Формирование ИКТ компетенции на уроках географии

Актуальным  становится так называемое компетентностно-ориентированное обучение, элементы которого закладываются в федеральные государственные образовательные стандарты. Важным элементом  формирования универсальных учебных действий  обучающихся на разных ступенях образования является ориентирование школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Географическое образование должно научить школьников уметь пользоваться различными источниками географической информации, правильно её находить, обрабатывать, использовать. Использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет мне повысить качество учебного процесса. Географическое образование должно научить школьников уметь пользоваться различными источниками географической информации, правильно её находить, обрабатывать, использовать. Использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет мне повысить качество учебного процесса. Применение ИКТ на моих уроках географии делает их нетрадиционными, яркими, насыщенными, приводит к необходимости пересмотра различных способов подачи учебного материала и различных подходов в обучении.  
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л.Н. Петрова

МАОУ лицей №100, г. Екатеринбург


Формирование ИКТ компетенции на уроках географии

Современный этап развития общества характеризуется стремительным возрастанием объема любой информации. По данным зарубежных и отечественных исследователей за три года объем информации увеличился в два раза. В этих условиях необходим человек новой формации, способный к активному творческому овладению знаниями, умеющий быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию и прогнозировать развитие дальнейших событий. И у школы нет иного выбора, как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании очевидна. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ученика в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Актуальным становится так называемое компетентностно-ориентированное обучение, элементы которого закладываются в федеральные государственные образовательные стандарты. Данное обучение подразумевает формирование у обучаемых ключевых компетенций, основными из которых являются учебные, информационные, социальные и коммуникативные.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на разных ступенях образования является ориентирование школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).

Конкретными результатами освоения данных умений, как указано в ФГОС второго поколения, является активное использование различных информационных средств и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами и технологиями учебного предмета. Владением информационными компетентностями теперь требуется, прежде всего, от учителя. Учитель должен быть уверенным и активным пользователем ИКТ.

Передо мной, как учителем, возникает цель: - научить ученика обрабатывать новую информацию, ориентироваться в ней, выбирать необходимую и достоверную для себя в каждой конкретной ситуации.

Географическое образование должно научить школьников уметь пользоваться различными источниками географической информации, правильно её находить, обрабатывать, использовать. Использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет мне повысить качество учебного процесса.

Учитывая особенности своих нынешних учеников, я стала активно использовать компьютер как средство обучения.

На своих уроках я использую различные возможности ИКТ, вот некоторые из них:

1. Использование программы Power Point. Это программа позволяет мне самостоятельно подготовить интерактивное мультимедийное пособие к уроку по любой теме. Демонстрация на экране высококачественных иллюстраций позволяет создать более полный образ изучаемого объекта. Многие изучаемые географические объекты, такие, как равнины и горы, реки, моря и океаны, промышленные предприятия и сельскохозяйственные угодья, не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому использование на уроке демонстрационных средств: слайдов, картин, анимации, видеозаписей способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе - понятий. В моем банке данных много презентаций на различные темы 6, 7, 10, 11 классов, которые периодически обновляются. Помогают мне в это мои ученики средней школы.

2. Использование электронного учебного издания. В своей практике я использую электронное приложение к учебнику А.А. Лобжанидзе «География. Планета Земля. 5-6 классы». На теоретическом этапе урока изучение нового материала сопровождается демонстрацией учебной информации из электронного учебника. Это позволяет направить внимание школьников на самые важные моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить новое, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса.

3. Использование Интернет. Одним из преимуществ, применения ИКТ в учебном процессе, является оперативность, которую обеспечивает использование глобальной сети Интернет, которая непосредственно доступна прямо в учебном кабинете. Информация, представленная в сети актуальна и интересна с точки зрения перспективы ее использования в учебном процессе - при подготовке и проведении уроков, во внеклассной деятельности по предмету. Это, прежде всего статистические материалы для изучения социально-экономической географии России и стран мира, информации о различных народах и их деятельности. Имеется огромное количество иллюстративного материала: фотографии и рисунки, видеофрагменты, показывающие разные уголки Земли. Примером такой программы может быть Google Earth. Образовательные ресурсы Интернет могут быть полезны учителю для поиска дополнительной и обновленной информации в процессе подготовки к урокам; ученикам для поиска информации в подготовке различного рода творческих работ (докладов, рефератов, проектов, деловых игр, конференций).

4. Компьютерные тесты как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся. Применять компьютерные тесты можно на разных этапах урока: как на этапе закрепления знаний, так и для проверки домашнего задания. А в последнее время особенно для подготовки к ЕГЭ и ГИА, в своей практике пользуюсь такими ресурсами, как reshuege.ru/, onlinetestpad.com/ и ege.yandex.ru/.

5. Участие в онлайн-олимпиадах, например, в Международной олимпиаде по основам наук urfodu.ru/.

Применение ИКТ на моих уроках географии делает их нетрадиционными, яркими, насыщенными, приводит к необходимости пересмотра различных способов подачи учебного материала и различных подходов в обучении. Но также не следует забывать, что к информационным технологиям необходимо обращаться лишь в том случае, когда они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса на том или ином этапе обучения.



© 2010-2022