кавказ. Природные комплексы Северного Кавказа. Урал. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала. Западная Сибирь. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения. Условия работы и быта человека в западной Сибири. Восточная Сибирь. Природные комплексы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири - Байкал. Пояс гор Южной Сибири. Природные ресурсы Восточной. Сибири и проблемы их освоения. Дальний Восток: край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока. Природные комплексы России.

10. География Ханты-Мансийского автономного округа- Югра

Территория, границы и географическое положение

Ханты-Мансийский автономный округ на карте России, мира. Площадь, сравнение ее с площадями других территорий России и зарубежных государств.

Географическое положение округа в пределах географического района и всей России. Положение по отношению к океанам в пределах климатических поясов и областей.

Оценка географического положения и его влияние на особенности природы, население и экономику округа. Административно-территориальное устройство округа. Окружной центр - г.Ханты-Мансийск.

Практическая работа № 1. Определение по картам географического положения округа.

Природа Ханты-Мансийского автономного округа

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

Геологическое строение: Западно-Сибирская плита (молодая платформа). Особенности ее: осадочный чехол полностью покрывает кристаллический фундамент и узкая полоса Уральских гор на западной части округа - это область герцинской складчатости. Особенности рельефа. Разнообразие рельефа Западно-Сибирской низменности в пределах округа. Современные внутренние и внешние факторы рельефообразования. Влияние человеческой деятельности на рельеф округа. Богатства недр округа. Округ - кладовая нефти и газа. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Оценка ресурсов недр округа. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду.

Практическая работа № 2. Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам.

Климат округа

Общие климатические особенности (разнообразие и быстрая смена погоды во все сезоны года, значительные суточные и сезонные колебания температуры воздуха, влияние воздушных масс Атлантики и Арктики и др.).

Практическая работа № 3. Выявление способов адаптации человека к климатическим условиям на прмере своей местности

Гидрографическая сеть

Богатство водных ресурсов. Речная система округа. Обь и Иртыш - главные артерии Ханты-Мансийского автономного округа.

Практическая работа № 4. Составление комплексной характеристики реки Обь

Почвы

Основные типы почв: подзолисто-болотные, торфяно-болотные, аллювиальные.

Пути повышения плодородия почв.

Растительный и животный мир. Природные комплексы

Типичная естественная растительность. Типичные представители животного мира.

Экология и охрана природы

Понятие «экология». Охраняемые территории округа. Государственные природные заповедники. Полезные и опасные растения и животные округа. Представители флоры и фауны округа, занесенные в Красную книгу России

11. Человек и природа

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Стихийные природные явления. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов. Объекты всемирного природного и культурного наследия в России. Сохранить и улучшить среду своего обитания - задача современного человека. Экологические проблемы и экологическая ситуация в России.


Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.


Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).



Литература

УМК:

1. : 1. В.П.Дронов,В.Я.Ром -География.Природа России. 8 кл.: учеб.дляобщеобразоват.учреждений / И.И.Баринова,НМ.:Дрофа, 2013.

2. Географический атлас: 8 класс. - М.: Дрофа, 2010.

3. Контурные карты по географии: 8 класс. - М.: Дрофа, 2010.

Дополнительная литература для учителя:

1. Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 240 с.

2. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2001. - 608 с.

3. Богданова А.А. Уроки географии: 7(8) кл. Пособие для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1985. - 175 с.

4. Бочкарева Н.Ф. Экология России: Пособие по географии. 8-9 класс.- Калуга: Золотая аллея, 1997. - 72 с.

5. Войлошников В.Д. Мир полезных ископаемых: Монография/В.Д. Войлошников, Н.А. Войлошникова, Г.Н. Минакова; Рязанский институт управления и права. - Рязань, 2004. - 241 с.

6. География в таблицах. 6 - 10 кл.: Справочное пособие /Авт.-сост. В.В.Климанов, О.А. Климанова.- М.: Дрофа, 2002. - 160 с.

7. География: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004. - 656 с.

8. Евдокимов В.И. География. Полный курс в географических диктантах. - М.: «Московский лицей», - 2002, 312 с.

9. Лобжанидзе А.А. География России: эколого-экономические аспекты: Учебное пособие для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений. - М.: Просвещение, 1996. - 96 с.

10. Малый атлас мира. - М.: Ультра Экстент, 2006-191 стр.

11. Мильков Ф.Н., Гвоздецкий Н.А. Физическая география СССР. Учебник для студентов геогр. фак. ун-тов. М: «Мысль», 1976. - 444 с.

12. Митрофанов И.В. Тематические игры по географии (методика проведения игр, вопросы, задания, ключи). - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 112с.

13. Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. пособие.- М: Дрофа, 2001. - 128 с.

Карты

Физическая карта мира

Физическая карта России

Климатическая карта России

Почвенная карта России

Тектоническая карта России

Геологическая карта России

Природные зоны России

Минеральные ресурсы России

Европейский Север

Урал

Западная Сибирь

Восточная Сибирь и Дальний Восток

Экологические проблемы России

Информационно-коммуникативные средства обучения.

- СД

- Интернет-ресурсы

- Интерактивные дидактические материалы

- Дидактические и развивающие игры

- Мультимедийные презентации к урокам

Технические средства обучения.

- компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (70 часов в год, 2 часа в неделю)


п/п

Название раздела, тема урока




Даты

Тип урока

Основные понятия

Формирование компетенций

Экологичес-кий компонент, безопасность жизнедеятельности

Диагностика планируемых результатов

Дом.

задан.

корр

корр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Учащиеся должны знать:


  • Источники географической информации.

  • Географическое положение. Виды и уровни ГП. Особенности ГП России.

  • Часовые пояса.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать различные источники географической информации

  • показывать и называть факторы, определяющие ГП России

  • показывать границы России и пограничные страны

  • определять разницу во времени по карте часовых поясов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Введение 1час

Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации





Изучение нового материала

Источники географической информации, виды карт

Учебно-познавательные, информационные

Фронтальный

Пр.р.№1 Ознакомление с тематическими картами и решение простейших задач

С.3-6


2

Пространства России (8 часов)

Географическое положение России





Практикум


ФГП, крайние точки, границы


Учебно-познавательные, информационные

общекультурные,

ценностно-смысловые


Пр.р.№2 Определение крайних точек России,


§1


3

Моря, омывающие территорию России





Практикум


окраинные и внутренние моря,

Северный морской путь

Учебно-познавательные, информационные

общекультурные,

ценностно-смысловые

Влияние хозяйственной деятельности на

загрязнение морей

Пр.р.№2 прод.

Нанесение на КК морей, омывающих Россиию

§2


4

Как осваивали и изучали территорию России





Семинар


Имена первопроходцев и исследователей России

Учебно-познавательные, информационные

общекультурные,

ценностно-смысловые


Сообщения учащихся


§4


5

Как осваивали и изучали территорию России






Семинар


Имена первопроходцев и исследователей России, Русское географическое общество

Учебно-познавательные, информационные

общекультурные,

ценностно-смысловые


Сообщения учащихся


§4

(продол)


6

Картографический метод в географии






Практикум


Методы исследований

Учебно-познавательные, информационные

коммуникативные


Географический диктант


§4


7

Россия на карте часовых поясов





Изучение нового материала


Поясное, местное, декретное,

летнее время, линия перемены дат

Учебно-познавательные

коммуникативные личностного самосовершенствования


Фронтальный опрос

§3


8

Практическая работа






Практикум



Учебно-познавательные

коммуникативные личностного самосовершенствования


Пр.р.№3.Решение задач на определение поясного времени

Задача в тетр

9

Итоговый урок по теме «Пространства России»





обобшения


коммуникативные личностного самосовершенствования



понятия

повтор


Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы- 20час

Учащиеся должны знать:

  • Особенности геологического строения

  • Основные тектонические структуры.

  • Распространение крупных форм рельефа.

  • Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа

  • Минеральные ресурсы и проблемы их рационального использования.

Учащиеся должны уметь:

  • читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу,

  • выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт;

  • показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны;

    • показывать месторождения полезных ископаемых

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

10

Рельеф и недра России (5 ч)

Особенности рельефа России





Изучение

нового

материала


тектонические структуры: платформа, щит, складчатость

рельеф: горы и равнины

Учебно-познавательные, информационные,

ценностно-смысловые, коммуникативные



Тестовая

самостоятельная

работа


§5


11

Геологическое

строение территории нашей страны





Изучение

нового

материал

геохронологичес-кая таблица, эры, периоды

Учебно-познавательные, информационные,

ценностно-смысловые, коммуникативные


Работа

с контурной

картой

§6


12

Минеральные ресурсы России





Практикум


Минеральные ре-

сурсы, месторож-дение, бассейн

Учебно-познавательные, информационные,

ценностно-смысловые, коммуникативные

Охрана минеральных ресурсов от истощения

Работа с атласом контурной

картой

§7


13

Развитие форм

рельефа. Стихийные природные явления.






Практикум


внешние и внут-ренние процессы, вулканы и зем-летрясения, горст, грабен, оползень

Учебно-познавательные, информационные,

ценностно-смысловые, коммуникативные


Влияние стихийных природных явлений на жизнь людей

Пр.р.№4

Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных

ископаемых

§8

14

Итоговый урок по

теме «Рельеф





обобшения


Учебно-познавательные, информационные,

ценностно-смысловые, коммуникативные

Изменение рельефа человеком


тест

понятия

повтор

Учащиеся должны знать:


  • Факторы формирования климата.

  • Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны.

  • Закономерности распределения суммарной солнечной радиации.

  • Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса

  • Климат и человек

Учащиеся должны уметь:

  • давать оценку климатических особенностей России;

  • приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов;

  • объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории;

  • называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды;

  • давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12




15

Климат и климатические ресурсы (5 часов)

От чего зависит

климат нашей страны





Изучение

нового материала


Климатообразующие факторы,циклоны и антициклоны,западный перенос


Учебно-познавательные, информационные

общекультурные, ценностно-смысловые


Фронтальный опрос


§9


16

Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны





Практикум


средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость,коэффициент увлажнения

Учебно-познавательные, информационные

общекультурные, ценностно-смысловые, коммуникативные


Пр. работа №5. Определение по клим.карте суммарной радиации, коэф-та увлажнения

§13


17

Типы климатов России






Практикум


Сезонность климата, климатические пояса и области


Учебно-познавательные, информационные

ценностно-смысловые, коммуникативные, мировоззренческие


Самостоятельная работа


§10


18

Зависимость человека от климатических условий





Исследование

Адаптация, акклиматизация

информационные

общекультурные, ценностно-смысловые, мировоззренческие

Влияние климата на здоровье человека

Индивидуальный опрос


§11


19

Обобщение по теме « Климат и климатические ресурсы»





Обобшения


информационные

общекультурные, ценностно-смысловые, коммуникативные

Загрязнение и охра-на атмосферы

Тестирование


понятия

повтор


Учащиеся должны знать:

  • Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов.

  • Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим.

  • Важнейшие озера, их происхождение.

  • Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

  • Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения

Учащиеся должны уметь:

  • показывать реки России на карте;

  • объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах

  • показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты;

  • приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности;

  • давать характеристику крупных озер страны и региона;

  • показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12



20

Внутренние воды и водные ресурсы (4 ч)

Разнообразие внутренних вод России. Реки






Изучение нового материала

практикум


Главные речные системы, водораз-делы, бассейн, уклон и падение

реки, годовой сток, режим рек

Учебно-познавательные, информационные

личностного самосовершенствования

Охрана рек


Работа с картами

Практическая работа


§12


21

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота





Практикум


озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты, снеговая линия

Учебно-познавательные, информационные

личностного самосовершенствования

Охрана подземных вод


Самостоятельная работа


§13


22

Водные ресурсы. Охрана вод





Исследование


загрязнение вод,

водопользование, водопотребление

водный кадастр

Учебно-познавательные, информационные

личностного самосовершенствования

Влияние хозяйственной деятельности на

водные ресурсы

Сообщения уч-ся


§13

§14

23

Обобщающий урок по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»





Обобшения


Учебно-познавательные, информационные

личностного самосовершенствования


Зачет


Повтор

понятия

Учащиеся должны знать:


  • Почвы и почвенные ресурсы, земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья

  • Почвы - основной компонент природы.

  • В. В. Докучаев - основоположник почвоведения

Учащиеся должны уметь:


  • называть факторы почвообразования;

  • называть свойства основных типов почв;

  • объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


24

Почва и почвенные ресурсы (3 ч)

Образование почв и их разнообразие





Изучение нового материала

Почва, факторы почвообразования механический состав, структура, типы почв, гумус, Докучаев В.В.

Учебно-познавательные, информационные

ценностно-смысловые, коммуникативные, мировоззренческие


Фронтальный опрос

§15


25

Закономерности распространения почв






Практикум

Зональность размещения почв, тундрово-глеевые почвы подзолы, солончаки

Учебно-познавательные, информационные

ценностно-смысловые, коммуникативные, мировоззренческие


Работа с картами

Практическая работа


§16

таблица

26

Почвенные ресурсы






Обоб-щающий

Зональность размещения почв, тундрово-глеевые почвы подзолы, солончаки


Учебно-познавательные, информационные

ценностно-смысловые, коммуникативные, мировоззренческие

Охрана почв

Сообщения уч-ся


§17


Учащиеся должны знать:

  • Особенности растительного и животного мира природных зон России.

  • Биологические ресурсы, их рациональное использование.

  • Меры по охране растительного и животного мира.

  • Природные территориальные комплексы

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесных пространств человеком;

  • перечислять ресурсы леса;

  • объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека;

  • прогнозировать последствия уничтожения болот;

  • объяснять значение животного мира в жизни человека

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


27


Растительность и животный мир (3 ч)

Растительный и животный мир России









Изучение нового материала



Растения и животные безлесных и лесных районов


Учебно-познавательные, информационные

личностного самосовершенствования


Биологические ресурсы, их рациональное использование.


Работа с картами атласа



§18


28

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира





Практикум

Природные территориальные комплексы.

Биологические ресурсы

Учебно-познавательные, информационные

личностного самосовершенствования

Причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека

Сообщения


§19


29

Природно-ресурсный потенциал России. Систематизация и обобщение знаний

I раздела





Обоб-щающий

Оценка природных ресурсов, карты растительности, почв, минеральных ресурсов

Учебно-познавательные, информационные

личностного самосовершенствования


Самостоятельная работа


§20



Раздел II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ (30 ч)

Учащиеся должны знать:

  • Природные и антропогенные ПТК

  • Природная зона как природный комплекс.

  • Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах.

  • Характеристика природных зон.

  • Высотная поясность.

Учащиеся должны уметь:

  • описывать природные условия и ресурсы природных зон на основе чтения тематических карт;

  • объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования;

  • описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


30

Природное районирова-ние (6 ч)

Разнообразие ПК России. Природное районирование





Изучение нового материала

Природные и антропогенные ПТК, природные компоненты, районирование

Учебно-познавательные, информационные

общекультурные, ценностно-смысловые, коммуникативные, ми-ровоззренческие


Работа с картами атласа


§21


31

Моря как крупные ПК






Изучение нового материала

Широтная зональность, распространение организмов

Учебно-познавательные,

ценностно-смысловые, коммуникативные, ми-ровоззренческие


Сообщения


§22


32

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра





Практикум

Л.С.Берг, В.В.Докучаев, природная зона, Арктика

Учебно-познавательные, общекультурные, ценностно-смысловые, коммуникативные, ми-ровоззренческие

Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы

Заполнение таблицы

§23


33

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса





Практикум

Условия размещения лесов, ресурсы лесов, экологические проблемы

Учебно-познавательные,

ценностно-смысловые, коммуникативные, ми-ровоззренческие

Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы

Заполнение таблицы

§24


34

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни





Практикум

Солончаки, орошение земель


Учебно-познавательные,

ценностно-смысловые, коммуникативные, ми-ровоззренческие

Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы

Пр.раб.№7. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон

§25


35

Высотная поясность Обобщающее повторение по теме «Природное районирование»





Обоб-щающий

Высотная поясность, экспозиция, природопользование


Учебно-познавательные,

ценностно-смысловые, коммуникативные, ми-ровоззренческие



тестирование

§26


Учащиеся должны знать:

  • Природные регионы России: специфика природы и ресурсный потенциал.

  • Состав природных районов России.

  • Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие районов.

  • Историко-географические этапы развития районов.

  • Специфика природы районов, природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь, и хозяйственную деятельность населения

Учащиеся должны уметь:

  • определять особенности ГП, состав и особенности природы крупных регионов России.

  • Объяснять зависимость природы района от взаимодействия природных компонентов;

  • Объяснять закономерности развития растительного и животного мира территории;

  • характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


36

Природа регионов России (24 ч)

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы





Изучение нового материала


Русская (Восточно-Европейская) равнина, история развития и состав района


Учебно-познавательные, информационные,общекультурные, ценностно-смысловые, коммуникативные, мировоззренческие



Работа с картами атласа и к/картами



§27


37

Природные комплексы Русской равнины






Семинар

Природные комплексы и природные ресурсы Русской равнины.


Учебно-познавательные, информационные,общекультурные, ценностно-смысловые, коммуникативные, мировоззренческие


Сообщения учащихся

Составление картосхемы

§28


38

Природные комплексы Русской равнины






Семинар

Проблемы рационального природопользования

Учебно-познавательные, информационные,общекультурные, ценностно-смысловые, коммуникативные, мировоззренческие

Экологические проблемы Волги


Индивидуальный опрос

§29


39

Северный Кавказ -самые молодые высокие горы России





Путешествие

Кавказ. Рельеф, климат, природные ресурсы

информационные

общекультурные, ценностно-смысловые

мировоззренческие


Индивидуальный опрос

§30


40

Природные комплексы Северного Кавказа





Практикум

Природные комплексы Северного Кавказа.


информационные

общекультурные, мировоззренческие ценностно-смысловые

Рекреационные ресурсы Кавказа


Фронтальный опрос


§31


41

Урал - «каменный пояс» земли Русской





Игра


Урал. . Рельеф, климат, природные ресурсы

информационные

общекультурные, ценностно-смысловые

мировоззренческие


Тестирование

§32


42

Своеобразие природы Урала






Практикум

Своеобразие природы Урала.

информационные

общекультурные, ценностно-смысловые


Самостоятельная работа


§33


43

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы





Семинар

Памятники природы Урала.


информационные

общекультурные, ценностно-смысловые

мировоззренческие

Экологические проблемы Урала


Сообщения


§34


44

Западно-Сибирская низменность






Изучение нового материала

Особенности природы

информационные

общекультурные, ценностно-смысловые

мировоззренческие


Тестирование


§35


45

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения





Практикум

Водные, лесные, минеральные, био-логические, агроклиматические ресурсы

информационные

общекультурные, ценностно-смысловые

мировоззренческие

Условия работы и быта человека в Западной Сибири


Работа с контурными картами


§36




46

География ХМАО.

Географическое положение Ханты-Мансийского автономного округа-Югра





практикум

лекция

Географическое положение, границы, природные рубежи, соседи.


информационные

общекультурные, ценностно-смысловые

мировоззренческие


Работа с картами

Пр.работа № 1. Определение по картам ГП округа


лекция


47

Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые округа





Изучение нового материала

Молодая плита, низменность, топливные полез-ные ископаемые


Учебно-познавательные, информационные

Общекультурные


Пр.работа № 2.

Связь между тект-ми стр-ми, рельефом и пол. иск-ми


вопросы


48

Особенности климата своего округа





Практикум

Климатообразующие факторы. территориальные различия сезонов года. Опасные климатические явления.

Учебно-познавательные, информационные

Общекультурные

Воздействие климата на условия быта


Пр.раб.№3.Адаптация челове-ка к клим-им условиям


вопросы


49

Внутренние воды округа






семинар

Реки, озера, болота.


Учебно-познавательные, информационные

Общекультурные


Пр.р. № 4. Составление характеристики реки Обь

таблица

50

Природные зоны округа






практикум

Основные типы почв, ПК, растения и животные

Учебно-познавательные, информационные

Общекультурные


Сообщения учащихся


подгот.

информ


51

Проблемы взаимодействия природы и человека на территории округа. Охраняемые объекты





семинар

Охраняемые территории, экологические проб-лемы


Учебно-познавательные, информационные

общекультурные, ценностно смысловые, личностного самосовер-шенствования

мировоззренческие

Охрана биологических ресурсов


Сообщения


повтор.


52

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения





Практикум

Рельеф, климат, природные ресур-сы


Учебно-познавательные, информационные

общекультурные, ценностно-смысловые


Анализ карт атласа


§37


53

Природные районы Восточной Сибири






Практикум

Природные комплексы Восточной Сибири

Учебно-познавательные, информационные

общекультурные, ценностно-смысловые


Заполнение таблицы


§38


54

Жемчужина Сибири - Байкал






Путешествие

Специфика природы района, ресурсы


Учебно-познавательные, информационные

общекультурные, ценностно-смысловые

Загрязнение вод Байкала


Сообщения


§39


55

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения





Практикум

Природно-ресурсный потенциал

Учебно-познавательные, информационные

общекультурные, ценностно-смысловые

Приспособленность людей к суровым условиям


Заполнение таблицы

Тестовый контроль


§40


56

Дальний Восток -край контрастов. ГП, состав территории. История освоения






Практикум


Рельеф, климат, природные ресурсы


Учебно-познавательные, информационные

общекультурные, ценностно-смысловые


Заполнение таблицы


§41


57

Природные комплексы Дальнего Востока






Семинар

Факторы формирования ПК

Природные уникумы. ПК Камчатки, Курил и Сахалина

Учебно-познавательные, информационные

общекультурные, ценностно-смысловые


Редкие растения и животные.


Самостоятельная

работа

§42

58

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком





Исследование

Природно-ресурсный потенциал

Ресурсы суши и моря

Учебно-познавательные, информационные

общекультурные, ценностно-смысловые

Жизнь в сейсмичес-ки активной зоне


Составление прогнозов


§43


59

Обобщение и систематизация знаний по теме «Природа регионов России»





Игра

Районирование, ПК, природные зоны, экологические проблемы


Учебно-познавательные, информационные

общекультурные, ценностно-смысловые

коммуникативные



Зачет


§44

Повтор.

Тему


Учащиеся должны знать:

  • законы об охране природы;

  • антропогенное воздействие на природу;

  • рациональное природопользование, особо охраняемые территории,

  • памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании;

  • составлять географические прогнозы;

  • анализировать экологические карты России;

  • уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


60

Человек и природа-11 ч

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека





Изучение нового материала

Благоприятные и неблагоприятные условия


Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные

мировоззренческие


Причины разно-образия ресурсов и влияния на жизнь и деятельность населения


Заполнение таблиц



§45


61

Географический фактор в развитии общества





Изучение нового материала

Стихийные природные явления.


Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные

мировоззренческие

Антропогенное воздействие на природу.


Вычерчивание схемы


§46


62

Антропогенное воздействие на природу






семинар

Положительное и отрицательное воздействие на природу


Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные

мировоззренческие

Положительное и отрица-тельное воз-действие на природу

Вычерчивание схемы


§47


63

Рациональное природопользование





Практикум

Природосберегаю-щие технологии

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные

мировоззренческие

Использование природных ресурсов


Составление прогнозов


Индив.

Зад.

64

Особо охраняемые территории





Путешествие

Заповедники, заказники,природ-ные и нац.парки

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные

мировоззренчес-кие

Красная книга России


Сообщения и презентации


Индив.

Зад.

65

Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране





Путешествие

Объекты всемирного природного и культурного наследия в России.


Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные

мировоззренческие

Объекты всемирного природного и культурного наследия в России.

Сообщения и презентации


подгот. проекты


66

Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране





Путешествие

Объекты всемирного природного и культурного наследия в России.


Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные

мировоззренческие


Объекты всемирного природного и культурного наследия в России.

Сообщения и презентации


подгот. проекты


67

Экологическая ситуация в России





диспут

Экологические проблемы и экологическая ситуация в России.

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные

мировоззренческие

Защита проектов

повтор

68

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и природа»





обобщения

Повторение номенклатуры, понятий, закономерностей

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные

мировоззренческие

Тестовый контроль

повтор

69

Повторение и систематизация знаний по курсу





Повторение номенклатуры, понятий, закономерностей

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные

мировоззренческие

Зачет

повтор

70

Повторение и систематизация знаний по курсу





обобщения

Повторение номенклатуры, понятий, закономерностей

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные

мировоззренческие

выводы

повтор

71

Повторение и систематизация знаний по курсу





обобщения

Повторение номенклатуры, понятий, закономерностей

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные

мировоззренческие

выводы



© 2010-2022