- Преподавателю
- География
- Рабочая программа. Брянский край, 8 класс
Рабочая программа. Брянский край, 8 класс
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гайденкова З.А. |
Дата | 05.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОДУЛЬ «ИСТОРИЯ БРЯНСКОГО КРАЯ» - 8 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа модуля «История Брянского края» для 8 класса на 2015-2016 учебный год составлена в соответствии с базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Брянской области, утвержденным Департаментом общего и профессионального образования на 2015 - 2016 учебный год, на основе примерного тематического планирования курса «История Брянского края», разработанного в БИПКРО в 2009 году и учебника «История Брянского края - 8 класс»/ под редакцией В.Ф.Блохина. - Брянск: Издательство «Курсив», 2012.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
«История Брянского края. 8 класс» авторы: Г.П. Поляков, А.А. Чубур/ под редакцией В.Ф.Блохина. - Брянск: Издательство «Курсив», 2012.
Количество часов в неделю по учебному базисному плану: 1
Количество недель: 34
Количество часов запланировано с учетом учебных календарных дней: 34
На обобщающее повторение в конце учебного года запланировано - 1час.
Форма промежуточной аттестации - тестовая контрольная работа
Цели изучения курса:
-с помощью данного курса создать конкретные образы исторической эпохи становления Брянской области через формирование пространственных и временных представлений учащихся;
-представить различные точки зрения на те, или иные исторические события через изучение и художественное осмысление культуры народов Брянщины;
-осветить экономическое развитие территории Брянщины в разные времена, различные формы социального и политического строя;
-показать наиболее яркие личности и их роль в истории и культуре нашего края;
-прививать интерес и любовь к родному краю, пробудить желание узнать как можно больше о своей малой родине.
вызвать у учащихся интерес к истории родного края,
Курс «Брянский край» направлен на изучение истории региона, его места в истории многонациональной России, вклад населения в становление и развитие российской государственности, отечественной промышленности, науки и культуры. Изучая историю Брянщины, обучающиеся должны не только узнать о её прошлом, но и учиться на примере своих предков делать добрые дела для своего Отечества.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения истории Брянского края для учащихся 8 класса приоритетная роль отводится следующим умениям и навыкам:
-работа с разными источниками информации, в т.ч. и с помощью компьютерных технологий, оценка их содержания;
-самопрезентация и публичные выступления, составление аналитических справок, написание рефератов;
-развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;
-формирование навыков исследовательской деятельности;
-развитие коммуникативных способностей;
-пересказ текстов, раскрытие содержания иллюстраций учебника;
-сравнение исторических явлений разных времен, выделение сходства и различия;
-самостоятельная оценка исторических явлений, событий;
-анализ исторических источников, аргументация собственных взглядов.
Содержание
Введение. Введение в историю Брянского края (1 ч)
Раздел І. Брянский край в древности (5ч)
Археологические памятники каменного века на территории современной Брянской области (палеолит, мезолит и неолит).
Бронзовый век. Ранний железный век.
Древние славяне.
Раздел ІІ. Брянская земля в составе Древнерусского государства в ІХ - ХІ веках (5ч)
Расселение славянских племён:
северяне, радимичи, кривичи, вятичи и их соседи на территории Брянского края
Возникновение Русского государства. Основание Брянска.
Брянский край в эпоху княжеских междоусобиц.
Хозяйственное освоение территории брянских земель.
Культура населения края в домонгольский период.
Раздел ІІІ. Великое княжество Черниговское и Брянское в 40-е годы ХІІІ века - начале 90-х годов XV века (7ч)
Правление дома Михаила Черниговского.
Брянские земли в политике Литвы и Москвы. Брянцы в Куликовской битве.
Брянский край в составе Великого княжества Литовского и русского в конце XIV- начале XV веков.
Раздел ІV. Брянский край в составе Великого княжества Московского и Московского царства ( ХVІ - ХVІI вв.) (6ч)
Административное устройство Брянского края в ХVІ - ХVІI вв.
Православные монастыри в ХVІ - ХVІI веках.
Военно-политическая история края в ХVІ - ХVІI веках. Смута.
Польско-казацкие войны и польско-русские войны.
Церковный раскол и старообрядчество на территории края.
Брянский край в конце ХVІI века.
Раздел V. Брянский край в ХVIII столетии (9 ч)
Административные перемены на территории Брянского края в ХVIII веке.
Брянский край в период Северной войны.
Брянское адмиралтейство и флотилия.
Брянский Арсенал.
Экономическое состояние Брянского края в ХVIII веке.
Социальная борьба податного населения края с властями и высшими сословиями.
Культура и быт населения края в ХVIII веке.
Итоговое повторение (2 ч.)
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование раздела
Количество
часов по программе
Количество
часов запланировано
Количество
часов проведено
1
Введение. Введение в историю Брянского края.
1
1
2
Раздел 1. Брянский край в древности
5
5
3
Раздел 2. Брянская земля в составе Древнерусского государства в ІХ - ХІ веках.
5
5
4.
Раздел 3. Великое княжество Черниговское и Брянское в 40-е годы XIII века- начале 90-х годов XY века.
6
7
5.
Раздел 4. Брянский край в составе Великого княжества Московского и Московского царства (XVI-XVII вв.)
6
6
6.
Раздел 5. Брянский край в ХVIII столетии.
9
6
7.
Итоговое повторение
2
2
ИТОГО:
34
32
КАЛЕНДАРНО - Тематическое планирование МОДУЛЯ «История Брянского края»
8 класс 2015 - 2016 учебный год
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Содержание
Знания, умения, навыки
Дата
План.
Факт.
РАЗДЕЛ I. Брянский край в древности - 5 ч.
1.
Введение в историю Брянского края
1
Образование, географическое расположение Брянской области
7.09.
2.
Первые люди на Брянской земле. Палеолит (Древнекаменный век)
1
Поздний палеолит. Охотники на мамонта. Находки глиняной посуды, украшенной отпечатками ямок и гребенок, каменные топоры, долота, клинья, тесла, ножи, скребки, проколки, наконечники стрел и дротиков.
Иметь представление о происхождении народов, путях их переселения, степени родства.
14.09.
3.
Мезолит и неолит (средний и новый каменный век)
1
Человек научился пилить камень, сверлить, шлифовать, полировать.
Знать, что такое археологическая культура.
Называть основные занятия неолических обитателей Брянского края
21.09.
4.
Бронзовый век. Поздний Бронзовый век.
1
Ранний бронзовый век . Индоевропейцы.
Люди эпохи поздней бронзы умерших сжигали на костре. Остатки кремации они собирали в небольшую кучку, ставили сосуд с жертвенной пищей и насыпали курган. На Брянщине известно несколько таких могильников.
К юго-востоку от сосницкой культуры в эпоху поздней бронзы распространяются также племена марьяновско-бондарихинской культуры, расселившиеся в Курском и украинском Посемье, лесостепном Днепровском Левобережье и верховьях Северского Донца.
Предметы вооружения этих культур эпохи бронзы
28.09.
5.
Ранний железный век
1
Скифское влияние на население Брянского края. Племена раннего железного века. Праславяне - венеды.
Уметь характеризовать новый этап в культурном развитии Брянских земель, связаный с освоением другого металла - железа, месторождения которого в виде болотных руд имелись во многих местах. О поселения почепской культуры. Об условиях проживания, основные виды занятий жителей.
5.10.
6.
Древние славяне
1
Эпоха великого переселения народов.
12.10.
РАЗДЕЛ II. Брянская земля в составе Древнерусского государства в IХ - ХI веках - 5 ч.
7.
Славянские племенные союзы VIII-X веков на территории Брянского края
1
Варяги и руссы.
Как считают ученые, радимичи, вятичи и северяне наряду с другими древнерусскими племенами в VII-VIII веках стояли на пути превращения в организации примитивно государственного характера и были "племенными княжениями".
Знать, где располагались древнерусские поселения, какие находки являются доказательством развивающейся торговли, о находках археологов, знать о многоэтапности и различных направлениях славянского заселения Брянщины.
Делать выводы: как бы не проходили конкретные процессы переселения народов на Брянщине в I тысячелетии нашей эры, в итоге, к концу этого тысячелетия ее территория была поделена между пятью (из двенадцати существовавших вообще) восточно-славянскими военно-племенными союзами, между которыми (и внутри которых) оставались островки балтского населения и незаселенные пространства.
19.10.
8.
Возникновение Русского государства. Основание Брянска
1
Включение славянских земель в состав Руси. Начало распространения христианства в Брянском крае. Вот что говорит летописец: "... радимичи же и вятичи - от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили своё название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты".
Понимать, как проходило проникновение славян в наши края, что оно носило в основном мирный характер, так как свободных земель было достаточно. Но случались и кровавые стычки.
Сопоставлять летописные известия с археологическими находками.
26.10.
9.
Брянский край в эпоху княжеских междоусобиц
1
Административно - территориальное деление. Политическая история Брянского края в ХI - первой трети ХIII веков. Что же касается племен вятичей, радимичей и северян то они потихоньку исчезают из употребления. Имя вятичей встречается на страницах летописи ещё в XIII веке, городами вятичей летописцы называют Карачев, Козельск, Мценск, Новосиль, Тарусу и ряд других, частью исчезнувших с лица земли. Радимичей летописец в последний раз вспоминает в 1170 году, а северян - в 1024-м, когда они выступили на стороне черниговского князя Мстислава Владимировича в его междоусобной битве с братом Ярославом Мудрым на реке Листвене.
Знать и объяснять причину исчезновения из летописей названия племен вятичей, радимичей и северян. Какие речевые и бытовые особенности сохранились при вхождении их в Русское госодурство.
9.11.
10.
Хозяйственная деятельность населения Брянского края XI-XIII веков
1
Повседневная жизнь населения края. Торговля, торговые пути и денежное обращение
Знать об основных занятиях жителей территории края, называть основные орудия с/х труда, изменения в с/х, основные культуры того периода
16.11.
11.
Культура населения края в домонгольский период
1
Повседневная жизнь населения края. XI - началоXIII века
Знать об уровне и особенностях грамотности населения края, особенностях каменных построек, о развитии ремесел
23.11.
РАЗДЕЛ III. Великое княжество Черниговское и Брянское в 40-е годы ХIII века - начале 90-х годов ХV века - 7 ч.
12.
Правление дома Михаила Черниговского
1
Князь Роман Михайлович Старый. Олег Романович, преподобный благоверный великий князь Черниговский и Брянский
Знать причины, обстоятельства и время построения Успенского Печерского монастыря. Называть возможные причины пострижения Олега Романовича Брянского в монахи
30.11.
13.
Брянские земли в политике Литвы и Москвы.
Брянцы в Куликовской битве
1
История потери независимости и прекращения существования Брянского княжества
Выявлять факты, сопоставлять события, называть причины, связанные с историей потери независимости и прекращения существования Брянского княжества
7.09.
14.
Брянский край в составе Великого княжества литовского и русского в конце XIV - начале XV веков. Битва при Ворске.
§3 (с.119)
1
Великое княжество Литовское и Русское. Общая характеристика.
Население Брянского края во второй половине XIII - начале XVI веков. К истории культуры Брянского края во второй половине XIII - начале XVI веков.
Знать о событиях 1408г.,
Итоги битвы на реке Воскле.
14.09.
15.
Тестовый контроль знаний за
I полугодие
1
Уметь использовать полученные знания
21.09.
16.
Анализ работ. Работа над ошибками. Брянское удельное княжество и повет в составе Великого княжества Литовского и Русского в первой половине ХY века.
1
Московские князья-эмигранты, бежавшие в Великое княжество Литовское и Русское.
Называть причины эмиграции московских князей-эмигрантов, бежавших в Великое княжество Литовское и Русское. Делать соответствующие выводы. Смена князей.
28.09.
II ПОЛУГОДИЕ
17.
Стародубское удельное княжество во второй половине ХY - начале ХYI веков. §3.6.
1
Центр Чернигово - Северской земли. Брянский край во второй половине ХIII - начале ХYI края.
11.01.
18.
Культура Брянского края во второй половине XIII - начале XVI веков. §3.8.
1
Население Брянского края во второй половине ХIII - начале ХYI края.
Традиции черниговского летописания, обширная библиотека при Брянской епископской кафедре, декаративно - прикладное искусство, денежное обращение.
18.01.
РАЗДЕЛ IV. Брянский край в составе великого княжества Московского и Московского царства (ХVI - ХVII вв.) - 6ч.
19.
Административное устройство Брянского края в XVI-XVII вв. §1.1., 1.2., 1.3. (с.159)
1
Города и городки.
Села, деревни, острожки. Пограничный край Московского государства
Знать определение «Магдебургское право», о появлении Брянской крепости, названия оружий и орудий. Крестьянские повинности.
25.01.
20.
Православные монастыри в XVI-XVII веках. §1.4. (с.170)
1
Знать названия монастырей, их месторасположение на территории современной Брянской области.
01.02.
21.
Военно-политическая история края в XVI-XVII веках. Смута.
§3.1. - 3.5. (с.170)
1
Век нескончаемых войн. Борис Годунов. Начало Смуты. Первый самозванец. Второй самозванец. Конец Смуты.
Уметь анализировать изученный текст, делать выводы, объяснять термины, встречающиеся в текстах. Давать характеристику историческим личностям на основе изученного материала.
8.02.
22.
Польско-казацкие войны и польско-русские войны. §3.6.(с.203)
1
Военно-политическая история края в XVI-XVII веках.
Уметь анализировать изученный текст, делать выводы, объяснять термины, встречающиеся в текстах.
15.02.
23.
Церковный раскол и старообрядчество на территории края. §3.8.(с.207)
1
Выделять причины раскола. Называть старообрядческие центры Брянщины.
29.02.
24.
Брянский край в конце XVII века.
§3.8.(с.203), §2.(с.174 - обзорно)
1
Брянские земли в Петровскую эпоху. Уклад жизни.
Борьба за власть между Софьей и Петром 1.
Крестьянское хозяйство. Традиционная одежда. Торговля и ремесло.
14.03.
РАЗДЕЛ Y. Брянский край в ХYIII столетии
25.
Административные перемены на территории Брянского края в XVIII веке. §1.1.(с.214)
1
Особенности населения Брянского края (сословия, национальный состав). Городские, сельские поселения.
Уметь анализировать изученный текст, делать выводы, объяснять термины, встречающиеся в текстах.
Выделять особенности
административного устройства Брянского края в 18в.
Описывать уездные города, используя материалы учебника и дополнительной литературы.
21.03.
26.
Население. Сословия. Поселения.
§1.2. - 1.4.(с.215)
1
4.04.
27.
Брянский край в период Северной войны.
Брянское Адмиралтейство и флотилия. Брянский Арсенал §2.1, 2.2, (с.227, с.233)
1
Развитие промышленности на Брянщине в Петровскую эпоху. Первые металлургические заводы.
Развитие Почепской мануфактуры.
Ремесло и производство.
Уметь анализировать изученный текст, давать оценку событиям, делать выводы, пояснять значение терминов, встречающихся в текстах.
Выявлять факты, сопоставлять события, называть причины.
11.04.
28.
Экономическое состояние Брянского края в XVIII в. Зарождение промышленности. Торговля и торговые пути.
1
Развитие торговли.
Товары Свенской ярмарки.
Использовать дополнительные источники информации о событиях, описанных в текстах
18.04.
29.
Социальная борьба податного населения края с властями и высшими сословиями.
§4 (с.257)
1
Отпечатки Северной войны. Положение угнетенных крестьян. Роль жителей Брянщины в строительстве Санкт Петрбурга. «Брянская смута», ее причины.
Уметь анализировать изученный текст, делать выводы, объяснять термины, встречающиеся в текстах.
25.04.
30.
Культура и быт населения края в XVIII веке.
Дворянские усадьбы ХYIII века на Брянщине.
§5. (с.262)
1
Система светского и духовного образования в Брянском крае. Литература. Музыкальное искусство и живопись. Музыкаль-ные инструменты данного времени . Архитектура. Современное состояние дворянских усадеб на территории Брянщины.
Уметь анализировать изученный текст, делать выводы, давать собственную оценку событиям и фактам, объяснять термины, встречающиеся в текстах.
Называть учреждения, где получали образование в 18 веке, знать писателей Брянщины данного времени.
Уметь работать с дополнительной литературой, добывать необходимую информацию по теме, анализировать, делать выводы.
16.05.
31.
Тестовый контроль знаний
1
Уметь использовать полученные знания
23.05.
32.
Анализ работ. Обобщение, повторение по курсу: «История Брянского края»
1
Уметь работать с дополнительной литературой, добывать необходимую информацию по теме, анализировать, делать выводы.
30.05.
Дополнительная литература:
1.Хрестоматия по история Брянского края. Учебно - методическое пособие для учителей школ. Часть 1. Коллектив авторов по руководством научного редактора И.В.Алферова. - Брянск: «Курсив», 2012.
2.История Брянского края. Методическое пособие для учителей. Гражданско - правовое образование.
г.Брянск, 2006.
3.Брянщина через века. Электронный учебник.
4. «Край мой деревенский» под редакцией А.Н.Иваниной. Издательство «Читай-город», 2007 г.
5.ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ